рабочая программа по экономике 10-11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по экономике 10-11 класс
учитель истории и обществознания
Гурьянова Г. Б.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 -11 классов составлена на основе образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №11г. Пензы на базовом уровне, авторской программы И.В.Липсиц «Экономика» в соответствии с требованием федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика
Сформировать умения:
- Описывать основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные экономические роли;
- сравнивать экономические объекты, суждения о человеке в системе экономических оношений, выявлять их общие черты и различия;
-приводить экономические примеры отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
-оценивать поведение людей с точки зрения экономических норм;
-полемизировать и отстаивать свои взгляды.
Обоснование выбора УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью учебника «Экономика»: И.В.Липсица для 10-11 класса общеобразовательного учреждений – М.: Просвещение, 2014г.
Данный УМК соответствует современному уровню экономики и содержанию Федерального образовательного стандарта по экономике. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебника для 6-9 классов «Обществознание» (в разделе «Экономика»): «Обществознание»: Боголюбов Л.Н. для 6-9 классов общеобразовательных учреждения – М.: Просвещение, 2013 – и является составной частью завершенной линии в изучении экономики. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами по экономике, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса интегрирует современные экономические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Она содержит, обусловленный рамками учебного времени, минимум экономических знаний, необходимых для понимания сложных процессов математического моделирования экономических отношений, происходящих в современном мире.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ СОШ №11г.Пензы на изучение экономики в 10-11 классах отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 69 часов. Предусмотрено базовое изучение
предмета.
Ценностные ориентиры содержания курса «Экономики»
Назначение предмета «Экономики» состоит в том, чтобы сформировать у учащихся целостное представление о предмете, знать, понимать причины и особенности возникновение и развития экономических отношений, идей, институтов современного мира.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны:
Знать/понимать
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки экономической сферы жизни общества;
-содержание и значение экономических норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные экономические роли;
приводить примеры экономических объектов определенного типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
осуществлять поиск экономической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в эконномической информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды экономических документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка экономических ролей;
- общей ориентации в актуальных экономических событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей в экономической сфере;
- реализации и защиты прав человека и гражданина в рамках экономических отношений, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования экономической информации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( 69часов).
10 класс (35 часов)
Экономика и экономическая наука (4 часа)
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические системы(4 часов)
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Рынок (6 часов)
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.
Деньги, банки, инфляция(10 часов)
Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.Электронные деньги. Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм, государств. Плюсы и минусы кредитования граждан. Потребительское кредитование.Ипотечный кредит.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Рынок труда и безработица (10 часов)
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия
Итоговое обобщение (1 час)
11 класс (34 часа)
Фирма (7 часов)
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.
Семейная экономика (6 часов)
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование
Роль государства в экономике(6 часов)
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы: навыки планирования. Государственный бюджет.Бюджетная система Российской Федерации. Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.
ВВП, его структура и динамика (4 часа)
Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Элементы международной экономики (6 часов)
Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Основные проблемы экономики России (4 часов)
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.
Итоговое обобщение 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во часов | Виды деятельности |
10 класс | |||
1-2 | Что такое экономика | 2ч | Лекция |
3-4 | Ограниченность ресурсов и порождаемые ею проблемы | 2ч | Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы |
5-6 | Понятие об экономических системах. Традиционная и рыночная системы | 2ч | Лекция с элементами беседы |
7-8 | Командная и смешанная системы | 2ч | Тезирование |
9-10 | Что такое спрос | 2ч | Анализировать текст. Составлять развернутый план |
11-12 | Отчего зависит предложение товаров | 2ч | Приводить конкретные примеры с опорой на текст. |
13-14 | Формирование рыночных цен | 2ч | Реферирование. |
15-16 | Рынок на практике, или как реально организована торговля | 2ч | Находить и извлекать информацию о правах покупателей. |
17-18 | Причины возникновения и формы денег. | 2ч | Анализирующее чтение. |
19-20 | Функции денег в современной экономике | 2ч | Тезирование. |
21-22 | Причины появления и виды банков | 2ч | Аннотирование |
23-24 | Принципы кредитования | 2ч | Анализировать текст. Составлять развернутый план. |
25-26 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | 2ч | Реферирование. |
27-28 | Экономическая природа рынка труда | 2ч | Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
29-30 | Что такое заработная плата и от чего она зависит | 2ч | Лекция с элементами беседы |
31-32 | Профсоюзы и трудовые конфликты | 2ч | Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
33-34 | Социальные факторы формирования заработной платы | 2ч | Семинарское занятие |
35 | Итоговое обобщение | 1 час | Тестирование |
11 класс | |||
1-2 | Причины и виды безработицы | 2ч | Аннотирование. |
3-4 | Как можно сократить безработицу | 2ч | Анализировать текст. Составлять развернутый план. |
5-6 | Зачем создаются фирмы | 2ч | Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы |
7-8 | Экономические основы деятельности фирмы | 2ч | Лекция , сообщения учащихся |
9-10 | Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса | 2ч | Семинарское занятие |
11-12 | Доходы и расходы семей | 2ч | Практическая работа. С опорой на данные своей семьи |
13-14 | Влияние инфляции на семейную экономику | 2ч | Практическая работа. С опорой на данные своей семьи |
15-16 | Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения | 2ч | Анализировать текст. Составлять развернутый план |
17-18 | Причины и формы участия государства в регулировании экономики | 2ч | Лекция с элементами беседы |
19-22 | Макроэкономические процессы в экономике страны | 4ч | Лекция Практическое занятие |
23-24 | Налоги как источник доходов государства | 2ч | Семинарское занятие |
25-26 | Как формируется и расходуется государственный бюджет | 2ч | Анализировать и оценивать текст с заданных позиций |
27-28 | Что такое экономический рост и как можно его ускорить | 2ч | Лекция |
29-30 | Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 веке | 2ч | Семинарское занятие |
31-32 | Международная торговля и ее влияние на экономику страны | 2ч | Анализировать текст. Составлять развернутый план |
33 | Валютный рынок и конвертируемость валют | 1ч | Лекция с элементами беседы |
34 | Итоговое обобщение | 1ч | тестирование |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.1. Стандарт основного общего образования по обществознанию . 1.2. Стандарт среднего общего образования по обществознанию (базовый уровень).
1.3. Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по экономике
1.4. Авторские рабочие программы по курсу «Экономика». 1.5. Учебник для 10 класса. (Под редакцией И.В.Липсица). Библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ.
1.6. Дидактический материал для 10, 11 классов соответствующего автора. 1.7. Дидактические материалы . Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам. . 1.8. Книги для чтения по курсу экономики 10-11 классы, необходимые для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ. 1.9. Научная, научно-экономическая литература.
1.10. Учебный словарь по экономике для средней школы.
1.11. Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике).
1.12. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2.1. Таблицы по основным разделам курса. Таблицы, схемы, диаграммы и графики представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. 2.2. Схемы по экономике (отражающие причинно-следственные связи, системность экономических объектов, явлений и процессов). 2.3. Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных экономических процессов. .
3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
3.1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам экономике. 3.2. Электронные библиотеки по курсу «Экономика» . Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек входят тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы.
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы по обществознанию. 4.2. Аудиозаписи и фонохрестоматии по обществознанию .
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ТСО)
5.1. Мультимедиа-проектор . 5.2. Мультимедийный компьютер . 5.3. Экран на штативе. 5.4 Принтер(встроенный). 5.5 Принтер(лазерный). 5.6 Плазменный телевизор 5.7 DVD проигрыватель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Рабочая программа по экономике для 8 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....