Рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) по теме

Рабочая программа по экономике  10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisk3.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Маньковская СОШ Чертковского района

Ростовская область

Рабочая программа

по экономике

( учитель: Нестеренко И.П.)

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

     Рабочая программа базового курса «Экономика» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г. и Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике ( базовый уровень) автор И.В. Липсиц. Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики.

     Цели и задачи курса:

 - на базовом уровне обеспечить преемственность по отношению к основной школе путём изучения экономики фирмы и государства. Наряду с этим, ввести ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

 -  развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

 - воспитание ответственности за экономические решения; уважение к труду и предпринимательской деятельности;

 -  освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Используемый УМК:

  1. Программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), автор И.В. Липсиц.
  2. Учебник, Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10 класса. ООУ – М: Вита – ПРЕСС, 2014 г.

Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой. Курс изучается в течение I полугодия,  0,5 часа в неделю, соответственно  16   часов.

Учебный курс «Экономика» включает в себя следующие темы: «Главные вопросы экономики» ( 2 ч), «Типы экономических систем» (3 ч), «Силы, которые управляют рынком» (2 ч), «Как работает рынок» (2 ч), «Мир денег» (1 ч ), «Банковская система» (3 ч), «Человек на рынке труда» (1 ч).

     Формы организации учебного процесса:

- работа с текстами различных стилей;

- практикумы;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Формы и средства контроля:

- фронтальный опрос;

- тестирование;

- опрос в парах;

- исследование, наблюдение;

- беседа;

- подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.

Курс призван помочь осуществлению выпускникам осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/ понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

Уметь:

- приводить примеры: факторов производства и факторы доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирование труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получения и оценки экономической информации;

- составления семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Учащиеся должны знать, что изучает экономическая наука, объяснять что такое потребности, ограниченность ресурсов, разделение труда, специализация и обмен, называть типы экономических систем. Учащиеся должны знать права потребителя, как формируется семейный бюджет.

Учащиеся должны знать организационно-правовые формы предпринимательства, понимать роль государства в экономике, уметь объяснять структуру ВВП, что такое безработица, глобализация мировой экономики, уметь объяснять как происходит становление рыночной экономики в России.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Экономика» в 10 классе

№ п/п

Дата

Фактически

Кол-во часов

Тема

I.

4.09

1 ч

Задачи и цели курса «Экономика» в 10 классе

II.

11.09-18.09

2 ч

Глава 1. Главные вопросы экономики

1.

11.09

1 ч

Что такое экономика

2.

18.09

1 ч

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы

III.

25.09-09.10

3 ч

Глава 2. Типы экономических систем

1.

25.09

1 ч

Традиционная экономическая система

2.

02.10

1 ч

Рыночная экономическая система

3.

09.10

1 ч

Командная и смешанная экономические системы

IV.

16.10-23.10

2 ч

Глава 3. Силы, которые управляют рынком

1.

16.10

1 ч

Что такое спрос

2.

23.10

1 ч

От чего зависит предложение товаров

V.

30.10-13.11

2 ч

Глава 4. Как работает рынок

1.

30.10

1 ч

Формирование рыночных цен

2.

13.11

1 ч

Рынок на практике, или как реально организована торговля

VI.

20.11

1 ч

Глава 5. Мир денег

1.

20.11

1 ч

Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике

VII.

27.11-11.12

3 ч

Глава 6. Банковская система

1.

27.11

1 ч

Причины появления и виды банков

2.

4.12

1 ч

Принципы кредитования

3.

11.12

1 ч

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны

VIII.

18.12

1 ч

Глава 7. Человек на рынке труда

1.

18.12

1 ч

Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит

IX.

25.12

1 ч

Итоговое занятие

Описание материально-технического обеспечения

 курса «Экономика» в 10 классе

  1. УМК курса «Экономика» в 10 классе:

  • Программа среднего (полного) общего образования РФ  по экономике от 2004 г. и Примерной программы по экономике (базовый уровень) под ред. И.В. Липсица;
  • Экономика. Учебник для 10 класса под ред. И.В. Липсица, М., изд-во ВИТА, 2014;
  • Экономика 10 класс. Поурочные разработки к учебникам по экономике под ред. ИВ. Липсица, М., изд-во ВИТА, 2013.;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ.

  1. Экранно-звуковые пособия:
  • DVD – RV – диски по темам: «Главные вопросы экономики», «Рыночная экономика», «Банковская система», «Человек на рынке труда»;
  • ТСО: компьютер, принтер, проектор, ксерокс;
  • Цифровые образовательные ресурсы:

http://ecsocman.hse.ru – образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»;

http://www.akdi.ru –  агенство  консультаций и деловой информации «Экономика»;

http://www.eeg.ru – макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов РФ;

http://www.vedi.ru/statbase.htm l - макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди».

График прохождения учебного материала

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки

1.

Задачи и цели курса «Экономика» в 10 классе

1 ч

4.09

2.

Главные вопросы экономики

2 ч

11.09-18.09

3.

Типы экономических систем

3 ч

25.09-09.10

4.

Силы, которые управляют рынком

2 ч

16.10-23.10

5.

Как работает рынок

2 ч

30.10-13.11

6.

Мир денег

1 ч

20.11

7.

Банковская система

3 ч

27.11-11.12

8.

Человек на рынке труда

1 ч

18.12

9.

Итоговое занятие

1 ч

25.12

Итоговая тестовая работа по курсу «Экономика» в 10 классе

Область А.

  1. Рыночная ситуация, при которой несколько крупных фирм владеют рынком, при этом деля его на сферы влияния, называется
  1. совершенной конкуренцией;
  2. чистой монополией;
  3. естественной монополией;
  4. олигополией.
  1. Какое суждение является верным?

А. Государственное регулирование рынка труда осуществляется с помощью программ приватизации государственных предприятий.

Б. Одним из методов государственного регулирования рынка труда является реализация программ по переподготовке и переквалификации безработных граждан.

1) верно только А;                         3) верны оба суждения;

2) верно только Б ;                        4) оба суждения неверны.

         3. Фирма «АГРО» - убыточное предприятие. После назначения нового управляющего и кад

              ровых перестановок был проведён ряд успешных антикризисных мер, повысилась произ

            водительность труда, получена первая прибыль. Какой фактор производства был исполь

            зован в первую очередь?

            1)     капитал  ;                  3) предпринимательские способности;

2)      труд   ;                       4) земля и природные ресурсы.

        4. Дефицит государственного бюджета может быть преодолён в условиях рыночной  эконо

           мики путём

  1. повышения уровня инфляции;
  2. займа у государственного банка;
  3. повышения минимальной заработной платы;
  4.  увеличения государственных расходов.

       5. В постиндустриальную эпоху происходит возрастание

           1) престижности рабочих профессий;

           2) квалификации рабочего класса;

          3) количества рабочих мест в тяжёлой промышленности;

         4) зависимости человека от природы.

      6. Признаком, отличающим трудовую  деятельность от творческой, является

          1) наличие субъект-субъектных отношений;

          2) получение чего-либо нового, ранее не существовавшего;

          3) нацеленность на создание материальных объектов;

         4) совершенствование человека как личности.

      7. Иллюстрацией экстенсивного пути экономического развития является следующий факт:

           1) в государстве Н. выросли объёмы инвестиций в тяжёлую промышленность;

           2) государство прекратило финансирование убыточных предприятий;

          3) повышение квалификации работников;

         4) внедрение передовых научных технологий.

     8. Законодательный орган страны принял закон, увеличивающий размер минимальной заработной платы. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

          1) экономической и социальной;           3) политической и экономической;

         2) социальной и духовной;                       4) духовной и экономической.

     9. Экономической основой административно-командной экономики является

         1) частная собственность;                          3) смешанная собственность;

        2) государственная собственность;          4) собственность иностранных корпораций.

    10. Государство повышает таможенные пошлины на иностранные продукты питания.

          Этот факт иллюстрирует политику

  1. «открытых дверей»;                            3) материализма;
  2. протекционизма;                                 4) конформизма.

    11. Какое суждение является верным?

          А. Когда цена товара падает, объём планируемых покупок значительно растёт.

          Б. При снижении доходов потребителей увеличивается количество покупаемых ими товаров собственности.

           1) верно только А;                              3) верны оба суждения;

          2) верно только Б;                              4) оба суждения неверны.

    12. К очевидным преимуществам рыночной экономики относится

          1) уменьшение количества миграций рабочей силы;

          2) стремление к полной занятости трудоспособного населения;

         3) реализация в первую очередь общественных интересов;

         4) восприимчивость к достижениям науки и техники.

   13. Отраслью нематериального производства является

         1) транспорт и связь;                                       3) жилищно-коммунальное хозяйство;

         2) торговля и общественное питание;       4) строительство.

   14. Какую экономическую функцию государства характеризует выделение средств на ремонт автомобильных дорог?

           1) производства общественных благ;

          2) защиты прав собственности;

          3) регулирования денежного обращения;

          4) кредитно-денежное  регулирование.

Область В.

  1. Установите соответствие между экономическими понятиями и их определениями.

А) доход       1) затраты, выраженные в денежной  или натуральной форме

Б) расход      2) установленный гос-вом обязательный сбор, уплачиваемый гос-вом и гражд-ми

В) налог         3) денежная помощь гос-ва лицам, находящимся в тяжёлом эконом. положении

Г) пособие    4) сумма денег, получаемая за определённый период

      2. Найдите в списке характеристики, присущие любому налогу и запишите цифры, под которыми они указаны

1) обязательность уплаты;  2) безвозмездность; 3) пропорциональность доходу;  4) возвратный характер;  5) законодательное установление.

Содержание курса

Глава 1. Что такое экономика.

Ценностные ориентиры

Экономический образ мышления. Рациональное поведение гражданина. Эффективная экономическая деятельность. Уважение к предпринимательству. Социально-ориентированная экономическая  политика государства.

Знания

 Факторы производства и факторные доходы.  Свободные и экономические блага. Специализация (общественное разделение труда). Производительность труда. Экономические понятия: товар, услуга, торговля. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Основные жизненные потребности людей. Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов.  Виды собственности.  Прибыль. Денежная стоимость капитала. Цена выбора.

Глава 2. Типы экономических систем.

Понятие «экономическая система» и её виды: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Особенности экономических систем. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Роль государства в рыночной экономике. Случаи несостоятельности рынка. Общественные блага. Измерение неравенства доходов. Социально-регулируемый рынок.

Глава 3. Силы, которые управляют рынком.

Что такое спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу.  Товары первой необходимости и товары роскоши. От чего зависит предложение товаров. Величина предложения. Закон предложения и факторы предложения.  Эластичность предложения. Рыночный механизм. Заменяющие и дополняющие товары и услуги.

Глава 4. Как работает рынок.

Формирование рыночных цен. Избыток и дефицит товаров на рынке. Причины их возникновения. Механизм цен. Равновесная цена. Формы организации торговли и её виды: розничные и оптовые торговые организации, оптовые посредники. Роль информации в развитии торгово-экономических отношений.  «Сезонные колебания цен».

Глава 5. Мир денег.

Причины возникновения и формы денег. Понятие «символические деньги». Эмиссия денег. Инфляция и деинфляция. Покупательная способность денег. Виды и причины инфляции. Последствия и издержки инфляции. Основные элементы современных денежных систем. Функции денег в современной экономике.

Глава 6. Банковская система.

Причины появления и виды банков. Механизм увеличения банками денежной массы. Основы монетарной (денежно-кредитной) политики. Принципы кредитования. Кредитоспособность. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Налоги и их основные классификации. Основные виды налогов в России. Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Основы фискальной политики.

Глава 7. Человек на рынке труда.

Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Факторы формирования предложения на рынке труда. Уровень востребованности  профессий на рынке труда в современной России.

Способы деятельности

Соотнесение доходов и расходов на примере семейного бюджета, фирмы и государства. Решение элементарных расчётных задач с экономическим содержанием. Работа с источниками по экономической теории.

Опыт

Осмысление опыта экономической деятельности в пределах дееспособности юношеского возраста, оценки эффективности собственных экономических действий, рационального поведения в качестве потребителя, собственника, члена семьи и гражданина. Формирование опыта экономической деятельности в учебных фирмах и ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...