Лен - техническая культура. Свойства льняной ткани
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) по теме
Интегрированный урок "Лен - техническая культура. Свойства льняной ткани " (естествознание+швейное дело) сформирует представление учащихся о льне, особенностях внешнего строения и выращивания, познакомит с изделиями из льняной ткани и правилами по уходу. Урок способствует приобретению учащимися згнаний о здоровом образе жизни через изучение полезных свойств льняной ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyon_-_tehnicheskaya_kultura._svoystva_lnyanoy_tkani.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лён - техническая культура.
Свойства льняной ткани»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о льне – технической культуре.
Задачи:
- Обучающие – сформировать представления учащихся о льне, как технической культуре, особенностях внешнего строения и выращивания, использования для получения льняных тканей; дать знания о свойствах льняной ткани, её изготовлении, познакомить с изделиями из льняной ткани и правилами по уходу; расширить кругозор учащихся.
- Развивающие - развивать мыслительные способности, связную речь, используя сообщения учащихся; способствовать приобретению знаний о здоровом образе жизни через изучение полезных свойств льняной ткани.
- Воспитывающие - способствовать развитию интереса к предметам; воспитывать уважение к труду старших поколений.
- Практические - учить правилам утюжки изделий из льняной ткани; учить на ощупь определять льняную ткань и изделий из неё.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная презентация
- лоскуты льняных тканей
- коллекция «Лен»
- поговорки и пословицы (на доске)
- аудиозапись с медленной музыкой
- выставка изделий из льняной ткани
Тип занятий: интегрированный (естествознание + профильный труд (швейное дело)
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок естествознания и швейного дела. Настраиваетесь на активную работу, будет очень интересно, вы узнаете много нового.
II. Сообщение темы и цели урока
На уроках внеклассного чтения вы прочитали рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» . О чем говорится в рассказе? Какой труд был проделан родителями, сестрами Тани, чтобы у нее появилась новая рубашка? Из чего была сшита рубашка для Тани? (Ответы учащихся)
Да, сегодня мы будем говорить о льне, его особенностях, о получении ткани из волокон льна и о многом другом.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя естествознания
Сейчас мы с вами поговорим о том, как раньше выращивали лен, а помогут нам слайды из презентации и предметы из коллекции «Лен». Вы уже из рассказа знаете, насколько трудоемким был труд, техники не было, все делалось вручную и по времени очень долго.
А выращивали его так: сначала сеяли, разбрасывая семена горстями. Недели через две, когда появились всходы, пропалывали. Проходило еще несколько недель, стебель льна поднимался, на нем появлялось голубое соцветие. Когда цветочки опадали, на их месте оказывались зеленые головки. Головки начинали буреть и подсыхали – стало быть, подошло время выдергивать лен с корнем и вязать из него снопы. Снопы оставляли на поле для просушки. Когда лен высыхал, головки обмалачивали, а стебли топили в речке, накладывая сверху камни, чтобы они не всплыли. На эту процедуру уходило около двух недель, после чего лен сушили и мяли доской на гумне (гумно- площадка для обмолота). Потом колотили трепалом (трепало - зубчатая дощечка для выколачивания волокна) на дворе, отделяя волокна льна то отбросов .
Вытрепав лен, его чесали железным гребнем, пока он не становился мягким и шелковистым. После этого из него пряли нитки, а затем ткали. Небольшие ткацкие станки были практически в каждой избе. Ткачеством занимались женщины в свободное от работы в поле время.
Суровое полотно отбеливали, расстилая его по весеннему насту или на заливных лугах. Яркие лучи весеннего солнца великолепно отбеливали ткань. Места вблизи сел и деревень в этой связи часто называли бельниками. Территории двора текстильных предприятий также называли бельником, или луговиной. На беления тканей на предприятиях уходило целое лето. Сначала полотна долго вылёживались на бельнике, затем их стирали, а после этого отваривали в чанах с добавкой древесного пепла.
Их сурового полотна шили мужские грубые рубахи, женские паневы (юбки) и запоны (подобие сарафанов), делали портянки. Тонкие холсты шли на женскую нижнюю одежду и на нарядное платье, а из деревенских мужчин тонкое полотно полагалось лишь жениху. Льняные ткани были очень прочные, их носили годами.
Народ придумал много пословиц, поговорок и загадок о льне. Одна из загадок содержит описание всего технологического процесса создания льняного полотна: «Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали – и на стол постлали» (загадка на доске).
Физминутка (учащиеся под музыку выполняют, проговаривая слова, упражнения)
Уж я лён сеяла, сеяла
Дёргала, дёргала
Чёботами приколачивала,
Стирала, стирала,
Сушила, сушила,
Трепала, трепала,
Чесала, чесала,
Пряла, пряла,
Ткала, ткала,
Рубаху кроила,
Потом её шила.
2. Учитель швейного дела
1. Теперь вы знаете, как выращивали лен и делали из него ткань на Руси. А ведь первая льняная ткань была изготовлена 9 тыс. лет назад в Индии.
2. Родовое название от греческого “linon” — нить.
1. Рассказ учителя.
Лён – древнейшая техническая культура.
Лён люди стали использовать около 9 тысяч лет назад: из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем и в Египет.
Самые тонкие нити получали в Древнем Египте. Из 1кг льна получали 240 км нитей, а у лучших современных сортов всего до 40 км.
Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших, «как дыхание ребёнка», льняных тканей, сквозь пять (!) слоев которых просвечивало тело.
Прекрасная Нефертити , скульптурный портрет, которой, известен каждому образованному человеку, была женой фараона Эхнатона (Аменхотеп IV), предпочитала льняные ткани всем другим.
Мумии фараонов Египта были завернуты в льняные бинты, которые сохранились до наших дней благодаря не только специальным бальзамам, но и специальным свойствам льна. Льняные бинты, в которые были завернуты мумии, сохранили через тысячелетия прочность и эластичность.
В Индии и Китае лен как прядильное, и тем более как масличное растение, был введен в культуру раньше хлопчатника — более 5 тыс. лет назад.
Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялся по весу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.
Вывод:
Из всего сказанного можно утверждать, что лен хорошо служит человечеству около десяти тысяч лет.
Лен - это самый старинный материал для изготовления полотна, а льняная ткань - самая первая, которую научились получать наши предки.
3. Производство льняной ткани. В настоящее время появились специальные машины, которые намного облегчили труд человека по изготовлению льняных тканей.
1. Получение льняного волокна. Убирают лён льнокомбайнами и теребильными машинам, которые убирают семенные коробочки. Полученную льняную солому связывают в снопы и отправляют на специальные фабрики, где она проходит первичную обработку – её мочат, сушат, мнут, треплют – получают льняное волокно, которое поступает на прядильные фабрики.
Волокна льна толстые, прямые, очень прочные, на ощупь очень жёсткие. По цвету светло-серые, блестящие. По всей длине имеют неодинаковую толщину.
Ценным свойством льняного волокна является его способность быстро впитывать влагу и быстро высыхать. Однако волокна льна отличаются слабой растяжимостью, поэтому льняные ткани сильно мнутся.
2. Получение льняной пряжи. На прядильной фабрике льняное волокно обрабатывают на различных машинах: чешут, вытягивают в ленту, подкручивают, получают ровницу. На прядильных машинах вырабатывают льняную пряжу.
Льняная пряжа прочная, гладкая, неравномерная по толщине.
1. Получение льняных тканей. На ткацких фабриках из льняной пряжи вырабатывают ткани чистольняные и полульняные. В полульняные ткани добавляют хлопчатобумажную пряжу или другие волокна.
2. Отделка льняных тканей. Ткань, полученная с ткацкого станка, имеет грязно-серый цвет (суровая). Её подвергают отделке: отваривают для удаления примесей и отбеливают (отбельная). Затем ткань окрашивают (гладкокрашеная) или наносят не неё рисунок (набивная).
Из льняных тканей изготавливают постельное бельё, скатерти, полотенца, шторы, летнюю одежду и другие швейные изделия.
Названия льняных тканей: полотно суровое, полотно белое, полотно цветное, ткань платьевая, ткань сорочечная, ткань костюмная и др.
4. Знакомство с выставкой изделий из льняной ткани.
3. Свойства льняных тканей.
Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены. Льняные ткани прочные, жёсткие, не растягиваются по основе, и почти не тянутся по утку. На ощупь они создают ощущение прохлады. Поверхность ткани гладкая, блестящая. Льняные ткани сильно сминаются, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу и быстро сохнут, легко отстирываются и утюжатся. Утюжат льняные ткани и с лицевой и с изнаночной стороны по долевой нити. Ткань не следует пересушивать. Льняные полотна утюжат очень горячим утюгом с увлажнителем или через проутюжильник. При утюжке терморегулятор ставят на указатель «лён» или на символ «три точки» (сильный нагрев).
4. Учитель естествознания
Оказывается, девочки, одежда изо льна не только красива и удобна, она полезна для здоровья. Прослушаем ваши сообщения.
Сообщения учащихся (с заранее подготовленным материалом):
1. Лен полезен для здоровья. Он снимает зуд, жжение. У человека, который носит одежду изо льна, проходят многие кожные болезни.
2. Льняное волокно создает ощущение прохлады, поэтому льняные вещи носят в жаркую погоду. Льняное полотно поглощает избыточную влагу.
3. Для новорожденных используют льняные пеленки, так как это залог здоровья для малышей.
4. Раны под повязкой из льняной ткани заживают быстро, а в хирургии применяют льняную вату.
5. В народной медицине семена льна применяются при кашле, бронхите, ангине. Льняные стельки избавляют человека от неприятного запаха в обуви.
6. Льняные изделия меньше загрязняются и лучше отстирываются. Люди, которые используют лен в одежде и быту, живут в среднем на 10 лет больше.
7. В льняной одежде человек чувствует себя бодрее, здоровее, собраннее. А у народа существует поверье, если человек устал в пути или во время тяжелой работы, нужно надеть льняное белье, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится.
5. Учитель швейного дела
А сейчас мы с вами сможем почувствовать на себе оздоравливающую силу льняной ткани.
Минута релаксации (под медленную музыку)
Учитель швейного дела: У каждого из вас в руках лоскутик льняной ткани, потрогайте его, прислоните к щеке, почувствуйте её мягкость, нежность, ощутите её тепло. Накройте её ладонями, почувствуйте её прохладу. Представьте, что на вас одежда из этой ткани и вы бодры, веселы и здоровы!
Вывод:
В одежде изо льна человек чувствует себя более комфортно, чем в одежде из других видов волокон, у человека повышается внимательность и работоспособность, что необходимо в наше трудное время.
IV. Закрепление
- Беседа по вопросам:
а) Из чего производят льняные ткани? (изо льна)
б) Какие свойства ткани полезны для здоровья человека? (выбрать из перечня свойств, индивидуальная работа, слабым учащимся помогает учитель)
- приятная на ощупь;
- благоприятно влияет на чувства человека;
- долговечная;
- имеет блеск;
- хорошо впитывает влагу;
- быстро сохнет;
- хорошо пропускает воздух;
- льняная одежда имеет охлаждающий эффект при ношении;
- выдерживает большее количество стирок без потери качеств
в) Какие изделия шьют из льняной ткани? (постельное белье, платья, сорочки, сарафаны, полотенца и т.д.)
2. Работа с пословицами:
Как вы понимаете пословицы, которые записаны на доске?
(чтение пословиц учащимися и их объяснение)
Пословицы
1. Кто посеет лен – пожнет золото. 2. Много льна – денег закрома. 3. Кто в лен одет – доживет до 100 лет. 4. Если лён хорош, хвалить надо руки. 5. Будет лён, так будешь и силен. 6. Лён вымотает – лён и озолотит.
V. Подведение итога урока
Мы надеемся, что те знания, которые вы получили на уроке, вам пригодятся в жизни. Нам было интересно с вами работать. Вы были активны, доброжелательны и мы с удовольствием поставим вам за урок следующие оценки. Спасибо за урок.
VI. Домашнее задание
1. Повторить свойства льняной ткани (в тетради).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материаловедение, 5 класс. Урок "Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение"
Поурочный план. Урок №2 " Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение", 5 класс...
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей 5 класс
Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей...
Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мы...
Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙЦели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных...
План-конспект интегрированного урока по теме: «Лён - техническая культура. Свойства льняной ткани»
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о льне – технической культуре.Задачи:Обучающие – сформировать представления учащихся о льне, как техническо...
Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».
Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
Решаемые учебные проблемы:1.Усвоить понятие «свойства ткани».2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).3.Узнать...