Статья "Организация профориентационной работы в учреждении дополнительного образования"
статья

Френкель Мария Владимировна
Дополнительное образование учащихся – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.
В содержание образовательного материала включена информация о различных профессиях с целью формирования у них представлений о важности и нужности любой профессии взрослых.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация профориентационной работы  в учреждении дополнительного образования

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной

личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное

образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.

В содержание образовательного материала включена информация о различных профессиях с целью формирования у них представлений о важности и нужности любой профессии взрослых.

Особенность младшего школьного возраста – мотивация достижений, для чего в

спектре творческих объединений есть поистине необъятные возможности у

каждого ребенка – проявить себя, что влияет на существенное расширение профессиональных предпочтений.

Выбор объединения по определенной направленности в среднем школьном возрасте –

это уже осознание ребенком профессиональных предпочтений. Однако педагоги Центра

этим не ограничиваются. Детям предлагаются имитационные (деловые) игры, в ходе

которых они пробуют себя в роли педагога данного объединения, либо специалистом в

области смежной с родом деятельности объединения: педагога-психолога, педагога-

организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности.

Третий этап – это возрастной период с 14 до 18 лет. Его деятельность профессионально-ориентированная. Это период максимального творчества: появляются идеалы и кумиры в профессии. Одной из форм погружения в мир профессий для детей среднего и старшего возраста является проектная деятельность.

Методические Недели профориентации помогают обучающимся сделать осознанный выбор профессии, сформировать психологическую готовность к выбору, так как поколение Z избегает выбора. Демонстрация видеофильмов, мультфильмов, рекламных роликов «Мир профессий», громкие чтения «Сказки о профессиях», информационно-познавательные занятия «Профессия и современность», профориентационные деловые игры, тренинги, мозговой штурм, кейс-технологии, семинары для старшеклассников «Выбор профессии», конкурсы рисунков «Люди героических профессий», онлайн-тестирования, размещение информации на сайте учреждения в разделе «Профориентация» - все это способствует активному профпросвещению обучающихся.

Стабильность педагогического мастерства – это четкое следование поставленным

педагогическим целям, устойчивость взглядов, авторитет и уверенность в себе.

Во все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы были

введены разделы, темы по профориентации. Кроме того, разработаны такие дополнительные

программы, как «Выбор профессии», «Юный журналист», «Лидер», которые непосредственно направлены на профессиональные пробы обучающихся.

Занятия в объединениях по интересам позволяют обучающимся познакомиться с той

или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности

и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и

мастерства.

Педагоги дополнительного образования нашего Центра профессионально проводят занятия.

Активно занимаются проектной деятельностью обучающихся, используя

региональный компонент.

Девизом воспитательной работы Центра детского творчества можно считать такие

слова «Дайте ребенку возможность пробовать все, что ему интересно!».

Через всю воспитательную работу красной нитью проходит профпросвещение и

профориентация.

Приобретение знаний и практических навыков по профессиям реализуется

через проведение информационно-познавательных, обучающих и развивающих

мероприятий, бесед, викторин, игровых занятий, квестов, творческих конкурсов, экскурсий,

деловых игр, встреч с людьми интересных профессий, проектной деятельности «Есть такая

профессия…».

Мы стараемся как можно больше привлекать родителей в воспитательный процесс.

Это участие в акциях, совместных экскурсиях, встречах с трудовыми династиями,

праздниках, массовых мероприятиях и конкурсах. В своей работе применяем новые

методы профессиональной ориентации.

Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в

деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот

метод понятен и доступен представителям поколения Z, которых называют также

«цифровыми людьми». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-

сервисы, игровые имитации для обучения.

Лидерство – это позиция. Быть лидером значит вдохновлять и вести за собой людей.

Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому надо

объяснить обучающимся, что не обязательно быть лидером с утра до вечера. Можно взять на

себя ответственность проводить экскурсии для сверстников, «примеряя» на себя роль

педагога, вести занятия, быть участником агитбригады, стать волонтером и т.д

Тьюторство как технология профориентации. Цель тьюторства – помочь подростку в

Профессиональном самоопределении. Тесты, опросы, всевозможная информация

предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений,

понять, что их интересует, и в какой степени это выражается. Себя сложно изменить, а

подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

Форсайт: формируем образ будущего. Это технология, с помощью которой

проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Для решения

профориентационных задач приглашают эксперта в той или иной области, который

понимает, как будет меняться интересующая отрасль. Мы рекомендует ориентироваться на

«Атлас новых профессий» от экспертов Сколково. http://atlas100.ru/

Если раньше мы жили в мире, в котором «Сначала я учусь, потом я работаю», то

теперь это история под названием «Я всегда учусь, иначе, я не конкурентоспособен».

Осваивая дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,

приобретая знания, умения и навыки в объединениях Центра, школьники поступают в

художественные и музыкальные школы, колледжи и ВУЗы по профилю объединений.

Отсутствие жесткой регламентации, возможность сочетать различные методы и формы

занятий, организация мастер-классов, мастерских на базе промышленных

предприятий и учебных заведений (для обучающихся и педагогов) открывают новые

возможности для детей любого возраста в сфере выбора профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая работа в учреждении дополнительного образования.

Учащиеся смогут научиться работать с историко-краеведческими материалами, готовить рефераты, учиться самостоятельно делать выводы, обобщения, овладевать знаниями привлекательности своего города, села,...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».

В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...

Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

   Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направл...