Организация профориентационной работы в рамках профильного экономического образования
статья по экономике (10, 11 класс)

Евсюкова Елена Владимировна

Каждый выпускник школы стоит перед непростым выбором сферы своей будущей профессиональной деятельности, выбором дальнейшего места профессионального образования. Зачастую такой выбор происходит без учета актуальных социально-экономических условий, и без реальной оценки своих индивидуальных способностей. Профориентационная работа помогает учащимся осознанно осуществлять выбор профессии, решать задачу формирования личности работника нового типа и эффективного использования кадрового потенциала и региональное регулирование рынка труда. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Учитель экономики МОУ «Шатковская СШ»

                                                             Евсюкова Елена Владимировна

                                                                                  Нижегородская обл. п.г.т. Шатки

СТАТЬЯ. Организация профориентационной работы в рамках профильного экономического образования

Каждый выпускник школы стоит перед непростым выбором сферы своей будущей профессиональной деятельности, выбором дальнейшего места профессионального образования. Зачастую такой выбор происходит без учета актуальных социально-экономических условий, и без реальной оценки своих индивидуальных способностей. Профориентационная работа помогает учащимся осознанно осуществлять выбор профессии, решать задачу формирования личности работника нового типа и эффективного использования кадрового потенциала и региональное регулирование рынка труда.  

Речь пойдет о практическом опыте организации, учителем экономики, профориентационной работы в рамках профильного экономического образования в Шатковской СШ.

Школа  с 2013 года является участницей федеральной экспериментальной площадки по разработке и апробации региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Основными целями, как перед учителем экономики стояло: формирование взгляда на мир профессий через урочную деятельность, интеграцию урочной и внеурочной деятельности  и как главная цель – осознанность в выборе профессии.

Осуществлялась организация взаимодействия с социальными партнерами, такими как центр занятости, налоговая служба, центрами детского дополнительного образования, различными предприятиями.

Например на базе Шатковского центра занятости, ставшие уже традиционными  проводились профориентационные игры «Предпринимательство», «Создай город», «Фирма», «Время выбирать». Центральной идеей в играх было ознакомление с наиболее популярными направлениями в профессиональном обучении. Как правило использовалась групповая форма работы и метод проектов. Обучающиеся «примеряли» на себя различные профессии. Помимо этого данная форма работы способствует привитию интереса к предпринимательской деятельности (так как это является тоже одной из целью учителя экономики в рамках программы).

В текущем учебном году осуществлялось тесное сотрудничество с налоговой службой, проводились практикумы по заполнению налоговой декларации 3 НДФЛ. В результате команда, принявшая участие в областном конкурсе заняла призовое место. В классах социально экономического профиля, проводились открытые уроки: «Клуб грамотных налогоплательщиков». Приглашались представители налоговых органов, повышалась налоговая грамотность, рассказывалось о работе в налоговой службе.

Аналогичным образом проводились открытые уроки по «Дням финансовой грамотности». Где также работники банка рассказывали о банковской системе, кредитовании малого бизнеса и непосредственно работе в банке.

На уроках осуществляются постоянные встречи с местными предпринимателями. Они делились бизнес идеями, практическими советами по их реализации, наиболее активных учащихся, по окончании обучения приглашают работать к себе.

Были организованы экскурсии непосредственно на предприятия. Например проведена экскурсия в городе Арзамас на приборостроительный завод им. Пландина. На заводе учащиеся увидели современные подходы в организации производственного процесса на предприятии, как на уровне менеджмента, так и в организации технологического процесса на заводе.

Немаловажная роль уделяется курированию проектно-исследовательской деятельности. Обучающиеся принимают участие в конкурсах проектно-исследовательских работ в области профессионального самоопределения, проводят интернет-исследования, связанный с выбором профессиональной деятельности. Например в 2014 гг.  ученики приняли активное участие в «Конкурсе Юных» в номинации юный предприниматель, где одна из учащихся стала призером областного этапа и участницей заключительного этапа по защите работы в г. Москве. в ВШЭ.  В 2015 также участвуем в областном конкурсе «Моя профессиональная карьера» по нескольким номинациям. Обучающиеся профильных классов принимают активное участие в налоговом олимпиадном движении, занимая призовые места в области. В 2015 году старшеклассники нашей школы стали победителями в университетской олимпиаде по государственному и муниципальному управлению в г. Арзамас, филиале ННГУ им. Лобачевского.

Для реализации программы профориентационной деятельности использовались - личностно-ориентированные технологии, системно-деятельностный подход: деловые игры, деловые практикумы, методы проектов, групповые формы работы, технология портфолио.

Как итог, необходимо сформировать такие компетенции у учащихся, чтобы они могли самостоятельно собирать и анализировать информацию о рынке труда, могли ориентироваться в современных требованиях рынка и сознательно выбирать нужную для себя сферу деятельности.

Предварительно можно сказать, что в социально-экономическом классе большинство учащихся определились с выбором будущей профессии и планируют этапы своего профессионального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

презентация "Организация профориентационной работы с выпускниками основной школы"

Самостоятельный выбор профессии- это "второе"рождение человека, поскольку от того ,насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей,удовл...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

Педагогический проект «Навыки будущего. Инновационные подходы к организации профориентационной работы в системе школьного образования»

Юность. Пора первых взлетов и падений, пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом постоянно - изменяющемся мире новых технологий, интересном, красивом, неоднозначном мире под названием &laq...

Опыт организации профориентационной работы на базе Ресурсного центра технологического образования, МБОУ СОШ № 7

В данной публикации представлен опыт организации профориентационной работы на базе Ресурсного центра технологического образования, МБОУ СОШ № 7...

Об организации профориентационной работы в дистанцинном формате с использованием сетевых ресурсов (на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов»

В данной статье на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов» описывается опыт организации профориентацтонной р...

Статья "Организация профориентационной работы в учреждении дополнительного образования"

Дополнительное образование учащихся – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно,...