Рабочая программа по экономике в 10 классе
рабочая программа по экономике (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Аркадьевка»
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель МО ____________ Т.М. Мосунова (подпись) «___»__________2020__г. | Согласовано с заместителем директора по УВР _________ М.В. Понизова «____»___________2020 г. | Утверждено Приказ №___ от «____»________2020 г. Директор __________О.Н. Варкентин |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета | ЭКОНОМИКА |
Класс | 10 |
Учитель | Учитель истории и обществознания Адаменко С.В |
Срок реализации программы (учебный год) | 2020-2021 |
Количество часов по учебному плану | 1 ч. в нед, 35 часов в год |
Планирование составлено на основе | Дихтяр Т. Л. Экономика: 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2017. |
Учебник | Хасбулатов Р. И. Экономика: 10 класс: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. — М.: Дрофа, 2019. |
Рабочую программу составил | Адаменко Светлана Валерьевна _____________________ (личная подпись) |
Аркадьевка 2020 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;
3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.
Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.;
3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.
Предметные результаты (углублённый уровень):
1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной экономической науки;
2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
Выпускник на углублённом уровне научится:
основные концепции экономики
- определять границы применимости методов экономической теории;
- анализировать проблему альтернативной стоимости;
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать её;
- иллюстрировать примерами факторы производства;
- характеризовать типы экономических систем;
- различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства;
микроэкономика
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру бюджета собственной семьи;
- строить личный финансовый план;
- анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
- анализировать собственное потребительское поведение;
- определять роль кредита в современной экономике;
- применять навыки расчёта сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
- объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
- определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
- приводить примеры товаров Гиффена;
- объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
- объяснять и различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
- различать и представлять в виде инфографики виды издержек производства;
- анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
- объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- сравнивать виды ценных бумаг;
- анализировать страховые услуги;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента;
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- приводить примеры эффективной рекламы;
- разрабатывать бизнес-план;
- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
- называть цели антимонопольной политики государства;
- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
макроэкономика
- объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
- определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
- указывать основные последствия макроэкономических проблем;
- объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
- приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
- производить расчёт ВВП;
- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
- различать сферы применения различных форм денег;
- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;
- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
- приводить примеры различных видов инфляции;
- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
- применять способы анализа индекса потребительских цен;
- характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
- различать виды безработицы;
- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
- определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;
- приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи;
международная экономика
- объяснять назначение международной торговли;
- анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
- различать экспорт и импорт;
- анализировать курсы мировых валют;
- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
- различать виды международных расчётов;
- анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
- приводить примеры глобальных экономических проблем;
- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;
- приводить примеры этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
- анализировать текст экономического содержания по международной экономике;
- объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
основные концепции экономики
- критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- владеть приёмами работы с аналитической экономической информацией;
- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
- использовать приобретённые знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики;
- анализировать экономическую информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
микроэкономика
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- использовать приобретённые ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
- рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана;
макроэкономика
- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
- владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
- использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;
- анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
- оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;
- использовать приобретённые знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской и других экономик;
- анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;
- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
- отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность информации, полученной из неадаптированных источников;
- аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
международная экономика
- работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;
- использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- понимать особенности формирования рыночной экономики и роль государства в современном мире.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя. Защита прав потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Производительность труда. Главные вопросы экономики.
Экономическая система государства
Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.
Спрос
Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены. «Благо Гиффена». Эластичность спроса. Перекрёстная эластичность спроса.
Предложение
Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность предложения.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Две концепции цены. Ценовой механизм. Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Первичные и вторичные доходы. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Заработная плата. Сбережения. Расходы. Структура расходов домохозяйств. Закон Энгеля. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.
Деньги и финансы
История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег. Международный и российский опыт внедрения электронных денег. Инфляция. Виды и темпы инфляции.
Фондовая биржа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы
Рынок труда. Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Закон Оукена. Профсоюзы.
Фирма — главное звено рыночной экономики
Фирма и её цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акционерное предприятие. Франчайзинг. Издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей отдачи (доходности).
Тематическое планирование
Раздел, тема | Кол-во часов |
Экономика: наука и хозяйство | 4 |
Экономическая система государства | 4 |
Спрос | 3 |
Предложение | 3 |
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость | 3 |
Конкуренция. Типы рынков | 4 |
Доходы и расходы | 3 |
Банки и банковская система | 2 |
Деньги и финансы | 4 |
Фондовая биржа | 2 |
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы | 3 |
итого | 35 |
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
(представленные направления проектной и учебно-исследовательской деятельности предполагают выбор обучающимися интересующих их тем для разработки. Также обучающимся предоставляется возможность самому сформулировать тему проектной или исследовательской деятельности)
Тематика проектов
Бюджет моей семьи.
Бизнес-план школьного предприятия.
Выгодно ли держать корову?
Выгодно ли жить в долг?
Выгодно ли жить в кредит?
Выгодные для населения вклады и некоторые кредиты в банках.
Выгодный способ посадки картофеля.
Деньги любят счет, или элементы финансовой математики (проценты, кредиты, вклады).
Деньги - язык рынка.
Детская банковская карта — это здорово!
Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни.
Задачи оптимизации портфеля ценных бумаг.
Золото в экономической жизни человека.
"Золотая лихорадка" как фактор развития экономики стран.
Интеграция мировой экономики.
Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года.
Как купить в кредит и сэкономить?
Как сохранить деньги во время кризиса?
Кредиты в жизни современного человека
Кредиты и проценты в жизни современного человека.
Оценка выгодности приобретения товаров в кредит.
По доходам и расходы
Почему нужно изучать экономику.
Простые и сложные проценты, или Как выгодно вложить деньги?
Проценты и банковские расчеты.
Проценты и кредит
Расчет платы за перевозку грузов.
Расчет средств на ремонт и оборудование современного кабинета экономики.
Рациональное использование воды
Рациональное питание школьника и семейный бюджет.
Самый выгодный денежный кредит.
Скидки. Кому они выгодны?
Финансовые пирамиды
Цена, количество, стоимость.
Частота в статистике и решении экономических задач.
Экономическое и здоровьесберегающее обоснование замены люминесцентных ламп на светодиодные в рамках общеобразовательной школы.
Экономия запасов пресной воды.
Энергосберегающие технологии и их использование в школе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Дом. задание | ||
планируемая | фактическая | ||||
Экономика: наука и хозяйство | 4 | ||||
Экономика как наука | 1 | 3.09 | §1, с. 8-16 | ||
Проблема выбора в экономике | 1 | 10.09 | §2, с. 16-20 | ||
Факторы производства | 1 | 17.09 | §3, с. 20-27 | ||
Производительность труда | 1 | 24.09 | §3, с. 20-27 | ||
Экономическая система государства | 4 | ||||
Типы экономических систем | 1 | 1.10 | §4, с. 27-32 | ||
Рыночная экономика | 1 | 8.10 | §4, с. 27-32 | ||
Смешанная экономика | 1 | 15.10 | §5, с. 32-37 | ||
Государственный сектор экономики | 1 | 22.10 |
| ||
Спрос | 3 | ||||
Понятие о рынке | 1 | 29.10 | § 6, с. 37-42 | ||
Спрос и его содержание | 1 | 12.11 | § 6, с. 37-42 | ||
Величина спроса | 1 | 19.11 | § 7, с. 42-50 | ||
Предложение | 3 | ||||
Закон предложения | 1 | 26.11 | § 8, с. 50-53 | ||
Равновесная цена | 1 | 3.12 | § 9, с. 53-59 | ||
Эластичность предложения | 1 | 10.12 | § 9, с. 53-59 | ||
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость | 3 | ||||
Цена товара. Функции цен | 1 | 17.12 | § 10, с. 59-63 | ||
Ценовой механизм | 1 | 24.12 | § 11, с. 63-67 | ||
Стоимость товара | 1 | 14.01 | § 11, с. 63-67 | ||
Конкуренция. Типы рынков | 4 | ||||
Экономическое значение конкуренции. | 1 | 21.01 | § 12, с. 67-71 | ||
Виды рыночных структур | 1 | 28.01 | § 13, с. 71-75 | ||
Несовершенная конкуренция | 1 | 4.02 | § 14, с. 75-80 | ||
Антимонопольная политика | 1 | 11.02 | § 14, с. 75-80 | ||
Доходы и расходы | 3 | ||||
Доходы. Сбережения | 1 | 18.02 | § 15, с. 80-88 | ||
Расходы | 1 | 25.02 | § 16, с. 88-91 | ||
Страхование и страховые услуги | 1 | 4.03 | § 17, с. 91-96 | ||
Банки и банковская система | 2 | ||||
Банковская система. Причины появления и виды банков | 1 | 11.03 | § 18, с. 96-100 | ||
Кредиты и депозиты | 1 | 18.03 | § 19, с. 100-112 | ||
Деньги и финансы | 4 | ||||
Мир денег | 1 | 1.04 | § 20 с. 112-118 | ||
Функции денег | 1 | 8.04 | § 20 с. 112-118 | ||
Закон денежного обращения | 1 | 15.04 | § 21, с.118-128 | ||
Инфляция. Причины возникновения. Виды инфляции | 1 | 22.04 | § 21, с.118-128 | ||
Фондовая биржа | 2 | ||||
Фондовые биржи, их деятельность | 1 | 29.04 | § 22, с.128-134 | ||
Фондовый рынок | 1 | 6.05 | § 23, с. 134-140 | ||
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы | 3 | ||||
Человек на рынке труда | 1 | 13.05 | § 24, с.140-145 | ||
Безработица. Профсоюзы | 1 | 20.05 | § 25, с.145-153 | ||
Повторение по курсу «Экономика» | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по экономике. 8 класс.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС
рабочая программа...
Рабочая программа по экономике 2 класс
Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...
Рабочая программа по экономике 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по экономике 10 класс
Рабочая программа по экономике 10 класс...
Рабочая программа по экономике. 10 класс.
Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....