Рабочая программа по экономике 5 класс
рабочая программа по экономике (5 класс)

Андреюк Константин Сергеевич
Рабочая программа по экономике 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи им. Д.М. Карбышева

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по УВР

_________________

(Фамилия И.О.)

РЕКОМЕНДОВАНО

МС
протокол №____

от «____» _______2017г.

                   

 УТВЕРЖДАЮ

_________Л.Д.Водяницкая

директор  МБОУ  СОШ  № 7  г.  Охи

Приказ №_____

 от «___»_________2017 г.

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Экономика. Моя семья

(наименование учебного предмета / курса)

2017-2018 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой.-М.: «Вентана- Граф». 2014 «Экономика: первые шаги».

.

Составитель: Андреюк Константин Сергеевич

г. Оха

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экономика. Моя семья» составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

- Федеральный закон №273-ФЗ от 20.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009г.);

- Программа непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ Программа разработана РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008.

Преподавание курса проходит в 5 общеобразовательном классе в рамках курса внеурочной деятельность (по социальному направлению) и ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:

  1. Новожилова Н.В.; под ред. И.А.Сасовой. Экономика: Моя семья: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009 Г.
  2. Новожилова Н.В.: Программа экономика: Моя семья – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009 г.

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребенка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Процесс перехода к системе рыночных отношений дал импульс для развития интереса к экономическим знаниям и потребности в них у всех слоев населения, стремления определить возможности своего участия в рыночных структурах. Однако эффективность работы по экономическому образованию и воспитанию в образовательных учреждениях РФ пока еще отстает от реальной потребности общества.

Стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана, несомненно дало свои результаты, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников.

Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм.

Учитывая длительность процесса подготовки самостоятельной, деятельной личности, обладающей качествами рачительного хозяина, инициативного работника, ответственного гражданина, авторы этой программы стремились, с одной стороны, отразить различные аспекты экономического образования и воспитания, с другой – обеспечить целостность восприятия, непрерывность и преемственность социально-экономической подготовки учащихся начальной, основной и полной средней школы.

Основной вопрос, на который должен отвечать данный курс – Что должен знать каждый об экономике.

Знакомство пятиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с изучения экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснить механизм рыночной экономики на другой основе не представляется возможным. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре, т. е. она экономически развивается по тем же законам, что и общество в целом. Семья — самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные, а не имитационные социально-экономические отношения.

Цели курса:

1. Сформировать у школьников общие представления об основах экономики, ее основных понятиях и закономерностях, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению таких социальных ролей как потребитель, производитель и гражданин.

2. Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.

3. Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.

  1. Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.
  2. Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.

 Задачи курса:

  1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
  2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
  3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
  4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного, потребительского выбора.
  5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
  6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
  7.  Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.
  8.  Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.
  9. Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.
  10. Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.

В центре курса внеурочной деятельности «Экономика. Моя семья»— ученик 10-12 летнего возраста, проходящий непростой путь становления: от биологического существа к социальному.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Формы организации деятельности учащихся

  • групповая, парная, индивидуальная;
  • проектная, игровая деятельность;
  • совместная и самостоятельная деятельность

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Мини – сочинения;
  • Работа с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;
  • Рефлексия.

Виды и формы контроля.

  • текущий контроль: устный опрос, тест;
  • итоговый контроль: итоговая индивидуальная работа

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты, презентации и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Программа курса внеурочной деятельности «Экономика» будет реализована в течение одного года - 2016-2017 учебный год.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА»

Основной идеей при определении содержания данного курса является отбор тех концепций, принципов, понятий, с которыми школьники сталкиваются в своей повседневной жизни и которые могут быть ими применимы. При этом используется не на разбор отдельных экономических понятий, доступных пониманию школьников этой возрастной группы, а изучение системы понятий и правил, связанных между собой.

Программой курса предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.

К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психолого-возрастных особенностей школьников.

Учебная программа «Экономика. Моя семья» работает с учебным пособием по экономики 5 класса, которое построено с учетом требований к учебникам нового поколения для средней школы. Оно знакомит школьников с основными проблемами ведения семейного хозяйства, его планированием, учетом, контролем, финансовой документацией, бюджетом семьи. Разъясняется роль семьи в сложившихся социально-экономических условиях. Особое внимание уделено формированию качеств рачительного хозяина и думающего покупателя. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с использованием экономических знаний и умений в реальной жизни. Учебное пособие можно использовать на уроках по обществознанию, а также для организации проектной и внеурочной деятельности учащихся.

Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам, семейным домашним заданиям, знакомству с рыночными структурами, окружающими семью.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «ЭКОНОМИКА. МОЯ СЕМЬЯ»

Согласно базисному учебному плану на изучение предмета «Экономика. Моя семья» в средней  школе в 5 классе выделяется 34 ч (1ч в неделю, 34 учебных недели) в рамках внеурочной деятельности социального направления.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИКА. МОЯ СЕМЬЯ» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

В этом курсе обеспечивается формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты. Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

  • социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
  • поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
  • гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические. 
  • развитие человека как личности включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
  • осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни;

2-я группа требований: метапредметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

2.1) познавательных;

2.2) регулятивных;

2.3) коммуникативных;

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований: предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.

В результате изучения курса «Экономика» получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.

Они получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.

Школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИКА. МОЯ СЕМЬЯ»

№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Основное содержание

1

Что изучается в курсе «Экономика семьи»

Что такое экономика. Основные проблемы экономики. Семья глазами экономиста. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.

Почему и как люди занимаются хозяйством?

Что такое собственность? Как люди зарабатывают деньги? Неограниченные потребности в условиях ограниченности ресурсов.

Практическая деятельность.

Просмотр м/ф «Цветик-семицветик», обсуждение.

2

Семейное хозяйство

Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

Что нужно для существования семьи? Что такое ресурсы семьи и как их правильно использовать? Для чего нужны деньги? Кто их зарабатывает?

Семья с высоким уровнем дохода. Средняя семья. Малоимущая семья.

Экономические проблемы семьи. Почему возникает выбор? Что такое эффективность? Исследовательская деятельность. Срок использования электротоваров, мебели. Почему у разных товаров этот срок разный?

Практическая деятельность.

Проект: «Экономические проблемы моей семьи» (если решены, то как, какие еще не решены, намеченные пути их решения). Его обсуждение.

С целью усвоения терминов и понятий темы: разгадывание кроссвордов, игра «Буква потерялась», «Найди пару»

3

Бюджет семьи

Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Заработная плата. Номинальные доходы. Реальные доходы

Из чего складываются доходы и расходы семей? Виды доходов. Основные термины и понятия: заработная плата, завещание, доходы запрещенные законом, проценты, трансферы, арендная плата, налог.

Практическая деятельность: ролевая игра «Бюджет моей семьи».

4

Рачительный хозяин

Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина

Просмотр в/фильмов: отрывок и м/ф «Дюймовочка», «Три поросенка» и др. Обсуждение.

Групповая практическая деятельность: «Портрет рачительного хозяина».

5

Думающий покупатель

Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товаров.

Практическая деятельность. Изготовление рекламы. Упаковка товара. Презентация.

6

Семья и рынок

Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессия членов твоей семьи и родственников.

Практическая деятельность. Игра «Профессии разные нужны, профессии разные важны», презентации. Выставка рисунков: «Я хочу стать…», «Моя любимая профессия» и т. п.

7

Итоговое занятие

Выставка, презентации


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Что изучается в курсе «Экономика семьи»

7

Работа с текстом, экономическими понятиями. Анализ своих потребностей и возможности их удовлетворения; особенностей участия человека (себя) в разных видах хозяйственной деятельности.

Практическая работа

1

Что такое экономика

2

2

Основные проблемы экономики

1

3

Семья глазами экономиста

1

4

Хозяйственная деятельность семьи

1

5

Потребности человека и семьи

2

Семейное хозяйство

8

Работа с текстом, экономическими понятиями. Анализ основных видов имущества их семьи; ведения домашней бухгалтерии.

Составление личного имущества каждого члена семьи.

Практическая работа.

1

Элементы семейного хозяйства

2

2

Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства

3

3

Планирование, учет и контроль в семенном хозяйстве

3

Бюджет семьи

4

Работа с текстом, экономическими понятиями.

Составление своего бюджета и семьи - потребительской корзины семьи.

Практическая работа.

1

Доходы и расходы семьи

1

2

Что такое бюджет семьи

1

3

Что кладут в потребительскую корзину?

1

4

Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах

1

Рачительный хозяин

4

Работа с текстом, экономическими понятиями.

Исследовать своих родственников на то, что как они справляются с обязанностями владельца, пользователя и распорядителя.

Составление основных потерь тепла в зимнее время в своем доме, квартире и как их можно снизить.

1

Кто такой рачительный хозяин

1

2

Качества личности рачительного хозяина

1

3

Секреты рачительного хозяина

2

Думающий покупатель

5

Работа с текстом, экономическими понятиями.

Анализ числа магазинов и товаров в них в поселке.

Составление правил опытного покупателя.

Практическая работа.

1

Покупатель и продавец

1

2

Реклама и упаковка

2

3

Особенности маркировки товаров

1

4

Секреты выбора товаров

1

Семья и рынок

4

Работа с текстом, экономическими понятиями.

Составление экономических связей своей семьи.

Практическая работа

1

Экономические возможности семейного хозяйства

2

2

Экономические связи семьи

1

3

Профессии членов твоей семьи и родственников

1

Итоговое занятие

2

Выставки, презентации

Итого:

34

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Новожилова Н.В. Программа по экономике семьи. - М.:ВИТА–ПРЕСС,2009.

2.Новожилова Н.В.Экономика (Моя семья). 5 класс:  Учебн.  пособие  / Под ред. И.А.Сасовой.- М.:ВИТА–ПРЕСС,2009.

3.Сасова И.А.,Новожилова Н.В., Землянская Е.Н., Экономика (Моя семья).5 класс: Метод. пособие  / Под ред. И.А. Сасовой. - М.:ВИТА–ПРЕСС,2009.


ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЭКОНОМИКА. МОЯ  СЕМЬЯ»

Основные знания и умения

В результате изучения курса учащийся может получить представление о:

  • основных проблемах экономики семьи;
  • группах основных потребностей семьи;
  • возможных ресурсах семьи;
  • необходимых, желательных и престижных товарах и услугах;
  • возможностях своего участия в семейном хозяйстве;
  • том, что такое семейное предпринимательство.

Учащийся может узнать:

  • общие правила ведения домашнего хозяйства;
  • из чего складывается семейный бюджет;
  •  источники семейного бюджета;
  •  возможности экономии в семейном бюджете;
  • качества рачительного хозяина;
  • экономические связи семьи с рыночными структурами;
  • как организуется семейное дело.

Личностными результатами изучения  экономики   являются:

Учащийся может попробовать:

  • анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
  • выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;
  • экономически осознанно делать потребительский выбор;
  • соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;

Метапредметными результатами изучения экономики   являются:

Учащийся может попробовать:

  •  анализировать рекламу потребительских товаров;
  • читать, расшифровывать упаковки товаров;
  • провести самоанализ  формирования у себя и своей семьи   качеств рачительного хозяина.


Календарно – тематическое планирование курса «Экономика. Моя семья»

№ урока

Тема урока

Тип занятия

Планируемые УУД

Форма контроля

Дата

Корректировка

Предметные

Метапредметные

личностные

Экономика семьи – 7 часов

1

Что такое экономика

Вводное

Знать: откуда родом экономика; значение понятия «экономика»; что такое благо.

Уметь: приводить примеры различных благ

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  • осознавать себя гражданином, будущим работником, участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;
  • работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора.

Устный опрос

2

Что такое экономика

Комбинированное

Устный опрос

3

Основные проблемы экономики.

Комбинированное

Знать: понятие «потребности», «ресурсы»; виды ресурсов; основные вопросы экономики.

Понимать: почему нужно уметь ограничивать потребности.

Уметь: формулировать понятие «Экономика» через понятие «выбор»

Устный опрос

4

Семья глазами экономиста.

Комбинированное

Знать: что такое семья, кто входит в ее состав.

Понимать: понятие «экономика семьи»; какие экономические вопросы решаются в семье

Устный опрос

Письменный опрос

5

Хозяйственная деятельность семьи.

Комбинированное

Знать: виды хозяйственной деятельности; особенности.

Устный опрос

Письменный опрос

6

Потребности человека и семьи.

Комбинированное

Знать: понятие потребности, виды потребностей

Уметь: различать личное от семейного потребления; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей

Понимать: что неограниченные потребности в условиях ограниченных ресурсов

Письменный опрос

7

Потребности человека и семьи.

Занятие по закреплению ЗУНов

Устный опрос

Письменный опрос

Семейное хозяйство – 8 часов

8

Элементы семейного хозяйства.

Комбинированное

Понимать: хозяйство семьи; виды имущества семьи.

Знать: понятие «собственность»; «семейная собственность»; ресурсы семьи и как их правильно использовать

Устный опрос

Письменный опрос

9

Элементы семейного хозяйства.

Комбинированное

Понимать: что нужно для существования семьи

Устный опрос

10

Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства.

Комбинированное

Понимать: экономические показатели семейного хозяйства

Знать: виды финансовых документов семьи

Устный опрос

11

Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства.

Комбинированное

Знать: для чего нужны деньги, кто их зарабатывает; экономические проблемы семьи; как возникает выбор.

Понимать: есть семьи с разным уровнем дохода- высоким, средним и малоимущие

Устный опрос

Письменный опрос

12

Проект: «Экономические проблемы моей семьи»

Комбинированное

Уметь: анализировать, систематизировать полученные знания

Индивидуальная работа

13

Планирование , учет и контроль в семейном хозяйстве.

Комбинированное

Понимать: что такое планирование при ведение семейного хозяйство, эффективность, какие экономические вопросы решает график Гантта

Знать: виды планов; понятие «учет», «контроль», что такое график Гантта.

Уметь: составлять график Гантта

Устный опрос

Письменный опрос

14

Планирование , учет и контроль в семейном хозяйстве.

Комбинированное

Исследовать: срок использования электротоваров, мебели

Письменный опрос

15

Проект «Экономические проблемы»

Занятие по закреплению ЗУНов

Уметь: защитить проект

Защита проекта

Бюджет семьи – 4 часа

16

Доходы и расходы семьи.

Комбинированное

Знать: понятия доходы, расходы; основные виды доходов.

Понимать: из чего складываются доходы и расходы семьи.

Уметь: привести пример доходов и расходов своей семьи

Устный опрос

17

Что такое бюджет семьи?

Комбинированное

Знать: понятие бюджет; какие могут быть бюджеты; понятия остаток и дефицит; термин заработная плата, арендная плата, налоги, процент, трансферы

Уметь: вычислить бюджет своей семьи.

Устный опрос

18

Что кладут в потребительскую корзину?

Комбинированное

Понимать: потребительская корзина и что в нее кладут.

Знать: прожиточный минимум, что влияет на содержимое потребительское корзины

Уметь: рассчитать стоимость потребительской корзины своей семьи

Письменный опрос

19

Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.

Комбинированное

Знать: как и почему различается питание в разных странах; доля расходов на питание.

Понимать: рост затрат в бюджете семьи – тревожный сигнал.

Устный опрос

Рачительный хозяин – 4 часа

20

Кто такой рачительный хозяин?

Комбинированное

Знать: понятие хозяин, рачительный хозяин.

Уметь: оценить эффективность владения личным имуществом; рационально распоряжаться своим имуществом.

Устный опрос.

21

Качества личности рачительного хозяина.

Комбинированное

Знать: качества личности рачительного хозяина

Уметь: составить портрет рачительного хозяина

Групповая практическая работа

22

Секреты рачительного хозяина.

Комбинированное

Знать: «секреты» рачительного хозяина

Понимать: покупать хлеб не больше, чем требуется своей семьи; как сохранить электроэнергию и воду  в своей квартире

Устный опрос

23

Секреты рачительного хозяина.

Комбинированное

Уметь: составлять «шкатулку секретов» рачительного хозяина

Устный опрос

Думающий покупатель – 5 часов

24

Покупатель и продавец.

Комбинированное

Знать: понятие товары, покупатель, продавец, виды магазинов

Понимать:  благи могут быть товаром процесс купли - продажи; особенности взаимодействия в них покупателя и товара

Устный опрос

Письменный опрос

25

Реклама и упаковка.

Комбинированное

Знать: понятие реклама, функции рекламы

Уметь: составить рекламу

Устный опрос

26

Реклама и упаковка.

Комбинированное

Знать: понятие упаковка товара, виды упаковок, функции упаковки

Уметь: составить упаковку товара

Устный опрос

Письменный опрос

27

Особенности маркировки товаров.

Комбинированное

Знать: понятие маркировка товара, этикетка, штриховой код, вкладыш.

Понимать: для чего маркируют товара

Уметь: расшифровать штрих-кот на любом товаре

Устный опрос

28

Секреты выбора товара.

Комбинированное

Знать: понятие цена товара, торговая скидка, бонус.

Уметь: отличить бонус от торговых скидок.

Понимать: механизмы воздействия на потенциального покупателя в современной торговле

Устный опрос

Письменный опрос

Семья и рынок  - 4 часа.

29

Экономические возможности семейного хозяйства.

Комбинированное

Знать: понятие предпринимательство; знать главную цель предпринимательства.

Понимать: получить прибыль в семейном хозяйстве.

Устный опрос

Письменный опрос

30

Экономические возможности семейного хозяйства.

Комбинированное

Уметь: различить личное от семейного предпринимательства

Устный опрос

31

Экономические связи семьи.

Комбинированное

Понимать: экономические связи семьи – как они осуществляются

Уметь6 составлять экономические связи своей семьи

Устный опрос

Письменный опрос

32

Профессии членов твоей семьи и родственников.

Комбинированное

Знать:  понятие профессии, новые профессии, устаревшие профессии.

Понимать: особенности профессии членов своей семьи

Устный опрос

33

Итоговый урок: Экономика моей семьи.

Занятие по закреплению ЗУНов

Письменный опрос

34

Итоговый урок: Экономика моей семьи.

Выставка, презентации

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...