РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Экономика» для обучающихся 10 классов
рабочая программа по экономике (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Экономика» для обучающихся 10 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_5337105307527036184.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»
ГБОУ "РБНЛИ № 1"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Санжиева Е.В № приказа от «30» от «08»2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Цыбикова Д.Д Приказ №1 от «30» 08 2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ РБНЛИ№1 ________________________ ШойнжоновБ.Б Приказ № 1 от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экономика»
для обучающихся 10 классов
Пояснительная записка
Тип программы: образовательная.
Программа составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании»
- Федерального компонента государственного стандарта образования среднего (полного) общего образования по обществознанию Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования
- Примерной основной образовательной программы по обществознанию, - Издательство Москва: «Просвещение»
- Примерная программа И.В. Липсица. Экономика, И.: Вита-пресс
- Учебно-методические пособия для учителя.
УМК:
- Р.И. Хасбулатов «Экономика», учебник для 10-11 классов базовый и углубленный уровень, И.: Дрофа, 2019.
- Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина, методическое пособие для учителя «Уроки экономики в школе» в 2- частях, И.: Вита-пресс, 2019.
Рабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по экономике для 10-11 классов. Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, изучающих профильный курс экономики.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.Основные содержательные линии:
- основные концепции экономики;
- микроэкономика;
- макроэкономика и международная экономика;
- прикладная экономика.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.
Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на профильное изучение предмета «экономика» на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в 10-11 классах из расчета 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов.
Тематическое планирование 10 класс (34ч.)
№ | Тема | количество часов |
1 | Экономика — наука и практика | 4 |
2 | Экономическая система государства | 3 |
3 | Спрос | 2 |
4 | Предложение | 3 |
5 | Цена и стоимость. Альтернативная стоимость | 2 |
6 | Конкуренция. Типы рынков | 4 |
7 | Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата | 3 |
8 | Банки и банковская система | 2 |
9 | Деньги и финансы | 2 |
10 | Фондовая биржа | 3 |
11 | Рынок труда. Безработица. Профсоюзы | 3 |
12 | Итоговое повторение | 3 |
3.Содержание программы 10 «гуманитарного»класса (34 ч, 1 ч в неделю)
Тема 1. Экономика — наука
Экономика как наука. Главные процессы экономического развития: производство, распределение, обмен, потребление. Основные средства (факторы) производства: земля, труд, капитал. Знания и технологии. Производительные силы общества. Процесс производства материальных благ и услуг: процесс труда и экономические отношения работников в процессе трудовой деятельности. Объекты труда. Средства труда. Основные вопросы экономики. Производство, распределение и реализация материальных благ. Товары и услуги. Экономика страны. Закон редкости. Закон роста потребностей. Модель «разумного потребления».
Экстенсивные и интенсивные факторы производства. Типы экономического роста: преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный. Цена. Затраты и издержки. Предпринимательская способность. Производительность труда. Интенсивность.
Разделение труда. Международное разделение труда (МРТ). Специализация.
Распределение доходов в обществе. Взаимозависимость и взаимосвязь продуктивности различных ресурсов (факторов). Земельная рента: дифференциальная и абсолютная.
Тема 2. Экономическая система государства
Экономическая система. Исторические типы экономических систем: традиционная, рыночная (капиталистическая); планово-директивная, командная (социалистическая); смешанная. Соответствие экономических систем государственному строю. Смешанная экономика: рыночная база и социальная ориентированность. Роль государства в условиях смешанной экономики.
Прямые формы и методы регулирования. Косвенные формы и методы регулирования. Структура и строение смешанной экономики: домашние хозяйства; частный предпринимательский сектор; государственный сектор экономики; различные формы кооперации, коллективные предприятия и пр.
Россия как страна с переходной экономической системой.
Тема 3. Спрос
Понятие о рынке. Рыночный механизм: модель кругооборота факторов производства. Структура рынка. Классификация рынков: по виду продаваемого товара, масштабам охвата территории, уровню конкуренции, уровню легальности. Рынки ценных бумаг: первичные и вторичные. Основные рынки. Экономические функции рынка: информирование о спросе и предложении, регулирование производства того или иного товара, ценообразование. Рыночная конкуренция. Суверенитет потребителя.
Спрос: индивидуальный (личный) и рыночный. Величина спроса. Закон спроса: эффект нового покупателя; эффект замещения; эффект дохода. Совокупный спрос. Эффективный спрос. Кривая зависимости спроса от цены. Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Зависимость между спросом и ценами на взаимосвязанные товары. Типы взаимосвязанных товаров: товары-заменители и дополняющие товары. Объем продаж. «Благо Гиффена». Эластичность спроса.
Тема 4. Предложение
Рыночное предложение и его объем (величина): понятие, содержание.
Кривая предложения. Закон предложения. Шкала предложения. Рыночное предложение. Издержки производства. Выручка.
Равновесная цена. Равновесие на рынке. Эластичность предложения. Жесткое предложение. Эластичный и неэластичный товар. Банкротство.
Тема 5. Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Цена товара. Функции цен: информационной, стимулирующей, ориентирующей и распределительной.
Факторы, влияющие на цену. Концепции формирования цены. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты.
Ценовой механизм. Стоимость товара. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Цена спроса. Цена предложения. Стоимость. Общественная стоимость. Общественно необходимое время. Средняя умелость. Интенсивность труда.
Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость.
Тема 6. Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.
Рыночные структуры. Историческая эволюция рыночных структур. Модели современного рынка. Характерные черты основных моделей рынка. Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
Несовершенная конкуренция. Антитрестовская (антимонопольная) политика. Российское антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба (ФАС): основные функции.
Тема 7. Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата
Доходы. Потребление: производственное (производительное) и непроизводственное (непроизводительное). Первичные и вторичные (социальные трансферты) доходы. Факторный доход. Прибыль. Дивиденды. Заработная плата. Структура доходов.
Расходы. Структура расходов домашних хозяйств: постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля.
Заработная плата. Системы заработной платы: повременная и сдельная. Оклады, бонусы, компенсации. Реальная и номинальная заработная плата, индекс стоимости жизни. Минимальная заработная плата.
Тема 8. Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. История становления банков и банковских систем. Современные банки и банковская система. Банки как центры хозяйственно-финансовой жизни. Классификация банков: по функциям и характеру деятельности, по форме собственности. Банковские операции: пассивные, активные и комиссионные.
Кредиты (ссуды) коммерческих банков. Кредитование физических и юридических лиц. Краткосрочные и долгосрочные кредиты. Ссуды под залог недвижимости. Ссуда частным лицам. Ссуды под ценные бумаги. Сельскохозяйственные ссуды. Кредитная карта. «Кредитная история». Принципы кредитования: срочность, платность, возвратность, гарантированность, целевой характер. Лизинг и факторинг. Банковская прибыль. Банковская гарантия.
Депозиты. Вклады. Доходы по вкладам. Банковский депозит и его виды. Депозитарий.
Тема 9. Деньги и финансы
Происхождение и функции денег. История денег. Концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Основные функции денег: мера стоимости; средство обращения; средство платежа; мировые деньги; сокровища. Закон денежного обращения. Бумажные деньги и законы их обращения. Векселя, банкноты, чеки.
Денежная масса (M1): наличные денежные средства и чековые депозиты. Денежный (финансовый) рынок. Структура и механизм денежного рынка. Деньги и ценные бумаги (акции и облигации), дивиденды. Финансовый риск. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Инвестиционный капитал. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег». Политика «дешевых денег».
Тема 10. Фондовая биржа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. «Быки» и «медведи». Биржи в России. Современная фондовая биржа. Основные виды торгово-финансовых бирж: фондовая, валютная и товарная. Биржа труда. Основные операции на фондовой бирже. Фондовые ценности. Спекулятивные сделки: простая спекуляция, биржевая игра. Биржевые индексы. Брокеры и дилеры. Листинг. Система рынков фиктивного капитала. Организационно-правовые формы фондовых бирж. Фондовая биржа как объект государственного регулирования.
Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Ценные бумаги: акции, облигации. Первичный и вторичный (биржевой и внебиржевой) рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Акции. Конвертируемые облигации. Облигации. Депозитарные расписки. Варранты. Опционы. Фьючерс. Депозитный сертификат. Сберегательный сертификат. Вексель. Чек. Рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. Основные участники фондового рынка: эмитенты, финансовые посредники, инвесторы, органы госрегулирования, частные компании и саморегулирующиеся организации. Инфраструктура рынка ценных бумаг — консультационные и информационные фирмы, регистраторы, депозитарные и расчетно-клиринговые сети. Внебиржевый рынок ценных бумаг.
Тема 11. Страхование
Страхование как система экономических отношений. Обязательное и государственное страхование. Добровольное страхование. Страхование личной безопасности. Имущественное страхование. Страхование ответственности. Бессрочное (или пожизненное) и временное страхование. Страхователь (полисодержатель). Страховые взносы (страховые премии). Страховка. Страховщик.
Тема 12. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы
Труд и рынок рабочей силы. Труд как основной фактор производства. Рабочая сила как товар. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.
Безработица. Полная занятость. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы.. Типы (формы) безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Сезонная безработица. Скрытая безработица.
Профсоюзы. Основные функции профсоюзов. Преимущества и недостатки участия в профсоюзном движении. Рыночная власть профсоюзов. Классификация факторов эластичности А. Маршалла. Специфика профсоюзов в РФ.
Тема 13. Фирма — главное звено рыночной экономики
Фирмы и их задачи. Предприятие. Организационно-правовые формы предприятия: государственное предприятие, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие. Предприниматель Предпринимательство. Субъекты предпринимательства в России.
Основные признаки фирмы: наличие единого имущества, стремление к эффективности, направленность на лидерство, нейтральность. Фирма и отрасль. Виды фирм: по масштабу деятельности, по форме собственности.
Оптимальность размера фирмы. Преимущества и недостатки мелких фирм. Транснациональные корпорации (ТНК).
Акционерное предприятие. Типы акционерных обществ. Преимущества и недостатки крупных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК).
Факторный доход. Физический и финансовый капитал. Инвестиционный капитал: личный и заемный. Затраты и издержки. Издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров. Явные и неявные (вмененные) издержки. Постоянные и переменные издержки. Общие, или валовые, издержки производства. Себестоимость продукции. Прибыль (нормальная, экономическая (чистая). Закон убывающей отдачи (доходности). Экономическая эффективность. Рентабельность. Система показателей экономической эффективности производства. Пути повышения доходности бизнеса.
Итоговое повторение
Цели курса и задачи курса (компетенции):
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения правоведения ученик должен
Знать/Понимать
- смысл основных теоретических положений экономической науки;
- основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
- приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
- описывать:предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
- объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
- сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
4. Календарно-тематическое планирование по экономике 10 профильном классе (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Характеристика видов деятельности обучающихся (к разделу) | Элементы содержания к теме урока | Диагностика (вид контроля) | Даты проведения | Примечание | ||||
план (пропечатана) | факт (от руки) | |||||||||||
Глава 1.Экономика – наука и хозяйство (4ч) | ||||||||||||
Экономика как наука. | 1 | Урок изучения новых знаний | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Экономика. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Объект труда. Средства труда. | Фронтальный опрос | 7.09 | ||||||
Проблема выбора экономики. | 1 | Комбинированный урок | Материальные блага. | Опрос | 14.09 | |||||||
Факторы производства. | 1 | Комбинированный урок | Факторы производства. Земля. Труд. Капитал. Разделение труда. Специализация. Рента. | таблица | 21.09 | |||||||
Контрольная работа | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Тест | 28.09 | ||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия экономической теории, главные вопросы экономики, сущность закона редкости и закона роста потребностей, главные факторы производства. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать различные экономические процессы, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 2.Экономическая система государства (4) | ||||||||||||
Типы экономических систем. | 1 | Комбинированный урок | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Экономическая система. Традиционная, рыночная, командно-директивная, смешанная экономика. | Опрос | 5.10 | ||||||
Смешанная экономика. | 1 | Комбинированный урок | Смешанная экономика. Государственное регулирование экономики. Прямые и косвенные методы регулирования. | Опрос | 12.10 | |||||||
Контрольный урок. | 2 | Урок контроля и коррекции знаний | Тест | 19.10 26.10 | ||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: знать основные понятия, основные типы экономических систем, структуру и строение смешанной экономики, прямые и косвенные формы и методы регулирования. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать различные экономические системы, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 3. Спрос (5) | ||||||||||||
Рынок. Спрос и его содержание. | 1 | Комбинированный урок | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Рынок. Конкуренция. Функции рынка. Суверенитет потребителя. Спрос. Закон спроса. Величина спроса. | Опрос | 9.11 | ||||||
Величина спроса. | 1 | Комбинированный урок | Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары. «Благо Гиффена». | С/р | 16.11 | |||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, основные функции рынка, закон спроса. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать взаимосвязанные товары (товары-заменители и дополняющие товары), осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 4. Предложение (4) | ||||||||||||
Закон предложения. | 1 | Комбинированный урок | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Рыночное предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Издержки производства. Выручка. | Опрос | 23.11 | ||||||
Равновесная цена. Эластичность предложения | 1 | Комбинированный урок | Равновесная цена. Банкротство. Эластичность предложения. Жесткое предложение. | С/р | 30.11 | |||||||
Итоговый урок. | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Тест | 7.12 | ||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, суть закона предложения, основные факторы, ограничивающие рост предложения рынке. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать соотношение между спросом и предложением на рынке, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 5.Цена и стоимость (7) | ||||||||||||
Цена товара. Функции цен. | 1 | Комбинированный урок | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Цена. Функции цен. Средние затраты. Совокупные затраты. Производственные затраты. | Опрос | 14.12 | ||||||
Ценовой механизм. Стоимость товара. | 1 | Комбинированный урок | Ценовой механизм. Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены. Стоимость товара. Общественная стоимость. | Опрос | 21.12 | |||||||
Контрольная работа | 1 | 28.12 | ||||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, виды цен на современном рынке. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать взаимосвязь понятий «цена» и «стоимость», осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава6. Конкуренция. Типы рынков (6) | ||||||||||||
Понятие и сущность конкуренции. | 1 | Комбинированный урок | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Демпинговые цены. Недобросовестная конкуренция. | Опрос | |||||||
Рыночные структуры. Модели современного рынка. | 1 | Урок изучения новых знаний | Рыночные структуры. Свободная (совершенная) конкуренция. Абсолютная монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Естественная монополия. | Опрос | ||||||||
Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика | 1 | Урок изучения новых знаний | Несовершенная конкуренция. Картель. Трест. | С/р | ||||||||
Итоговый урок. | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Тест | |||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, виды конкуренции, модели современного рынка. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 7.Доходы, расходы. Заработная плата (7) | ||||||||||||
Доходы. Сбережения. | 1 | Урок изучения новых знаний | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Доходы. Первичные, вторичные доходы. Факторные доходы. Социальные трансферты. Сбережения. | Опрос | |||||||
Расходы. Закон Энгеля. | 1 | Урок изучения новых знаний | Постоянные (обязательные) и переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Закон Энгеля | Опрос | ||||||||
Страхование и страховые услуги | 1 | Урок изучения новых знаний | Страхование. Страховщик. Страхователь. Страховка. | Опрос | ||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, виды и формы заработной платы на современно рынке труда. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать взаимосвязь уровня сбережений, доходов и расходов, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 8. Банки и банковская система (5) | ||||||||||||
Банки. Банковская система | 1 | Урок изучения новых знаний | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Банк. Ипотечные, акционерные, кооперативные, коммунальные банки. Активные, пассивные, комиссионные операции. Эмиссия. | Опрос | |||||||
Кредиты. Депозиты. | 1 | Урок изучения новых знаний | Кредиты. Банковская гарантия. Депозит. | С/р | ||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, звенья современной банковской системы, типы банков, основные функции центрального банка, сущность принципов кредитования, основные виды депозитов. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 9. Деньги и финансы (5) | ||||||||||||
Происхождение и функция денег. | 1 | Комбинированный урок | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Деньги. Функции денег. | Опрос | |||||||
Закон обращения денег. Денежный рынок. | 1 | Урок изучения новых знаний | Закон обращения денег. Денежный рынок. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Норма обязательных резервов ЦБ. Ставка рефинансирования ЦБ. Денежная масса. Наличные деньги. Чековые депозиты | Опрос | ||||||||
Итоговый урок. | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Тест | |||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, функции денег, роль бумажных денег в экономике, основные задачи центрального банка. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, анализировать взаимосвязь процента по кредитам, предоставляемым коммерческими банками фирмам и населению, и ставки рефинансирования ЦБ, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 10. Фондовая биржа (4) | ||||||||||||
Фондовые биржи, их деятельность. | 1 | Урок изучения новых знаний | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Фондовая, товарная, валютная биржи. Эмитент. Брокер. Арбитражные сделки. Пакетные сделки. | Опрос | |||||||
Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). | 1 | Урок изучения новых знаний | Фондовый рынок. Ценные бумаги. Фондовые инструменты. | Опрос | ||||||||
Итоговый урок. | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Тест | |||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, функцию современных бирж, виды бирж, виды ценных бумаг. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. | ||||||||||||
Глава 11.Фирма – главное звено рыночной экономики (6) | ||||||||||||
Фирмы и их задачи. Виды фирм. | 1 | Урок изучения новых знаний | 1.работа с источниками; 2.анализ нормативных актов; 3.составление плана-конспекта; 4.изложение и аргументация собственных суждений об экономических явлениях, процессах общественной жизни; 5.решение экономических задач. | Фондовая, товарная, валютная биржи. Эмитент. Брокер. Арбитражные сделки. Пакетные сделки. | Опрос | |||||||
Виды издержек. | 2 | Комбинированный урок | Акционерное общество. Корпорация. Транснациональная корпорация. Факторный доход. Экономическая прибыль. Закон убывающей отдачи. Предельный продукт и предельные издержки. | С/р | ||||||||
Итоговый урок. Контрольная работа | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Тест | |||||||||
Требования к уровню подготовки (знания, умения к разделу): - знать: основные понятия, функции и виды фирм, виды бирж, преимущества акционерных обществ по сравнению с другими формами собственности. - уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи. |
5.Система оценивания предметных результатов учащихся по экономике:
Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям.
1. Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.
2. Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно – исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.
3.Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.
4.Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.
5.Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...
Рабочая программа по предмету "Экономика" для 10 класса ФГОС
Программа разработана в соответствие с требованиями ФГОС для 10 профильного класса, расчитана на 3 часа в неделю....
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Экономика» для обучающихся 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Экономика» для обучающихся 11 классов...
Рабочая программа предмета "История" для обучающихся 5-9 классов.
Рабочая программа учебного предмета "История" для обучающихся 5 -9 классов....