Урок по естествознанию "Птицы, обитающие вблизи жилья человека".
план-конспект урока по естествознанию по теме

Ульман Светлана Вячеславовна

Разработка урока для 8 класса вспомогательной школы по естествознанию. Тема урока: Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок по естествознанию в 8 классе по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.

Тема: «Птицы, обитающие вблизи жилья человека».

Цели:  - продолжить формирование у учащихся знаний о различных                                                                                          экологических группах птиц; познакомить с многообразием, образом жизни и                                                  значением птиц, обитающих вблизи жилья человека;

- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при прослушивании записи «голоса птиц» и просмотре фотографий птиц;

- воспитание бережного отношения к птицам, эстетическое воспитание.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, картина «Птицы у кормушки», телеграмма, сборная картинка «птица», карточки задания, картинки – раскраски «воробей, голубь», рабочая тетрадь, запись голосов птиц, диск «Природа России», презентация, компьютер, карточки  с птицами и зверями для опроса Д/З.

Ход урока:

  1. Организационный этап
  1. Приветствие учащихся
  2. Проверь дружок,

Готов ли начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

  1. Опрос домашнего задания

Воробьи, стрижи,

Снегири, грачи,

Попугаи и синицы

Одним словом – это ПТИЦЫ!

На предыдущих занятиях мы рассматривали группы птиц

Вопрос: С какими группами мы познакомились?

(Предполагаемые ответы: птицы, кормящиеся в воздухе; хищные птицы; птицы пресных водоемов и болот; домашние птицы).

  1. Вспомним некоторых из них:

Игра «Третий лишний»

Слайды  № 2, 3,4, 5.

Вопрос: К какой группе относится курица?

(домашние птицы)

Вопрос: Назовите известных вами домашних птиц.

(утка, гусь, индюк)

Вопрос: С какой целью человек занимается птицеводством?

(получение мяса, яиц, пуха и перьев)

!!!Опрос домашнего задания для слабого ученика:

Ученику предлагаются карточки с изображением птиц и зверей.

Из предложенных карточек выбрать только те, на которых изображены птицы.

  1. Работа с дежурным звуком «С-З».

Слайд №6. Выбрать названия птиц, где встречается дежурный звук.

  1. Изучение нового материала

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с птицами. Поговорим о тех птицах, которые обитают вблизи жилья человека, узнаем об их образе жизни и о том, какую пользу приносят эти пернатые.

  1. Ребята, запишите тему урока: «Птицы, обитающие вблизи жилья человека».

Грач

  1. Прослушать запись голоса грача. Слайд №7.

Ученики по голосу называют птицу. В помощь-загадка.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

  1. Демонстрация изображения

Слайд №8.

  1. Записать в тетрадь: 1. Грач.
  2. Вслух проговорить название птицы.

Рассказ учителя: Грачи – это перелетные птицы. Этих птиц называют вестниками весны. Так как весной грачи прилетают рано, еще лежит снег на полях. Они всеядны, но главным образом питаются червями и личинками, которых находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за трактором, пашущим землю. Грачи уничтожают вредителей сельского хозяйства, однако весной выклевывают семена зерновых и овощных культур, повреждают огурцы, дыни.

Голубь.

  1. Прослушать запись голоса голубя. Слайд №9.

Ученики по голосу называют птицу. В помощь-загадка.

Известно с давних нам времен,

Что эта птица почтальон. (Голубь)

  1. Демонстрация изображения  Слайд №10.
  2. Записать в тетрадь: 2. Голубь.
  3. Проговорить название.
  4. Работа с учебником: чтение вслух - стр. 84 (1-2 абзац)

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Воробей

  1. Прослушать запись голоса воробья. Слайд №11.

Ученики по голосу называют птицу. В помощь-загадка.

Серый маленький комочек

Чик-чирик! – замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

 Ждет тебя наш …. (воробей).

  1. Демонстрация изображения Слайд№12
  2. Запись в тетрадь: 3. Воробей
  3. Проговорить название птицы.

Воробей – маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробышек». А на самом деле воробей совсем не серый.

Вопрос: Какого цвета воробей?

Рассказ учителя:

Живут воробьи и в городе и в деревне. В Китае, в середине прошлого века, люди посчитали таких птиц, как воробьи, вредителями с/х. Они вооружились ложками, кастрюлями, вышли на поля и стали пугать птиц. Бедные пташки поднялись в воздух, им некуда было сесть и отдохнуть, птицы выбились из сил и стали замертво падать на землю. Вскоре развелось огромное количество всяких насекомых-вредителей. Они уничтожали посевы, и наступил голод. Люди не могли одни справиться с этой напастью, и они стали заново разводить птичьи стаи.

ФИЗМИНУТКА.

- Вот стоит зимний лес!

- В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения головой).

- Слева сосны, справа ели! (Выполняют движения головой вправо-влево).

- Дятел сверху тук да тук (Выполняют движения головой вверх-вниз).

- Дружно присели, вместе встали

- Руки вверх подняли, помахали.

- Сели.

  1. Просмотр видеофрагмента из жизни птиц. Диск «Природа России»

  1. Ребята, из леса пришла срочная телеграмма!!!

(Один из учащихся зачитывает текст телеграммы)

Телеграмма: Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы воробьи, вороны, синицы - остались с вами в городе. Голодно нам! Вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам!

  1. Ребята, как мы можем помочь птицам?

(делать кормушки)

  1. Учитель зачитывает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

        Покормите птиц зимой.

        Пусть со всех концов

        К вам слетятся, как домой,

        Стайки на крыльцо.

        Не богаты их корма.

        Горсть зерна нужна,

        Горсть одна —

        И не страшна

        Будет им зима.

        Сколько гибнет их — не счесть,

        Видеть тяжело.

        А ведь в нашем сердце есть

        И для птиц тепло.

        Разве можно забывать:

        Улететь могли,

        А остались зимовать

        Заодно с людьми.

        Приучите птиц в мороз

        К своему окну,

        Чтоб без песен не пришлось

        Нам встречать весну.

  1. Работа с картиной «Птицы у кормушки».

Вопросы: 

1. Перечислите птиц, которые прилетели на кормушку.

2. Сосчитай сколько воробьев

3. Где сидит ворона?

4. Какого цвета снегирь?

5. Сколько всего птиц у кормушки.

6. Чем заняты птицы?

  1. Подведение итогов.

Вопросы:

  1. О ком мы говорили сегодня на уроке?
  2. Что нового вы узнали?

Выставление оценок

  1. Домашнее задание.

Учебник: стр. 83-85 читать;

Рабочая тетрадь: стр.40-№26.

Задание слабому ученику: разукрасить птиц в тетради (голубь, воробей).

  1. Закрепление.

Собрать из деталей фигурку птицы по образцу. Слайд №13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела «Интерьер жилого дома»

Творческая работа. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию...

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

Исследовательский проект...

Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте + текст для обсуждения "Поучение Хети"...

Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»

Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....

Конспект урока: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека

Разработка содержит конспект урока с презентацией. В презентации много дополнительного материала по теме, который можно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»

Цель урока:ü создать условия для определения учащимися внешних и внутренних частей тела человека и их функций.Задачи урока:Образовательные:ü дать первоначальные сведения о работе внутренних органов че...