Рабочая программа по экономике 8 класс.
рабочая программа по экономике (8 класс)
Рабочая программа по экономике 8 класс составления на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike._berezhnaya_n.a.docx | 72.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Лицей № 5 имени Героя Российской Федерации А.Ж. Зеленко»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ. |
на заседании методического объединения | с заместителем директора | на педагогическом совете и рекомендовано к утверждению | Приказ №213 от «27» августа 2021 г. |
Протокол №____от «____»________2021 г. | Заместитель директора | Протокол № 8 от «27» августа 2021 г. | Директор МОАУ «Лицей № 5» |
Руководитель МО Родная Н.В _________________ | Кузнецова Н.В. _______________ | Директор МОАУ «Лицей № 5» Попуца Е.А. _________________ | Попуца Е.А. ________________ |
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Экономика»
_____________________________________________________________________________
(наименование учебного предмета / курса)
______________________________________8-9 класс_______________________________________
(классы)
2021-2022 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом основной образовательной программы основного общего образования МОАУ «Лицей № 5
имени Героя Российской Федерации А.Ж. Зеленко»
Программу составил __Бережная Наталья Алексеевна___
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Оренбург
2021 год
Содержание
Стр.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) 3
- Содержание учебного предмета (курса) 4
- Тематическое планирование. 5-6
Приложение 1. Оценочно-диагностические материалы 7-14
Приложение 2. Методические материалы 15-16
I. Планируемые результаты
Предметные
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Метапредметные
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
II. Содержание программного материала.
8 класс
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
9 класс
Типы экономических систем. Экономическая система и ее функция. Рынок и рыночный механизм. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
III. Тематическое планирование
Тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№ п/п раздела и уроков | Разделы и темы уроков | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения |
Раздел I. Экономика и экономическая наука (16 ч) | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. | 1 | 8 д – 8 е - | |
2 | Товары и услуги. | 1 | 8 д – 8 е - | |
3 | Производство - основа экономики. | 1 | 8 д – 8 е - | |
4 | Распределение. Обмен. Потребление. | 1 | 8 д – 8 е - | |
5 | Факторы производства. . | 1 | 8 д – 8 е - | |
6 | Производительность труда. | 1 | 8 д – 8 е - | |
7 | Разделение труда и специализация. | 1 | 8 д – 8 е - | |
8 | Обобщение по теме: «Экономика. Производство благ» | 1 | 8 д – 8 е - | |
9 | Собственность. | 1 | 8 д – 8 е - | |
10 | Торговля и ее формы. | 1 | 8 д – 8 е - | |
11 | Реклама. | 1 | 8 д – 8 е - | |
12 | Деньги и их функции. | 1 | 8 д – 8 е - | |
13 | Инфляция, ее последствия. | 1 | 8 д – 8 е - | |
14-15 | Типы экономических систем. | 2 | 8 д – 8 е - | |
16 | Обобщение по разделу «Экономика и экономическая наука» | 1 | 8 д – 8 е - | |
Раздел II. Рыночный механизм (9 часов) | ||||
17 | Рынок и рыночный механизм. | 2 | 8 д – 8 е - | |
18 | Предпринимательская деятельность. | 1 | 8 д – 8 е - | |
19 | Издержки, выручка, прибыль.. | 1 | 8 д – 8 е - | |
20 | Виды рынков. | 1 | 8 д – 8 е - | |
21 | Рынок капиталов. | 1 | 8 д – 8 е - | |
22 | Рынок труда. | 1 | 8 д – 8 е - | |
23 | Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. | 1 | 8 д – 8 е - | |
24 | Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | 8 д – 8 е - | |
25 | Обобщение по разделу «Рыночный механизм» | 1 | 8 д – 8 е - | |
Раздел III. Роль государства в экономике (8 часов). | ||||
26-27 | Роль государства в экономике. | 2 | 8 д – 8 е - | |
28 | Экономические цели и функции государства. | 1 | 8 д – 8 е - | |
29 | Государственный бюджет. | 1 | 8 д – 8 е - | |
30-31 | Налоги: система налогов, функции. | 2 | 8 д – 8 е - | |
32 | Налоговые системы разных эпох. | 1 | 8 д – 8 е - | |
33 | Обобщение по теме «Роль государства в экономике» | 1 | 8 д – 8 е - | |
34 | Итоговый урок по курсу «Экономика». Промежуточная аттестация. Контрольная работа по курсу «Экономика» 8 класс | 1 | 8 д – 8 е - |
Приложение 1
Оценочно-диагностические материалы
Промежуточная аттестация. Контрольная работа по курсу «Экономика» 8 класс.
Вариант 1
1. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) капитал | 2) цена | 3) торговля | 4) спрос |
2. Государственный бюджет — это планируемые государством на год
1) объемы промышленного производства | 3) народнохозяйственные пропорции |
2) расходы и доходы | 4) показатели роста экономики |
3. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики
1) традиционной | 2) командной | 3) кризисной | 4) рыночной |
4. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
5. Гражданин Ф. подарил своему сыну на 16-летие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника:
1) владеть; 2) распоряжаться; 3) пользоваться; 4) наследовать.
6. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
- снижение налога на прибыль
- увеличение размеров государственной пошлины
- расширение финансирования образования
- повышение зарплаты медицинским работникам
7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?
- производство косметических средств
- прогнозирование цен на энергоносители
- продажа объектов недвижимости
- постепенное обесценивание денег
8. После проведения правительством экономической реформы повысился курс национальной денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран. Данный пример отражает ситуацию на рынке
- ценных бумаг
- информации
- средств производства
- валют
9. Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики
1) рыночной | 2) традиционной | 3) командной | 4) конкурентной |
10. Главной проблемой экономики является:
- Взаимодействие спроса и предложения
- Низкий уровень экономических знаний
- Ограниченность ресурсов
- Высокая степень специализации в мировом хозяйстве
11.. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты отличия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
- разрешение проблемы ограниченности ресурсов
- специализация отраслей хозяйства
- обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей
- директивное планирование выпуска товаров
12. Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18–19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.
Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й
половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате
увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.
Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен – инфляционные ожидания – сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.
(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре причины.
Вариант 2
1. К прямым налогам относится
1) акциз | 3) налог на имущество |
2) таможенная пошлина | 4) налог с продаж |
2. Государство в условиях рыночной экономики
1) устанавливает цены на товары | 3) распределяет ресурсы |
2) собирает налоги | 4) планирует производство |
3. В 1995 г. завод Россельмаш получил от государства субсидию в размере 3 триллионов рублей. В какую часть бюджета вошли эти средства?
1) расходную | 2) балансовую | 3) прибыльную | 4) доходную |
4. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является .основой командной экономики.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
5. Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. Традиционной экономической системе свойствен высокий уровень развития товарно-денежных отношений.
Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение факторов производства.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
6. Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?
А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.
Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
7. Верны ли следующие об экономических системах?
А. В рыночной экономической системе преобладает централизованное распределение ресурсов.
Б. В командной (плановой) экономике необходимый минимум жизненных благ гарантирован государством.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
8. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд. рублей, а расходы — 357 млрд. рублей. Эти данные свидетельствуют о
1) сохранении плановых начал в экономике | 3) дефиците государственного бюджета |
2) увеличении налоговых поступлений | 4) падении курса рубля |
9. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
10. Если доход фирмы больше её издержек, то фирма
- терпит убытки
- снижает капитальные вложения
- пользуется льготным налогообложением
- получает прибыль
11. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты отличия рыночной экономической системы от командной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
- Разрешение проблемы ограниченности ресурсов.
- Обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей.
- Реализация принципа специализации отраслей хозяйства и предприятий.
- Директивное планирование выпуска товаров.
12.
Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18–19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.
Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й
половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате
увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.
Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен – инфляционные ожидания – сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.
(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)
1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре при
Вариант 3
1. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет
1) уменьшение налоговых поступлений | 3) сокращение расходов на оборону |
2) увеличение объемов производства | 4) развитие малого бизнеса |
2. И в рыночной, и в командной экономике
- существует товарный дефицит
- устанавливаются хозяйственные пропорции
- ведущие позиции занимает государственная собственность
- труд является товаром
3. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации | 3) монополизации |
2) национализации | 4) стандартизации |
4. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
5. Что свойственно командной экономической системе?
- многообразие форм собственности
- свобода предпринимательской деятельности
- преобладание сельского хозяйства
- централизованное ценообразование
6. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
1) технический прогресс | 3) падение спроса |
2) рост инфляции | 4) монополизацию экономики |
7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?
- законы функционирования рынка информационных услуг
- оказание населению услуг в центре бытового обслуживания
- расчет изменения спроса на моющие средства
- прогноз развития добывающей отрасли
8. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?
А. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное распределение ресурсов.
Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
9. К расходной части государственного бюджета относится
1) обслуживание государственного долга | 3) акцизный сбор |
2) государственная пошлина | 4) подоходный налог |
10. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Акциз - вид косвенного налога.
Б. Подоходный налог взимается с промышленных предприятий.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
11. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Примеры | Виды налогов |
А) акцизный сбор; | 1) прямые налоги; |
Б) налог с продаж. | 2) косвенные налоги |
В) налог на имущество; |
|
Г) единый социальный налог; | |
Д) таможенный сбор |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
12.
Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18–19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.
Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й
половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате
увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.
Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен – инфляционные ожидания – сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.
(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)
C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
C2 Какие конкретные причины инфляции приводятся в тексте? Укажите четыре причины.
Вариант 4
1. Доход в государственный бюджет приносит (ят)
1) обслуживание государственного долга | 3) льготы общественным фондам |
2) дотации предприятиям | 4) таможенные пошлины |
2. Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется
1) приватизацией | 2) национализацией | 3) модернизацией | 4) социализацией |
3. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики
1) традиционной | 2) рыночной | 3) командной | 4) смешанной |
4. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?
А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка.
Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
5. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.
Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
6. В командной экономике, в отличие от рыночной
- существует конкуренция производителей
- труд является товаром
- ресурсы распределяются централизованно
4) установлен налог на прибыль
7. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили организации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?
- средство платежа 2 ) средство обмена 3) средство накопления 4) мировые деньги
8. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивающие саженцы плодовых деревьев и кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?
- акционерную 2) частную 3) кооперативную 4) государственную
9. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики.
Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
10. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.
Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
11. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) свободное ценообразование | 1) традиционная |
Б) баланс спроса и предложения | 2) командная |
В) общинное ведение хозяйства | 3) рыночная |
Г) государственная собственность на факторы производства | |
Д) натуральный обмен |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
12.Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в 18–19 вв. на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.
Обесценение денег можно объяснить либо изменениями платежеспособного спроса (инфляция спроса), либо изменениями производственных затрат (инфляция издержек). Инфляция спроса возникает, когда рост платежеспособного спроса обгоняет рост предложения товаров, если денежные доходы населения растут, например, в результате щедрой раздачи социальных пособий, в процессе разбухания военных расходов. Во 2-й
половине 20 в. в развитых странах инфляция стала возникать из-за правительственных мер по борьбе с безработицей. Если ответственность за раздувание инфляции спроса лежит в основном на правительстве, то инфляция издержек рождается чаще всего в самом производстве. Производственные затраты могут возрасти, например, в результате
увеличения цен на сырье. Именно так в 1973 г., когда нефтедобывающие страны согласованно и резко (в 4 раза) подняли цены на сырую нефть, во всех развитых странах взлетели цены практически на все товары.
Когда инфляция наблюдается в течение более или менее долгого времени, люди привыкают к ней, в результате чего инфляция начинает развиваться в самоподдерживающемся режиме. Ожидая в будущем роста цен, продавцы заранее назначают более высокие цены за свой товар, банки повышают процент для заемщиков, а рабочие «сегодня» требуют «завтрашней» зарплаты. Уверенность в росте цен – инфляционные ожидания – сама по себе рождает этот рост, даже если другие факторы и перестают действовать.
(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)
1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2 Какие конкретные причины инфляции приводятся в те
Приложение 2.
Методические материалы
Как правильно сравнивать
1. Сначала определите цели сравнения. Что важнее узнать – черты сходства или различия? Может, то и другое?
2. Отберите признаки для сравнения.
3. Установите черты сходства и различия.
4. Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия.
Как правильно составить карту-схему
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
1.Подберите факты для составления схемы.
2.Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4.Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5.Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.
Как правильно работать с диаграммой
Диаграмма — графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.
Каким образом работать с диаграммой:
- внимательно изучи диаграмму;
- проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;
- прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответствующими сегментами (столбцами).
В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы;
- установи, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
- лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.
Выполни задание - выбери верные решения из предложенных альтернатив.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Примерные темы исследовательских работ
- Бизнес-план школьного предприятия.
- Выгодно ли жить в долг?
- Выгодно ли жить в кредит?
- Деньги любят счет, или элементы финансовой математики (проценты, кредиты, вклады).
- Деньги - язык рынка.
- Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни.
- Детская банковская карта – это здорово!
- Золото в экономической жизни человека.
- Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года.
- Как купить в кредит и сэкономить?
- Как сохранить деньги во время кризиса?
- Конкуренция брендов.
- По доходам и расходам.
- Почему нужно изучать экономику.
- Рациональное использование воды.
- Скидки. Кому они выгодны?
Как правильно составить опорный конспект.
1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
2.Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
3.Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы.
4. Выберите подтемы.
5. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
6. Набросайте черновой вариант конспекта.
7.Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
8. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
9. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
10.Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку.
11.При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...