Рабочая программа по экономике 10-11 кл.(профильный уровень
рабочая программа по экономике (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по экономике 10-11 класс (профильный уровень) разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования. Курс расчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Используется учебник С.И.Иванова "Экономика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike_10-11_kl.docx | 59.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Утверждаю
Директор школы
____________А.И. Липская
Приказ №____/ОД от ____2017 г.
Рабочая программа
учебного курса «Экономика»
среднего общего образования
для учащихся 10-11 классов
на 2017 - 2019 учебный год
Составитель: Менская Е.В.
учитель высшей категории:
Содержание
№ | стр | |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Экономика» | 4-7 |
3 | Содержание учебного предмета «Экономика» | 8-9 |
4 | Тематическое планирование | 10-17 |
5 | Оценочные материалы | 18 |
Приложения | ||
-Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы. | ||
- Оценочные материалы. | ||
- Календарно-тематическое планирование (по классам) | ||
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике для 10-11-х классов является составной частью основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 6" и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.), рекомендациями Примерной программы среднего общего образования по истории и Программы общеобразовательных учреждений ФГОС.
Рабочая учебная программа не содержит расхождений с авторскими программами курса и тематическим планированием к учебнику Иванова С.И. «Экономика». Для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Вита-пресс» 2010
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Обучение осуществляется по следующим учебникам:
- Иванов С.И. Основы экономической теории т. 1,2. Вита-Пресс, 2013-2016
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
- основные концепции экономики;
- микроэкономика;
- макроэкономика и международная экономика;
- прикладная экономика.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.
Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего общего образования. В том числе: в X и XI классах из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 136 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
классы | Количество часов в неделю | Количество часов в год | Количество плановых контрольных работ | |||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | |||
10 | 2 | 70 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 | 2 | 70 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Планируемые результаты
Изучение экономики обеспечивает достижение следующих результатов:
- Предметные:
− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
- Метапредметные:
− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений
- Личностные:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве;
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;
использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;
анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;
использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;
аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;
анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;
использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.
Содержание курса «Экономика»
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества.
Рациональный потребитель[1]. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит.
Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена.
Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и средние переменные издержки. Эффект масштаба. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.
Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рынки факторов производства, производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала. Дисконтирование.
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост. Экономические циклы.
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы. Глобальные экономические проблемы.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Бизнес-план.
Особенности современной экономики России.
Опыт познавательной и практической деятельности
- работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- экономический анализ общественных явлений и событий;
- решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;
- написание творческих работ.
Тематическое планирование предмета
«Экономика» 10 класс
(профильный уровень)
№ темы | Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Планируемый результат (личностный, метапредметный и предметный) |
1. | Введение в экономику: главные вопросы экономики и типы экономических систем. | 6 | 6 | Знать: различия между макро и микроэкономикой, позитивной и нормативной экономикой, основные методы исследования. Основные потребности и их классификацию. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов и ее относительный характер. Уметь: формулировать предмет экономической науки, приводить примеры понятий микро и макроэкономики, нормативной и позитивной экономики. Анализировать данную информацию |
2. | Экономические системы | 6 | 6 | Знать: Понятие государственная собственность на экономические ресурсы. Особенности планирование экономики. Какое влияние оказал кризис на крушение административно-плановой системы Положительные отрицательные внешние эффекты, регулирование их государством. Уметь: выделять конституирующие признаки каждой экономической системы и на их основе анализировать экономические системы. Выделять слабые и сильные стороны административно – плановой системы, рыночной экономики. Знать: понятийный аппарат по данной теме. Функции рынка. Роль частной собственности в жизни общества, отличия индикативного планирования от директивного, роль цены в развитии рыночной экономики Уметь: Объяснять функции рынка. Выделять главные субъекты рынка и понимать механизм взаимосвязи между ними. Использовать для поиска информации мультимедийную энциклопедию Знать: Понятийный аппарат по данной теме. Функции рынка. Уметь: анализировать схему кругооборота товаров, услуг и доходов в условиях государственного вмешательства в отношения фирм и домашнего хозяйства, аргументировано объяснять пределы вмешательства государства в экономику |
3. | Спрос, предложение, рыночная цена | 12 | 12 | Знать: различия между понятиями «спрос» и «величина спроса»; предложение и «величина предложения», нормальными и низшими товарами, товары – субституты и комплименты, различия их. Уметь: различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, на предложение и величину предложения определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров. Обосновывать закон спроса, объясняя действие эффектов дохода, замещения, принципа падения предельной полезности, обосновывать действие закона предложения, понимать, как определяются границы расширения производства различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, на предложение и величину предложения определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров Знать: механизм осуществления уравновешивающей функции цены. Механизм установления взаимосвязи между различными рынками, почему рыночное равновесие недолговечно. Причины, приводящие к нарушению рыночного равновесия и возникновению дефицита и избытка. Последствия возникновения дефицита и избытка. Уметь: объяснять, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие. Рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически. Решать задачи, анализировать полученные данные. Прогнозировать действия государства, связанные с возникновением дефицита и избытка. Знать: что такое эластичный, неэластичный спрос, единичная эластичность, совершенно эластичный и неэластичный спрос, иллюстрируя каждое понятие соответствующим ему примером. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса различать дуговую и точечную эластичность спроса Уметь: иллюстрировать все виды ценовой эластичности спроса с помощью графиков, анализировать их. |
4. | Поведение потребителя | 6 | 6 | Характеризовать понятие общая и предельная полезность. Объяснять закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Уметь строить кривые безразличия; бюджетное ограничение. Объяснять равновесие потребителя; индивидуальный и рыночный спрос. |
5. | Фирмы. Издержки и прибыль фирмы. | 9 | 9 | Знать: ключевые термины и определения параграфа. Цели предпринимательства. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Знать: ключевые термины и определения параграфа. Основные требования к личности менеджера. Организацию процесса создания структуры предприятия и её задачи. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять маркетинговые исследования и проводить сегментацию рынка |
6. | Рынки факторов производства | 11 | 11 | Знать: своеобразие рынка ресурсов как рынка услуг факторов производства. Какие виды доходов связаны с владением определенными факторами производства. Уметь: доказывать, что спрос на ресурсы имеет производный характер. Оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения. Знать: чем определяется спрос на труд, факторы, определяющие дифференциацию заработной платы работников. Различия рыночного спроса на труд и спроса на труд со стороны отдельной фирмы. Уметь: рассчитывать денежное вознаграждение предельного продукта труда. Характеризовать рынок труда и его особенности в России, различать кривые рыночного и индивидуального предложения труда. Осуществлять самостоятельный поиск, анализ, используя экономическую информацию. Знать: земля искусственно невоспроизводимый ограниченный экономический ресурс. Уметь: объяснять, почему предложение земельных участков для пользования, пригодных с точки зрения плодородия и местоположения, неэластично по цене. Различать экономическую ренту и земельную ренту как частный случай экономической ренты при неэластичном по цене предложении ресурса. Использовать полученную информацию и знания для решения типичных экономических задач. Знать: отличия основного и оборотного капитала, понятие «человеческий капитал». Факторы, определяющие величину номинальной и реальной процентной ставки. Уметь: различать реальный и денежный капитал, процент и ставку процента, номинальную и реальную процентную ставку, применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях. |
7. | Типы рыночных структур | 9 | 9 | Знать: критерии различия рыночных структур, сложившихся в различных отраслях экономики. Понятия: общий, средний, предельный доход фирмы, равновесное состояние фирмы. Уметь: анализировать комплекс характерных признаков, отражающих условия образования той или иной рыночной структуры. Освоить типичные экономические роли через участие в моделирующих ситуациях реальной жизни. Объяснять, почему в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство Р= АР=МР. Анализировать графики, характеризующие уровни ТР, ТС и П; различать равновесное положение фирмы и равновесное положение отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Знать: понятия естественная монополия, ценовая дискриминация. Уметь: анализировать поведение фирмы – монополиста, экономические последствия монополизации. Объяснять необходимость антимонопольной политики, проводимой государствами в странах с рыночной системой; различать понятия «доминирующее положение фирмы» и «фирма - монополист». Проводить экономический анализ общественных явлений и событий.. Знать: различия между совершенной и монополистической конкуренцией, в чем состоит олигополистическая взаимозависимость. Уметь: анализировать поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической структуры рынка. Анализировать социально – экономические последствия монополистической конкуренции и олигополии. Критически осмысливать экономическую информацию, поступающую из разных источников, формулируя на этой основе собственные заключения и оценочные суждения |
8. | Прикладная экономика | 7 | 7 | Знать: ключевые термины и определения параграфа. Основные требования к личности менеджера. Организацию процесса создания структуры предприятия и её задачи. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять маркетинговые исследования и проводить сегментацию рынка. Оформить бизнес –план. |
Резерв | 2 | 2 | ||
Итого | 68 | 68 |
Тематическое планирование предмета
«Экономика» 11 класс
(профильный уровень)
№ темы | Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Планируемый результат (личностный, метапредметный и предметный) |
1. | Российская экономика | 6 | 6 | Научатся: определять основные особенности развития экономики после распада СССР и в 2000 годах; характеризовать результаты реформ и выявлять современные проблемы экономики. Научатся: выявлять особенности производства российской экономики; характеризовать качественные изменения в отраслях хозяйства; моделировать графики изменения российского импорта и экспорта; определять причины и последствия современной структуры импорта и экспорта |
2. | Закономерности спроса | 6 | 6 | Знать: что такое эластичный, неэластичный спрос, единичная эластичность, совершенно эластичный и неэластичный спрос, иллюстрируя каждое понятие соответствующим ему примером. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса различать дуговую и точечную эластичность спроса Уметь: иллюстрировать все виды ценовой эластичности спроса с помощью графиков, анализировать их. Использовать данные об изменении полной выручки от продажи товара для определения характера эластичности спроса по цене; комментировать цифровые значения коэффициента эластичности спроса по цене и использовать его при определении характера эластичности |
3. | Закон предложения и поведение фирм | 5 | 5 | |
4. | Фирма на конкурентном рынке | 7 | 7 | Знать: критерии различия рыночных структур, сложившихся в различных отраслях экономики. Понятия: общий, средний, предельный доход фирмы, равновесное состояние фирмы. Уметь: анализировать комплекс характерных признаков, отражающих условия образования той или иной рыночной структуры. Освоить типичные экономические роли через участие в моделирующих ситуациях реальной жизни. Объяснять, почему в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство Р= АР=МР. Анализировать графики, характеризующие уровни ТР, ТС и П; различать равновесное положение фирмы и равновесное положение отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Знать: понятия естественная монополия, ценовая дискриминация. Уметь: анализировать поведение фирмы – монополиста, экономические последствия монополизации. Объяснять необходимость антимонопольной политики, проводимой государствами в странах с рыночной системой; различать понятия «доминирующее положение фирмы» и «фирма - монополист». Проводить экономический анализ общественных явлений и событий.. Знать: различия между совершенной и монополистической конкуренцией, в чем состоит олигополистическая взаимозависимость. Уметь: анализировать поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической структуры рынка. |
5. | Поведение потребителя | 6 | 6 | Характеризовать понятие общая и предельная полезность. Объяснять закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Уметь строить кривые безразличия; бюджетное ограничение. Объяснять равновесие потребителя; индивидуальный и рыночный спрос |
6. | Рынок капитала. | 6 | 6 | Знать: своеобразие рынка ресурсов как рынка услуг факторов производства. Какие виды доходов связаны с владением определенными факторами производства. Уметь: доказывать, что спрос на ресурсы имеет производный характер. Оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения. Знать: чем определяется спрос на труд, факторы, определяющие дифференциацию заработной платы работников. Различия рыночного спроса на труд и спроса на труд со стороны отдельной фирмы. Уметь: рассчитывать денежное вознаграждение предельного продукта труда. Характеризовать рынок труда и его особенности в России, различать кривые рыночного и индивидуального предложения труда. Осуществлять самостоятельный поиск, анализ, используя экономическую информацию. Знать: земля искусственно невоспроизводимый ограниченный экономический ресурс. Уметь: объяснять, почему предложение земельных участков для пользования, пригодных с точки зрения плодородия и местоположения, неэластично по цене. Различать экономическую ренту и земельную ренту как частный случай экономической ренты при неэластичном по цене предложении ресурса. Использовать полученную информацию и знания для решения типичных экономических задач. Знать: отличия основного и оборотного капитала, понятие «человеческий капитал». Факторы, определяющие величину номинальной и реальной процентной ставки. Уметь: различать реальный и денежный капитал, процент и ставку процента, номинальную и реальную процентную ставку. применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях. |
7. | Рынок земли | 4 | 4 | |
8. | Банковская система. | 6 | 6 | Знать посредническую роль коммерческих банков, активные и пассивные операции банков, каким образом формируется прибыль банка Уметь анализировать структуру баланса коммерческого банка. работать с источниками экономической информации с использованием ресурсов Интернет Знать функции Центрального банка, отличия балансов коммерческого и Центрального банка. Различие между учетной ставкой Центрального банка и ставкой рефинансирования. Уметь различать роль, цели и задачи коммерческих банков от Центрального банка. Анализировать отношения между органами государственной власти и Центральным банком. Работать с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации |
9. | Экономический рост | 6 | 6 | Знать: различия между ростом ВВП, инвестиций и занятости в рамках отдельного циклического подъема и долговременным экономическим ростом; различия между ростом фактического и ростом потенциального ВВП Уметь: использовать данные о динамике реального ВВП для определения экономического роста; анализировать значение экономического роста для экономики страны Знать: различия между абсолютным приростом ВВП и другого макроэкономического показателя; между темпом роста данного показателя и темпом его прироста. Что представляет собой производственная функция, различия, когда выпуск зависит от одной переменной и от двух Уметь: среднегодовой темп прироста ВВП (средне геометрическому годовых темпов прироста за данное число лет); объяснять сущность сбалансированного роста; анализировать роль каждого фактора, в приросте ВВП |
10. | Международная торговля и валютный рынок | 5 | 5 | Знать: основные предпосылки специализации стран в рамках разделения труда; показатели открытости национального хозяйства, различия между общим, особенным и единичным международным разделение труда, основные критерии классификации групп стран мировой экономике. Уметь: объяснять, что представляет собой мировое хозяйство и элементы системы МЭО Знать: абсолютные и сравнительные преимущества; импорт; экспорт. Влияние международной торговли на производственные возможности торгующих стран. Уметь: доказать необходимость и целесообразность внешней торговли, познакомить с главными концепциями теории внешней торговли |
11. | Международное движение капиталов | 4 | 4 | Знать: предпосылки формирования, функциональную структуру мирового рынка ссудного капитала; противоречивость воздействия внешних кредитных заимствований на экономику страны, предпосылки международного движения предпринимательского капитала Уметь: анализировать факторы, определяющие уровень процентных ставок на международном рынке капиталов; анализировать современные тенденции на мировом рынке ссудных капиталов; противоречия между инвестором и страной – реципиентом иностранных капиталовложений Знать: принцип составления платежного баланса; институциональную структуру наиболее развитой интеграционной группировки - ЕС Уметь: различать дебетовые и кредитовые операции; различать уровни интеграции и основные типы интеграционных группировок |
12. | Переход к рыночной экономике России. | 4 | 4 | |
Итого | 67 | 67 | ||
Резерв | 1 | 1 | ||
Итого | 68 | 68 |
Оценочные материалы
Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:
- Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. под ред. С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.
- «Экономика», учебник И.В. Липсиц.
Используемая дополнительная литература:
- Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
- Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
- Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
- Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.
- Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
- Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
- Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 1995 г.
- Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
Сроки проведения | Название раздела, тема урока | Структура работы | Оценочные материалы (источник, страница) |
1 полугодие 10 кл. | Главные вопросы экономики. 10 кл. | 12 заданий Тест | С.А.Михеева. Рабочая тетрадь по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов. Ч.1,с. 5-10 |
1 полугодие 10 кл. | Спрос и предложение. Рыночное равновесие.10 кл. | 12 заданий Тест | С.А.Михеева. Рабочая тетрадь по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов. Ч.1, с. 17-22 |
2 полугодие 10 кл. | Фирмы. Издержки фирм. 10 кл. | 11 заданий Тест | С.А.Михеева. Рабочая тетрадь по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов. Ч.1, с. 37-40 |
2 полугодие 10 кл. | Рынок труда. 10 кл. | Практикум (решение задач) | С.А.Михеева. Рабочая тетрадь по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов. Ч.1, с. 49-51 |
1 полугодие 11 кл. | Закон предложения и деятельность фирм. 11 кл. | Практикум (таблица) 8 заданий | С.А.Михеева. Рабочая тетрадь по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов. Ч.2, с. 18-25 |
1 полугодие 11 кл. | Поведение потребителя. 11 кл. | Тест | С.А.Михеева. Рабочая тетрадь по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов. Ч.1, с. 33-36 |
2 полугодие 11 кл. | Банковская система. 11 кл. | Тест | С.А.Михеева. Рабочая тетрадь по экономике. Учебное пособие для 10-11 классов. Ч.1, с. 32-36 |
2 полугодие 11 кл. | Рынок земли. 11 кл. | Анализ текста | Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе, с.7-8 |
Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета «Экономика»
Предмет | Класс | Учебники и учебные пособия | Дидактический материал | Методическая литература | Материалы для контроля |
Экономика | 10- 11 | Липсиц И.В. Экономика. 10-11 кл. базовый уровень. Вита-Пресс, 2008-2010 Иванов С.И. Основы экономической теории т. 1,2. Вита-Пресс, 2008-2010 | Липсиц И.В. Рабочая тетрадь № 1,2,3,4 М.: Вита-Пресс, 2008 | Липсиц И.В. Методическое пособие. М. Вита-Пресс, 2008. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. 2006.кн. 1,2. | В.З.Черняк. Сборник задач по экономике. М., «Экзамен»,2006. А.А.Мицкевич. Сборник заданий по экономике. М., Вита-Пресс. Практикум по основам экономической теории. под ред. Иванова С.И. Вита-Пресс, 2008-2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г. Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся и планирование учебного материала принагру...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели узучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала...
рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 10 класс автор учебника А.Г.Мордкович
рабочая программа (профильный уровень) содержит пояснительную записку, УМК, цели изучения математики на профильном уровне, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала при ...
Рабочая программа по математике для 10 класса (профильный уровень) по учебникам авторов Ю.М. Колягина, Л. С. Атанасяна
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего(полного) общего образования (профильный уровен...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс (профильный уровень)
Данная программа составлена из расчета 4 часа в неделю, по учебнику Угриновича...
Рабочая программа по информатике для 10 класса. Профильный уровень
Рабочая программа по информатике для 10 класса, профильный уровень, учебник Н.Д. Угриновича...
Рабочая программа по экономике 10,11 класс (профильный уровень)
Экономика: Основы экономической теории (профильный уровень). Авторы программы- С.И. Иванов, А.Я. Линьков)...