Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Горовая Надежда Владимировна

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобу­мажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойст­вах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ни­ми; развивать логическое мышление; прививать эстетический вкус; воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.

Ход урока

I.         Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II.        Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения:

1.         Что изучает материаловедение?

2.         Что называют волокном?

3.         На какие два класса делятся текстильные волокна?

4.         Какие волокна относятся к натуральным волокнам расти­тельного происхождения?

5.         Что вы знаете о хлопке?

6.         Что вы знаете о льне?

III.      Изучение нового материала.

1. Объяснение учителем основных и технологических свойств ткани.

Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_khlopchatobumazhnykh_i_lnyanykh_tkaney.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мышление; прививать эстетический вкус; воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.

Ход урока

I.        Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II.        Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения:

1.        Что изучает материаловедение?

2.        Что называют волокном?

3.        На какие два класса делятся текстильные волокна?

4.        Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?

5.        Что вы знаете о хлопке?

6.        Что вы знаете о льне?

III.        Изучение нового материала.

1. Объяснение учителем основных и технологических свойств ткани.

Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства.

Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.

К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.

Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащигность.

Гигроскопичность - свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.

Технологические свойства: осыпаемость, усадка.

Положительные свойства хлопчатобумажных тканей: хорошие гигиенические и теплозащитные свойства, прочность, светостойкость. Под действием воды волокна хлопка даже набухают и увеличивают прочность - то есть не боятся любой стирки. Ткани имеют хороший внешний вид, за изделиями из них нетрудно ухаживать.

Благодаря тому что хлопчатобумажные ткани обладают хорошей гигроскопичностью и высокой воздухопроницаемостью, а льняные ткани - более высокой гигроскопичностью и средней воздухопроницаемостью, их используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.

Недостатки хлопчатобумажных тканей: сильная сминаемость (ткани теряют красивый внешний вид при носке), небольшая стойкость к истиранию, поэтому малая носкость.

Недостатки льняных тканей: сильная сминаемость, малая драпируемость, жесткость, большая усадка.

2. 3 а п и с ь основных понятий в рабочую тетрадь.

IV. Закрепление материала.

1. Работа по учебнику.

Задания:

-        Рассмотрите рисунки 1, 2 на с. 6-7 учебника.

-        Чем различны растения по внешнему виду?

-        Какой природный цвет волокон хлопка, льна?

-        Найдите ответы в учебнике: гигроскопичность хлопкового или льняного полотна больше? А стойкость к свету у какого волок-

на выше? Какая ткань переносит больший нагрев утюга - льняная или хлопчатобумажная?

.— Перечислите свойства хлопка (с. 6).

- Назовите свойства льна (с. 7).

2. Фронтальная лабораторно-ирактическая работа.

Учащиеся получают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей, лупы, толстые иглы.

Все это они раскладывают перед собой, сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в форме отчета в рабочую тетрадь.

Затем определяют вид ткани каждого образца и записывают в рабочую тетрадь, какой образец хлопчатобумажный, а какой льняной. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.

V. Анализ и оценка урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, объявляет оценки за урок.

Домашнее задание: составить самостоятельно коллекцию образцов из хлопчатобумажных и льняных тканей, повторить свойства этих тканей по § 1 (с. 6-7); ответить на вопрос 4 на с. 8; знать основные понятия по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение, 5 класс. Урок "Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение"

Поурочный план. Урок №2 " Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение", 5 класс...

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей 5 класс

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей...

"Происхождение хлопчатобумажных и льняных тканей. 5 класс.

Модель современного урока. Раздел "Материаловедение". Самоанализ....

Тема: Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать  внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышле...

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мы...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Решаемые учебные проблемы:1.Усвоить понятие «свойства ткани».2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).3.Узнать...

Методическая разработка по технологии для учащихся с ОВЗ по теме: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 10 класс

Урок разработан для обучения основам профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ по профессии швея...