Методическая разработка урока по теме "Плавание тел" - 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку в 7 классе по теме: "Плавание тел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_tel.rar | 736.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7-м классе по теме: "Плавание тел"
Цели урока:
- Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Развивать умения учащихся делать выводы по результатам экспериментальных заданий.
- Показать использование условий плавания тел в природе, технике, в народном хозяйстве.
- Развивать творческую активность, творческие способности учащихся.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроектор, презентация «Плавание тел», плакат с девизом урока, портрет Архимеда.
- 1, 2 вариант( на каждый ученический стол): сосуд с водой и набор тел - кусочки пенопласта, пробки, парафина, стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества; 3 вариант: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики; 4 вариант: сосуд с водой, сосуд с насыщенным раствором поваренной соли, картофелина средней величины; 5 вариант: сосуд с водой и кусок пластилина.
Ход урока
Девиз урока:
Я буду умным,
Я буду знающим,
Я буду стараться
И все получится!
- Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в неё. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
Уч: Архимедова сила.
Учит: Куда направлена эта сила?
Уч: Она направлена вертикально вверх.
Учит: От чего зависит архимедова сила?
Уч: Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.
Учит: А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
Уч: Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ж g V, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.
Учит: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?
Уч: Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе.
Если тело в жидкость опустить,
Будет жидкость на него давить.
Почему же тело погружается?
Может быть здесь физика кончается?
Если взять два разных тела,
В жидкость поместить одну,
Видно, что одно всплывает,
А другое – вмиг ко дну.
Жидкость та ж, сомненья нет,
Ну, а в чем же тут секрет?
В чем сущность явлений?
На это ответ
Нашел сиракузский мудрец Архимед.
III. Новый материал:
Сегодня на уроке мы с вами тоже выясним как и почему плавают тела. Почему одни тела тонут другие всплывают, почему маленький гвоздик тонет, а огромный корабль плавает? Поэтому тема урока: «Плавание тел»
Запишите в тетради тему урока - “ Плавание тел” ( слайд2 )
Учит. : Итак, на любое тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила или сила Архимеда направленная вертикально вверх, а какая еще сила действует на тело в противовес ей и как она направлена?
Уч. Сила тяжести, направленная вниз.
Учит. Давайте сделаем рисунок и обозначим силы. ( демонстрируется слайд3, идет обсуждение. В ходе беседы выясняем и устанавливаем поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения этих сил. Ученики делают рисунки и записи в тетрадях )
1. Если Fтяж > FА, то тело тонет.
2. Если Fтяж < FА, то тело всплывает.
3. Если Fтяж = FА, то тело плавает внутри жидкости.
Учит. : Но почему одно и тоже тело в одной жидкости тонет в другой плавает ( демонстрация опыта свеча в воде и в спирте). Нет ли еще какой-то зависимости?
Попробуем получить эти сведения из опытов.
(Ребята получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения - 5вариантов. Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности: первое, второе – наиболее простое, 4, 5, – сложнее. Они даются соответственно уровню подготовки.)
Первый вариант: понаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или плавает |
|
|
|
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: кусочки пенопласта, пробки, парафина. Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества.
Второй вариант: понаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или плавает |
|
|
|
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, Тела находятся в коробке с перегородками, в каждой ячейке указано название вещества.
Третий вариант: сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Оборудование: для проведения опыта нужны два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики.
Четвертый вариант: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой, сосуд с насыщенным раствором поваренной соли, картофелина средней величины.
Пятый вариант: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой и кусок пластилина.
Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, учитель оказывает необходимую помощь. Поскольку ответы ребят будут использоваться при изложении нового материала, намечаем, в какой последовательности они будут отчитываться.
Учит: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут.
(Отвечают ребята, выполнявшие задания первого и второго варианта. Один из них называет те тела, который тонут в воде, другой – тела, которые плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. После этого все вместе делают вывод.)
Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет. А если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает.
Демонстрация слайда 2 (Выводы записываются в тетрадях.)
1. Если вещества > жидкости, то тела тонут. 2. Если вещества < жидкости, то тела всплывают на поверхность жидкости. 3. Если вещества = жидкости, то тело плавает. |
Учит. : Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Некоторые ребята рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?
Уч: Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.
Учит: Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?
Уч: В масле брусок погружался глубже, чем в воде.
Учит: Таким образом, Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.
Запишем этот вывод.
Учит. : Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин. Посмотрим опыт. Бросим эти тела в воду (проводится демонстрация). Что вы наблюдаете?
Уч: Они тонут в воде.
Учит: А у Леши картофелина в воде плавает. В чем же дело?
Уч: Чтобы заставить картофелину плавать, я насыпал в воду больше соли.
Учит: Что же произошло?
Уч: У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.
Учит: Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?
Уч: Я сделал из пластилина лодочку. Она имеет большой объем и поэтому плавает.
Учит: Наверно не просто большой, а больший, чем у куска пластилина.
Учит: Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело.
Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.
Где в природе и технике учитываются эти условия? Слайд плавание судов.
Уч: При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще плавают и подводные лодки.
Слайд с подводной лодкой и рассказ: Любая подводная лодка – прочный герметичный корпус с множеством отсеков. Принцип погружения и всплытия основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливании воды сжатым воздухом при всплытии.
Слайд с рыбкой и рассказ о плавании рыб.
Плавательный пузырь рыбы легко меняет свой объем. Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на нее увеличивается, пузырь сжимается, объем тела рыбы уменьшается и она не выталкивается вверх, а плавает в глубине. При подъеме плавательный пузырь и объем всего тела рыбы увеличивается и она плавает уже на меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения. Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких.
Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.
А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости? Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов.
Но подробнее мы поговорим об этом на следующих уроках.
А теперь давайте посмотрим как вы усвоили материал сегоднешнего урока ( слайд с вопросами).
Домашнее задание: Откройте дневники и запишите задание на дом: § 48. ( Слайд)
Рефлексия:
Учащиеся дописываю предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а) нового…
Я бы хотел(а) узнать еще..
Для меня было трудным…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...