Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.svoystva_tkaney.docx | 119.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе
Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Цели урока: Ознакомить с сырьем, процессом изготовления и свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.
Образовательная - ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; познакомить обучающихся с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон, используемых в производстве одежды и предметов обихода; научить использовать знания о свойствах этих тканей для ухода за ними.
Развивающая - развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление.
Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность.
Задачи: Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.
Формы работы: игровая, фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: Коллекции волокон и тканей, образцы тканей, лупы, схемы (виды волокон, первичная обработка хлопка и льна).
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент:
Сегодня я предлагаю вам поступить в школу волшебства. Окончив которую, вы сможете творить настоящие чудеса и получите звание кудесницы. Согласны? Ну, что ж начнём наш первый волшебный урок!
II. Повторение ранее пройденного:
Учитель: На свете много материалов, из которых можно творить чудеса. Например: песок – его можно превратить в золото, тыкву в карету, мышей в лошадей и т д. А мы сегодня начнём с простого, но самого благодатного материала.(учитель показывает)
Ученики: называют «ТКАНЬ»
Учитель: Чтобы приобрести волшебные знания, мы должны повторить то, что уже знаем и умеем. Назовите признаки определения нити основы (долевой) и нити утка (поперечной).
Ученики: Называют 4 признака определения (по кромке, степени растяжения, по звуку, по толщине и гладкости).
Учитель: Для чего нам необходимо это знать?
Ученики: Для правильного раскроя деталей изделия, иначе оно будет деформироваться.
III. Объявление темы урока:
Учитель: Прежде, чем изготовить какое-либо чудо- изделие, необходимо изучить( как выдумаете что?) свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. Запишите, пожалуйста, в свою магическую тетрадь тему сегодняшнего занятия по чародейству.
Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
1. Виды волокон и их краткая характеристика. (схема раздаются каждому на парту)
Учитель: Из чего состоит ткань? Давайте вспомним хорошо вам известную волшебную формулу!
Ученики: Составляют последовательность - ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА. (выходят к доске с табличками становятся друг за другом)
Учитель: В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции у особенно чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать?
Ученики: Высказывают свое мнение.
Учитель: Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды.
2. Натуральные ткани растительного происхождения.
Учитель: Мы сегодня изучаем натуральные ткани растительного происхождения.
Как они называются?
Ученики: Называют – хлопчатобумажные и льняные.
Учитель: СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ
1) Показывается коллекция хлопка, таблица – первичная обработка хлопка.
2) Показывается коллекция льна, таблица – первичная обработка льна.
IV. Релаксационная минутка: «Мои ушки – просто чудо! » (1мин)
1.Потягивание за мочки сверху вниз (приговаривают: «Мои ушки – просто чудо! »).
2. Потягивание ушной раковины вверх (приговаривают: «Мои ушки – просто прелесть! »).
3. Потягивание ушной раковины к наружи(приговаривают: «Мои ушки – просто сказка!).
4.Круговыедвижения ушной раковины по часовой стрелке и против (приговаривают: «Мои ушки – самые очаровательные!»).
V. Практическая работа№1.
Определение хлопчатобумажной и льняной ткани.
Учитель: Объясняет порядок выполнения практической работы, раздает образцы тканей:
Определяя свойства волокон и тканей, занесите полученные данные в таблицу.
Рассмотрите образцы тканей.
Выньте из каждого образца с помощью иглы по одной долевой нити и определите, какая из них толще; разорвите каждую из нитей и определите, какая из них прочнее; распушите оборванные концы нитей и рассмотрите внешний вид волокон: блеск, и извитость.
Возьмите два образца и определите на ощупь, какая из тканей мягче.
Проверьте осыпаемость нитей в тканях. Для этого иглой вынимайте с края одну нить, затем две нити вместе, три вместе и т. д. Определите, из какого образца вынимается сразу больше нитей (эта ткань обладает большей осыпаемостью).
5. Запишите в таблицу отличительные признаки тканей:
Отличительные признаки тканей | Виды ткани | |
Хлопчатобумажная | Льняная | |
1.Блеск 2.Гладкость поверхности 3.Равномерность нитей по толщине 4.Мягкость 5.Растяжимость по основе по утку 6.Гладкость нитей 7.Вид обрыва нитей 8.Толщина волокон 9.Извитость волокон | Матовая Шероховатая Равномерные Мягкая Небольшая Большая Пушистые В виде ватки Тонкие Слабо извитые | Блестящая Гладкая Неравномерные Жесткая Небольшая Небольшая Гладкие В виде кисточки Толстые прямые |
VI.Практическая работа №2
Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей
Рассмотрите образцы тканей.
Сомните каждый образец ткани в руках, подержите его в таком состоянии примерно 30 сек, затем расправьте и определите, какая из тканей сминается сильнее.
Свойства тканей | Виды ткани | |
Хлопчатобумажная | Льняная | |
1.Физико – механические -Прочность -Сминаемость 2.Гигиенические -Гигроскопичность -Теплозащитные свойства 2.Технологические -Осыпаемость нитей -Усадка | Менее прочные, чем льняные Сминаемые Высокая Средние слабая значительная | Прочные Сильно сминаемые Выше, чем у хлопчатобумажных Слабые средняя значительная |
Ученики: Выполняют практическую работу.
7. Оформление в тетради коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей.
Ученики: Вклеивают образцы тканей в тетрадь и подписывают название ткани.
VII . Подведение итогов урока(рефлексия).
Учитель: Подводит итоги урока. Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы (для точности оценивания используются жетоны с изображением магического знака. Один жетон – 1балл.).
VIII. Домашнее задание.
Смастерить с помощью аппликации из х/б и льняных лоскутов одежду гному, исполняющему желания.
( картинка с гномом и выкройкой колпачка и штанишек выдаётся на уроке. Из выполненных работ оформляется выставка).
Памятка
1. Физико – механические – свойства ткани, проявляемые при воздействии внешних сил.(прочность, сминаемость, износостойкость)
2. Гигиенические – свойства, направленные на сохранение здоровья человека(гигроскопичность, теплозащитные свойства)
3.Технологические- свойства , которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость нитей, усадка)
!!! СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ЗАВИСЯТ ОТ КАЧЕСТВ ВОЛОКОН
( толщены, извитости, упругости)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материаловедение, 5 класс. Урок "Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение"
Поурочный план. Урок №2 " Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение", 5 класс...
"Происхождение хлопчатобумажных и льняных тканей. 5 класс.
Модель современного урока. Раздел "Материаловедение". Самоанализ....
Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мы...
Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙЦели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных...
Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».
Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
Решаемые учебные проблемы:1.Усвоить понятие «свойства ткани».2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).3.Узнать...
Методическая разработка по технологии для учащихся с ОВЗ по теме: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 10 класс
Урок разработан для обучения основам профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ по профессии швея...