Рабочая программа по экономике для 9 классов
рабочая программа по экономике (9 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Экономика» для 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана 2004 года, на основе Областной программы экономического образования школьников г.Н.Новгорода, 2002 г. Рабочая программа составлена в соответствии с программой по экономике, разработанной кафедрой экономического образования НИРО.
В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekonomika_9-2018.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 35»
г. Нижний Новгород, ул. Фруктовая, д. 8
тел. 432-14-17
РАССМОТРЕНО на МО Протокол №_____ от «___» __________2018 г. _______________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №35» _____________Степанова Л.И. «____»_______________2018 г. |
Рабочая программа
по экономике для 9 классов
на 2018 - 2019 учебный год
Составитель:
учитель экономики
Порошина Светлана Владимировна
Нижний Новгород
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Экономика» для 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана 2004 года, на основе Областной программы экономического образования школьников г.Н.Новгорода, 2002 г. Рабочая программа составлена в соответствии с программой по экономике, разработанной кафедрой экономического образования НИРО.
В программе предложена логичная последовательность изучения экономических вопросов. Комплекс знаний, полученных по экономике, включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о процессах, связанных с экономикой. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, литературы.
Цель программы состоит в формировании у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления.
Исходя из цели программы можно выстроить систему задач:
- Развитие гражданского образования, экономического образа мышления.
- Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду.
- Овладение умениями получать и осмысливать экономическую информацию.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- «Областная программа экономического образования школьников (5-9 классы)». Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетенева О.В. НГЦ, 2002;
- Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
Количество учебных часов в каждом классе: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Областная программа построена на основе выделения трех концентров:
1-й – изучение экономики в 5-7 классах основной школы;
2-й – изучение экономики в 8-9 классах основной школы;
3-й – изучение экономки в 10-11 классах средней (полной) школы на основе знаний, полученных в 5-9 классах.
Каждый концентр предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия увязывать теоретические знания с практикой.
Освоение материала каждого концентра предполагает достижение конечного результата обучения – основных критериев подготовки социально адаптированной личности.
8-9 классы
Основные критерии подготовки социально адаптированной личности на основе знаний, понятий, умений.
- При выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативные варианты.
- При открытии собственного дела понимать необходимость предварительного составления бизнес-плана с расчетами всех промежуточных и конечных результатов.
- Анализировать затраты ресурсов на производство выбранного товара или услуги, существующие или прогнозируемые спрос и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.
- Определять зоны безубыточности и прибыльности, оптимальный объем выпуска товаров или услуг.
- Уметь определять оптимальный объем производства конкретной продукции (по выбору учащегося), обеспечивающий минимизацию издержек производства и максимизацию прибыли.
- При имеющемся или ожидаемом уровне инфляционного роста цен четко представлять свои действия как потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, кредитора, вкладчика.
- Уметь оценивать ситуацию в стране, регионе и прогнозировать собственные действия при изменении таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНП, НД, темпы роста и прироста, уровень государственного долга, ставка процента, депозитный процент.
В качестве текущего контроля знаний по экономике используются традиционные для всех предметных областей способы:
- теоретические, практические, проблемные вопросы;
- решение задач и выполнение упражнений;
- домашние творческие задания;
- экономические тесты, кроссворды;
- деловые игры.
Формы промежуточного и итогового контроля: опросы, самостоятельные и контрольные вопросы, собеседования, олимпиады.
Содержание программы
учебного предмета «Экономика»
9 класс
Понятия | Умения |
Тема 1. Деньги (3 часа) | |
Происхождение и сущность денег. Наличные и безналичные: бартерные, товарные, символические, кредитные деньги. Преимущества и недостатки различных видов денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Свойства денег. Эмиссия денег. | Различать преимущества и недостатки различных видов денег. Различать функции и свойства денег. Определять количество денег, необходимое для обращения. |
Тема 2. Законы денежного обращения (4 часа) | |
Уравнение обмена. Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Изменение покупательной способности денег. Измерение инфляции: ИПЦ, темп инфляции | Объяснять причины и последствия инфляции. Видеть взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег. Решать типовые задачи с использованием уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции. |
Тема 3. Банки и банковская система (5 часов) | |
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки: виды, функции. Основные банковские операции. Вклады: виды, проценты. Кредиты: виды, проценты. Механизм получения банковской прибыли. Критерии выбора банка: надежность, ликвидность, процент. | Различать функции ЦБ и коммерческого банка. Приводить примеры активных и пассивных операций. Различать виды вкладов, рассчитывать простые проценты по вкладам. Различать виды кредитов, рассчитывать простой процент, в том числе и по кредитам на срок до года. Выбирать банк исходя из критериев выбора. |
Тема 4. Экономическая роль государства (2 часа) | |
Экономические свободы и роль государства и их защите. Несостоятельность рынка. Роль и функции государства в экономике. | Приводить примеры экономических свобод граждан и предприятий. Приводить примеры общественных благ. Приводить примеры положительных и отрицательных побочных эффектов и методов их регулирования. Приводить примеры функций государства. |
Тема 5. Финансы государства (6 часов) | |
Государственный бюджет. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы бюджета. Виды бюджета: дефицитный, профицитный, сбалансированный. Налоги как основной источник доходов государства. Функции налогов. Принципы и методы налогообложения. Налогооблагаемая база. Ставка налогообложения. Налоги на физических и юридических лиц. Прямые и косвенные налоги. | Понимать сущность бюджета, знать его виды. Различать уровни бюджета. Знать основные виды налогов, различать принципы и методы налогообложения. Решать типовые задачи на расчет основных налогов. Понимать роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина. |
Тема 6. Рынок труда (4 часа) | |
Экономическая природа рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы. Социальные проблемы рынка труда: трудовые конфликты, профсоюзное движение, договоры, контракты, минимальная заработная плата. | Объяснять экономическую природу рынка труда. Строить кривые спроса и предложения на рынке труда. Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Объяснять, как формируется заработная плата на рынке труда. Знать основные положения трудового договора, контракта, правил приема на работу, основные положения Трудового кодекса РФ. |
Тема 7. Экономические проблемы безработицы (3 часа) | |
Структура населения: экономически активное (рабочая сила) и экономически пассивное (выбывшие из состава рабочей силы) население. Статус занятости и безработицы. Уровень безработицы. Уровень занятости. Естественный уровень безработицы и естественный уровень занятости. Права и обязанности безработных. Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости. | Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу. Приводить примеры экономических и социальных издержек безработицы. Различать уровень безработицы и естественный уровень безработицы, уровень занятости и естественный уровень занятости. Оформлять резюме для приема на работу. |
Тема 8. Экономический рост (3 часа) | |
Понятие экономического роста. Факторы, влияющие на ускорение экономического роста. Понятие экономического цикла. Регулирование цикличности экономического развития. | Анализировать факторы экономического роста. Анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на цикличность экономического развития. |
Тема 9. Экономика семьи (2 часа) | |
Понятие семейной экономики. Источники семейных доходов. Семейные расходы. Семейный бюджет и его роль. Оценка доходов и сбережений. Влияние инфляции на семейную экономику. Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и защита прав потребителя. | Анализировать источники семейного дохода и семейные расходы. Планировать личный и семейный бюджет на неделю, месяц. Анализировать причины потребительского выбора. Знать основные права потребителя, ориентироваться в информации для потребителя о товарах, услугах, их качестве. |
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Экономика»
9 класс
Уроки | Темы | Кол-во часов | Дата | |
Тема 1. Деньги | 3 | 9 «А», 9 «Б» | 9 «В» | |
1.1 | Происхождение денег и сущность денег. Виды денег | 1 | 03.09. | 05.09. |
1.2 | Функции денег. Свойства денег | 1 | 10.09. | 12.09. |
1.3 | Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег | 1 | 17.09. | 19.09. |
Тема 2.Законы денежного обращения | 4 | |||
2.1 | Уравнение обмена | 1 | 24.09. | 26.09. |
2.2 | Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Виды инфляции | 1 | 01.10. | 03.10. |
2.3 | Изменение покупательной способности денег | 1 | 08.10. | 10.10. |
2.4 | Измерение инфляции | 1 | 15.10. | 17.10. |
Тема 3. Банки и банковская система | 5 | |||
3.1 | Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческий банк и его функции | 1 | 22.10. | 24.10. |
3.2 | Вклады, их виды, проценты по вкладам | 1 | 12.11. | 07.11. |
3.3 | Кредиты, их виды, проценты по кредитам | 1 | 19.11. | 14.11. |
3.4 | Механизм получения банковской прибыли | 1 | 26.11. | 21.11. |
3.5 | Критерии выбора банка | 1 | 03.12. | 28.11. |
Тема 4. Экономическая роль государства | 2 | |||
4.1 | Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка | 1 | 10.12. | 05.12. |
4.2 | Роль и функции государства в экономике | 1 | 17.12. | 19.12. |
Тема 5. Финансы государства | 6 | |||
5.1-5.2 | Государственный бюджет. Виды бюджета | 2 | 24.12., 14.01. | 26.12., 16.01. |
5.3-5.4 | Принципы, методы, функции налогообложения | 2 | 21, 28.01. | 23,30.01. |
5.5-5.6 | Виды налогов. Ставка налогообложения. Налогооблагаемая база | 2 | 04, 11.02. | 06, 13.02. |
Тема 6. Рынок труда | 4 | |||
6.1-6.2 | Спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы на рынке труда | 2 | 18, 25.02. | 20, 27.02. |
6.3-6.4 | Социальные проблемы рынка труда | 2 | 04, 11.03. | 06, 13.03. |
Тема 7. Экономические проблемы безработицы | 3 | |||
7.1 | Структура населения | 1 | 18.03. | 20.03. |
7.2 | Виды безработицы. Уровень безработицы и занятости. Естественный уровень безработицы и занятости | 1 | 08.04. | 03.04. |
7.3 | Права и обязанности безработных. Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости | 1 | 15.04. | 10.04. |
Тема 8. Экономический рост | 3 | |||
8.1 | Экономический рост | 1 | 22.04. | 17.04. |
8.2-8.3 | Экономический цикл | 2 | 06, 13.05. | 08, 15.05. |
Тема 9. Экономика семьи | 2 | |||
9.1 | Понятие семейной экономики | 1 | 20.05. | 22.05. |
9.2 | Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и защита прав потребителя | 1 | 20.05 | 22.05. |
Резерв времени | 2 | - | - | |
ИТОГО | 34 |
Перечень дидактических материалов, используемых на уроках экономики:
№ п/п | Тема | Класс | Количество |
Самостоятельные работы | |||
1. | Экономическая роль государства | 9 | 1 вариант – 10 2 вариант – 10 3 вариант - 10 |
2. | Уравнение обмена | 9 | 1 вариант – 15 2 вариант - 15 |
3. | Банки и банковская система | 9 | 1 вариант – 15 2 вариант - 15 |
Тесты | |||
1. | Государственный бюджет | 9 | 1 вариант – 12 2 вариант – 12 |
2. | Банки | 9 | 15 |
3. | Безработица | 9 | 20 |
Контрольные работы | |||
1. | Рынок труда | 9 | 1 вариант -10 2 вариант – 10 3 вариант - 10 |
Раздаточный материал | |||
1. | Экономический диктант «Налоги и налогообложение» | 9 | 30 |
2. | Инфляция | 9 | 25 |
3. | Задачи на расчет простого и сложного процента по банковским вкладам и кредитам | 9 | 15 |
4. | План-конспект «Трудовые ресурсы РФ» | 9 | 15 |
5. | Структура населения | 9 | 15 |
Цифровые образовательные ресурсы:
Название | Вид | Раздел, тема |
Учебный проект «Справедливые налоги - это миф или реальность» | CD | Налоги и налогообложение |
Экономика 9-11 практикум | ЦОР мультимедиа http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/947f49ca-d784-1608-1e70-2e4fc6b75b89/118920 | Все разделы |
Виртуальный практикум по экономике | Спрос и предложение Рыночная цена | |
Тематические контрольные работы | Рынки факторов производства |
Литература:
Основная литература:
- «Областная программа экономического образования школьников (5-9 классы)». Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетенева О.В. НГЦ, 2002;
- Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.
Дополнительная литература:
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе (методическое пособие) 9 класс. Кн. 1. М., 1997.
4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. Пособие для учителя. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по экономике. 8 класс.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС
рабочая программа...
Рабочая программа по экономике 2 класс
Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...
Рабочая программа по экономике 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по экономике 10 класс
Рабочая программа по экономике 10 класс...
Рабочая программа по экономике. 10 класс.
Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....