Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс)
Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Магнитогорска
Рассмотрена на заседании методического объединения 31.08.2018 дата | Согласована: зам. директора по УВР 31.08.2018 дата | Утверждаю: директор МОУ «СОШ № 21» г. Магнитогорска Е.В. Лапшина 31.08.2018 дата |
Рабочая программа элективного курса
«Основы менеджмента»
для 11 класса
Составитель:
Тарасова Евгения Викторовна,
учитель МОУ «СОШ №21» г. Магнитогорска
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации. М., « Дрофа». 2008)
- Программы элективного курса « Основы менеджмента», автор программы – С.В. Федин. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Составитель Поташёва Л.Н. -М,: ВИТА-ПРЕСС, 2008
Преподавание менеджмента в школе – в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым условиями жизни. Современному человеку, бесспорно, необходимо иметь представление о функции управления, проблемам взаимодействия людей в организации, вопросам само менеджмента и делового общения, а главное, иметь компетентность в общении и проблеме собственного трудоустройства.
Переход к рыночной экономике требует создания соответствующих экономических, финансовых и управленческих структур, но и при этом формирования нового поколения грамотных людей в плане управленческой и организационной деятельности: специалистов профессионалов и широкого слоя, восприимчивых к рыночной экономике граждан. Из этого следует, образования специфической среды, необходимой для нормального развития рыночных и организационно-деловых отношений в стране.
Курс «Основы менеджмента» является как раз попыткой приобщения школьников к азам управленческой деятельности, ознакомлением с процессами, происходящими в организационной среде, создания у них положительного психологического настроя, формирование нового экономического мышления, свободного от идеологических догм, но основанного на строгой логике законов организации и управления.
Структура документа
Рабочая программа по курсу включает семь разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного курса, календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области, характеристику контрольно-измерительных материалов, учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
Цели изучения курса:
- создание условий для социализации учащихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере управленческой деятельности.
- овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения маркетинговых проблем;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи изучения курса:
- Изучение сущности менеджмента – организации как управляемой системы во взаимодействии внутренней и внешней среды, функций менеждмента, включая определение целей, планирование, организацию, принятие решений, руководство, мотивацию и контроль.
- формирование мировоззрения, соответствующего современным идеям и положениям науки и практики управления
- ориентация школьников на управление организацией в условиях современной экономике и возможности построения собственного дела на принципах цивилизованного рынка
- формирования способностей к самоменеджменту и самообразованию, развивая умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания менеджмента в конкретных ситуациях, самостоятельно и нестандартно мыслить, не теряться как в типичной, так и в нестандартной обстановке
- умение кооперироваться с коллегами и работать в коллективе
- формирование коммуникативных навыков и умения принятия управленческого решения, как выбор из ряда альтернатив
Место элективного курса в базисном учебном плане
Курс составлен для изучения в 11 классе. Он рассчитан на 34 ч. В год, по 1 часу в неделю. Методолической основой курса является деятельностный подход. Наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм обучения (работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, презентации проектов, деловые игры).
Содержание программы элективного курса
Тема 1. Начала менеджмента.
Менеджмент и менеджеры. Менеджмент как синтетическое понятие. Профессия – менеджер. Качества менеджера. Предмет и продукт труда менеджера. Роли менеджера. Уровни менеджмента в организации.
Менеджмент и управление. Общая характеристика управления. Менеждмент как управление хозяйственными системами. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Проблемы современного менеджмента. Управление в условиях неопределенности.
История науки менеджмента. Школа научного управления. Ф.У. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилбертт. А.К. Гастев и научная организация труда. Классическая (административная) школа. А. Файоль. Кола человеческих отношений. М.П. Фоллет. Э. Мэйо. Хоторнские эксперименты. Концепция «человеческого фактора» Н.А. Витке. Количественная школа и вклад Л.В. Канторовича.
Тема 2. Характеристика организации как хозяйственной системы.
Организация и ее основные характеристики. Организация как открытая система. Структура организации. Организация как хозяйственная система. Виды предприятий. Эффективный и неэффективный собственник. Организационно-правовые формы предпринимательства. Коммерческие и некоммерческие предприятия.
Цели и миссии организации. Организация и ее цели. Значение цели в менеджменте. Виды и характеристики целей. Совокупность целей и формирование дерева целей. Управление по целям. Миссия организации и ее определение. Этапы жизненного цикла организации.
Организация снаружи. Взаимодействие организации с внешней средой. Среда прямого и косвенного воздействия. Регулирование отношений с обществом.
Организация изнутри. Внутренняя среда организации. Структура внутренней среды. Организационная культура. Проектирование организации.
Организационные структуры. Типы организационных структур. Механистические и органистические организации. Линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, матричные структуры.
Стратегическое управление. Стратегия организации. Необходимость стратегического управления. Анализ внешней и внутренней среды – SWOT-анализ. Выработка стратегии. Матрица Бостонской консультативной группы. Типы стратегий. Выполнение стратегии.
Тема 3. Люди в организации.
Человек в организации. Организационное окружение. Ожидания человека и ожидания организации. Адаптация человека и изменение поведения. Типы обучения при вхождении человека в организацию: классическое, оперантное, социальное. Реакция на поведение. Формальные и неформальные группы. Резюме для поступления на работу.
Мотивация. Мотивация и мотивационный процесс. Концепции мотивации: традиционный подход Ф. Тейлора и концепция человеческих отношений Э. Мэйо. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Процессуальные теории: теория ожидания, теория справедливости.
Коммуникации. Сущность коммуникации. Внешние и внутренние коммуникации. Процесс коммуникации и его элементы. Этапы коммуникации. Коммуникационные барьеры и их преодоление. Виды коммуникации6 устные, письменные. Невербальная коммуникация. Основные типы коммуникационных сетей.
Руководство, власть, лидерство. Сущность руководства. Основы и источники власти. Взаимозависимость власти. Лидерство и власть. Лидерство и эффективность управления. Концепции лидерства. Стиль управления. Теории стиля управления6 теория Дугласа МакГрегора. Этика руководителя. Деловой этикет. Внешний облик. Деловая переписка. Технология телефонных разговоров. Культура деловой речи. Конфликты в организации.
Тема 4. Управление деятельностью организации.
Организация производства. Предприятия и используемые ресурсы. Технология производства. Производственный менеджмент. Производственный процесс и его основные задачи. Основные фонды и оборотные средства. Показатели эффективности производства: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость. Резервы роста производительности труда. Пути повышения фондоотдачи.
Маркетинг и сбыт. Сущность маркетинга. Изменение концепции маркетинга. Маркетинговые исследования. Сегментация рынка и позиционирование товара. Жизненный цикл товара. Система сбыта. Реклама, ее достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Каналы распространения рекламы.
Планирование. Сущность планирования как функция управления. Этапы планирования. Виды планирования по содержанию и срокам. Бизнес-планирование. Стратегическое планирование. Прогнозирование.
Принятие решений. Природа и характеристика управленческого решения. Виды решений. Теории принятий решений: классическая, поведенческая, иррациональная. Модели принятия решений. Алгоритм принятия решений. Определение проблемы, принятие решения, реализация решения. Этапы рационально-логического метода принятия решений. Метод исследования операций.
Администрирование. Сущность администрирования. Бюрократическая организация М. Вейбера. Описание процедур. Основные документы организации. Делопроизводство и документирование. Основные виды документов. Процедура подготовки документов. Делегирование полномочий. Норма управляемости. Формальные группы и этапы их становления. Групповое принятие решений.
Контроль. Контроль как функция менеджмента. Сущность и значение контроля. Объекты контроля. Формы контроля: финансовый и административный контроль. Процесс контроля и его этапы. Контроллинг как форма стратегического управления.
Бухгалтерский и управленческий учет. Сущность учета. Виды учета. Бухгалтерский учет и его задачи. Принципы бухгалтерского учета. Стадии ведения бухгалтерского учета. Система управленческого учета.
Подведение итогов. Менеджмент как комплексная дисциплина управления хозяйственной системой. Факторы эффективности менеджмента.
Примерное календарно-тематическое планирование
по элективному курсу « Основы менеджмента» 11 класс
Дата | № урока | Тема урока | НРЭО | Форма контроля | Примечание ( корректировка) | |
1. Начала менеджмента. 6 часов. | ||||||
1 | Менеджмент и менеджеры. | Текущий контроль. | ||||
2 | Менеджмент и управление. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
3 | Деловая игра «Менеджеры в прошлом и будущем». | Деловая игра | ||||
4-5 | История науки менеджмента. | Проверочный тест | ||||
6 | Ситуация для обсуждения « Зачем нужно знать теорию менеджмента?». | Решение практических задач | ||||
2. Характеристика организации как хозяйственной системы. 9 часов. | ||||||
7 | Организация и ее основные характеристики. | Коммерческие и некоммерческие предприятия г. Магнитогорска | Текущий контроль. Устный опрос | |||
8 | Цели и миссия организации. | Защита презентаций по группам | ||||
9 | Организация снаружи. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
10 | Организация изнутри. | Работа в группах | ||||
11 | Организационные структуры. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
12-13 | Стратегическое управление | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
14 | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | Защита проектов | |||
15 | Ситуация: SWOT-анализ | Проверочный тест | ||||
3. Люди в организации. 6 часов. | ||||||
16 | Человек в организации. | Спрос на рынке труда в г. Магнитогрске | Текущий контроль. | |||
17 | Деловая игра «Персонал» | Деловая игра | ||||
18 | Мотивация. | Устный опрос | ||||
19 | Коммуникации. | Работа в группах | ||||
20 | Руководство, власть, лидерство. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
21 | Личность менеджера. | Деловая игра | ||||
4. управление деятельностью организации. 12 часов. | ||||||
22 | Организация производства. Управление эффективностью производства. | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
23 | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | Защита презентаций. | |||
24 | Маркетинг и сбыт | Работа в группах | ||||
25 | Система сбыта продукции | Развитие рекламы в г. Магнитогорске | Текущий контроль. Устный опрос | |||
26 | Планирование. | Терминологический диктант | ||||
27 | Принятие решений | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
28 | Деловая игра «Принятие управленческого решения» | . | Деловая игра | |||
29 | Администрирование | Текущий контроль. Устный опрос | ||||
30 | Современное деловое письмо | Решение практических задач | ||||
31 | Контроль. | . | Защита презентаций. | |||
32 | Бухгалтерский и управленческий учет | Сообщения учащихся | ||||
33 | Бюджет времени менеджера | Работа в группах | ||||
34 | Итоговое обобщение | Контрольная работа |
Планируемые результаты изучения курса:
учащиеся должны:
- знать основные теоретические положения менеджмента;
- знать основные принципы функционирования предприятия, фирмы во взаимодействии с внутренней и внешней средой;
- уметь описывать менеджмент как синтетическое понятие, функции менеджмента, цели фирмы, стратегию организации;
- объяснять мотивационную структуру поведения людей в организации, сущность коммуникационных процессов;
- сравнивать/различать власть и лидерство, основные фонды и оборотные средства, бухгалтерский и управленческий учет;
- применять формы и методы планирования, алгоритм принятия решений, оптимальные методы постановки и достижения цели;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей:
При изучении элективного курса необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (НРЭО) Челябинской области. Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в− обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала НРЭО содержания образования,
- сохранение и развитие культурного− разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- формирование положительного имиджа− и инвестиционной привлекательности Южного Урала.
Реализация НРЭО осуществляется при изучении следующих тем
№ п/п | Тема урока | Содержание НРЭО | Кол-во времени |
7 | Организация и ее основные характеристики. | Коммерческие и некоммерческие предприятия г. Магнитогорска | 15 мин. |
14 | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | Стратегическое управление в организациях г. Магнитогорска. | 45 мин. |
16 | Человек в организации. | Спрос на рынке труда в г. Магнитогрске | 15 мин. |
23 | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | Производственные предприятия в г. Магнитогорске. | 45 мин. |
25 | Система сбыта продукции | Развитие рекламы в г. Магнитогорске | 15 мин. |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
1. Федина С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Основы менеджмента» для
10-11 классов общеобразоват. учр.:– М.: Вита-Пресс, 2007
Пособие включает проверочные тесты, контрольные работы, практические задачи, кроссворды, которые учитель может использовать как для текущего так и для итогового контроля.
2. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов. Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015
Пособие содержит большое количество оригинальных тестов и задач по микро- и макроэкономике для учащихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом или профильном уровне. Может быть использовано в комплекте с любым школьным учебником по экономике.Работа с пособием позволяет осуществлять текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения.
3. Решение контрольных и самостоятельных работ по экономике. Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015
В пособии представлены ответы, решения и комментарий ко всем самостоятельным и контрольным работам по экономике, содержащимся в одноименном сборнике. Учителям оно поможет рационально спланировать урок, родителям - проконтролировать выполнение учащимися домашних работ, а самим учащимся - критически оценить свои знания и лучше разобраться в основах экономической теории.
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся
Учебное пособие «Основы менеджмента» для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. Федин С.В., Н.В.Федина, И.Б.Тесленко: – М.: Вита-Пресс, 2007
Методическое пособие для учителя:
1. Федина С.В. Методическое пособие по элективному курсу «Основы менеджмента» для
10-11 классов общеобразоват. учр.:– М.: Вита-Пресс, 2007
Дополнительная литература:
1. Автономов В.С. Экономика. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10-11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
Рабочая программа, элективный курс, 9 класс...
Рабочая программа по элективному курсу 11 класс
Рабочая программа, элективный курс, 11 класс...
Рабочая программа для элективного курса 11 класс
Элективный курс по математике для 11 класса...
рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по элективному курсу...
Рабочая программа для элективного курса, 9 класс
Элективные курсы, 9класс....
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....