программа по экономике 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по экономике (10, 11 класс)

Толстикова Марина Алексеевна

программа включает в себя поурочное планирование, с разными типами заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 г.о. СТРЕЖЕВОЙ»

Рассмотрено:

руководитель ШМО

_________/_____________/

              ФИО

Протокол №____

от «__»________2018г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

МОУ «СОШ № 2»

_________/______________/

                 ФИО

      Протокол № ________

от «__»________2018г.

Утверждено:

Директор МОУ «СОШ № 2»

________/О.В. Жигалина/

Приказ № ____

от «__»________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                         по предмету

««Экономика и планирование карьеры»

10кл-32 часа

11кл.-32 часа

Программу составила:    

Толстикова Марина Алексеевна

учитель географии

1 квалификационной категории

Стрежевой 2018г.

Пояснительная записка

Курс является интегрированным. Он включает в себя планирование карьеры с упором на экономические дисциплины. Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Предложенныйраздел  « Твоя профессиональная карьера» может быть полезен каждому при выборе  профессии. Выбор профессии определяет жизненный путь на долгое время, учитывая личные склонности к тому или иному виду деятельности. Для этого в курс  включены деловые игры, тестирования.

Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче будет путь ее достижения. Чем больше они сообразуют свой выбор с ситуацией на городском рынке труда, тем успешнее будет дальнейший жизненный путь.

Очень важно для учащихся правильно спланировать свое профессиональное будущее, выбрать профессию, которая станет любимым делом.

               Изучив курс, учащиеся смогут найти ответы на вопросы:

1.Где применить себя?

2.Как правильно выбрать будущую профессию?

3.Какие права и обязанности есть у выпускников школ?

4.Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?

5.Как правильно искать работу и от чего  зависит возможность трудоустройства?

Программа разработана на  основе курса «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией С.И. Иванова.,М. Вита –Пресс,2012 год

Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Исходя из концепции современной   школы,   не   столько   наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, готовыми ответами, сколько закладывающей базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности, можно выделить следующие основные цели преподавания экономики:

  • выработка адекватных представлений о сути экономических явлений   и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических ситуаций и происходящих изменений в жизни общества (формирование общей экономической культуры);
  • выработка функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также профессиональной ориентации в сфере экономики (привитие функциональной экономической грамотности);
  • воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию (формирование способности к развитию);
  • выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений в условиях заведомо ограниченной информации (выработка практических навыков хозяйственной деятельности).

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий и законов. Такая ориентация программы наиболее адекватна концепции современной школы, целям и задачам экономического образования, способствует обеспечению совместимости экономического образования российских школьников с теми знаниями по экономике, которые получают их сверстники за рубежом.

Программа рассчитана на изучение учащимися материала в течении 10- класса, согласно схеме распределения аудиторных часов. Однако, в учебном плане на изучении экономики в старших классах отведено 64 часа, т.е. меньше требуемого времени на 46 часов. Поэтому полное изучение курса достигается прежде всего за счет самостоятельной работы обучающихся, также потому, что основные вопросы рассмотрены в 8-9-х классах.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представления не только о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, но и поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом. Овладения основами экономических знаний даст ученику возможность понять:

- какую роль в рыночной экономике играют те, кто потребляет, и те, кто производит; те кто, нанимает работников, и те, кто нанимается для работы;

- кто и как принимает решения о том, что должно быть произведено, как это должно быть произведено и кто будет использовать произведенное;

- место государства в экономике, причины его участия в экономической жизни и пределы эффективности этого участия;

- механизмы экономической жизни, макроэкономические индикаторы экономики, рыночное равновесие и полную занятость ресурсов, зависимость между потреблением и доходами, доходами и производством, значением сбережений и инвестиций, налоговой системы;

- причины возникновения и виды безработицы, ее связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;

- существо и механизм функционирования денежной системы, роль центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;                                

- движущие силы и закономерности экономического роста, изменения главных факторов производства, повышения производительности, связи между потреблением и инвестициями;

- основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей, сравнительного анализа экономических систем;

- механизмы деятельности  отдельных  рынков,  функционирующих  на них индивидуумов, фирм и ассоциаций, торговых и финансовых посредников, значение суверенитета потребителей и производителей и последствий каждого из них;

- основ организации отраслевых рынков, значения и существа совершенной и несовершенной конкуренции, принципов применения факторных ресурсов, функционирования факторных рынков, закономерностей образования факторных доходов.

Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информационной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные ориентации. Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства.

При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные  беседы,  комбинированные  уроки,  уроки-беседы,  уроки-опросы, контрольные уроки, практические занятия, лекции) обязательным является широкое использование активных форм обучения (моделирующие экономические и компьютерные игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования). Использование в процессе обучения активных форм обучения способствует более глубокому усвоению школьниками теоретических знаний, поддерживает у них высокий познавательный интерес к изучаемому предмету, облегчает и ускоряет усвоение предмета. Апробация программы показала, что использование активных форм проведения занятий требует достаточных затрат времени для объяснения правил деловых игр, условий проведения урока и, главное для анализа и интерпретации результатов игр, подведения итогов работы в малых группах и т.п. Предлагаемая сетка учебных часов приведена с учетом выделения 25% времени на активные формы проведения занятий.

В программу заложено использование разнообразных форм контроля: тестирование, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, эссе и т.д.

Учебно-методический комплекс:

Учебники:

1 Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл.общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - В 2-х книгах. - Книга 2. - М.: Вита-Пресс, 2011. – ЗЗ6с.

Пособия для учащихся:

1. Практикум  по  основам  экономической  теории:  Уч.пособие  для  10-11   кл. общеобразоват.учрежд. с углубленным изучением экономики / Гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И.Иванова. - М.: Вита-Пресс, 2011 - 272с.

2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. М.: Вита-Пресс, 1997. - 114с.

3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М.: Вита-Пресс, 1999. - 80с.

4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). - М.: МЦЭБО, 1999. - 64 с.

Пособия для учителя:

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания: Учеб.пособие. - М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. - М.: Рольф, 2Ш.

3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. - В 3-х книгах. Книга 1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита - Пресс, 1999.

4. Практикум по экономической теории: Учебное пособие для  10-11  классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. - в 2-х книгах. -М.: Вита-Пресс, 1999.

     5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с  решениями. - М.: МЦЭБО, 1999. - 112с.

6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.Кн.1. Пособие для учителя. 2-е изд. -М.:Вита-пресс, 1998.

7. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. Кн.2: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 1999.

8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия   развития», 1998.-208с.

9. Экономическая теория в школе. Книга для учителя/ под ред.О.Ю.Мамедова. - Ростов- на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.

10. Методические рекомендации для учителя: Книга для учителя /У-ВШЭ; под ред. С.И.Иванова. -М.: Вита-Пресс, 1998

Календарно-тематическое планирование для 10-х классов

 п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

1.

Профессия  и  человек.  Что  такое  профессия

3

1.09-16.09

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- основные разделы программы курса;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

тестирование

1.1.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

1

Ограниченность ресурсов. Факторы производства: труд, земля, предпринимательские способности, информация. Доходы факторов производства. Потребность. Свободные и  экономические блага.

Каким образом происходит  решение проблемы выбора. Знать отличия факторов производства друг от друга. Должны понимать проблему ограниченности ресурсов.

Отличать экономические и свободные блага друг от друга. Должны уметь относить ресурсы к тому или иному видов факторов производства. Должны уметь принимать решения.

Терминологический диктант.

1.2.

Проблема выбора и альтернативная стоимость.

1

18.09

Кривая производственных возможностей. альтернативная стоимость. Упущенная выгода.

Знать каким образом строится КПВ. Что показывают точки на КПВ, под КПВ, над КПВ. Знать что такое альтернативная стоимость.

Рассчитывать упущенную выгоду, находить альтернативную стоимость. Оценивать влияние внешних факторов на КПВ.

1.3.

Фундаментальные вопросы экономики. Измерение экономических величин.

1

23.09

Предмет экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Позитивная экономика. Нормативная экономика.  Экономическая модель. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Знать отличия нормативной экономики от позитивной, микроэкономики от макроэкономики. Знать основные вопросы экономики. Понимать смысл понятия экономическая модель.

Различать сферы изучения макро- и микроэкономики. Уметь отличать высказывания позитивной экономики от нормативной. Рассчитывать индексы.

Самостоя-тельная работа.

2.

Рыночная система хоз-ния. Смешанная экономика.

2

25.09-07.10

2.1.

Способы решения фундаментальных проблем эк-ки. Традиционная и административно-плановая экономические системы.

1

25.09-30.09

Экономическая система. Традиционная и административно-плановая экономические системы. Рынок. Разделение труда. Частная собственность. Конкуренция домашнее хозяйство. Фирма.

Знать два способа решения фундаментальных проблем экономики; основные черты КАС и РС; функции рынка; субъекты рыночной системы; процесс кругооборота доходов.

Отличать типы рыночных систем друг от друга.

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

2.2.

Ограниченность рынка и смешанная экономика.

1

02.10-07.10

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и общественные блага.  Смешанная экономика.

Знать виды внешних эффектов и благ; основные экономические цели в условиях смешанной экономики.

Отличать частные блага от общественных; приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

Самостоятельная работа.

3.

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.

3

09.10-28.10

3.1.

Спрос.

1

09.10-14.10

Спрос. Величина спроса. Эффекты доходов и замещения. Эффект Гиффена. Детерминанты спроса. Низшие товары. Нормальные товары. Товары-субституты. Товары-комплименты. Полезность.

Знать закон спроса; принцип убывания маржинальной полезности; детерминанты спроса.

Отличать понятия спрос и величина спроса; строить шкалу спроса и кривую спроса. Оценивать влияние детерминант на изменение спроса, отображать эти изменения графически.

3.2.

Предложение.

1

16.10-21.10

Предложение. Величина предложения. Детерминанты предложения.

Знать закон предложения.

Отличать понятия предложение и величина предложения; строить шкалу предложения и кривую предложения. Оценивать влияние детерминант на изменение предложения, отображать эти изменения графически.

3.3.

Рыночное равновесие.

1

23.10-28.10

Равновесная цена. Равновесное количество. Товарный дефицит. Излишек товаров.

Знать причины изменения рыночного равновесия.

Найти равновесную цену и равновесное количество товара. Находить вели-чину товарного дефицита и излишка товаров.

Индивидуальное домашнее задание.

Урок ИКТ

4.

Эластичность спроса и предложения.

4

06.11-02.12

4.1.

Ценовая эластичность спроса.

1

06.11-11.11

Эластичность. Эластичность спроса по цене.

Знать виды спроса по эластичности: эластичный, неэластичный, единичная эластичность, абсолютно эластичный, абсолютно

Рассчитать коэффициент эластичности и объем выручки. Определить вид спроса по значению коэффициента

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

неэластичный. Детерминанты эластичности

эластичности

4.2.

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

1

13.11-18.11

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

Знать отличия перекрестной эластичности для товаров-субститутов и товаров–комплиментов.

Рассчитывать эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. Определять характер взаимосвязи товаров по значению эластичности.

4.3.

Ценовая эластичность предложения.

1

20.11-25.11

Эластичность предложения по цене.

Знать виды предложения по эластичности: эластичное, неэластичное.

Рассчитать коэффициент эластичности. Определить вид предложения по значению коэффициента эластичности

4.4.

Что такое деньги?

Функции денег.

Законы денежного обращения.

Инфляция.

Экономическая лаборатория (контрольная работа).

1

27.11-02.12

Деньги. Товарные деньги.  Эмиссия денег. Наличные и безналичные денежные средства. Функции денег. Количественная теория денег. Уравнение обмена. Скорость обращения денег

Инфляция. Покупательная способность денег. ИПЦ.

 Природу и функции денег в экономике.

Виды денег.

количественную теорию денег.

Понятия «инфляция», реальные и номинальные доходы.

Возможные причины и последствия инфляции.

  • Устанавливать виды денег, находящиеся в обращении в России.
  • Использовать уравнение обмена для анализа и прогноза экономической ситуации.
  • Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста среднего уровня цен в стране.
  • Понимать и использовать данные об индексах цен и темпе инфляции.
  • Вычислять темп

Урок ИКТ

4.5.

27.11-02.12

Инфляция спроса.

Инфляция предложения.

инфляции и индекс цен на условных примерах.

  • Анализировать причины и последствия инфляции

5.

Поведение потребителя.

84

04.12-30.12

  • в конкретных  эконом. ситуациях.

Объяснять кто выигрывает и проигрывает от инфляции.

Календарно-тематическое планирование курса "Экономика организации" для 11-А  класса 1 час в неделю

№ п/п

УРОКОВ

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

1.

Экономическое устройство России в начале 21 века

1

До 7.09

Государство как основа Российской экономики

К какой категории относится Россия

Давать характеристику промышленности и с/х

2

Закономерности спроса и предложения

1

10.09

Индивидуальный совокупный и рыночный спрос и предложение

Общерыночные факторы формирования спроса и предложения.

Уметь различать индивидуальный совокупный и рыночный спрос и предложение

Терминологический диктант.

3

Фирма и защита конкуренции

1

14.09

Эффективность, конкуренция,монополия

Экономическое значение конкуренции и методы антимонопольного регулирования

Уметь приводить примеры

Урок ИКТ

4

Рынок финансового капитала

1

17.09

Сберережения, устройство рынка капитала

Как превращаются сбережения в инвестиции и ценные бумаги

Уметь отличать акции и облигации

тест

5

Рынок земли и природных ресурсов

1

21.09

Частная собственность на землю

Особенности функционирования рынка земли

Уметь приводить примеры рынка ресурсов

тест

6

Банковская система

1

24.09

Банк, кредиты, центральный банк

Причины и появления и виды банков

Уметь строить схему создания банками денег

тест

Урок ИКТ

7-9

Экономический рост

1

5.10

Экономический рост, экономическое развитие, циклы

Отличие роста от развития и особенности циклов

Уметь различать экономический рост от экономического развития. Строить циклы

тест

Урок ИКТ

10-14

Организация международной торговли

2

19.10

Причины возникновения международной торговли. Либерализация и протекционизм, валютный рынок

Как регулируется внешняя торговля

Рассчитывать конвертируемость валют

тест

15-18

Организация в условиях рынка

2

2.11

Отраслевые особенности организаций

Организационно- правовые формы

Производственная структура

 Основы логистики

Основные аспекты развития отрасли, роль и значение отрасли в системе рыночной экономике. Основные признаки организации

Проводить классификацию организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.

тест

19-22

Кадры в организации

2

19.11

Состав кадров

Формы и системы оплаты труда

Структуру  кадров и как формируется их оплата. виды оплат

Решать задачи по оплате труда

тест

23-26

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2

26.11

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Цели организации

Классификация планов по признакам

Бизнес -план

Оценка рисков и страхование

Сущность внутрифирменного планирования

Рассчитывать показатели бизнес-плана

тест

27-36

Материально- техническая база предприятия

2

25.12

Основной капитал

Структуру основного капитала и способы повышения его эффективности. Значение производственной мощности

Рассчитывать показатели использования основного капитала

Решение задач

Оборотный капитал

Состав и структуру оборотного капитала и его роль в процессе производства

Рассчитывать показатели использования материальных ресурсов

Решение задач

Капитальные вложения

Состав капитальных вложений и источники их формирования

Рассчитывать эффективность инвестиций

Решение задач

Аренда

Лизинг

Экономическая сущность и принцип аренды.

Проводить оценку  и амортизацию нематериальных активов

Решение задач

37-42

Себестоимость, Цена, прибыль и рентабельность- основные показатели деятельности предприятия

2

7.02

Себестоимость, Цена, прибыль и рентабельность- основные показатели деятельности предприятия

Состав издержек производства и реализации продукции

Отраслевые особенности  структуры себестоимости

Составлять калькуляцию себестоимости

тест

43-53

Основные показатели деятельности организации

3

14.03

Показатели по производству продукции

Показатели технического развития

Нормы и нормативы, их классификация

Коэффициент эффективности и срок окупаемости

Основные технико- экономические показатели

Рассчитывать производственную программу

тест

54-57

Внешнеэкономическая деятельность

4

10.04

Основные формы связей

Виды сделок

Совместное предпринимательство

Организация международных расчетов

Государственное регулирование

Основные формы внешнеэкономических связей

Составлять схемы расчетов

тест

58-59

Защита курсовых

1

1.05

Уметь систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения

Применять творческую инициативу, и самостоятельность

60-61

Экзамен

Резерв

итого

1

1

34 часа

20.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Рабочая программа по экономике для 8 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания  учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...

Программа по экономике (7-8 класс)

Рабочая программа по предмету....

Программа по экономике (10-11 класс)

Рабочая программа по предмету....