Рабочая программа по экономике (10-11 классы)
рабочая программа по экономике
Рабочая программа по экономике (10-11 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по экономике (10-11классы) | 53.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Рекомендована к утверждению Утверждена приказом
протокол ШМО №__________ ГБОУ «КШ-ИСОО»
от ___.______________._____ №______ от ___.___,______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«_____Экономика _____»
для______________10-11__________________классов (3 ступени)
на период___2018 – 2019 уч. год______________________________________
Автор (составитель): Лубсанцыренов А. Д.,
преподаватель истории и обществознании ,I кв.
категории
(ФИО, должность, квалификация)
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» адресована учащимся 10-11 классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:
- примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) по экономике, программы И.В. Липсица (2011) ;
- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),
- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели: развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
Задачи:
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере
.
Характеристика предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Основные содержательные линии:
- человек и фирма;
- человек и государство;
- экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение курса экономики отводится 1 час в неделю при 34 недельной работе в год, 34 ч в год .
Планируемые результаты изучения экономики в 10-11 классах
В результате изучения курса экономики ученик должен
Знать/понимать
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. (Умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Экономика и экономическая наука.
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы.
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Конкуренция.
Семейная экономика.
Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки.
Рынок.
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие.
Фирма.
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации.
Роль государства в экономике.
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Основы фискальной политики государства.
ВВП, его структура и динамика.
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Рынок труда и безработица.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги, банки, инфляция.
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Бизнес.
Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства.
Предприятия и их организационно-правовые формы. Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
- Е.Б. Лавренова Сборник примерных программ. Обществознание. Экономика Право. 10-11 классы. Москва. Вита- Пресс. 2013г.
- Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011...
Учебники:
- Липсиц И.В. «Экономика» .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. учреждений.- Москва, Вита –Пресс,2018г
- Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. Профильный уровень образования под редакцией С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2011 г.
Календарно – тематическое планирование курса экономики 10 КЛАССА
№ | Тема урока | Кол. часов | Дом. задание | Дата проведения | |||
план. | факт. | ||||||
1 | введение | 1 | введение | ||||
Гл.1 Главные вопросы экономики 2 | |||||||
2 | Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества | 1 | § 1 | ||||
3 | Ограниченность экономических ресурсов. Главные вопросы экономики | 1 | § 2 | ||||
Гл.2 Типы экономических систем | 3 |
| |||||
4-5 | Традиционная и рыночная экономические системы | 2 | § 3-4 | ||||
6 | Командная и смешанная экономические системы | 1 | § 5 | ||||
7 | Повторение по гл.1-2 | 1 | Повторить § 1-5 | ||||
Гл.3 Силы, которые управляют рынком 3 | |||||||
8-9 | Что такое спрос | 2 | § 6 | ||||
10 | От чего зависит предложение товаров | 1 | § 7 | ||||
| Гл.4 Как работает рынок | 3 |
| ||||
11 | Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие | 1 | § 8 | ||||
12 | Рынок на практике, или Как реально организована торговля | 1 | § 9 | ||||
13 | Повторение по гл.3-4 | 1 | Повторить § 6-9
| ||||
Гл.5 Мир денег 3 | |||||||
14 | Причины возникновения, формы и функции денег | 1 | § 10 | ||||
15-16 | Функции денег в современной экономике 2 четверть | 2 | § 11 |
|
| ||
| Гл.6 Банковская система | 4 |
| ||||
17 | Причины появления и виды банков | 1 | §12 | ||||
18 | Принципы кредитования | 1 | §13 | ||||
| |||||||
19 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | 1 | § 14 | ||||
20 | Повторение по гл.5-6 | 1 | Повторить § 10-14 | ||||
| Гл.7 Человек на рынке труда | 4 |
| ||||
21 | Экономическая природа рынка труда | 1 | § 15 | ||||
22 | Спрос на услуги труда | 1 | § 16 | ||||
23 | Предложение труда | 1 | § 16 | ||||
24 | Формирование заработной платы на рынке труда | 1 | § 16 | ||||
Гл.8 Социальные проблемы рынка труда | 4 |
| |||||
25 | Профсоюзы на рынке труда | 1 | § 17 | ||||
26 | Прожиточный минимум и минимальная заработная плата 4 четверть | 1 | § 18 | ||||
27 | Договоры и контракты на рынке труда | 1 | § 18 | ||||
|
|
| |||||
28 | Повторение по гл.7-8 | 1 | Повторить § 15-18 | ||||
Гл.9 Рынки ресурсов | 4 |
| |||||
29 | Сбережения и их превращение в капитал | 1 | § 19 | ||||
30 | Устройство рынка капитала | 1 | § 20 | ||||
31 | Особенности функционирования рынка земли | 1 | § 21 | ||||
32 | Повторение по гл.9 | 1 | Повторить § 19-21 |
| |||
33-34 | Итоговые уроки |
| Повторение курса |
Календарно – тематическое планирование курса экономики 11 КЛАССА
№ | Тема урока | Кол. часов | Дом. задание | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||
| 1 четверть, 9 часов |
|
| ||
Гл.1 Экономическое устройство России 4 часа | |||||
1 | К какой категории относится экономика России | 1 | § 1 | ||
2 | Государство как основа российской экономики | 1 | § 2 | ||
3 | Особенности российских предприятий и их приватизация | 1 | § 3 | ||
4 | Хозяйство России в начале XXI века: промышленность, сельское хозяйство | 1 | § 4 | ||
| Гл.2 Экономические проблемы безработицы | 4 |
| ||
5-6 | Причины и виды безработицы | 2 | § 22 | ||
| |||||
7 | Как можно сократить безработицу | 1 | § 23 | ||
8 | Повторение по гл.1,2 | 1 | повторить § 22-23 | ||
| Гл. 3 Что такое фирма и как она действует на рынке | 3 | |||
9 | Зачем создаются фирмы 2 четверть | 1 | § 24 | ||
10 | Экономические основы деятельности фирмы | 1 | § 25 | ||
11 | Преприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса | 1 | § 26
| ||
гл. 4 Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия 4 | |||||
11 | Доходы и расходы семей | 1 | § 27 | ||
12 | Влияние инфляции на семейную экономику | 1 | § 28 | ||
13 | Неравенство состояния граждан и возможности его сокращения | 1 | § 29 | ||
14 | Повторение по гл.3,4 | 1 | повторить § 24-29 | ||
|
| ||||
Гл.5 Экономические задачи государства 7 | |||||
15 | Причины и формы участия государства в регулировании экономики | 1 | § 30 | ||
16 | Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности 3 четверть | 1 | § 31 | ||
17 | Макроэкономические процессы в экономике страны | 1 | § 32 | ||
18-19 | Инфляция и методы ее подавления | 2 | § 33 | ||
20-21 | Экономическая политика государства | 2 | § 34 | ||
| Гл. 6 Государственные финансы | 5 | |||
22-23 | Налоги как источник доходов государства | 2 | § 35 | ||
24-25 | Как формируется и расходуется государственный бюджет | 2 | § 36 | ||
26 | Повторение по гл.5,6 4 четверть | 1 | повторить § 30-36 | ||
Гл.7 Экономический рост | 2 |
| |||
27 | Что такое экономический рост и как можно его ускорить | 1 | § 37 | ||
28 | Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 веке | 1 | § 38 | ||
| Гл.8. Организация международной торговли | 6 |
| ||
29 | Причины возникновения международной торговли | 1 | § 39 | ||
30 | Регулирование внешней торговли и протекционизм | 1 | § 39 | ||
31 | Валютный рынок и конвертируемость валют, валютный курс. | 1 | § 40 | ||
32 | Внешняя торговля России и проблемы ее развития | 1 | § 40 | ||
33 | Повторение по гл.5,6 | 1 | повторить § 37-40 | ||
34 | Итоговый урок | 1 | повторить курс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Рабочая программа по экономике для 8 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....