Методическая разработка урока на тему: «Банки. Банковская система» 10 класс
методическая разработка по экономике (10 класс)

Зайкина Антонина Валентиновна

   Данный урок знакомит обучающихся с понятием банк, историей возникновения банков, их видами и основными функциями. Формирует у учеников понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации. Урок усвоения новых знаний - интегрированный, с применением технологий критического мышления. · Способствует развитию у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать знаниями и применять их в разных ситуациях. Учит учеников работать с книгой, терминами и понятиями, интернет-ресурсами, обогащает знания обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии сегодняшних дней и воспитывать в себе финансовую грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему: «Банки. Банковская система».

Подготовила:

Зайкина А. В. учитель  математики и экономики

МКОУ «Многопрофильная гимназия г. Лагани»

10 класс. 27.11.2019г.

Цели  урока:

  • познакомить обучающихся с понятием банк, историей возникновения банков, их видами и основными функциями; сформировать понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации;

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование представления обучающихся о банковской системе, раскрыть основное понятие «банка», видов банков и их функции.
  • Развивающие: развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать знаниями и применять их в разных ситуациях; умения работать с книгой, терминами и понятиями, интернет-ресурсами, обогащение знаний обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии сегодняшних дней.
  • Воспитательные: воспитание финансовой грамотности обучающихся, умение работы в группе.

Оборудование урока: учебник под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова, компьютер, проектор, презентация. Раздаточный материал (Приложение 2,4,5), surface (планшет) для работы с интернет ресурсами.

Основные понятия урока: Банк, банковская система, Центральный банк, коммерческие банки.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Форма урока: интегрированный урок с применением технологий критического мышления.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Решаемые проблемы: Какова роль банков в жизни современного человека?

Виды деятельности: формирование у обучающихся умения работать с информацией, самостоятельно получать новые знания: коллективная работа с текстом и видеоматериалом, работа с интернет-ресурсами.

Ход урока

1.Организационный этап. Актуализация знаний (1 минута)

Вступление: Здравствуйте ребята и гости нашего урока! Эпиграфом нашего урока послужат слова Герберта Николоса Кессона: «Это – центральная фигура. Он держит на своих плечах весь мир». О чем он говорил нам с вами предстоит определить. И для этого давайте ответим на некоторые вопросы.

Слайд1: ?- Прочитайте слайд. Назовите понятие, которое обобщает все термины, представленные на слайде. (функции денег)

Приведите примеры, каждой функции денег.

Ответы:

Мера стоимости – на каждый товар есть цена. Пришел в магазин купить хлеб, надо иметь деньги, чтобы заплатить цену за хлеб.

Средство обращения – за деньги можно купить товары и услуги, и рассчитаться по своим долгам. То есть двигаются от одних людей к другим, поэтому их называют средство обращения.

Средство платежа – деньги, которые взяли как кредит, то есть надо будет заплатить деньги в будущем независимо от того какие изменения произойдут.

Средства сбережения и накопления – деньги, которые лежат в банке до совершеннолетия, деньги в копилке.

Мировые деньги – поездка заграницу, оплата гостиницы заграницей и др.

2. Этап мотивации (самоопределение)(1-2 минуты)

Учитель:        Мы с вами уже вспомнили, что одна из функций денег это функция накопления. Как вы можете поступить с вашими сбережениями? (ответы ребят)

Давайте вспомним с вами фильм - сказку «Приключения Буратино» режиссёра Леонида Нечаева

Слайд 2: видео-отрывок из кинофильма «Буратино» (1 минута)

Учитель:        Что демонстрирует нам этот видео фрагмент?

Ответы: То, что наши деньги не всегда находятся под надёжной защитой.

Учитель:        Так как же поступать гражданам, чтобы их деньги были под надёжной защитой и даже приносили доход?

Ответы: Мы можем хранить их в специальных учреждениях – банках.

Учитель:        Молодцы! Итак, так о чем же мы будем сегодня с вами говорить?

Ответы: Тема урока: банки или банковская система.

Слайд 3: Тема урока.

Учитель: Герберта Николос Кессон, что имел ввиду, когда говорил, что он держит весь мир на плечах своих? (Банк)

3. Этап постановки задачи (создание нового знания)(5 минут)

Учитель:        Давайте попробуем дать определение понятию Банк.

Ответы: Банк крупное кредитное учреждение, финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов.

Слайд 4: Ознакомьтесь с терминами и словосочетаниями на слайде.

Попробуйте объяснить некоторые из них.

Попытайтесь сгруппировать термины.

Ответы: 1 группа: Банковская система, центральный банк, коммерческие банки.

2 группа: Банк, частный(комерческий), государственный.

3 группа: Центральный банк, эмиссия, лицензирование банков.

4 группа: Коммерческие банки, заёмщик, вкладчик, кредитование потребителей.

Слайд 5: Термины по группам.

Сгруппировав термины, вы определили 3 основных направления, которым мы сегодня уделим особое внимание. Понятие банка вы уже определили. Это крупная финансовая организация имеющая право осуществлять банковские операции предусмотренные законом. Существуют несколько видов банков. Банк может быть частным, если он создан по инициативе граждан или коммерческих организаций, и государственным, если их учредителем (основателем) является государство.

Вернемся к первой группе.

???        Какую схему мы с вами можем на основе этих терминов изобразить? (ученик чертит на доске)

Слайд 6: (Банковская система, коммерческие банки, центральный банк)

Учитель:        Давайте сформулируем те цели и задачи, которые будут стоять сегодня перед нами

Слайд 7 Ответы: 1. Определить уровни банковской системы; 2. Понять что такое коммерческий и центральный банк; 3. Определить их функции.
Учитель:        Ребята, скажите, а зачем вам эти знания?
Ответы: Понимание особенностей построения банковской системы и функционала банков поможет нам принимать решения об управлении нашими средствами.
4. Этап - Конструктор знаний по теме – Характеристика уровней банковской системы.
групповая форма работы (7 минут)
Учитель: Хорошо! А сейчас работа по группам. Формируем 2 группы. Группы работают по плану.

Слайд 8:                                        Группа №1 (приложение 2.1.)

  1. Что такое коммерческий банк?
  2. Откуда коммерческий банк получает доход?
  3. Основные функции коммерческого банка?
  4. На основании чего работает коммерческий банк

Группа №2 (приложение 2.2)

  1. Что такое центральный банк
  2. Основная функция центрального банка
  3. Функции центрального банка

Учитель: У вас на столах листы, маркеры, приложения и интернет вам в помощь. Чертите схему, набрасывайте краткие формулировки для защиты вашего проекта. Защищать проект могут несколько учеников у вас 7 минут на подготовку, на защиту проекта 1,5 минуты. Распределите обязанности, работайте командой.
5. Защита проектов (3 минуты)

Учитель: Давайте сделаем вывод о различии в деятельности центрального банка и коммерческих банков.

Вывод: ЦБ - управляет денежно-кредитной сферой государства, регулирует темпы экономического роста, инфляции и валютного курса.

        КБ – осуществляет банковские операции перечисленные в Федеральном законе, только на основании лицензии.

Учитель: Следует обратить ваше внимание на то, что одна из главных функция банка это эмиссия денежных средств. Так, где же в России выпускают денежные знаки?

Ответы: На специальных фабриках. Госзнак и Монетном дворе.

Доклад «Эмиссия денежный средств в РФ» (1-2 минуты). Пан доклада: 1. Объяснение учащимся понятия эмиссии; 2. История развития фабрики Госзнак; 3. История развития Монетного двора.

Учитель: Нам с вами нужно быть предельно внимательными используя деньги в обращении. По данным ЦБ РФ наиболее часто подделываемыми являются 1000-рублёвые купюры. Какие меры защиты мы можем выделить для бумажных денег и монет?

Слайд 9: Видеоролик ЦБ РФ «Знай, свои деньги» (как определить подлинность купюр) (1,5 минуты)

Учитель: Сейчас в наш век новых технологий существует множество мобильных приложений, которые помогут вам определить подлинность купюр. Мои помощники сейчас вам покажут мастер класс по определению 200 рублей.

Мастер класс по определению подлинности денежных купюр (4 человека помощники).(1,5 минут)

6. Этап - Конструктор знаний по теме – Деятельность коммерческих банков.

практическая работа (7-10 минут)

Учитель: А теперь задумайтесь: чем банки могут быть полезными каждому из нас в жизни?

Ответы: Коммерческие банки могут выполнять, как минимум две функции хранить сбережения и выдавать некоторые сумы под процент.

Учитель: Но это не все функции. Давайте, прямо сейчас, познакомится с услугами частных банков, которые они предлагают частным лицам, т. е. нам с вами.

(работа в парах) Работаем в парах. Каждая пара заходит на сайт определенного банка и выясняет спектр услуг предоставляемый этим банком.

Слайд 10: Использование предложенных интернет- ресурсов: 1 парта:(www.sberbank.ru, 2 парта: www.avangard.ru/rus/, 3 парта: www.vtb.ru/, 4 парта: www.rshb.ru/, 1 парта, 2 ряд: www.uralsib.ru/index.wbp, 2 парта, 2 ряд:  https://www.binbank.ru/, 3 парта, 2 ряд: https://bcs-bank.com/) и т.д.

Учитель: Более подробно рассмотрите функцию платёж. ???        Совершает ли ваша семья платежи через данный банк или какой другой банк и какие платежи?

Учитель: В данный момент каждая семья пользуется услугами банков и поэтому для вложения средств необходимо выбирать надежный банк. ???        Как проверить надежность банка? (ответы учеников)

План действий: I - 1. набрать адрес сайта.

2. платежи или переводы

3. оплата услуг (вниз до конца)

4. о банке или раскрытие информации о банке как о профессиональном участнике рынка ценных бумаг.

5. реквизиты (лицензия)

II – Проверка лицензии

  1. Сайт www.crb.ru
  2. Проверить участника финансового рынка (название на русском)

III – Определить рейтинг

  1. Определить свои цели интереса и зайти на один из сайтов:
  2. www.moodys.ru, www.rbc.ru, www.banki.ru/wikibank/bank_rossii/

В поисковике набрать на русском название банка. В таблице кликаем на название банка и получаем подробную информацию.

Слайд 11: План

Учитель: согласно плану который мы с вами составили вы можете охарактеризовать любой, интересующий вас банк. У вас на столах имеются оценочные таблицы. Согласно этой таблице охарактеризуем банк.

??? Зачем и как правильно выбрать банк? (ответы обучающихся)

Итак! Наше занятие подошло к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали. Что было не понятным и что новым. О чем бы вы хотели узнать более подробно?

7. Рефлексия (4 минуты)

Учитель: Чтобы подытожить нашу с вами большую и плодотворную работу я предлагаю вам составить синквейн на тему нашего урока. Давайте свяжем воедино два понятия банк и банковская система.

Слайд 14: Синквейн. Например:         Банк!

                                        Центральный, коммерческий.

                                        Выпускает, аккумулирует, размещает.

                                        Много коммерческих банков, над ними стоит ЦентроБанк.

                                        Банковская система.

Слайд 15: Домашнее задание

  1. Написать эссе по теме «Самый безопасный способ удвоить деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман» - Ильф и Петров.
  2. Составить рейтинг банков, в которые можно вложить свои сбережения (аргументировать свой выбор).

Итоги: Назовите, пожалуйста, структуру банковской системы РФ. Какой она является? Почему?

 Почему право эмиссии денег принадлежит только ЦБ РФ?

 Какому банку вы доверите свои денежные средства?

Оценки.

Спасибо за внимание! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме " Моя Семья" (2 класс)

Пояснительная записка к уроку по теме « Моя семья»Направление:  гуманитарноеТема: « Моя семья».Раздел: второй «Добро пожаловать в наш театр!»Программа:  « Программа курса английского я...

Методическая разработка урока по теме "Влажность" для 10 класса

Данный урок разработан с применением  ИКТ, т.к.  это способствует повышению эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и по...

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел"....

Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса

Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9  класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...

Методическая разработка урока на тему:"Социалистическая индустриализация"(9 класс)

Методическая разработка урока на тему:"Социалистическая индустриализация"(9 класс) составлена с целью  дать  школьникам представление о причинах кризиса хлебозаготовок 1927-1928 гг. и выявит...

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...