Рабочая программа по экономике (10-11 классы)
рабочая программа по экономике

Лубсанцыренов Александр Дымбрылович

Рабочая программа по экономике (10-11 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Бурятия

                            ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

     Рекомендована  к  утверждению                                                   Утверждена приказом

протокол ШМО №__________                                                  ГБОУ «КШ-ИСОО»

от ___.______________._____                                                  №______ от ___.___,______  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«_____Экономика _____»

для______________10-11__________________классов (3 ступени) 

на период___2018 – 2019 уч. год______________________________________

                                                                                              Автор (составитель): Лубсанцыренов  А.  Д.,

                                                                                              преподаватель истории и обществознании ,I кв.                            

                                                                                              категории

                                                                                                          (ФИО, должность, квалификация)

                                                                               2018

                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» адресована учащимся  10-11 классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:

- примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) по экономике, программы И.В. Липсица (2011) ;

- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),

- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),

- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015                                                                                                                                                                         

     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели:   развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.        

Задачи:

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере                    

.

                                        Характеристика предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;
  • человек и государство;
  • экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

                                      Место предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение курса экономики отводится 1 час в неделю при 34 недельной работе  в год, 34 ч в год                                                                                                                      .

             Планируемые результаты изучения экономики в 10-11 классах

В результате изучения курса экономики ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • получения  и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются                                                                    

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. (Умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.                                                                

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

Экономика и экономическая наука.

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

Экономические системы.

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Конкуренция.

Семейная экономика.

Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки.

Рынок.

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие.

Фирма.

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации.

Роль государства в экономике.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Основы  фискальной политики государства.

ВВП, его структура и динамика.

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Рынок труда и безработица.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.        

Деньги, банки, инфляция.

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Бизнес.

Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства.

Предприятия и их организационно-правовые формы. Юридические лица. Некоммерческие  предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
  • Е.Б. Лавренова  Сборник примерных программ. Обществознание. Экономика Право. 10-11 классы. Москва. Вита- Пресс. 2013г.
  • Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011...

Учебники:

  •  Липсиц И.В. «Экономика» .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. учреждений.- Москва, Вита –Пресс,2018г
  • Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. Профильный уровень образования под редакцией С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2011 г.

Календарно – тематическое планирование курса экономики 10 КЛАССА

Тема урока

Кол.

часов

Дом. задание

Дата проведения

план.

факт.

1

  введение              

1

 введение  

                   Гл.1      Главные вопросы экономики  2

2

  Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества

1

§ 1

3

 Ограниченность экономических ресурсов. Главные вопросы экономики

1

§ 2

     Гл.2      Типы экономических систем

3

 

4-5  

   Традиционная и рыночная экономические системы

2

§ 3-4

6

  Командная и смешанная экономические системы

1

§ 5

7

 Повторение по гл.1-2

1

Повторить § 1-5

        Гл.3      Силы, которые управляют рынком  3

8-9  

Что такое  спрос

2

§ 6

10

 От чего зависит предложение товаров

1

§ 7

 

Гл.4         Как работает рынок        

      3

 

11    

  Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие

 1

  § 8

     12

  Рынок на практике, или    Как реально организована торговля

     1

§  9

      13

  Повторение по гл.3-4

1

 Повторить § 6-9  

 

             Гл.5           Мир денег          3

 14

 Причины возникновения, формы и функции денег

1

§ 10

   15-16

Функции денег  в  современной экономике

2 четверть

 2

§ 11

   

 

     

 Гл.6      Банковская система

    4    

 

17

 Причины появления и виды банков

1

§12  

18

  Принципы кредитования

1

§13

                 

19  

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны  

1

§  14

     20

  Повторение по гл.5-6

1

Повторить § 10-14  

   

Гл.7      Человек на рынке труда

 4

 

21

Экономическая природа рынка труда

1

§ 15

22

Спрос на услуги труда

1

§ 16  

23

Предложение труда

1

§ 16     

     24

Формирование заработной платы на рынке труда

      1

  § 16     

Гл.8      Социальные проблемы рынка труда

4

      

25

Профсоюзы на рынке труда

1

§ 17

26

Прожиточный минимум и минимальная заработная плата

4 четверть

1

§ 18    

27

Договоры и контракты на рынке труда

1

§ 18

 

 

      

28

 Повторение по гл.7-8

1

Повторить § 15-18

Гл.9       Рынки ресурсов

 4

 

    29

Сбережения и их превращение в капитал

       1

§ 19

 30

 Устройство рынка капитала

        1

§ 20

31

 Особенности функционирования рынка земли

        1

§ 21

32

 Повторение по гл.9

        1

Повторить § 19-21

 

33-34

 Итоговые уроки

   

 Повторение курса

Календарно – тематическое планирование курса  экономики 11 КЛАССА

Тема урока

Кол.

часов

Дом. задание

Дата проведения

план.

факт.

 

                1 четверть, 9 часов

 

 

                        Гл.1  Экономическое устройство России 4 часа

1

 К какой категории относится экономика России

1

§ 1

2

 Государство как основа российской экономики

1

§ 2

3

 Особенности российских предприятий и их приватизация

1

§ 3

4  

 Хозяйство России в начале XXI века:   промышленность, сельское хозяйство

1

 § 4

   

 Гл.2  Экономические  проблемы  безработицы

4

 

5-6

 Причины и виды безработицы

2

 § 22

 

7  

 Как можно сократить безработицу

1

§ 23

8

 Повторение по гл.1,2

1

повторить § 22-23  

   

 Гл. 3   Что такое фирма и как она действует на рынке

     3

9    

 Зачем создаются фирмы

2 четверть

1

 § 24

     10

 Экономические основы деятельности фирмы

     1

§ 25

 11

Преприниматель и организация фирмы. Условия создания успешного бизнеса    

1

 § 26

 

гл. 4     Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия 4

 11

  Доходы и расходы семей

1

§ 27

     12

  Влияние инфляции на семейную экономику

   1  

§ 28

      13

Неравенство состояния граждан и возможности  его сокращения

   1

§ 29

14

  Повторение по гл.3,4

1

повторить § 24-29

 

    

        Гл.5   Экономические задачи государства         7

15

 Причины и формы участия государства в регулировании экономики  

1

§  30

  16

 Несостоятельность рынков и роль государства в устранении последствий такой несостоятельности

3 четверть

   1

§ 31

17

 Макроэкономические процессы  в экономике страны

    1

§ 32

18-19

 Инфляция и методы ее подавления

2

§ 33

20-21

  Экономическая политика государства

2

§  34

 

  Гл. 6  Государственные финансы

5

    22-23

Налоги как источник доходов государства  

    2

§  35      

24-25

  Как формируется и расходуется государственный бюджет

2

§ 36  

26

    Повторение по гл.5,6

4 четверть

1

повторить § 30-36    

 Гл.7 Экономический рост

2

 

27

Что такое экономический рост и как можно его ускорить

1

§ 37  

28

  Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 веке

1

§ 38    

 

Гл.8. Организация международной торговли  

6

 

     29

  Причины возникновения международной торговли

     1

§ 39

     30

 Регулирование внешней торговли и протекционизм

    1

§ 39

31

Валютный рынок и конвертируемость валют, валютный курс. 

   1

§ 40

32

 Внешняя торговля России и проблемы ее развития

   1

§ 40

33

 Повторение по гл.5,6 

   1

повторить § 37-40    

34

Итоговый урок

    1

повторить курс.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Рабочая программа по экономике для 8 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания  учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...

Рабочие программы по экономике 10-11 классы

Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....

Рабочие программы по экономике 10-11 классы

Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....