Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс)
Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Магнитогорска
Рассмотрена на заседании методического объединения 31.08.2018 дата | Согласована: зам. директора по УВР 31.08.2018 дата | Утверждаю: директор МОУ «СОШ № 21» г. Магнитогорска Е.В. Лапшина 31.08.2018 дата |
Рабочая программа элективного курса
«Основы менеджмента»
для 11 класса
Составитель:
Тарасова Евгения Викторовна,
учитель МОУ «СОШ №21» г. Магнитогорска
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации. М., « Дрофа». 2008)
- Программы элективного курса « Основы менеджмента», автор программы – С.В. Федин. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Составитель Поташёва Л.Н. -М,: ВИТА-ПРЕСС, 2008
Преподавание менеджмента в школе – в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым условиями жизни. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представление о функции управления, проблемам взаимодействия людей в организации, вопросам само менеджмента и делового общения, а главное, иметь компетентность в общении и проблеме собственного трудоустройства.
Переход к рыночной экономике требует создания соответствующих экономических, финансовых и управленческих структур, но и при этом формирования нового поколения грамотных людей в плане управленческой и организационной деятельности: специалистов профессионалов и широкого слоя, восприимчивых к рыночной экономике граждан. Из этого следует, образования специфической среды, необходимой для нормального развития рыночных и организационно-деловых отношений в стране.
Курс «Основы менеджмента» является как раз попыткой приобщения школьников к азам управленческой деятельности, ознакомлением с процессами, происходящими в организационной среде, создания у них положительного психологического настроя, формирование нового экономического мышления, свободного от идеологических догм, но основанного на строгой логике законов организации и управления.
Структура документа
Рабочая программа по курсу включает семь разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного курса, календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области, характеристику контрольно-измерительных материалов, учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
Цели изучения курса:
- создание условий для социализации учащихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере управленческой деятельности.
- овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения маркетинговых проблем;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи изучения курса:
- Изучение сущности менеджмента – организации как управляемой системы во взаимодействии внутренней и внешней среды, функций менеждмента, включая определение целей, планирование, организацию, принятие решений, руководство, мотивацию и контроль.
- формирование мировоззрения, соответствующего современным идеям и положениям науки и практики управления
- ориентация школьников на управление организацией в условиях современной экономике и возможности построения собственного дела на принципах цивилизованного рынка
- формирования способностей к самоменеджменту и самообразованию, развивая умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания менеджмента в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить, не теряться как в типичной, так и в нестандартной обстановке
- умение кооперироваться с коллегами и работать в коллективе
- формирование коммуникативных навыков и умения принятия управленческого решения, как выбор из ряда альтернатив
Место элективного курса в базисном учебном плане
Курс составлен для изучения в 11 классе. Он рассчитан на 34 ч. В год, по 1 часу в неделю. Методолической основой курса является деятельностный подход. Наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм обучения (работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, презентации проектов, деловые игры).
Содержание программы элективного курса
Тема 1. Начала менеджмента.
Менеджмент и менеджеры. Менеджмент как синтетическое понятие. Профессия – менеджер. Качества менеджера. Предмет и продукт труда менеджера. Роли менеджера. Уровни менеджмента в организации.
Менеджмент и управление. Общая характеристика управления. Менеждмент как управление хозяйственными системами. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Проблемы современного менеджмента. Управление в условиях неопределенности.
История науки менеджмента. Школа научного управления. Ф.У. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилбертт. А.К. Гастев и научная организация труда. Классическая (административная) школа. А. Файоль. Кола человеческих отношений. М.П. Фоллет. Э. Мэйо. Хоторнские эксперименты. Концепция «человеческого фактора» Н.А. Витке. Количественная школа и вклад Л.В. Канторовича.
Тема 2. Характеристика организации как хозяйственной системы.
Организация и ее основные характеристики. Организация как открытая система. Структура организации. Организация как хозяйственная система. Виды предприятий. Эффективный и неэффективный собственник. Организационно-правовые формы предпринимательства. Коммерческие и некоммерческие предприятия.
Цели и миссии организации. Организация и ее цели. Значение цели в менеджменте. Виды и характеристики целей. Совокупность целей и формирование дерева целей. Управление по целям. Миссия организации и ее определение. Этапы жизненного цикла организации.
Организация снаружи. Взаимодействие организации с внешней средой. Среда прямого и косвенного воздействия. Регулирование отношений с обществом.
Организация изнутри. Внутренняя среда организации. Структура внутренней среды. Организационная культура. Проектирование организации.
Организационные структуры. Типы организационных структур. Механистические и органистические организации. Линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, матричные структуры.
Стратегическое управление. Стратегия организации. Необходимость стратегического управления. Анализ внешней и внутренней среды – SWOT-анализ. Выработка стратегии. Матрица Бостонской консультативной группы. Типы стратегий. Выполнение стратегии.
Тема 3. Люди в организации.
Человек в организации. Организационное окружение. Ожидания человека и ожидания организации. Адаптация человека и изменение поведения. Типы обучения при вхождении человека в организацию: классическое, оперантное, социальное. Реакция на поведение. Формальные и неформальные группы. Резюме для поступления на работу.
Мотивация. Мотивация и мотивационный процесс. Концепции мотивации: традиционный подход Ф. Тейлора и концепция человеческих отношений Э. Мэйо. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Процессуальные теории: теория ожидания, теория справедливости.
Коммуникации. Сущность коммуникации. Внешние и внутренние коммуникации. Процесс коммуникации и его элементы. Этапы коммуникации. Коммуникационные барьеры и их преодоление. Виды коммуникации6 устные, письменные. Невербальная коммуникация. Основные типы коммуникационных сетей.
Руководство, власть, лидерство. Сущность руководства. Основы и источники власти. Взаимозависимость власти. Лидерство и власть. Лидерство и эффективность управления. Концепции лидерства. Стиль управления. Теории стиля управления6 теория Дугласа МакГрегора. Этика руководителя. Деловой этикет. Внешний облик. Деловая переписка. Технология телефонных разговоров. Культура деловой речи. Конфликты в организации.
Тема 4. Управление деятельностью организации.
Организация производства. Предприятия и используемые ресурсы. Технология производства. Производственный менеджмент. Производственный процесс и его основные задачи. Основные фонды и оборотные средства. Показатели эффективности производства: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость. Резервы роста производительности труда. Пути повышения фондоотдачи.
Маркетинг и сбыт. Сущность маркетинга. Изменение концепции маркетинга. Маркетинговые исследования. Сегментация рынка и позиционирование товара. Жизненный цикл товара. Система сбыта. Реклама, ее достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Каналы распространения рекламы.
Планирование. Сущность планирования как функция управления. Этапы планирования. Виды планирования по содержанию и срокам. Бизнес-планирование. Стратегическое планирование. Прогнозирование.
Принятие решений. Природа и характеристика управленческого решения. Виды решений. Теории принятий решений: классическая, поведенческая, иррациональная. Модели принятия решений. Алгоритм принятия решений. Определение проблемы, принятие решения, реализация решения. Этапы рационально-логического метода принятия решений. Метод исследования операций.
Администрирование. Сущность администрирования. Бюрократическая организация М. Вейбера. Описание процедур. Основные документы организации. Делопроизводство и документирование. Основные виды документов. Процедура подготовки документов. Делегирование полномочий. Норма управляемости. Формальные группы и этапы их становления. Групповое принятие решений.
Контроль. Контроль как функция менеджмента. Сущность и значение контроля. Объекты контроля. Формы контроля: финансовый и административный контроль. Процесс контроля и его этапы. Контроллинг как форма стратегического управления.
Бухгалтерский и управленческий учет. Сущность учета. Виды учета. Бухгалтерский учет и его задачи. Принципы бухгалтерского учета. Стадии ведения бухгалтерского учета. Система управленческого учета.
Подведение итогов. Менеджмент как комплексная дисциплина управления хозяйственной системой. Факторы эффективности менеджмента.
Примерное календарно-тематическое планирование
по элективному курсу « Основы менеджмента» 11 класс
Дата | № урока | Тема урока | НРЭО | Форма контроля | Примечание ( корректировка) | |
1. Начала менеджмента. 6 часов. | ||||||
1 | Менеджмент и менеджеры. | Текущий контроль. | ||||
2 | Менеджмент и управление. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
3 | Деловая игра «Менеджеры в прошлом и будущем». | Деловая игра | ||||
4-5 | История науки менеджмента. | Проверочный тест | ||||
6 | Ситуация для обсуждения « Зачем нужно знать теорию менеджмента?». | Решение практических задач | ||||
2. Характеристика организации как хозяйственной системы. 9 часов. | ||||||
7 | Организация и ее основные характеристики. | Коммерческие и некоммерческие предприятия г. Магнитогорска | Текущий контроль. Устный опрос | |||
8 | Цели и миссия организации. | Защита презентаций по группам | ||||
9 | Организация снаружи. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
10 | Организация изнутри. | Работа в группах | ||||
11 | Организационные структуры. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
12-13 | Стратегическое управление | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
14 | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | Защита проектов | |||
15 | Ситуация: SWOT-анализ | Проверочный тест | ||||
3. Люди в организации. 6 часов. | ||||||
16 | Человек в организации. | Спрос на рынке труда в г. Магнитогрске | Текущий контроль. | |||
17 | Деловая игра «Персонал» | Деловая игра | ||||
18 | Мотивация. | Устный опрос | ||||
19 | Коммуникации. | Работа в группах | ||||
20 | Руководство, власть, лидерство. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
21 | Личность менеджера. | Деловая игра | ||||
4. управление деятельностью организации. 12 часов. | ||||||
22 | Организация производства. Управление эффективностью производства. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
23 | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | Защита презентаций. | |||
24 | Маркетинг и сбыт | Работа в группах | ||||
25 | Система сбыта продукции | Развитие рекламы в г. Магнитогорске | Текущий контроль. Устный опрос | |||
26 | Планирование. | Терминологический диктант | ||||
27 | Принятие решений | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
28 | Деловая игра «Принятие управленческого решения» | . | Деловая игра | |||
29 | Администрирование | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
30 | Современное деловое письмо | Решение практических задач | ||||
31 | Контроль. | . | Защита презентаций. | |||
32 | Бухгалтерский и управленческий учет | Сообщения учащихся | ||||
33 | Бюджет времени менеджера | Работа в группах | ||||
34 | Итоговое обобщение | Контрольная работа |
Планируемые результаты изучения курса:
учащиеся должны:
- знать основные теоретические положения менеджмента;
- знать основные принципы функционирования предприятия, фирмы во взаимодействии с внутренней и внешней средой;
- уметь описывать менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации;
- объяснять мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов;
- сравнивать/различать власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет;
- применять формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей:
При изучении элективного курса необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) Челябинской области. Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в− обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала НРЭО содержания образования,
- сохранение и развитие культурного− разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- формирование положительного имиджа− и инвестиционной привлекательности Южного Урала.
Реализация НРЭО осуществляется при изучении следующих тем
№ п/п | Тема урока | Содержание НРЭО | Кол-во времени |
7 | Организация и ее основные характеристики. | Коммерческие и некоммерческие предприятия г. Магнитогорска | 15 мин. |
14 | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | 45 мин. |
16 | Человек в организации. | Спрос на рынке труда в г. Магнитогрске | 15 мин. |
23 | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | 45 мин. |
25 | Система сбыта продукции | Развитие рекламы в г. Магнитогорске | 15 мин. |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
1. Федина С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Основы менеджмента» для
10-11 классов общеобразоват. учр.:– М.: Вита-Пресс, 2007
Пособие включает проверочные тесты, контрольные работы, практические задачи, кроссворды, которые учитель может использовать как для текущего так и для итогового контроля.
2. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов. Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015
Пособие содержит большое количество оригинальных тестов и задач по микро- и макроэкономике для учащихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом или профильном уровне. Может быть использовано в комплекте с любым школьным учебником по экономике.Работа с пособием позволяет осуществлять текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения.
3. Решение контрольных и самостоятельных работ по экономике. Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015
В пособии представлены ответы, решения и комментарий ко всем самостоятельным и контрольным работам по экономике, содержащимся в одноименном сборнике. Учителям оно поможет рационально спланировать урок, родителям - проконтролировать выполнение учащимися домашних работ, а самим учащимся - критически оценить свои знания и лучше разобраться в основах экономической теории.
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся
Учебное пособие «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. Федин С.В., Н.В.Федина, И.Б.Тесленко: – М.: Вита-Пресс, 2007
Методическое пособие для учителя:
1. Федина С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Основы менеджмента» для
10-11 классов общеобразоват. учр.:– М.: Вита-Пресс, 2007
Дополнительная литература:
1. Автономов В.С. Экономика. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10-11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
Рабочая программа, элективный курс, 9 класс...
Рабочая программа по элективному курсу 11 класс
Рабочая программа, элективный курс, 11 класс...
рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по элективному курсу...
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....