Птицы, обитающие вблизи жилья человека
материал (биология, 8 класс) по теме
Исследовательский проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pticy_obitayushchie_vblizi_zhilya_cheloveka.docx | 40.24 КБ |
pticy.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
« Птицы, обитающие вблизи жилья
человека»
Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы. Предполагается, что в ходе проектной деятельности должно происходить соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка — его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы подпроекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.
Выбранная нами тема проекта «Зимующие птицы» довольно актуальна, так как в запланированных по программе сезонных экскурсиях делается акцент на разнообразие обитаемых в данном регионе птиц и необходимость их подкормки.
Цель проекта: показать эффективность привлечения птиц с помощью кормушек.
Методический паспорт проекта
Тема «Птицы, обитающие вблизи жилья человека».
Тип проекта: исследовательский монопредметный средней продолжительности; осуществляется группой учащихся.
Характеристика:
доминирующая деятельность: исследовательская; предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания);
характер координации проекта: непосредственный; характер контактов среди участников школы: 8 класс ( количество участников: 12 человек); продолжительность: с ноября по январь.
птиц
Общая цель: изучение разнообразия зимующих ,эффективности их привлечения с помощью кормушек.
Цели образовательные и воспитательные: формирование
у детей способности к самостоятельной мыслительной и практической
деятельности; развитие коммуникативных, исследовательских умений; вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей любви к окружающей природе.
Задачи учебно-педагогические: формирование умения
работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления, умения осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия данного выбора, умения действовать самостоятельно; приобщение к полезной деятельности.
Возраст учащихся: 14 лет.
Режим работы: 11 учебных часов.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: грамзаписи голосов птиц, определитель птиц, набор карточек с изображением птиц для экскурсионных занятий, блокноты.
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учитель столярного дела и чтения, ИЗО, географии.
Задачи учебно-педагогические: формирование умения работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления, умения осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия данного выбора, умения действовать самостоятельно; приобщение к полезной деятельности .
Новые методические приемы: работа с художественной литературой по поиску пословиц, стихотворений, загадок с птицах; сочинение рассказов о птицах, изображение птиц средствами живописи.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: определение зимующих птиц по внешнему виду и голосам; выявление особенностей их поведения; приобретение практических навыков по подкормке зимующих птиц.
Развитие навыков: наблюдения за живыми объектами; самостоятельной работы с литературными источниками; коммуникативности; мыслительной деятельности (анализ, синтез, структурирование информации); самоанализа и рефлексии.
Соответствие программе: 12 ч из темы «Птицы»
Планируемые результаты работы над проектом: создание альбома, демонстрирующего разнообразие зимующих птиц; подготовка выставки литературного творчества, посвященной зимующим птицам;
рассказы об особенностях поведения птиц на уроке «Птицы, обитающие вблизи человека».
Таким образом , использование метода проекта позволяет реализовать деятельностный подход в обучении. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических м. экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Всё, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис метода проектов.
Урок - презентация результатов исследований по проекту
« Птицы, обитающие вблизи жилья человека».
Цели: Расширить знания обучающихся о зимующих птицах родного края.
Формировать умения по осуществлению поиска нужной информации, её осмысливанию и формулированию выводов.
Воспитание любви к природе, чувства коллективизма, ответственности за выполнение задания.
Оборудование: план презентации, вопросы презентации,карта-схема района проведения исследований, рисунок « Зимующие птицы», простейший определитель « Зимующие птицы», фотографии, таблица «Основные виды поведения зимующих птиц»,альбом « Зимующие птицы», плакат « Кто что ест», правила подкормки птиц, кормушки.
Ход урока.
I Орг. момент.
Вот и подошла к концу зима, всё чаще светит яркое солнце и день стал длиннее. Скоро наступит долгожданная весна. В течение нескольких месяцев мы вели наблюдение за зимующими птицами в районе нашей школы. Вы познакомились с многообразием зимующих птиц, наблюдали за особенностями их поведения, отмечали, чем они питаются.
Сегодня настало время подвести итоги наблюдения за зимующими птицами.
II Погружение в проект.
Эпиграф « Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимание друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен -человек птицам или птицы человеку».
Э.Н. Голованов.
Кто из них кому больше нужен - человек или птицы человеку в зимнюю пору.
Ответ: Зимой человек нужен птицам, их необходимо подкармливать
зимой,
А имеет ли смысл подкормки птиц?
Кто кроме воробьев и синиц нуждается в нашей помощи?
Ответ: В подкормке нуждаются многие птицы, и заполнение кормушек семечками, крупой является важным фактором выживания.
При решении поставленной проблемы и доказательства высказанного предположения мы с вами должны ответить на многие вопросы.
Какие вопросы мы решали?
Ответ: Какие птицы встречаются зимой около нашей школы?
Где на территории нашей школы птицы могут покормиться?
Что интересного в поведении птиц было отмечено во время наблюдения?
Много ли пишут о птицах в литературе?
III Организация деятельности.
Для ответа на эти вопросы класс разделили на группы по интересам:
географы, художники, биологи , столяр ,оператор, литераторы.
Одно из важных условий работы в природе- невозможно полагаться
на собственную память. Всё увиденное сразу необходимо
фиксировать на бумаге. Надеюсь, что все сделанные вами записи
перенесены из блокнота в тетради. Сегодня вам предстоит разобраться в этих записях и выбрать нужную информацию.
Наблюдение за птицами - увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определённых знаний и умений.
Сегодня вы представите результат своего труда, расскажите,
План презентации.
1 . « Географы» - составить карту-схему района проведения исследований.
- « Художники» - зарисовать зимующих птиц, создать простейший
определитель зимующих птиц. - «Биологи - 1» - выделить основные виды поведения зимующих
птиц, составить плакат « Основные виды поведения птиц»,
оформить альбом « Зимующие птицы». - « Оператор» - найти и показать видеофрагмент о птицах.
5.« Биологи - 2» - подкормка зимующих птиц доставить плакаты
« Кто что ест», « Правила подкормки птиц»
6.« Столяры» - изготовить кормушки.
7.« Литераторы» - составить альбом «Зимующие птицы» ( загадки,
стихи, поговорки, приметы о птицах).
8. Оценка результатов деятельности.
Вопросы презентации:
Каким образом вы решали поставленную перед вами задачу?
Какие источники информации использовали?
Какие методы использовали? ( наблюдение, эксперимент,
интернет, творчество, человек, книга).
Какой результат получили?
IV Презентация.
Группа « Географы». При решении данной задачи:
- мы обратились к учебнику географии;
- вспомнили условные обозначения
- обошли территорию около школы;
- выбрали кормовые места для птиц;
- использовали методы - наблюдения, книга;
- составили карту-схему;
- повесили кормушки.
Группа « Художники», -использовали метод наблюдения за птицами ;
- сделали зарисовки, оформили все рисунки на листе ватмана;
- Работали с книгой « Иллюстрированная энциклопедия для
птиц» Яна Ганзака; - создали простейший определитель зимующих птиц, обитающих
около нашей школы ( фото, описание птицы).
Группа « Биологи-1».
Задание: выделить основные виды поведения птиц.
- данную задачу решали, используя метод наблюдения.
- составили плакат « Основные виды поведения»;
Отсутствие активности
Полёт-поиск корма
Поедание корма
Осматривание
Отдых
Уход от опасности
Проявление агрессии
- имеющиеся записи поведения разных птиц разложили по
группам: « синичьи», « воробьиные», « свиристели»,« снегири», « голуби»,
« врановые»;
- оформили альбом « Зимующие птицы»;
- выступили с сообщениями.
Группа « Оператор». Задание: съёмка видеофрагмента.
- использовали метод «интернет».
- показали видеофрагмент о зимующих птицах.
Группа « Биологи-2».
Голодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. Если птичка не ест зимой 6 часов ,то она погибает. Из каждой 10 синиц до весны доживают только две. А какой корм поедают разные виды птиц? -Мы использовали метод «эксперимент». -В первый день положили в птичью кормушку ветку сушёной рябины. На кормушку прилетели снегири и свиристели. После их посещения ягод на ветке не осталось.
- Во второй день положили — крошки хлеба, пшена. Шумной
стайкой прилетели небольшие серенькие птички - воробьи. Они
весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено. - На третий день повесили небольшой кусочек сала. Прилетели синицы. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате, на котором висели кусочки сала.
А после всех к кормушке прилетели галки. Своими круглыми любопытными глазками оглядывали всё вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком « галл-гал!» улетели на крышу соседнего дома. Прилетели разные птицы, одни ели -пшено, другие- семена подсолнечника. -Отчёт мы оформили в виде плаката « Кто что ест». Синицы - семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, овса. сало. Воробьи - овёс, пшено, просо, семена подсолнечника, хлебные крошки.
Снегири - семена ясеня, репейника, полыни, крапивы, конского щавеля, ягоды рябины, калины.
Свиристели - ягоды рябины, калины, боярышника, шиповника.
Правила подкормки птиц.
- Во время подкормки птиц не сорите: не оставляйте там
газеты, пакеты и коробочки. - Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не
раскрашенными. - Корма в кормушках должно быть немного и только нужного
для птиц. - Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время
от времени.
5. У кормушки соблюдать тишину.
Группа « Столяры»
Задание: изготовить кормушки.
При выполнении задания использовали метод « человек».
Группа « Литераторы».
Задание: найти и оформить загадки, стихи, поговорки, приметы о
зимующих птицах в альбом.
При выполнении задания использовали метод « книга».
V Итог.
Заключительное слово учителя.
Какие выводы можно сделать по результатам проделанной работы?
Выводы учащихся:
- За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц,
обитающих на исследуемой территории. - Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц.
- Теме « Птицы» посвящено много произведений народного
творчества. - Во время работы проекта мы получили много новых знаний и
научились правильно вести наблюдения.
VI Оценка результатов деятельности.
Молодцы. Каждый из вас проделал огромную работу и заслуживает отличной оценки.
Литература:
- Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Животные / Сост. П.Р.
Ляхов; Под общ. Ред. О. Г. Хинн;- М.: ООО « Фирма» издательство АСТ, 1998. - Биология.6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А.Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Л.В. Баукина « Исследовательский проект». « Биология в школе».
№4 2007. - Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя.-
М.: Издат. « Первое сентября», 2001.
Ход урока.
I Орг. момент.
Вот и подошла к концу зима, всё чаще светит яркое солнце и день стал длиннее. Скоро наступит долгожданная весна. В течение нескольких месяцев мы вели наблюдение за зимующими птицами в птицами в районе нашей школы. Вы познакомить с многообразием зимующих птиц, наблюдали за особенностями их поведения, отмечали, чем они питаются.
Сегодня настало время подвести итоги наблюдения за зимующими птицами.
II Погружение в проект.
Эпиграф « Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимание друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен -человек птицам или птицы человеку».
Э.Н. Голованов.
Кто из них кому больше нужен - человек или птицы человеку в
зимнюю пору.
Ответ: Зимой человек нужен птицам, их необходимо подкармливать
зимой,
А имеет ли смысл подкормки птиц?
Кто кроме воробьев и синиц нуждается в нашей помощи? Ответ: В подкормке нуждаются многие птицы, и заполнение кормушек семечками, крупой является важным фактором выживания.
При решении поставленной проблемы и доказательства высказанного предположения мы с вами должны ответить на многие вопросы. Какие вопросы мы решали? Ответ: Какие птицы встречаются зимой около нашей школы?
Где на территории нашей школы птицы могут покормить-
ся?
Что интересного в поведении птиц было отмечено во
время наблюдения?
Много ли пишут о птицах в литературе?
III Организация деятельности.
Для ответа на эти вопросы класс разделили на группы по интересам:
географы, художники, биологи ,столяры,оператор,
литераторы.
Одно из важных условий работы в природе-невозможно полагаться
на собственную память. Всё увиденное сразу необходимо
фиксировать на бумаге. Надеюсь, что все сделанные вами записи
перенесены из блокнота в тетради. Сегодня вам предстоит
Наблюдение за птицами - увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее от наблюдателя определённых знаний и умений.
Сегодня вы представите результат своего труда, расскажите,
План презентации.
1 . « Географы» - составить карту-схему района проведения исследований.
- « Художники» - зарисовать зимующих птиц, создать простейший
определитель зимующих птиц. - «Биологи - 1» - выделить основные виды поведения зимующих
птиц, составить плакат « Основные виды поведения птиц»,
оформить альбом « Зимующие птицы». - « Оператор» - найти и показать видеофрагмент о птицах.
5.« Биологи - 2» - подкормка зимующих птиц доставить плакаты
« Кто что ест», « Правила подкормки птиц»
6.« Столяры» - изготовить кормушки.
7.« Литераторы» - составить альбом «Зимующие птицы» ( загадки,
стихи, поговорки, приметы о птицах).
8-Оценка результатов деятельности.
Вопросы презентации:
Каким образом вы решали поставленную перед вами задачу?
Какие источники информации использовали?
Какие методы использовали? ( наблюдение, эксперимент,
интернет, творчество, человек, книга).
Какой результат получили?
IV Презентация.
Группа « Географы». При решении данной задачи:
- мы обратились к учебнику географии;
- вспомнили условные обозначения
- обошли территорию около школы;
- выбрали кормовые места для птиц;
- использовали методы - наблюдения, книга;
- составили карту-схему;
- повесили кормушки.
Группа « Художники», -использовали метод наблюдения за птицами ;
- сделали зарисовки, оформили все рисунки на листе ватмана;
- Работали с книгой « Иллюстрированная энциклопедия для
птиц» Ян Ганзак; - создали простейший определитель зимующих птиц, обитающих
около нашей школы ( фото, описание птицы).
Группа « Биологи-1».
Задание: выделить основные виды поведения птиц.
- данную задачу решали, используя метод наблюдения.
- составили плакат « Основные виды поведения»;
Отсутствие активности
Полёт-поиск корма
Поедание корма
Осматривание
Отдых
Уход от опасности
Проявление агрессии
- имеющиеся записи поведения разных птиц разложили по
группам: « синичьи», « воробьиные», « свиристели»,
« снегири», « голуби», « врановые»;
- оформили альбом « Зимующие птицы»;
- выступили с сообщениями.
Группа « Оператор». Задание: съёмка видеофрагмента.
- использовали метод «интернет».
- показали видеофрагмент о зимующих птицах.
Группа « Биологи-2».
Голодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. Если птичка не ест зимой 6 часов ,то она погибает. Из каждой 10 синиц до весны доживают только две. А какой корм поедают разные виды птиц? -Мы использовали метод «эксперимент». -В первый день положили в птичью кормушку ветку сушёной рябины. На кормушку прилетели снегири и свиристели. После их посещения ягод на ветке не осталось.
- Во второй день положили — крошки хлеба, пшена. Шумной
стайкой прилетели небольшие серенькие птички - воробьи. Они
весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено. - На третий день повесили небольшой кусочек сала.Прилетели
синицы. Они тоненько попискивали и забавно сидели на шпагате.
На котором висели кусочки сала.
А после всех к кормушке прилетели галки. Своими круглыми любопытными глазками оглядывали всё вокруг, увидели на снегу рассыпанные крошки, подобрали их и с криком « галл-гал!» улетели на крышу соседнего дома. Прилетели разные птицы, одни ели -пшено, другие- семена подсолнечника. -Отчёт мы оформили в виде плаката « Кто что ест». Синицы - семена подсолнечника, арбуза, дыни,тыквы, овса. сало. Воробьи - овёс, пшено, просо, семена подсолнечника, хлебные крошки.
Снегири - семена ясеня, репейника, полыни, крапивы, конского щавеля, ягоды рябины,калины.
Свиристели - ягоды рябины, калины, боярышника, шиповника. Правила подкормки птиц.
- Во время подкормки птиц не сорите: не оставляйте там
газеты, пакеты и коробочки. - Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не
раскрашенными. - Корма в кормушках должно быть немного и только нужного
для птиц. - Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время
от времени. 5. У кормушки соблюдать тишину.
Группа « Столяры»
Задание: изготовить кормушки.
При выполнении задания использовали метод « человек».
Группа « Литераторы».
Задание: найти и оформить загадки, стихи, поговорки,приметы о
зимующих птицах в альбом.
При выполнении задания использовали метод « книга».
V Итог.
Заключительное слово учителя.
Какие выводы можно сделать по результатам проделанной работы?
Выводы учащихся:
- За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц,
обитающих на исследуемой территории. - Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц.
- Теме « Птицы» посвящено много произведений народного
творчества. - Во время работы проекта мы получили много новых знаний и
научились правильно вести наблюдения.
VI Оценка результатов деятельности.
Молодцы. Каждый из вас проделал огромную работу и заслуживает отличной оценки.
Литература:
- Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Животные / Сост. П.Р.
Ляхов; Под общ. Ред. О. Г. Хинн;- М.: ООО « Фирма»
издательство АСТ, 1998. - Биология.6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные
мероприятия / сост. Н.А.Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007. - Л.В. Баукина « Исследовательский проект». « Биология в школе».
№4 2007. - Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя.-
М.: Издат. « Первое сентября», 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.
Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природныхсообществах...
Урок по естествознанию "Птицы, обитающие вблизи жилья человека".
Разработка урока для 8 класса вспомогательной школы по естествознанию. Тема урока: Птицы, обитающие вблизи жилья человека....
Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»
Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....
Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».
Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая цель – изготовление корм...
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...
Конспект урока мир природы и человека в 3 классе "Птицы. Строение птиц"
Урок рассчитан на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"
Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....