Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода на основе компетентностных заданий"
методическая разработка на тему
Мастер -класс на тему"Реализация системно -деятельностного подхода на основе компетентностных заданий".Смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию определен главной стратегией развития образования в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sadovnikova.odt | 89.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день,ув коллеги!Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Реализация системно деятельностного подхода на основе компетентностных заданий»Начать я хотела бы с вопроса,давйте ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ: НА ЧТО ОРИЕНТИРУЕТСЯ УЧИТЕЛЬ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА?
(СЛАЙД)
Учитель часто при преподавании дисциплины ориентируется на выбранную программу, на используемый УМК. На самом деле предметные компетентности, которые должны быть сформированы у учащихся, заявлены в «Стандартах» Ориентироваться учитель должен именно на требования «Стандартов».
В начале 90-х гг. прошлого века в школьном образовании существовало много образовательных систем. Системы были рассогласованы по содержанию и по целям обучения.
(СЛАЙД)
На сегодняшний день новыми нормами становятся:
· жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;
· жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии.
(СЛАЙД)
Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Ведь, как говорил Б.Паскаль(СЛАЙД)
Доводы, до которых человек
додумывается сам, обычно
убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим.
(СЛАЙД)
Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника.
Вычислять площадь прямоугольника учат на математике.
Определять по компасу стороны горизонта – на уроке географии
Правильно написать заявление или поздравление – на уроке русского языка. (СЛАЙД)
Как правило компетентностно- ориентированные задания по английскому языку, направленны на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем.
Что такое компетентностно - ориентированное задание? (СЛАЙД)
Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно - ориентированное задание предназначено для реализации данной цели
(СЛАЙД)
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу
(СЛАЙД)
Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень просто!
Во-первых, это деятельностное задание;
во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:(клик)
1. стимул
2. задачная формулировка
3. источник
4. инструмент проверки
Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.
Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Источник содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий.
Инструмент проверки задаёт способы и критерии оценивания результата.
Все задания можно разделить на группы по форме требуемого ответа: (СЛАЙД)
-задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)
-задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
-задания на установление последовательности;
- задания на соответствие.
Марк Твен однажды сказал: (СЛАЙД) «Человек,схвативший хотя бы однажды кошку за хвост,знает о котах значительно больше,чем тот,кто лишь читал о них и никогда не видел.
Поэтому,ув.коллеги я предлагаю вам сейчас схватить эту самую кошку за хвост и поработать с компетентностно- ориентированными заданиями
Итак,задание №1
Праздничный календарь
Merry Christmas!
Характеристику задания вы видите на слайде,давайте попробуем его выполнить
Задание:
Ты решил поздравить своего друга из Англии с Рождеством. Используя источники информации, узнай, сколько дней осталось до этого праздника, если известно, что сегодня - 1 декабря?
Источником информации в данном случае являетс справка из интернет ресурса,выберите один ответ и используя инструмент проверки,оцените себя.Это компетентностное задание с выбором ответа.
1.Справка (http://www.activityvillage.co.uk/holiday_pages.htm )
There are 31 days in December. On the 25th of December there is the greatest holiday of all in England – Christmas.
2. Календарь
Выберите один ответ:
А) 31
Б) 24
С) 37
Д) 14
Инструмент проверки (ключ): ответ Б (24)
Критерии оценки:
1 балл – ответ Б (24)
0 баллов – другие варианты ответа
Получилось?Тогда усложняем задачу
Cristmas Cake
Характеристику задания вы снова видите на слайде,а на столах у вас карточки с заданиями.
Cristmas Cake
Задание 1: (задание на установление последовательности)
Рождество уж в воздухе. Твой друг посоветовал тебе испечь праздничный торт. Он очень торопился, когда записывал рецепт. Используя справку, составь инструкцию, расположив предложения по порядку. В ответ запиши только цифры
Ingredients:
2 cups cake flour; 1 cup sugar; 1/2 cup soft butter; 2 eggs; 1/2 cup milk; 1/2 tea spoon salt; 2 spoons baking powder; 1 teaspoon vanilla; 1/2 cup sultana.
Instructions:
1. Bake in a cake pan for 30 minutes at 350° F.
2.Take a large bowl.
3.Af ter cooling decorate with fresh fruit and whipped cream.
4.Put all the ingredients in this bowl and beat well for two-three minutes.
Уоur answer:
Задание 2:
Догадайся о значении слов. Подбери к каждому английскому слову соответствующее русское, имеющее похожее произношение. Запиши в таблицу только буквы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3: (задание с кратким ответом)
Используя справку, выбери надпись, которой можно украсить праздничный торт к Рождеству . В ответ запиши только цифру:
Merry Christmas!
Happy Easter!
Happy Birthday!
Happy New Year!
Источником информации в данном случае служит справка,которую можно увидеть на доске.
Справка:
1.Bake- (ис)печь; Beat – взбивать
2.flour-мука; sugar- сахар, песок; butter-масло; milk-молоко; salt-соль;
baking powder – сода для выпечки; vanilla- ванилин; eggs-яйца;
sultana - изюм.
3.Cristmas Cake – Торт рождественский
Используйте Инструмент проверки (ключ) на слайде,оцените себя.
Следующее задание: Cards
Ты решил поздравить своего друга с Рождеством. Используя образец, составь текст поздравительной открытки, расположив предложения в правильном порядке. Это задание на установление последовательности,предложения вам даны на отдельных листиках,вы должны их записать в правильном порядке в сою открытку.
.
1. Love,
2. Ann
3. Merry Christmas and a Happy New Year!
4. Dear Alice,
Источники информации:
Образец: (на слайде)
Dear Kate,
Happy Birthday to you! May your wishes come true.
Much love,
Helen
Но,прежде чем составить текст открытки,давайте изготовим саму открытку.На столе вы видите открытку,но работа над ней не завершена,а также цветную бумагу,ножницы и клей.
You are to cut a Christmas tree,than to fix it and to write down a text in correct order. Let's comment everything we are doing
Методический комментарий:
Учитель предлагает детям оформить поздравительную открытку с опорой на образец. Акцент делается на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. После выполнения работы, коллективно обсуждается правило составления открыток. Задание направлено на формирование умений писать поздравительные открытки, а так же сравнивать, обобщать и делать выводы.
Наша работа близится к завершению, а подвести итоги нашей работы я предлагаю с помощью дерева состояния. Отметьте свое состояние и настроение после занятия на «дереве состояния»: обведите человечка, который ближе всего вам по своему душевному состоянию и выберите 1-2 словесные формулировки. (СЛАЙД)
- Я чувствую себя на высоте
- Я чувствую себя на высоте, но хочется узнать по этой теме ещё больше
- Мне очень хочется узнать ещё больше
- Я почти на вершине
- Работать в паре (группе) было приятно
- Я очень устал(а)
- Хорошо отдохнул(а)
- Ничего полезного сегодня не узнал(а)
- Я думал(а), что я на вершине; но чувствую, то падаю вниз
- Никого не хочу видеть
- Теперь могу помочь своим коллегам
По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, –зависит, прежде всего, от учителя. Педагог, прежде всего сам должен обладать набором определенных компетенций, в том числе информационной. И я считаю, что навыки работы с информацией можно формировать практически на всех уроках, и использовать компетентностно-ориентированные задания на этапе усвоения новых знаний и способов действий, закрепления знаний и умений.
В результате применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка, я сделала вывод, что они позволяют научить ребят поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.Также сегодня я продемонстрировала вам как при выполнении КОЗ можно формировать у учащихся не только коммуникативную компетентность,но и отработать ряд грамматических навыков и развить навыки устной речи.Сегодня мы работали с временами Презент Континиус и Презен Перфект,это 2 сложных для детского восприятия времени,тем не менее являются наиболее употребительными в разговорной речи.Считаю также , что компетентностно ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению английского языка, во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Чтобы труд, вкладываемый в образование школьников сейчас дал положительные результаты потом, необходимо готовить учеников к любым переменам, следовательно, в них надо развивать такие качества, как мобильность, конструктивность, умение самостоятельно ставить цели и добиваться их достижения и, конечно же. умение учиться. Следовательно, смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию, определенный главной стратегией развития образования, является несомненно верным шагом. Чтобы быть «педагогом будущего», начинать надо в настоящем.
- Я чувствую себя на высоте
- Я чувствую себя на высоте, но хочется узнать по этой теме ещё больше
- Мне очень хочется узнать ещё больше
- Я почти на вершине
- Работать в паре (группе) было приятно
- Я очень устал(а)
- Хорошо отдохнул(а)
- Ничего полезного сегодня не узнал(а)
- Я думал(а), что я на вершине; но чувствую, то падаю вниз
- Никого не хочу видеть
- Теперь могу помочь своим коллегам
Cristmas Cake
Задание 1: (задание на установление последовательности)
Рождество уж в воздухе. Твой друг посоветовал тебе испечь праздничный торт. Он очень торопился, когда записывал рецепт. Используя справку, составь инструкцию, расположив предложения по порядку. В ответ запиши только цифры
Ingredients:
2 cups cake flour; 1 cup sugar; 1/2 cup soft butter; 2 eggs; 1/2 cup milk; 1/2 tea spoon salt; 2 spoons baking powder; 1 teaspoon vanilla; 1/2 cup sultana.
Instructions:
1. Bake in a cake pan for 30 minutes at 350° F.
2.Take a large bowl.
3.Af ter cooling decorate with fresh fruit and whipped cream.
4.Put all the ingredients in this bowl and beat well for two-three minutes.
Уоur answer:
Задание 2:
Догадайся о значении слов. Подбери к каждому английскому слову соответствующее русское, имеющее похожее произношение. Запиши в таблицу только буквы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3: (задание с кратким ответом)
Используя справку, выбери надпись, которой можно украсить праздничный торт к Рождеству . В ответ запиши только цифру:
1.Merry Christmas!
2.Happy Easter!
3.Happy Birthday!
4.Happy New Year!
Уоur answer:
1. Love,
2. Ann
3. Merry Christmas and a Happy New Year!
4. Dear Alice,
1. Love,
2. Ann
3. Merry Christmas and a Happy New Year!
4. Dear Alice,
1. Love,
2. Ann
3. Merry Christmas and a Happy New Year!
4. Dear Alice,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода курса Естествознания (диплом)
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения,...
Публикация: Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
Сальманова Н.И. Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников математике на основе интегральной технологии // Тенденции и проблемы развит...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Компетентностно-ориентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно-деятельностного подхода
Презентация-выступление на республиканском семинаре для учителей-слушателей курсов в рамках программы повышения квалификации.Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в опреде...
«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»
Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....
Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии....