Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Абрамова Елена Александровна

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.svoystva_tkaney.docx119.04 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Цели урока: Ознакомить с сырьем, процессом изготовления и свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.

Образовательная - ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; познакомить обучающихся с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон, используемых в производстве одежды и предметов обихода; научить использовать знания о свойствах этих тканей для ухода за  ними.

Развивающая - развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление.

Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность.
Задачи: Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний. 
Тип урока: комбинированный

 Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.

Формы работы: игровая,  фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование: Коллекции волокон и тканей, образцы тканей, лупы, схемы (виды волокон, первичная обработка хлопка и льна).

ХОД  УРОКА: 
I. Организационный момент:

 Сегодня  я предлагаю вам поступить в школу волшебства. Окончив которую, вы сможете творить настоящие чудеса и получите звание кудесницы. Согласны? Ну, что ж начнём наш первый волшебный урок!

II. Повторение ранее пройденного:
Учитель: На свете много материалов, из которых можно творить чудеса. Например: песок – его можно превратить в золото, тыкву в карету, мышей в лошадей и т д. А мы сегодня начнём с простого, но самого благодатного материала.(учитель показывает)

Ученики: называют «ТКАНЬ»

Учитель:  Чтобы приобрести волшебные знания, мы должны повторить то, что уже знаем и умеем. Назовите признаки определения нити основы (долевой) и нити утка (поперечной). 
Ученики: Называют 4 признака определения (по кромке, степени растяжения, по звуку, по толщине и гладкости).
Учитель: Для чего нам необходимо это знать?
Ученики: Для правильного раскроя деталей изделия, иначе оно будет деформироваться.


III. Объявление темы урока:
Учитель: Прежде, чем изготовить какое-либо чудо- изделие, необходимо изучить( как выдумаете что?) свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. Запишите, пожалуйста, в свою магическую тетрадь тему сегодняшнего занятия по чародейству.
Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
 
1. Виды волокон и их краткая характеристика.
(схема раздаются каждому на парту)
Учитель: Из чего состоит ткань? Давайте вспомним хорошо вам известную волшебную формулу!
Ученики: Составляют последовательность - ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА. (выходят к доске с табличками становятся друг за другом)
Учитель:
В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции у особенно чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать?
Ученики: Высказывают свое мнение. 
Учитель:
Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды.
2. Натуральные ткани растительного происхождения.
Учитель:
Мы сегодня изучаем натуральные ткани растительного происхождения.
Как они называются?
Ученики: Называют – хлопчатобумажные и льняные.
Учитель: СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
1)
Показывается коллекция хлопка, таблица – первичная обработка хлопка.
2) Показывается коллекция льна, таблица – первичная обработка льна.

IV. Релаксационная минутка: «Мои ушки – просто чудо! » (1мин)

1.Потягивание за мочки сверху вниз (приговаривают: «Мои ушки – просто чудо! »).

2. Потягивание ушной раковины вверх (приговаривают: «Мои ушки – просто прелесть! »).

3. Потягивание ушной раковины к наружи(приговаривают: «Мои ушки – просто сказка!).

4.Круговыедвижения ушной раковины по часовой стрелке и против (приговаривают: «Мои ушки – самые очаровательные!»).

V. Практическая работа№1. 


Определение хлопчатобумажной и льняной ткани.

Учитель: Объясняет порядок выполнения практической работы, раздает образцы тканей:

Определяя свойства волокон и тканей, занесите полученные данные  в таблицу.

Рассмотрите образцы тканей.

Выньте из каждого образца с помощью иглы по одной долевой нити и определите, какая из них толще; разорвите каждую из нитей и определите, какая из них прочнее; распушите оборванные концы нитей и рассмотрите внешний вид волокон: блеск, и извитость.

Возьмите два образца и определите на ощупь, какая из тканей мягче.

Проверьте осыпаемость нитей в тканях. Для этого  иглой вынимайте с края одну нить, затем две нити вместе, три вместе и т. д. Определите, из какого образца вынимается сразу больше нитей (эта ткань обладает большей осыпаемостью).


5. Запишите в таблицу отличительные признаки тканей:

Отличительные признаки тканей

Виды ткани

Хлопчатобумажная

Льняная

1.Блеск

2.Гладкость поверхности

3.Равномерность нитей по толщине

4.Мягкость

5.Растяжимость

по основе

по утку

6.Гладкость нитей

7.Вид обрыва нитей

8.Толщина волокон

9.Извитость волокон

Матовая

Шероховатая

Равномерные

Мягкая

Небольшая

Большая

Пушистые

В виде ватки

Тонкие

Слабо извитые

Блестящая

Гладкая

Неравномерные

Жесткая

Небольшая

Небольшая

Гладкие

В виде кисточки

Толстые

прямые

VI.Практическая работа №2

Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей

Рассмотрите образцы тканей.

Сомните каждый образец ткани в руках, подержите его в таком состоянии примерно 30 сек, затем расправьте и определите, какая из тканей сминается сильнее.

Свойства тканей

Виды ткани

Хлопчатобумажная

Льняная

1.Физико – механические

-Прочность

-Сминаемость

2.Гигиенические

-Гигроскопичность

-Теплозащитные свойства

2.Технологические

-Осыпаемость нитей

-Усадка

Менее прочные, чем льняные

Сминаемые

Высокая

Средние

слабая

значительная

Прочные

Сильно сминаемые

Выше, чем у хлопчатобумажных

Слабые

средняя

значительная


Ученики: Выполняют практическую работу.
7. Оформление в тетради коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей.
Ученики: Вклеивают образцы тканей в тетрадь и подписывают название ткани.
VII . Подведение итогов урока(рефлексия). 
Учитель: Подводит итоги урока. Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы (
для точности оценивания используются жетоны с изображением магического знака. Один жетон – 1балл.).
VIII. Домашнее задание.
Смастерить с помощью аппликации из х/б и льняных лоскутов одежду гному, исполняющему желания.

 ( картинка с гномом и выкройкой колпачка и штанишек выдаётся на уроке. Из выполненных работ оформляется выставка).

Памятка

1. Физико – механические – свойства ткани,  проявляемые при воздействии внешних сил.(прочность, сминаемость, износостойкость)

2. Гигиенические – свойства, направленные на сохранение здоровья человека(гигроскопичность, теплозащитные свойства)

3.Технологические- свойства , которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость нитей, усадка)

!!!  СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ЗАВИСЯТ ОТ КАЧЕСТВ ВОЛОКОН

                           ( толщены,  извитости, упругости)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение, 5 класс. Урок "Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение"

Поурочный план. Урок №2 " Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение", 5 класс...

"Происхождение хлопчатобумажных и льняных тканей. 5 класс.

Модель современного урока. Раздел "Материаловедение". Самоанализ....

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мы...

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙЦели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобу­мажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойст­вах этих тканей при изготовлении швейных...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Решаемые учебные проблемы:1.Усвоить понятие «свойства ткани».2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).3.Узнать...

Методическая разработка по технологии для учащихся с ОВЗ по теме: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 10 класс

Урок разработан для обучения основам профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ по профессии швея...