Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода курса Естествознания (диплом)
статья по естествознанию по теме
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.
Сфера образования сегодня переживает довольно значительные трансформации под воздействием требований к ее выпускникам, Системно-структурный подход в обучении",
которые обеспечивают "преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования
Основной мотив таких требований – развитие личности, полученные в ходе обучения.
В таких условиях особый вес начинает приобретать одно из направлений образовательной практики – практико-ориентированное обучение как основа реализации системно-деятельного подхода курса естествознания.
Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
В данной работе решается проблема поиска эффективных путей формирования и развития личности в рамках системно-деятельного подхода учащихся в курсе естествознания который «обеспечивает» преемственность и логическую последовательность учебного материала на старшей ступени образования.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения в рамках системно-деятельного подхода заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.19 КБ |
![]() | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» | 11 |
1.1.Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового | 11 |
1.2.Структура построения урока, направленного на достижение планируемых результатов | 22 |
1.3.Практико-ориентированные задания как условие формирования предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках | 30 |
Выводы по первой главе | 39 |
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ | 41 |
2.1.Системно-деятельностный подход на различных формах учебных занятиях | 41 |
2.2.Особенности составления и реализации практико-ориентированных заданий при обучении по предмету «Естествознанию» | 54 |
2.3.Диагностика уровней сформированности у учащихся умения решать практико-ориентированные задачи в предмете «Естествознания» | 62 |
Выводы по второй главе | 69 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 71 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 73 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 77 |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Задача№1 В стратосфере на высоте 20-30 км. находится слой озона, защищающий Землю от мощного губительного ультрафиолетового излучения Солнца. На каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона приходится в среднем на одного человека?
Задача №2 Почему орел зоркий?
Цель :раскрытие химической сущности явлений в жизни животных.
Информация-подсказка. У орла содержание селена в сетчатке глаза в 100 раз больше, чем у человека. Суточная потребность организма человека в селене составляет 100 мг.
Задание: вычислите, сколько фисташек необходимо съедать ежесуточно, чтобы восполнить суточную потребность организма человека в селене, если в 100 г фисташек содержится 0,45 мг селена. (Ответ.2222 г.)
Творческое задание. Подготовьте сообщение о распространении селена в природе.
Формируемые специальные химические умения и навыки: умение решать задачи на вычисление массы продукта по массе элемента.
Формируемые общеучебные умения и навыки:
– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в быту;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт: подготовленное сообщение.
Задача № 3. Почему летом в очень жаркую погоду лучше поить кур не обычной, а газированной водой?
Информация-подсказка. У кур, в отличие от млекопитающих, нет потовых желез, поэтому в жаркую погоду теплообмен регулируется за счет повышения интенсивности дыхания, при этом из организма выделяется значительно больше углекислого газа, чем в прохладную погоду. Содержание углекислого газа в крови снижается, а это сказывается на прочности скорлупы (содержит СаСО3). Замена обычной воды на газированную позволяет несколько повысить содержание углекислого газа в организме и таким образом повлиять на прочность скорлупы.
Задание: составьте уравнение химической реакции, которая может привести к повышению прочности скорлупы. (Ответ. Ca2+ + H2O + CO2 → СаСО3 + 2Н+.)
Творческое задание. Отработать имитационный опыт «Повышение прочности скорлупы».
Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепление умения записывать уравнения реакций, умение проводить эксперимент.
Формируемые общеучебные умения и навыки:
– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
– умение проектировать имитационный опыт.
Образовательный продукт: план проведения имитационного опыта.
Задача№4. Зачем в городах озеленяют улицы, в парках специально высаживают деревья?
Информация-подсказка. В природных и технологических процессах расходуются огромные количества кислорода. Пока это количество составляет лишь несколько процентов от количества кислорода, выделяемого растениями суши. Снижение содержания кислорода в атмосферном воздухе приведет к изменениям интенсивности процессов жизнедеятельности различных организмов, нарушению экологического баланса. Установлено, что четыре взрослых дерева (тополь, липа и т.п.) обеспечивают суточную потребность в кислороде одного человека. Взрослый человек потребляет в сутки около 700 г кислорода.
Задание: определите, сколько кислорода в среднем выделяет одно взрослое дерево. (Ответ. 700 г/4 = 175 г.)
Творческое задание. Нарисовать плакат, призывающий к охране зеленых насаждений.
Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепить умения вычислять массу с использованием пропорций.
Формируемые общеучебные умения и навыки:
– навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение самостоятельно построить алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
– умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета.
Образовательный продукт: плакат, призывающий к охране зеленых насаждений.
Информация-подсказка. У кур, в отличие от млекопитающих, нет потовых желез, поэтому в жаркую погоду теплообмен регулируется за счет повышения интенсивности дыхания, при этом из организма выделяется значительно больше углекислого газа, чем в прохладную погоду. Содержание углекислого газа в крови снижается, а это сказывается на прочности скорлупы (содержит СаСО3). Замена обычной воды на газированную позволяет несколько повысить содержание углекислого газа в организме и таким образом повлиять на прочность скорлупы.
Задание: составьте уравнение химической реакции, которая может привести к повышению прочности скорлупы. (Ответ. Ca2+ + H2O + CO2 → СаСО3 + 2Н+.)
Творческое задание. Отработать имитационный опыт «Повышение прочности скорлупы».
Формируемые специальные химические умения и навыки: закрепление умения записывать уравнения реакций, умение проводить эксперимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320419-1382280549.jpg)
«Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС»
выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-600104-1427360650.jpg)
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках естествознания
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер. В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГО...
Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода к изучению естествознания
По-прежнему изучение естествознания занимает лидирующую позицию.Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.Естествознание ц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-721220-1449396798.jpg)
Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода на основе компетентностных заданий"
Мастер -класс на тему"Реализация системно -деятельностного подхода на основе компетентностных заданий".Смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию определен главной страте...
«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»
Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/10/picture-468431-1407686291.jpg)
Теоретическая основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках
Эта теоретическая основа позволит увидеть практическую реализацию СДП....