Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Троицкая Ольга Кирилловна

Решаемые учебные проблемы:

1.Усвоить понятие «свойства ткани».

2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).

3.Узнать и посмотреть как правильно и безопасно выполнять приемы распознавания внешних признаков вида ткани.

4.Распознать х/б и льняные ткани по внешним признакам;

5.Познакомиться с общими свойствами х/б и льняных тканей.

6.Узнать и посмотреть как правильно и безопасно выполнять приемы исследования свойств ткани.

7.Исследовать свойства х/б и льняных тканей.

8.Проверить, что у нас получилось, чему мы научились на уроке, какие трудности возникли при работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Троицкая Ольга Кирилловна, учитель технологии

МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска

ПРЕДМЕТ Технология

КЛАСС  5

ТЕМА УРОКА   «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Цель урока: овладеть навыками распознавания хлопчатобумажных и льняных тканей в процессе изучения и сравнения их внешних признаков и свойств и достичь следующих образовательных результатов:

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ)

Личностный результат:

  • способствовать осознанию установок, норм и правил научной организации труда на примере выполнения приемов распознавания волокнистого состава тканей и исследования их свойств (3 уровень усвоения знаний - осмысление);
  • способствовать формированию компетенции грамотного потребителя (3 уровень усвоения знаний - осмысление).

Метапредметный результат:

  • способствовать формированию умения диагностировать результаты исследований внешних признаков и свойств тканей по принятым критериям (2 уровень овладения действием - первоначальное умение).

Предметный результат:

  • способствовать усвоению понятий «внешние признаки» и «свойства ткани» (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);
  • способствовать развитию представления приемов определения внешних признаков и свойств тканей (Познавательная сфера - 2 уровень усвоения знаний - представления);
  • способствовать освоению приемов определения внешних признаков и свойств тканей (Трудовая сфера - 2 уровень овладения действием – первоначальное умение);
  • способствовать овладению умением обосновывать выводы промежуточных и конечных результатов исследования внешних признаков и свойств тканей (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления).

Задачи:

познавательные:

  • на основе мыслительных операций сравнения и обобщения изучить приемы определения существенных внешних признаков и способы исследования свойств хлопчатобумажных и льняных тканей;
  • создать алгоритм действий (что и как делать?) для определения внешних признаков и выполнения исследования свойств хлопчатобумажных и льняных тканей различными способами;
  • выполнить лабораторно-практическую работу №1 по распознаванию хлопчатобумажных и льняных тканей органолептическим методом по их внешним признакам;
  • выполнить лабораторно-практическую работу №2 по изучению свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

регулятивные:

  • выделить и принять учебную цель (задачи) на урок;
  • выполнить действия по обслуживанию рабочего места (до, во время и после работы) и контролю выполнения приемов определения внешних признаков хлопчатобумажных и льняных тканей органолептическим методом и способов исследования их свойств;
  • выполнить рефлексию.

коммуникативные:

  • осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов определения внешних признаков и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей;
  • осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе.

личностные:

  • выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.

Решаемые учебные проблемы

1.Усвоить понятие «свойства ткани». 2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).

3.Узнать и посмотреть как правильно и безопасно выполнять приемы распознавания внешних признаков вида ткани.

4.Распознать х/б и льняные ткани по внешним признакам;

5.Познакомиться с общими свойствами х/б и льняных тканей.

6.Узнать и посмотреть как правильно и безопасно выполнять приемы исследования свойств ткани.

7.Исследовать свойства х/б и льняных тканей.

8.Проверить, что у нас получилось, чему мы научились на уроке, какие трудности возникли при работе.

Основные понятия, изучаемые на уроке

 гигроскопичность, воздухопроницаемость, прочность, сминаемость, термостойкость

 Виды средств ИКТ

Презентация

 Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1.  Вхождение в тему урока и создание условий для восприятия материала \ организации исследования

 Планируемые результаты

Актуализация знаний.   Формулировка цели, темы урока.

Длительность этапа

5 минут

Действия школьников \ Вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата

Воспринимают на слух; отвечают на вопросы. Формируют знания о предстоящей теме урока.

Методы обучения \ приёмы обучения (технология)

объяснительно-репродуктивный,  инструкционно-исполнительский

Средства ИКТ

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Групповая

Действия учителя по организации исследования \ Виды деятельности учителя

Приветствую учеников.

Проверяю готовность к уроку. Работаю с журналом. Помогаю поставить цель обучения на уроке

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала \ организации исследования

Планируемые результаты

Организовать учащихся на исследование

Длительность этапа

20 мин

Действия школьников \ Вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата

Изучение свойств тканей

Методы обучения \ приёмы обучения (технология)

побуждающе-поисковый

Средства ИКТ

Презентация  

Форма  организации деятельности учащихся

Групповая  

Действия учителя по организации исследования \ Виды деятельности учителя

Учитель даёт понятие приемов определения внешних признаков вида ткани.

Мы должны узнать (понять) как, каким способом, определить вид ткани по ее внешним признакам. Для этого необходимо исследовать ткань особым методом - с помощью органов чувств: зрения (увидеть глазами), осязания (проверить наощупь, оценить тактильные ощущения), обоняния (понюхать, ощутить запах, сравнить его с чем-то). Такой метод называется органолептическим. Давайте повторим это слово все вместе, чтобы запомнить его (проговаривают вслух понятие «органолептический метод»).

Наводящие вопросы учителя 

С помощью чего мы можем заметить блеск ткани? С помощью зрения.

Как мы можем определить гладкость и мягкость ткани? Как определим, теплая или холодная у нее поверхность?С помощью осязания.

Как определим растяжимость ткани?С помощью осязания и зрения.

Как определим гладкость и толщину нитей? С помощью чего?

Отделим нить от образца и рассмотрим, потрогаем ее – зрение, осязание.

Как определим вид обрыва нити?

Отделим нить от образца и разорвем ее, рассмотрим место обрыва - зрение.

Как определим тип горения ткани?

Отделим от образца несколько нитей, подожжем их и понюхаем – используем обоняние и зрение, чтобы оценить пламя и определить образовавшееся вещество

Что нужно делать, выполняя тест на горение?

Соблюдать правила техники безопасности.

Учитель помогает сформировать  группы для исследования тканей.

Обучающиеся делятся на группы. Учитель напоминает правила работы в группах, выданные заранее. Задает критерии качества проведения исследования:

1.Каждый этап исследования должен иметь определенный результат.

2.Исследование только тогда окажется полным, когда в результате его выполнения будет получено новое знание.

3.Новое знание - это вывод, который необходимо сформулировать и записать в конце работы.

Самостоятельное выполнение лабораторно-практической работы №1, текущий инструктаж

Обучающиеся начинают работать самостоятельно, используя выданные учителем инструкционные карты для определения вида ткани по внешним признакам.

Учитель проводит целевые обходы, организует деятельность обучающихся по устранению ошибок (обращение к инструкционной карте), выясняет причины затруднений в работе; проверяет организацию рабочих мест и соблюдения безопасных приемов работы; проверяет правильность и последовательность выполнения исследовательских приемов; осуществляет текущую оценку проведения исследования в форме обсуждения с обучающимися. Выдает дополнительные образцы ткани наиболее успевающим ученикам.

Заключительный инструктаж

Учитель просит представителей каждой группы представить результаты работы. Выявляет вместе с обучающимися ошибки, предоставляет возможность членам группы самостоятельно их исправить; предлагает на основе критериев качества оценить свои работы самим обучающимся, выставляет отметки (с учетом оценок обучающихся).

Учитель подводит итог: «Мы  выполнили исследование по распознаванию волокнистого состава ткани по ее внешним признакам».

Этап 3. ПРАКТИКУМ (собственно исследование)

Длительность этапа 10 мин.

 Планируемые результаты

Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей и сделать вывод, зависят ли свойства одежды от свойств используемых материалов 

предметные:

  • закрепляют знания по теме урока.
  • личностные:
  • умение давать оценку своей работе, применение знаний полученных на уроке.

регулятивные:

  • принимать и сохранять выполненную учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий.

    познавательные:

поиск и выделение информации при работе

Действия школьников \  Вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата

Отвечают на вопросы учителя, разбиваются на группы, работают в группах  по распознаванию волокнистого состава ткани по ее внешним признакам.

Методы обучения \ приёмы обучения (технология)

Исследовательский

Средства ИКТ

Презентация о свойствах тканей

 Форма организации деятельности учащихся

Групповая. Выполнение лабораторно-практической работы по распознаванию свойств тканей, 

Действия учителя по организации исследования \ Виды деятельности учителя

Предлагаю ученикам ответить на вопросы:

  • Какие внешние признаки тканей отличают их друг от друга?
  • Какими источниками информации можно воспользоваться при распознавании свойств тканей? 

Проверяю  качество усвоения содержания вводного инструктажа 

Этап  4. ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КОРРЕКЦИЯ

 Длительность этапа

5 мин  

Действия школьников \ Вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата

Заполнение формы отчета в таблице по исследованию свойств тканей

Средства ИКТ

Программа PowerPoint

 Методы контроля \ приёмы контроля (технология)

Мини- тест в программе PowerPoint

Способы контроля

Побуждает к формулированию краткого лаконичного ответа на основе теоретического обоснования.

Способы коррекции

Учитель предлагает оценить лабораторно-практическую работу в соответствии с требованиями.

Форма  организации деятельности учащихся

Групповая    и индивидуальная

Действия учителя по организации исследования \ Виды деятельности учителя

Учитель организует деятельность обучающихся по анализу ошибок, их причин. Оценка действия групп по исследованию тканей

Этап  5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Длительность этапа 5 мин

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Учитель организует рефлексию учебной деятельности. Предлагает обучающимся вытянуть карточку и высказать своё мнение, начинающиеся со слов:

- На уроке особо запомнилось…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…

-Теперь я могу….

-Мне захотелось…

Домашнее задание

Выполнить аппликацию и определить названия используемых х/б и льняных тканей, найти информацию в сети Интернет

26.10.2019                                                                                                                              О.К. Троицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии 5 класс на тему: "Блюда из яйц".

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология . Технологическая карта....

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мы...

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙЦели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобу­мажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойст­вах этих тканей при изготовлении швейных...

Технологическая карта урока технологии 6 класс на тему: "Алгоритм решения изобретательских задач"

Тип урока "Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков"...

Методическая разработка по технологии для учащихся с ОВЗ по теме: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 10 класс

Урок разработан для обучения основам профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ по профессии швея...

Технологическая карта урока технологии (5 класс) по теме "Швейная машина"

Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина"...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Свойства сложения"

Представленная технологическая карта урока по теме " Свойства сложения" для учащихся 5 класса, разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока...