Рабочая программа по экономике, 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа по экономике для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и учебника Автономова В.С. «Введение в экономику: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений» М.: Вита-Пресс, 2005.
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в т.ч. в международной сфере. Основные содержательные линии:
- Человек и фирма
- Человек и государство
- Экономика домашнего хозяйства
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В содержание курса также входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализациив экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование общих представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Освоение нового содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с обществоведением, историей, математикой, географией, литературой и др.
Цели и задачи:
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
- Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
- Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
- Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
.
В результате изучения курса:
Учащиеся должны знать:
- понятия о микро- и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости;
- главные вопросы экономики;
- типы экономических систем, основные принципы производства, распределения, обмена и потребления в различных экономических системах;
- законы спроса и предложения, формирование рыночной цены, предельную полезность, эластичность спроса и предложения; факторы, формирующие спрос и предложение. Понимать, что такое относительные цены и рыночное равновесие;
- существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость выбора, сущность категории «альтернативная
стоимость» и ее значение в принятии решений;
- содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии;
- значение маржинальных (предельных) величин, суть маржинального (предельного) анализа;
- закон уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности;
- суть эффекта отдачи от масштаба производства;
- что такое рынок труда; механизмы формирования заработной планы и причины ее дифференциации; как используется минимальная заработная плата в России; что такое профсоюзы;
- основные цели государственного вмешательства в экономику;
- суть национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятия добавленной стоимости, промежуточной
продукции, дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП); представлять основные методы расчета ВВП;
- иметь представления об основных принципах классического, кейнсианского, монетаристского анализа макроэкономического равновесия;
- основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня цен;
- понимать суть и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства;
- представлять закономерности функционирования и развития мировой торговли, международной финансовой системы, проблемы
экономического развития;
- иметь представление о важнейших особенностях экономического развития России, понимать источники инфляции в переходный период,
цели и последствия либерализации цен, создания рынка факторов производства, разгосударствления собственности; важность сокращения
бюджетного дефицита, финансовой стабилизации, подавления инфляции;
- представлять суть антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции;
- представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета;
- представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний, финансовых и налоговых институтов;
- принципы работы фирмы;
- суть менеджмента и маркетинга;
- представлять роль государства в экономике, что такое общественные товары и услуги, какова роль государства в компенсации слабых
сторон рыночного механизма;
- знать что такое затраты производства и какие факторы их определяют; уметь объяснять роль прибыли как мотива деятельности
производителей;
- понимать суть и экономические причины безработицы, знать основные разновидности безработицы, уметь объяснять что такое
естественная норма безработицы;
- понимать природу и функции денег в экономике, знать виды денег;
- знать что такое «инфляция» и ее основные типы и социально-экономические последствия;
- знать роль государственных финансов в экономике страны; представлять круг основных статей доходов и расходов федерального бюджета
России, понимать причины возникновения дефицита бюджета и методы его покрытия; что такое государственный долг;
- представлять устройство налоговой системы России и механизм сбора налогов, как заполняется налоговая декларация о личных доходах.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл категории «альтернативная стоимость»;
- прослеживать влияние факторов формирования спроса и предложения на российских товарных рынках;
- определять типы экономических систем;
- анализировать затраты фирмы;
- различать и сравнивать основные организационно-правовые формы предприятий;
- анализировать причины различий в уровне оплаты труда;
- определять случаи несостоятельности рынка и приводить примеры из российской экономики;
- рассчитывать прибыль и затраты на условных примерах;
- вычислять производительность различных факторов на условных примерах;
- строить графики спроса и предложения на рынке труда;
- вычислять индивидуальный подоходный налог;
- определять реальный и номинальный ВВП (ВНП);
- анализировать влияние изменений совокупных спроса и предложения на равновесие товарного рынка;
- различать регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги;
- уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономических ситуаций;
- объяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции;
- вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах;
- рассчитывать простой и сложный проценты, вычислять сумму процента по депозиту и сумму платы за кредит;
- различать незанятых и безработных, виды безработицы;
- различать покупательную способность валюты и валютный курс; анализировать тенденции изменения валютного курса в результате
изменения спроса и (или) предложения иностранной валюты.
Содержание учебного курса.
Экономика (35 ч.)
Тема 1 «Государство и экономика» (6 часов)
Задачи государства в рыночной экономике. Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии. Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов. Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия. Общественные блага. Госсектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными внешними эффектами и стимулирования положительных. Теневая экономика, причины её возникновения. Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. НДС. Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы. Госбюджет. Дефицит и профицит госбюджета. Основные методы покрытия дефицита госбюджета (сокращение расходов бюджета, повышение налогов, денежная эмиссия, заимствования на внутреннем и внешнем рынке, продажа активов государства). Государственный долг.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Налогообложение».»
Зачётный практикум «Как рассчитать налог на доход и прибыль»
Тема 2. «Экономическое развитие»(8 часов)
Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Агрегированные показатели. ВВП. Методика расчёта ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Амортизация. Цели экономического роста. Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие. Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Объективный характер и неизбежность экономических циклов.
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Основные макроэкономические показатели. Мультипликаторы.».»
Зачётный практикум «Анализ статистических данных, характеризующих изменения показателей ВВП и ИЧР, решение задач».
Тема 3. «Макроэкономические проблемы» (9 часов)
Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда. Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Гос. политика в области занятости. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор. Забастовка. Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера. Создание денег. Денежные агрегаты М1, М2, М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция. Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно – кредитная) политика. Госзаказы.
Деловая игра «Повышение квалификации».
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Рынок труда».»
Обучающий практикум «Решение задач по теме «Инфляция. Реальные и номинальные значения экономических показателей».»
Зачётный практикум «Порядок действий безработного».
Тема 4. «Международная экономика» (9 часов)
Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ. Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО). Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. СЭЗ. Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Конвертируемость валют. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и её основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). . Международные экономические организации (Всемирный банк, МВФ).
Тема 5 «Проблемы переходной экономики» (2 часа)
Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Структурные сдвиги в экономике Экономика в периоды кризисов. Антикризисные меры. Создание институтов рыночной экономики.
В результате изучения курса:
Учащиеся должны знать:
- понятия о микро- и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости;
- главные вопросы экономики;
- типы экономических систем, основные принципы производства, распределения, обмена и потребления в различных экономических системах;
- законы спроса и предложения, формирование рыночной цены, предельную полезность, эластичность спроса и предложения; факторы, формирующие спрос и предложение. Понимать, что такое относительные цены и рыночное равновесие;
- существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость выбора, сущность категории «альтернативная
стоимость» и ее значение в принятии решений;
- содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии;
- значение маржинальных (предельных) величин, суть маржинального (предельного) анализа;
- закон уменьшающейся маржинальной (предельной) производительности;
- суть эффекта отдачи от масштаба производства;
- что такое рынок труда; механизмы формирования заработной планы и причины ее дифференциации; как используется минимальная заработная плата в России; что такое профсоюзы;
- основные цели государственного вмешательства в экономику;
- суть национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода, понятия добавленной стоимости, промежуточной
продукции, дефлятор валового внутреннего продукта (ВВП); представлять основные методы расчета ВВП;
- иметь представления об основных принципах классического, кейнсианского, монетаристского анализа макроэкономического равновесия;
- основные проблемы динамики экономического роста, занятости и совокупного уровня цен;
- понимать суть и знать инструменты фискальной и монетарной политики государства;
- представлять закономерности функционирования и развития мировой торговли, международной финансовой системы, проблемы
экономического развития;
- иметь представление о важнейших особенностях экономического развития России, понимать источники инфляции в переходный период,
цели и последствия либерализации цен, создания рынка факторов производства, разгосударствления собственности; важность сокращения
бюджетного дефицита, финансовой стабилизации, подавления инфляции;
- представлять суть антимонопольной политики и политики поддержания конкуренции;
- представлять источники финансирования бизнеса, суть и значение финансового учета;
- представлять общие принципы работы товарных и фондовых бирж, страховых компаний, финансовых и налоговых институтов;
- принципы работы фирмы;
- суть менеджмента и маркетинга;
- представлять роль государства в экономике, что такое общественные товары и услуги, какова роль государства в компенсации слабых
сторон рыночного механизма;
- знать что такое затраты производства и какие факторы их определяют; уметь объяснять роль прибыли как мотива деятельности
производителей;
- понимать суть и экономические причины безработицы, знать основные разновидности безработицы, уметь объяснять что такое
естественная норма безработицы;
- понимать природу и функции денег в экономике, знать виды денег;
- знать что такое «инфляция» и ее основные типы и социально-экономические последствия;
- знать роль государственных финансов в экономике страны; представлять круг основных статей доходов и расходов федерального бюджета
России, понимать причины возникновения дефицита бюджета и методы его покрытия; что такое государственный долг;
- представлять устройство налоговой системы России и механизм сбора налогов, как заполняется налоговая декларация о личных доходах.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл категории «альтернативная стоимость»;
- прослеживать влияние факторов формирования спроса и предложения на российских товарных рынках;
- определять типы экономических систем;
- анализировать затраты фирмы;
- различать и сравнивать основные организационно-правовые формы предприятий;
- анализировать причины различий в уровне оплаты труда;
- определять случаи несостоятельности рынка и приводить примеры из российской экономики;
- рассчитывать прибыль и затраты на условных примерах;
- вычислять производительность различных факторов на условных примерах;
- строить графики спроса и предложения на рынке труда;
- вычислять индивидуальный подоходный налог;
- определять реальный и номинальный ВВП (ВНП);
- анализировать влияние изменений совокупных спроса и предложения на равновесие товарного рынка;
- различать регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги;
- уметь пользоваться уравнением обмена для анализа и прогноза экономических ситуаций;
- объяснять взаимосвязь эмиссии денег и инфляции;
- вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах;
- рассчитывать простой и сложный проценты, вычислять сумму процента по депозиту и сумму платы за кредит;
- различать незанятых и безработных, виды безработицы;
- различать покупательную способность валюты и валютный курс; анализировать тенденции изменения валютного курса в результате
изменения спроса и (или) предложения иностранной валюты.
Календарно-тематическое планирование курса экономики для 11 класса 35 часов
Тема | Кол-во часов | Дата |
Макроэкономика (20 часов) | ||
Введение в макроэкономику. (Изучение нового материала) | 2 | |
Основные макроэкономические показатели. (комбинированный урок) | 2 | |
Методы подсчета ВНП и ВВП. (урок-практикум) | 1 | |
Экономический рост и экономическое развитие. (изучение нового материала) | 2 | |
Экономический цикл и его фазы. (комбинированный урок) | 2 | |
Рынок труда. (семинар) | 1 | |
Закономерности денежного обращения. Денежная масса (комбинированный урок) | 1 | |
Инфляция (комбинированный урок) | 1 | |
Основные принципы анализа макроэкономического равновесия. (комбинированный урок) | 1 | |
Монетарная политика (урок изучения новой темы) | 2 | |
Фискальная политика (урок изучения новой темы) | 2 | |
Повторно-обобщающий урок по разделу «Макроэкономика» | 2 | |
Международная экономика(8 часов) | ||
Международное разделение труда. Внешняя торговля(Семинар) | 2 | |
Международное разделение труда: межнациональные корпорации (комбинированный урок) | 2 | |
Международная финансовая система (урок изучения новой темы) | 2 | |
Международное экономическое сотрудничество и интеграция. (комбинированный урок) | 1 | |
Повторно-обобщающий урок по разделу «Международная экономика» | 1 | |
Особенности экономического устройства России( 4 часа). | ||
Государство как основа российской экономики. (изучение новой темы) | 1 | |
Особенности приватизации. (комбинированный урок) | 2 | |
Промышленность и сельское хозяйство России. (Семинар) | 1 | |
Повторно-обобщающий урок по разделу «Особенности экономического устройства России» | 1 | |
Итоговый повторно-обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...