Конспект урока: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Куйшугулова Нурслу Джамбуловна

Разработка содержит конспект урока с презентацией. В презентации много дополнительного материала по теме, который можно использовать и во внеурочной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Экологические типы птиц, их роль в природе, жизни человека (7 класс по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина).

Цель: сформировать представление о многообразии и  экологических группах птиц, о их  роли в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная: изучить особенности строения и жизнедеятельности  птиц, относящихся к  разным экологическим группам;

определять  их роль в природных сообществах и жизни человека.

  • Развивающая: формирование умений узнавать изученных птиц и обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе;

развивать внимательность, умение обобщать; устанавливать связи между их образом жизни и условиями среды обитания.

  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение учащихся  к животным, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: частично – поисковый

Оборудование: рисунки с изображением разных видов птиц, мультимедийное пособие «Многообразие живых организмов», презентация,  компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы и его  цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Орг. момент

Цель: проверка подготовки  учащихся к уроку

Приветствие.

Отмечаю отсутствующих.

Проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки.

Самоконтроль  

2) Актуализация знаний

Цель:  проверка усвоения знаний

На прошлых  уроках  вы  познакомились с признаками класса птиц, с годовым жизненным циклом и сезонными явлениями птиц. Для того, чтобы проверить ваши знания, мы проведем самопроверку. Для этого вы поработаете с заданиями, которые лежат у вас на партах. Вам необходимо выбрать неправильные утверждения и подчеркнуть их (Приложение 1).  Время работы 2 мин. Приступаем..

1.Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

2.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми  и  голыми.

3.Киль – вырост грудины, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья.

4. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад.

5.Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый.

6. Кожа птиц тонкая, сухая.

7. Воздушные мешки птицы – часть дыхательной системы.

8. Сердце у птиц четырехкамерное.

9. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.

10. Мочевой пузырь у птиц небольшой.

11. У птиц плохо развито зрение.

12. Все птицы способны к полету.

А теперь, поменяйтесь своими работами с соседом по парте и используя ключ к заданию, проверьте. Поставьте друг другу оценки.   (Показ слайда)

А почему вы считаете, что 12 утверждение неверное?

Работают с заданиями, подчеркивая неправильные утверждения.

Сверяются  со слайдом.

Отвечают на вопрос:

- Потому что  не все птицы умеют летать. Есть среди них плавающие и бегающие.

3) Изучение нового материала

Цель: показать многообразие птиц в природе

Цель:

познакомить  учащихся с  особенностями строения и приспособ-лениями  птиц по типу питания

Цель:

познакомить  учащихся с  особенностями строения и жизнедеятель-ности  птиц по  месту обитания

4) Физминутка

5)Закрепление изученного материала

Цель: проверить формирование знаний обучающихся о многообразии и экологических групп птиц.

5) Подведение итогов

6) Домашнее задание

Цель: объяснение  домашнего задания

7) Выставление оценок

Постановка целей и задач урока.

Разнообразие птиц. Географическое распространение птиц исключительно широко. Они в процессе эволюции приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют практически всю поверхность планеты, проникая на север до самого полюса, а на юге расселившись на побережье Антарктиды.

Килегрудые (летающие) и бескилевые (бегающие) птицы образуют многочисленные экологические типы и распространены практически повсеместно (рассказ учителя с показом  слайдов).

Экологические группы – это группы птиц, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения (Слайд)

Птиц объединяют в экологические группы по нескольким признакам: по типу питания и по месту  обитания.

Рассмотрим экологические группы птиц по типу питания  (Слайд ).

- Всего выделяют 5 групп  птиц по типу питания? Это растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные и падалееды (рассказ учителя показ слайдов).

Ответьте на вопрос:

- Какие приспособления развивались у  птиц в связи с их питанием?

Переверните листы с тестами, на обороте будет таблица. По ходу нашего занятия, вы должны ее заполнить (Приложение 2).

Жизнь птиц связана с лугами, полями, болотами, берегами водоемов, открытыми пространствами.

Рассмотрим экологические группы птиц по месту обитания (слайд  )

Различают несколько таких групп:

птицы леса, водоплавающие птицы, хищные птицы, болотные птицы, птицы степей и пустынь.

И  сейчас послушайте ваших одноклассников, которые подготовили  сообщения об этих экологических группах.

После  каждого сообщения ставится вопрос: Какие виды входят в эту группу? Какие приспособления у них имеются?

-А сейчас откройте учебники на стр.  220  экологическая группа «Хищники» прочитаете и  ответьте на вопрос. Какие виды входят в эту группу и их приспособления к месту обитания. На это задание вам дается 3 мин.

- Различаются птицы и  по образу жизни. И  сейчас работая с учебником на стр. 224  вы составите схему. На какие группы делят птиц и какие виды их составляют.

Проверяю схему, а затем показываю на слайде

- Ребята, а какова роль птиц в природе и в жизни человека? А охранять птиц необходимо или нет?

Предоставляет комплекс упражнений учащимся.

А теперь проверим ваши знания.

Задание 1. Установите соответствие между видом птиц и способом питания.

1. Орел               А. Дневной хищник

2. Ласточка        Б. Зерноядный          

3. Глухарь          В. Всеядная

4. Ворона           Г. Ночной хищник

5. Ястреб            Д. Насекомоядная

6. Снегирь

7. Сова

1

2

3

4

5

6

7

А

Д

Б

В

А

Б

Г

 

Задание 2. «Собери  мозайку». Поможем биологу разобраться с экологическими типами птиц (Мультимедийное приложение к урокам в 7 кл. Сонин).

1-ая группа ищет виды птиц для  экологических групп: птицы степей и пустынь, водоплавающие  и болотные птицы, а 2-ая группа – для групп: птицы леса, дневные и ночные хищники.

(Показ слайда с правильными ответами)

 

Задание 3.  «Собери мозайку». Помогите биологу разобраться  «Какие птицы оседлые, кочующие, перелетные»

1-ая группа ищет оседлых и перелетных птиц, 2-ая группа – кочующих и перелетных.

(Показ слайда с правильными ответами)

- Достигли ли мы поставленной цели урока?

- Ребята, что вы сегодня на уроке узнали нового?

1. Параграф «Класс Птицы» изучить до конца.

2. Приготовить сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Волгоградской области, в виде творческой работы.

3. Составить кроссворд о птицах (по желанию)

  • за дом. Задание;
  • за сообщения

Записывают тему урока в тетрадь

Слушают учителя, дополняют его.

Зарисовывают схему в тетрадь.

Слушают учителя, дополняют его, отвечают на вопросы.

Отвечают: изменялись форма клюва и форма ног.

Зарисовывают схему в тетрадь

Слушают сообщения,

просматривают слайды,  рисунки в учебнике, отвечают на вопросы

Работа   с текстом учебника. Поиск и выделение необходимой информации. Отвечают на вопрос учителя.

Работают с текстом учебника и составляют схему Перелетные, оседлые, кочующие птицы.

Отвечают на вопросы учителя, затем сравнивают схему со слайдом.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют комплекс упражнений с учителем.

Обмениваются листами и проверяют друг друга по слайду

Собирают мозайку по своим экологическим группам

Сверяют ответы со слайдом

Собирают мозайку, сверяют ответы со слайдом

Мы сегодня познакомились с экологическими группами птиц. Узнали,  что их различают  по месту обитания, способу  питания и образу жизни.

Записывают задания в дневник

 

Приложение 1

Вам необходимо выбрать неправильные утверждения и подчеркнуть их.  

1.Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

2.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми  и  голыми.

3.Киль - вырост грудины, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы.

4. У птиц на ногах по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад.

5.Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый.

6. Кожа птиц тонкая, сухая.

7. Воздушные мешки птицы – часть дыхательной системы.

8. Сердце у птиц четырехкамерное.

9. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.

10. Мочевой пузырь у птиц небольшой.

11. У птиц плохо развито зрение.

12. Все птицы способны к полету.

Приложение 2

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды

Приспособления к месту обитания

Птицы леса

Птицы степей и пустынь

Водоплавающие птицы

Болотные птицы

Хищные птицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”

Разработка урока бисероплетения по теме “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.

Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие:  сформировать у учащихся знани...

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

Многообразии птиц,  особенность строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп ( птицы леса, водоплавающие и околоводные птицы, дневные хищники, ночные хищники, или совы), их роль в ...

Урок – путешествие. Тема: Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Урок биологии в  7 классе по теме «Царство  Грибы». ( УМК Сонина Н.И.) Цель урока – дать основные понятия о Царстве Грибы, показать практическую значимость данного царства для человека. Испо...

Конспект урока по теме "Превращение веществ. Роль химии в жизни человека".

Конспект урока по химии для 8-го класса. Программа О.С. Габриеляна....

План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия людей зимой».

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека». План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия л...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА обществознание в 10 классе «Роль экономики в жизни общества»

Урок-исследовательская работа. Учащиеся, работая в группах исследуют взаимосвязь экономики с другими сферами жизнедеятельности. Результаты своей работы представляют графически и создают общий кластер ...