Финансовая грамотность
рабочая программа по экономике (6, 7 класс)
Рабочая программа по финансовой грамотности для обучающихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 460.86 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик образования
1.1 Общая характеристика программы/пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Направленность программы: социально-экономическая.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно - деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 11-13 лет.
Сроки освоения программы – 1 год.
Форма обучения: очная. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, при реализации программы могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.
Уровень программы: базовый
Формы реализации программы: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1часу. Продолжительность 1 академического часа с обучающимися 11-13 лет – 45 минут.
- Цель и задачи программы
Цель: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
образовательные:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
развивающие:
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами.
воспитательные:
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
1.3. Объем программы: программа рассчитана на 34 академических часа, по 1 часу в неделю.
1.4 Содержание программы
1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?». От чего зависит благосостояние семьи, Учимся оценивать финансовое поведение людей, Учимся оценивать свое финансовое поведение, «Деньги: что это такое?». Урок – презентация, Мини – проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать доходы семьи. Практическая работа. Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Практическая работа Исследуем расходы семьи, Учебные мини-проекты «Расходы семьи», Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета», Учебные мини-проекты «Семейный бюджет», Обобщение результатов модуля «Доходы и расходы семьи»
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
- Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
3. Семья и государство: как они взаимодействуют (6 часов).
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают социальные пособия. Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они взаимодействуют». Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».
4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)
Что такое банковские услуги? Под какие проценты принимают вклады и выдают кредиты банки. Описывать условия вкладов и кредитов. Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. Объяснять, почему и как страхуются вклады. Находить информацию о вкладах и кредитах. Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. Объяснять условия кредита, приводить примеры. Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Собственный бизнес Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. Объяснять, что такое бизнес-план. Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Валюта в современном мире Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Приводить примеры валют разных стран. Объяснять, что такое валютный курс. Находить информацию о валютных курсах. Проводить расчёты с валютными курсами.
1.5 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к ее развитию.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
- умение производить расчеты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчеты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные УДД:
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определенной проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
- применение приемов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные УДД:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приемов работы с простой финансовой и статистической информацией, ее осмысление, проведение простых финансовых расчетов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов равнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
- Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Учебный план
№ | Наименование раздела, модуля, темы | Кол-во часов | Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля | ||
Всего | в том числе | ||||
теоретические занятия | практические занятия | ||||
Доходы и расходы семьи 10 часов | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2-3 | Деньги | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
4-5 | Доходы семьи | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
6-7 | Расходы семьи | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
8-9 | Семейный бюджет | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
10 | Доходы и расходы семьи | 1 | 0 | 1 | Работы учащихся |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится (6 часов) | |||||
11-12 | Особые жизненные ситуации и как с ними справится | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
13-14 | Страхование | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
15-16 | Семейный бюджет | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
Семья и государство: как они взаимодействуют (6 часов) | |||||
17-18 | Налоги | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
19-20 | Социальные пособия | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
21-22 | Государство- это мы | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12часов) | |||||
23-24 | Как спасти деньги от инфляции | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
25-26 | Банковские услуги | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
27-28 | Собственный бизнес | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
29-30 | Валюта в современном мире | 2 | 1 | 1 | Работы учащихся Собеседование |
31-32 | Благотворительность | 2 | 1 | 1 | Собеседование Работы учащихся |
33 | Личный финансовый план | 1 | 0 | 1 | Работы учащихся |
34 | Что такое финансовая грамотность | 1 | 0 | 1 | Работы учащихся |
- Календарный учебный график
№ п/п | Дата начала реализации | Дата окончания реализации | Режим занятия | Колчество недель\дней\ часов | Год обучения |
1 | 20.09 | 30.05. | После уроков | 34 | 2021-2022 |
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 24.09 | 14.45-15.30 | очная | 1 | Введение | учебный класс | опрос |
2 | октябрь | 01.10 08.10 15.10 22.10 29.10 | 14.45-15.30 | очная | 2 2 1 | Деньги Доходы семьи Расходы семьи | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
3 | ноябрь | 12.11 19.11 26.11 | 14.45-15.30 | очная | 2 1 | Семейный бюджет Доходы и расходы семьи | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
4 | декабрь | 03.12 10.12 17.12 24.12 | 14.45-15.30 | очная | 2 2 | Особые жизненные ситуации и как с ними справится Страхование | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
5 | январь | 14.01 21.01 28.01 | 14.45-15.30 | очная | 2 1 | Семейный бюджет Налоги | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
6 | февраль | 04.02 11.02 18.05 25.02 | 14.45-15.30 | очная | 1 2 1 | Налоги Социальные пособия Государство-это мы | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
7 | март | 04.03 11.03 18.03 25.03 | 14.45-15.30 | очная | 1 2 1 | Государство – это мы Как спасти деньги от инфляции Банковские услуги | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
8 | апрель | 01.04 08.04 15.04 22.04 29.04 | 14.45-15.30 | очная | 1 2 2 | Банковские услуги Собственный бизнес Валюта в современном мире | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
9 | май | 06.05 13.05 20.05 27.05 | 14.45-15.30 | очная | 2 1 1 | Благотворительность Личный финансовый план Что такое финансовая грамотность | учебный класс | Собеседование Работы учащихся |
- Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
АРМ учителя:
- Проектор
- Акустическая система
- МФУ
- Ноутбук
- Экран настенный
Наглядный материал:
- Учебник
- Рабочая тетрадь
Кадровое обеспечение:
Григорьева Любовь Любомировна – учитель истории первой квалификационной категории, педагог дополнительного образования.
2.4. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Система оценки осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности с ними. В ходе занятий педагогом инициируется у детей самооценка творческой деятельности, проводится совместный анализ продуктов образовательной деятельности.
2.5. Оценочные материалы (диагностики)
Участие в конкурсах, выполнение проектных работ, открытого мероприятия, мастер-класса среди педагогов.
2.6. Методические материалы
Методы обучения
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Основные педагогические технологии:
Игровая технология,
Проблемное обучение,
Личностно-ориентированный подход,
Здоровьесберегающая технология
Формы занятий: индивидуальная работа, практическая работа в парах, практическая работа в условиях группы, беседа.
2.8 Список литературы и электронных источников
- Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведе нию»).
- Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...
Финансовая грамотность в математике.Основные модели основ финансовой грамотности в математике
Доклад на тему "Основные модели основ финансовой грамотности в курс математики. Финансовая грамотность в математике."...
Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности
Зачет Финансовая грамотность Всероссийский онлайн зачет по финансовой грамотности...