Рабочая программа по экономике
рабочая программа по экономике
Рабочая программа составлена на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования.Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekonomike.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6 г. Нижнеудинска» ___________ Протокол № от | «Согласовано» Заместитель директора по УР _____________ ______________ 20 г. | «Утверждено» Директор ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат г.»_____ _ 20г. |
Рабочая программа
по экономике
для 5 -9 классов
Учитель
Рабочая программа составлена на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
(вариант 1)
20/20 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г..
- СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года №26;
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23
- Примерный учебный план образовательных организаций РФ, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего, основного общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
- Адаптированная основная образовательная программа ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6 г. Нижнеудинска» на 2015/2024 учебный год.
Курс внеурочной деятельности " Экономика" предназначен для изучения учащимися специальных (коррекционных) школ основных экономических понятий, принципов, законов, с которыми они сталкиваются, и будут сталкиваться в повседневной жизни.
В настоящий момент в школах данного типа экономическое просвещение освещается бессистемно, разобщено в рамках внеклассной работы и двух-трех учебных предметов. Однако, в связи с экономической нестабильностью, снижением жизненного уровня основной части населения, значительно усложняется процесс адаптации выпускников школ-интернатов. В связи с этим назрела необходимость в более целенаправленной, системной и эффективной подготовке учащихся путем введения системы экономических знаний. Требования и понятия программы не выходят за рамки обыденной экономической действительности.
Ведущей идеей экономического образования является подготовка школьников к жизни и деятельности в современных социально-экономических условиях.
Цели:
-формирование элементарного уровня экономической грамотности, т.е. развитию у них умения и привычки упорядочивать свою финансовую жизнь, какими бы скромными не были их доходы;
-выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности.
Задача:
Приближение содержания образования к требованиям современного общества с учетом меняющихся социально-экономических условий, через разработку содержания экономического образования.
Разрабатывая программу экономического образования мы опираемся на мнение Т.С.Терюковой, которая утверждает, что большая экономика, хочет она того или нет, активно "подрабатывает" в роли воспитателя. В школьном образовании "чистое" научное знание из области экономики должно быть соотнесено с задачами воспитания и развития человека, подготовки к самостоятельной жизни в обществе, выработки его жизненной позиции, той цельности и "экономической устойчивости", которой так не хватает молодежи.
Общая характеристика учебного предмета
«Экономика» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–9 классов в сфере экономики семьи. Целями изучения курса «Экономики» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа по изучению учебного предмета «Экономика» в 5 - 9 классах составлена на 34 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой начального уровня обучения.
На изучение учебного предмета «Экономика» в 5 - 9 классах отводится:
количество часов в год – 35;
количество часов в неделю – 1;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
5 класс
Учащиеся должны знать:
- что означает слово «экономика»;
- экономические ресурсы;
- свойства денег;
- денежное обращение;
- экономические объекты: дом, хозяйство.
Уметь:
- называть деньги разного достоинства, находящегося в обращении;
- составлять меню из продуктов домашнего хозяйства.
6 класс
Учащиеся должны знать:
-экономические блага и услуги - результат хозяйственной деятельности людей;
-виды собственности;
-спрос и предложение;
-роль конкуренции в рыночной экономике;
-Элементы защиты банкнот (водяные знаки, микроузор, рельефное изображение, защитная нить, микротекст);
-бюджет семьи.
Уметь:
-устанавливать соответствие объектов на предмет собственности;
-адекватно объяснять смысл пословиц о деньгах;
-определять совокупный доход семьи;
-планировать семейный бюджет;
-права потребителя;
-органы (службы) защищающие права потребителей.
7 класс
Учащиеся должны знать:
-производство - основная форма экономической деятельности людей;
-связь между производством и потреблением;
-богатство страны;
-личное богатство;
-зависимость богатства от доходов семьи;
-виды рынков в зависимости от их конкурентности;
-виды современных фирм;
-прибыль - главный стимул работы частных фирм;
-банкротство;
-валюта национальная и иностранная;
-валютный курс;
-источники семейного бюджета.
Уметь:
-устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
-ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм, раскрывающих их юридический статус;
-решать задачи экономического содержания на соотношения валютных курсов;
-рассчитывать долю коммунальных платежей, заполнять бланки, квитанции;
-заполнять заявление обманутого потребителя.
8 класс
Учащиеся должны знать:
-производительность труда;
-реклама товара;
-виды торговой рекламы;
-причины инфляции;
-опасность инфляции;
-неблагоприятные воздействия инфляции на экономику семьи;
-учет семейного бюджета;
-безработица;
-безработные и неработающие;
-социальные последствия безработицы;
-разновидность цен: государственные, договорные, оптовые, розничные, прейскурантные, региональные, сезонные, рыночные.
Уметь:
-отвечать на стандартные вопросы работодателя, задаваемые претенденту на вакантную должность при устройстве на работу;
-создавать рекламу тому или иному предмету, опираясь на памятку составителя рекламы;
-планировать расходы на один день, месяц;
-вести тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета;
-определять размер пособия по безработице;
-заполнять бланки для постановки на учет в службе занятости, ордере на получение пособия по безработице в банке.
9 класс
Учащиеся должны знать:
-натуральный обмен (бартер);
-специализация при товарном хозяйстве;
-типы экономических систем, основные черты рыночной экономики;
-предпринимательство;
-равновесная цена;
-причины изменения цен;
-ценные бумаги;
-инвестиции;
-финансовые услуги;
-минимальная зарплата;
-прожиточный минимум;
-аренда;
-рента;
-биржа труда.
Уметь:
-объяснять смысл пословиц о деньгах;
-рассуждать о влиянии различных условий на цену товара;
-заключать договора на денежный вклад;
-ориентироваться в оформлении банковской ведомости выдачи кредита;
-объяснять пословицы и поговорки о бедности и богатстве;
-права и обязанности безработных.
Содержание учебного предмета
В программу "Экономического образования" включены шесть разделов, определены цели и основные понятия.
Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни человека.
Цель раздела - дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве.
Основные понятия: экономика, потребность людей, средства и условия их существования, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, услуга, разделение труда, производительность труда.
Раздел 2. Экономическая система и ее функции.
Цель раздела- познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем; дать общее представление о существующих типах экономических систем.
Основные понятия: типы экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, личная, государственная собственность, свобода выбора.
Раздел 3. Рынок: основные понятия и структура.
Цель раздела - дать понятия рынка, познакомить с видами рынка.
Основные понятия: рынок, виды рынка, прибыль, цена, рыночная цена, равновесная, банкротство.
Раздел 4. Царство денег.
Цель раздела - раскрыть историю развития денег, взаимосвязь: деньги и труд.
Основные понятия: виды современных денег, денежный оборот, монетный двор, банкомат, пластиковые карты, валюта, инфляция, акции, облигация, кредит, ипотека.
Раздел 5. Экономика семьи.
Цель раздела - раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики предприятий; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека.
Основные понятия: бюджет, доходы и расходы семейного бюджета, планирование и учет семейного бюджета, сдельная и повременная зарплата, номинальная и реальная зарплата, прожиточный минимум, нотариус, аренда, рента.
Раздел 6. Человек как работник.
Цель раздела - предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.
Основные понятия: безработный, неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.
Каждый раздел представлен определенным количеством занятий по классам, даны требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения.
5 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | Дата | |
I | Экономика и ее роль в жизни | 7 | ||
II | Экономическая система и ее функции. | 10 | ||
III | Царство денег. | 9 | ||
IV | Экономика семьи. | 8 | ||
Всего часов | 34 |
6 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | Дата | |
I | Экономика и ее роль в жизни | 5 | ||
II | Экономическая система и ее функции. | 6 | ||
III | Рынок: основные понятия и структура. | 7 | ||
IV | Царство денег. | 8 | ||
V | Экономика семьи | 9 | ||
Всего часов | 34 |
7 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | Дата | |
I | Экономика и ее роль в жизни | 5 | ||
II | Экономическая система и ее функции. | 6 | ||
III | Рынок: основные понятия и структура. | 11 | ||
IV | Царство денег. | 5 | ||
V | Экономика семьи | 7 | ||
Всего часов | 34 | 25.05 |
8 « А» класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | Дата | |
I | Экономика и ее роль в жизни | 5 | ||
II | Экономическая система и ее функции. | 6 | ||
III | Рынок: основные понятия и структура. | 7 | ||
IV | Царство денег. | 5 | ||
V | Экономика семьи | 6 | ||
VI | Человек, как работник. | 5 | ||
Всего часов | 34 |
8 « Б» класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | Дата | |
I | Экономика и ее роль в жизни | 5 | ||
II | Экономическая система и ее функции. | 6 | ||
III | Рынок: основные понятия и структура. | 7 | ||
IV | Царство денег. | 5 | ||
V | Экономика семьи | 6 | ||
VI | Человек, как работник. | 5 | ||
Всего часов | 34 |
9 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | Дата | |
I | Экономика и ее роль в жизни | 5 | ||
II | Экономическая система и ее функции. | 6 | ||
III | Рынок: основные понятия и структура. | 5 | ||
IV | Царство денег. | 7 | ||
V | Экономика семьи | 6 | ||
VI | Человек, как работник. | 3 | ||
Всего часов | 34 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»
Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Магнитная классная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике
Рабочая программ по экономике для 2-4 класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...