Рабочая программа по предмету "Экономика" для 10 класса ФГОС
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Программа разработана в соответствие с требованиями ФГОС для 10 профильного класса, расчитана на 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10ekonomika3chasa.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО гуманитарного цикла

_____________/ /

Протокол заседания МО

 № ___ от «20» августа 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель МС СОШ № 1260

_____________//

 

«21» августа 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБПОУ «Воробьевы горы»

___________  Шашков А.А.

Приказ

№______от  «___» _____2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЭКОНОМИКЕ,  10 класс

(3 часа в неделю, всего 102 часа)

Составитель программы:

 Халтурин Юрий Леонидович,

учитель истории и обществознания  

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол  

№ 1 от «27» августа 2015 г.

2016 - 2017 учебный год


1. ПЛАНИЕРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по экономике для 10 класса отделения общего образования ГБПОУ «Воробьевы горы» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (углубленный уровень). Рабочая программа реализуется на основе Примерной программы основного общего образования по экономике и  авторской программы  по «Экономика» И. В. Липсица (М., Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики, 2013). В рабочую программу изменения не внесены, так как она соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Основными целями являются:

  1. Формирование:
  • мировоззрение, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук;
  • субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);
  • гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.

2.Освоение:

  • умения принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
  • умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;

  • базовых методов научного познания, используемых в экономике;
  • умение понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;
  • умение осуществлять рефлексию собственной учебной и практической деятельности.

3.Овладение:

  • базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция;
  • знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.

Задачами изучения данного предмета являются:

  1. формирование базового уровня экономической грамотности,   необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации школьников.
  2. освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования
  3. воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
  5. освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  6. формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере;

Актуальностью изучения предмета «Экономика» является: комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Изучение экономики обеспечивает достижение следующих результатов:

  1. Предметные:

− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

 − сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

  1. Метапредметные:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений 

  1. Личностные:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,

обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

 − формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего  места и роли в экономическом пространстве;

 − воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

  1. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  1. Раздел 1 «Введение. Основные вопросы экономики» - 10 часов

Экономика как наука и как хозяйство. Макро- и микроэкономика. Виды экономической деятельности. Факторы производства. Экономические блага.

  1. Раздел 2 «Рыночный механизм»  - 8 часов

Спрос и предложение, законы спроса и предложения, факторы спроса и предложения, кривая спроса и предложения, цена,эластичность.

  1. Раздел 3 «Деньги» - 6 часов

Финансы, деньги, виды денег, инфляция, функции денег, монетаризм, золотой стандарт, золото-валютные резервы, денежные реформы, деноминация, дефляция, девальвация, ревальвация, стагфляция.

  1. Раздел 4 «Банки» - 8 часов

Кредитные организации, банки, Центральный банк, кредиты, вклады, инвестиции, активы, функции банков, виды банков, история банков.

  1. Раздел 5 «Человек на рынке труда» - 18 часов

Человеческий капитал, социальный капитал, спрос и предложение на рынке труда, безработица, виды безработицы, прошлое и будущее рынка труда, занятость, зарплата, трудоспособное население.

  1. Раздел 6 «Фирмы» - 14 часов

Фирма, ООО, ОАО, ЗАО, товарищество, кооператив, ФГУП, МУП, издержки, прибыль, доходы, расходы, финансирование, менеджмент, маркетинг, предпринимательство, бизнес.

  1. Раздел 7 «Потребители» - 8 часов

Домохозяйства, семейный бюджет, потребительское поведение, рациональность, финансовая грамотность, неравенство.

  1. Раздел 8 «Экономические задачи государства» - 18 часов

Борьба с безработицей, борьба с инфляцией, экономический кризис, экстерналии, антимонопольное законодательство, регулирование рынка, монетарная политика, фискальная политика, национализация, приватизация, налоги, виды налогов, функции налогов, бюджет, виды бюджета, дефицит бюджета.

  1. Раздел 9 «Экономический рост» - 6 часов

Экономическое развитие, экономический рост, ВВП, ВНП, ЧНД, ИЧР, «индекс счастья», экстенсивный рост, интенсивный рост, ловушка бедности, ресурсное проклятье, авторитарная модернизация.

  1. Раздел 10 «Международная экономика» - 6 часов

Международная торговля, фритредерство, протекционизм, квоты, эмбарго, санкции, международное разделение труда, международный рынок, экономическая интеграция, международные финансовые организации.

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Для реализации программы по обществознанию используется следующее:

  1. Оборудование учебного кабинета:
  • рабочие места на 25-30 обучающихся
  • рабочее место преподавателя
  1. Учебно-методический комплект:
  • Липсиц И.В.  Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  1. Плакаты, таблицы: таблицы и схемы по основным темам экономики
  2. Раздаточные дидактические материалы, справочники:
  • Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных.— М.: ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 320 с.
  • Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Решения задач по экономике: от простых до олимпиадных. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 336 с.
  • Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Новый задачник по экономике с решениями. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. — 224 с.
  • Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике. 10-11 кл.; пособие для учащихся (профильный уровень) и студентов ВУЗов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. — 144 с.
  • Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовка к ЕГЭ: пособие для 10-11 кл. / Е.Б. Лавренова. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2011. —224 с.
  • Линьков А.Я. Экономика. 10-11 кл.: практикум для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 112 с.
  • Равичев С.А. и др. Сборник задач по экономике. 8—11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. — 128 с.
  • Практикум по основам экономической теории /под ред. С.И. Иванова. 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, (любое издание). — 272 с.
  • Стариченко Т.Н. Экономика: практикум. — М.: НЦ ЭНАС, 2004. — 296 с.
  • Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: практикум. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. — 80 с.
  • Экономика. 10-11 кл.: контрольные задания, тесты / авт.- сост. О.И. Медведева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 166 с.
  1. Технические средства обучения:
  • Мультимедийный компьютер.
  • Средства телекоммуникации.
  • DVD- плеер.
  • Видеомагнитофон.
  • Телевизор

Основной список литературы:

  1. Экономика (кн.1).Учебник для 10 классов, под редакцией профессора С. И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2009.
  2. Экономика (кн.2).Учебник для 11 классов, под редакцией профессора С. И. Иванова. М.: Вита-Пресс, 2009.
  3. Экономика. Практикум. 10-11 классы, под редакцией профессора С. И. Иванова.

М.: Вита-Пресс, 2009.

Дополнительный:

  1. Архипов А.П. Азбука страхования: учеб, пособ. для 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 288 с.
  2. Берзон Н.И. Основы финансовой экономики: учеб, пособ. для 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 240 с.
  3. Гудырин С.Н. Основы маркетинга: учеб, пособие для 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 240 с.
  4. Киреев А.П. Экономика в графиках. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 96 с.
  5. Липсиц И.В. Экономика: учеб. Базовый курс. — М.: ВИТА- ПРЕСС, 2012. — 272 с.
  6. Налоги России. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 192 с.
  7. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. 10-11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 176 с.
  8. Симоненко В. Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: учеб, пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. — 160 с.
  9. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры: хрестоматия. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. — 128 с.
  10. Соболева Е.Н. Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.
  11. Федин С.В. Основы менеджмента: учеб, пособие.— М.: ВИТА- ПРЕСС, 2006. — 256 с.
  12. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. — М.: Материк-Альфа, 2006. — 136 с.
  13. Экономика. 10-11 кл.: элективный курс «Организация и бизнес-планирование собственного дела» / авт.-сост. А.М. Кау- нов. — Вологда: Учитель, 2007. — 205 с.

Интернет-ресурсы:

  • www.economicus.ru — образовательно-справочный портал по экономике.
  • ecsocman.edu.ru — Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
  • www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
  • www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
  • www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг — информационное анали¬тическое агентство.
  • www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы эко¬номики.
  • www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономи¬ческих и финансовых исследований России.
  • www.beafnd.org — Фонд Бюро экономического анализа.
  • www.commersant.ru — газета «Коммерсант».
  • www.expert.ru — журнал «Эксперт».
  • www.vopreco.ru — сайт журнала «Вопросы экономики» (ве¬дущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания).
  • www.tpprf.ru — Торгово-промышленная палата РФ.
  • www.rts.micex.ru — РТС и ММВБ— объединённая биржа.
  • www.economy.gov.ru/minec/ma — Министерство экономиче¬ского развития РФ.
  • www.minpromtorg.gov.ru — Министерство торговли и про¬мышленности РФ.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

Название раздела

Количество часов

Вид контроля

1

Введение. Основные вопросы экономики

10

Тест

2

 Рыночный механизм

8

Тест

3

 Деньги

6

Тест

4

 Банки

8

Тест

5

 Человек на рынке труда

18

Тест

6

 Фирмы

14

Тест

7

 Потребители

8

Тест

8

 Экономические задачи государства

18

Тест

9

 Экономический рост

6

Тест

10

 Международная экономика

6

Тест

ИТОГО

102


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФК ГОС

 №

Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности и результаты обучающихся

Домашнее задание

Раздел 1 «Введение. Основные вопросы экономики» (10 часов)

1-2

Что такое экономика. Методы экономической науки

Экономика – система, наука. Микро и макроэкономика, методы эконом. науки.

Изучения нового материала.

Лекция с эл. беседы, выполн. тест. заданий, взаимопроверка

§ 1

3-4

Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.

Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость, свободные и экономические блага, производительность труда, разделение тр., специализация, обмен, типы собственности.

Комбинированный, лекция с эл. беседы, решение задач произв. труда.

§ 2

5-6

Главные вопросы экономики. Экономические системы.

Типы экономических систем. Экономические институты и стимулы. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

Изучения нового материала. Представление достоинств и недостатков экон. систем в группах, заполнение таблиц, решение тестовых заданий, дискуссия, группов. работа построение КПВ

§ 3-4

7-8

Командная система. Смешанная система.

Особенности командной системы, основные признаки смешанной. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Комбинированный.

Представление эк. систем, работа с таблицей, выполнение тестов, взаимопроверка, дискуссия

§ 5

9-10

Основы экономического анализа и принятия решений.

Выбор и принцип рационального поведения. Выгоды (полезность) и затраты. Маржинальный принцип анализа и принятия экономических решений. Сравнительное преимущество. Взаимовыгодность обмена.

Комбинированный.

Выполнения практикумов в группах и индивидуально, обсуждение выполнения домашнего задания (эссе).

Презентации, решение задач

Раздел 2 «Рыночный механизм»  (8 часов)

11-12

Что такое спрос

Величина спроса. Спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары и услуги. Индивидуальный и рыночный спрос.

Изучения нового материала, комбинированный.

Лекция, построение графиков, работа с текстом, выполнение практикума.

§  6

13-14

Факторы предложения

Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.

Изучения нового материала, комбинированный.

Построение кривой, шкалы, выполнение практикума, решение задач

§ 7

15-16

Формирование рыночных цен.

Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество, избыток и дефицит. Причины и следствия нарушения рын. равновесия

Изучения нового материала, комбинированный.

Лекция с эл беседы, выполнение практикумов, построение графиков, решение задач.

Пар.8

17-18

Рынок на практике.

Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Различия между собственным и заемным капиталом.

Изучения нового материала.

Работа с текстом , составление схем, таблиц, комментирование прочитанного, выполнение проблемных заданий.

Пар.9

Раздел 3 «Деньги» (6 часов)

19-20

Причины возникновения и формы денег.

Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем.

Изучения нового материала.

Сообщения, выполнение проблемных зад, упражнений, тестов, объяснение схем.

§10

21-22

Функции денег в современной экономике.

Бартер, функции денег, активы, ликвидность

Урок-практикум,

Выполнение упражнений , тестов. Обсуждение домашних эссе.

§ 11

23-24

Карманные деньги: за и против .

Количественная теория денег, уравнение обмена, скорость обращения денег

Изучения нового материала,

Мини - лекция с пробл. заданиями, сообщение, решение задач.

Эссе «С какого возраста стоит начинать пользоваться деньгами?»

Раздел 4 «Банки» (8 часов)

25-26

Причины появления и виды банков.

Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков.

 выполнение пробл. заданий

Мини-лекция, работа с текстом, «Из истории банков»

§ 12

27-28

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы.

Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, выполнение пробл. заданий, упражнений,.

§ 13

29-30

Как банки создают деньги

Кредитная эмиссия, обязательные резервы, депозитный мультипликатор. Простой и сложный процент.

Комбинированный.

Лекция с элементами беседы, выполнение упражнений, решение задач

Презентации «виды банков»

31-32

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, самостоятельная работа с текстом, выполнение упражнений.

Анализ официальных сайтов Центробанка и правительства

Раздел 5 «Человек на рынке труда»  (18 часов)

33-34

Экономическая природа рынка труда

Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда.

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, беседа, упражнения

§ 14

35-36

Спрос на услуги труда

Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд.

Изучения нового материала.

Лекция с беседой, решение задач в группах, выполнение упражнений

Мини-проект  «Рынок труда бущего»

37-38

Предложение труда

Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда

Комбинированный.

Мини-лекция, практикум, объяснение графиков.

Мини-проект «Наиболее востребованные, престижные и оплачиваемые профессии»

39-40

Что такое заработная плата и от чего она зависит

Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда.

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, беседа, выполнение упражнений

§ 16

41-42

Причины и виды конфликтов на рынке труда

Виды конфликтов, их причины, профсоюзы, задачи профсоюзов

Изучения нового материала.

Самост. работа с текстом, беседа, практикум

Пар. 17, презентации о профсоюзах

43-44

Социальные факторы формирования заработной платы

Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия

Комбинированный.

Самостоятельная работа с текстом, анализ предварительного соцопроса, выполнение упражнений , тестирование

Пар. 18, анализ данных по зарплате за последние 10 лет

45-47

Причины и виды безработицы

Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом, составление схем, таблиц, беседа, выполнение тестовых заданий

Пар.19

48-50

Полная занятость и методы сокращения безработицы

Естественный уровень безработицы, государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы, неполная занятость, монопсония, способы сокращения безработицы

Комбинированный.

Самостоятельная работа с текстом, проблемные задания, анализ ситуации в Череповце по материалам периодической печати, интервью с представителем службы занятости, выполнение упр., к/р по теме

Пар. 20

Раздел 6 «Фирмы»  (14 часов)

51-52

Фирма. Роль фирм в экономике

Фирма, предприниматель и предпринимательство, достоинства и недостатки мелких и крупных фирм.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, самостоят. работа с текстом и раздаточн. материалом, анализ схем и таблиц, тестовые задан.

Пар. 21

53-54

Организационно-правовые формы фирм

Хозяйственные товарищества и общества, принципы распределения прибыли, организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству

Комбинированный.

Анализ таблиц, схем, гипертекста, материала уч. пособия. Выполнение упражнений

Пар. 22. Мини-проект «Моя фирма»

55-56

Экономический подход к понятиям издержек и прибыли

Издержки, выручка, прибыль. Максимизация прибыли. Постоянные и переменные затраты, средние и предельные издержки.

Комбинированный.

Мини-лекция, выполнение упражнений

Пар. 23 Анализ открытых данных реальных фирм

57-58

Поведение потребителя. Общая предельная полезность. Закон убывающей полезности.

Типы конкурентных рынков, влияние монополизации на положение продавцов и покупателей, роль государства в ограничении монополизации рынка

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа

Анализ уровня монополизации российского рынка

59-60

Правило максимизации полезности. Кривые безразличия.

Основные источники финансирования бизнеса, бухгалтерский учет, баланс фирмы, активы и пассивы фирмы, закон убывающей эффективности, амортизация, основной капитал

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа

Решение задач

61-62

Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

Менеджмент, уровни менеджмента, маркетинг, маркетинговые исследования, понятие планирования

Комбинированный.

Подготовленные сообщения, беседа

Мини-проект «Маркетинговое исследование»

63-64

Индивидуальный и рыночный спрос.

Бизнес-план, цена безразличия, фьючерс,

практикум

Повторение

Раздел 7 «Потребители» (8 часов)

65-66

Потребительский выбор

Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Комбинированный.

Мини-лекция, сообщения, социолог. Исследования, анализ прессы по типам реклам, дискуссия

Задачи

67-68

Доходы и расходы семей

Семейные доходы, виды факторных доходов, закон Энгеля, семейные расходы

Изучения нового материала.

Мини-лекция, анализ таблиц, выполнение тестовых заданий

Пар. 24

69-70

Влияние инфляции на семейную экономику

Номинальный доход, реальный доход, переменные и фиксированные доходы, номинальная и реальная ставка процента. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

Комбинированный.

Мини-лекция, беседа, расчеты реального дохода, решение задач

Пар. 25

71-72

Неравенство доходов и его последствия

Неравенство доходов, богатство, абсолютное равенство, кривая Лоренца, социальные трансферты. Механизм регулирования доходов в экономике смешанного типа, экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод ее смягчения.

Изучения нового материала.

Мини-лекция, беседа, анализ текста, дискуссия, построение кривой Лоренца, решение задач

Пар. 26

Раздел 8 «Экономические задачи государства» (18 часов)

73-74

Роль государства как защитника экономических свобод

Экономические свободы, слабые стороны рынка, монополизация рынка, антимонопольное законодательство. Внешние эффекты, положительные и отрицательные. Общественные блага

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, составление схем, анализ таблиц, беседа

Пар. 27. Анализ исторического развития российской государственности с точки зрения экономики

75-76

Реклама. Права потребителя.

Виды рекламы и ее функции. Закон о защите прав потребителя.

Комбинированный.

Эссе «Реклама: за и против»

77-78

Безработица и ее виды.

Циклическая и структурная безработица. Проблемы безработицы.

Изучения нового материала.

Мини-проект «Безработица в России»

79-80

Банковская система Росии. Принципы кредитования

Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование.

Изучения нового материала.

Пар. 28

81-83

Роль ЦБ в регулировании кредитно-денежной системе страны

Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.

Изучения нового материала.

Лекция с элементами беседы. Работа с интернетресурсами

Анализ актуальных действий ЦБ

84-85

Монетарная политика

Цели и инструменты монетарной политики: изменение номы обязательных банковских резервов, изменение учетной ставки. Операции на открытом рынке. Меры монетарной политики, направленные на стабилизацию экономического развития. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики

Изучения нового материала.

Анализ экономических новостей

86-88

Налоги как источник доходов государства

Принципы и методы налогообложения, виды налогов, кривая Лаффера

Изучения нового материала.

Самостоятельная работа с текстом, гипертекстом, составление схем, анализ рисунков и таблиц, беседа, выполнение задач и тестов

Пар. 29

89-90

Как формируется и расходуется государственный бюджет

Бюджет, виды доходов, виды расходов, бюджетное тождество и дефицит, профицит. Причины возникновения госдолга и способы его сокращения, госдолг

Изучения нового материала.

комбинированный

Пар. 30

Раздел 9 «Экономический рост» (6 часов)

91-92

Что такое экономический рост и как можно его ускорить

Экономический рост, интенсивный, экстенсивный. Механизмы экономического роста. Мультипликатор, Акселератор, норма накопления, темпы роста, устойчивое развитие

Изучения нового материала.

Пар. 31

93-94

Экономические проблемы человечества в 21 веке

Геоэкономика. Опасность «ножниц неравенства», проблема «север-юг», способы разрешения

Изучения нового материала.

Круглый стол, работа с текстами, интернет ресурсами

Пар. 32

95

Современная экономика России

Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами

Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.

обсуждение сообщений

Пар. 35

96

Экономика переходного типа в России

Либерализация экономики, структура собственности в России

Комбинированный.

Работа с тексом, анализ схем и диаграмм, использование интернет-ресурсов для проведения сравнительного анализа экономического развития России и разных групп стран, беседа.

Пар. 36

Раздел 10 «Международная экономика» (6 часов)

97-98

Международная торговля и ее влияние на экономику страны

Экспорт, импорт, принципы относительного и абсолютного преимуществ, международное разделение труда и мировой торговли, протекционизм и фритредерство, демпинг,сальдо торг. баланса. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран

Изучения нового материала.

Мини-лекция, работа с текстом, обсуждение сообщений, решение задач, тестов

Пар. 33

99-100

Международная финансовая система

Валютный курс, обмен валютами, конвертируемость валют, организация денежных расчетов, виды валют и валютные системы

Мини-лекция, работа с текстом, Изучения нового материала.

обсуждение сообщений

Пар. 34

101-102

Уроки повторения

Отработка заданий ЕГЭ по обществознанию. (экономика)

Выполнение тестовых заданий типа А,В; анализ текстов ЕГЭ по экономической сфере



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...