Программа элективного курса: "Экономика в играх"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме
Основная цель кружка "Экономика в играх"- формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_-_ekonomika_v_igrah_16-17.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ C ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ /Борисов Д.В. Приказ № ___ от «1» сентября 2016 г. |
Рабочая программа кружка
«ЭКОНОМИКА В ИГРАХ»
для учащихся 9 «Г»
(социально-экономического профиля)
Автор-составитель: Лащенкова М.Ю.,
учитель истории и обществознания
2016-2017
- Пояснительная записка
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества
Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
Цели экономического образования в школе:
1. Обеспечить усвоение учащимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;
2. Сформировать у учащихся основы экономического мышления;
3. Выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;
4. Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;
5. Способствовать становлению у школьников основных черт экономического поведения личности.
В условиях рыночных отношений необходимо обладать экономическими знаниями и умело применять их на практике. В процессе предпрофильной подготовки целесообразно формировать первоначальные экономические знания и умения учащихся.
Основная цель кружка "Экономика в играх"- формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.
При этом необходимо решать следующие задачи:
1. познакомить учащихся с экономической жизнью страны;
2. сформировать у учащихся базовые экономические знания;
3. научить применять экономические знания на практике;
4. способствовать формированию необходимых компетенций учащихся для активного участия в экономической жизни страны;
5. воспитывать уважение к частной собственности и бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, порядочность.
Требования к результатам обучения.
В целом ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы, прежде всего, предполагает выделение основных целей изучения экономики, в том числе и воспитательных. Во всем мире научно-технический и социальный прогресс требует формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. С позиции тех социально-экономических преобразований, которые осуществляются в России, речь должна идти о формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах:
- теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;
- практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;
- этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.
Таким образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, основными ориентирами для которых являются критерии экономического успеха. Этот аспект экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию исторического момента, он модифицируется вместе с развитием экономической системы общества. Как отмечают социологи, на момент вхождения в рыночную экономику для культурного пространства России характерна ориентация на достижения и стремление к успеху, лишенные трудового и творческого компонентов. Это стало той системой ценностей, на которые в массовом порядке ориентируется подрастающее поколение в «смутное время» перехода к рынку.
Как представляется, главной воспитательной задачей кружка должно стать не только формирование экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебной аудитории и носят, таким образом, декларативный характер.
Кружок «Экономика в играх» является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся, полученных при реализации предмета «Обществознание» в 9 классе, углубляет знания обучающихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Кружок способствует формированию общепредметных компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.
- Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.
В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.
- Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
- Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.
Мне кажется, что в системе непрерывного экономического образования следует определить особое место 9 классам. Дело в том, что Законом об образовании в России определен обязательный уровень девятилетнего образования. Это означает, что часть учащихся может покинуть школу и продолжить обучение в альтернативных образовательных учреждениях или 10-11 классах, уже на профильном уровне. Таким образом, 9-й класс занимает особое место в системе непрерывного экономического образования, функцией которого становится получение базового образования, базовых экономических знаний, которые станут основой для продолжения образования на любом из уже названных уровней. Поэтому данный элективный курс рассчитан именно на учащихся 9-х классов.
В рамках кружка обучения построено таким образом, что вслед за изучением теории вопроса идет практическое его освоение в виде игры. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.
- Содержание элективного курса
Тема 1. Что изучает экономика? (2 часа)
Термины: экономика, потребности, блага и услуги, экономические блага.
Понятие «экономика». Роль экономики в жизни человека и общества. Развитие экономической науки. Блага. Услуги. Потребности человека. Основные участники экономики.
Игра «Где нам встречается экономика» (2 часа).
Тема 2. Ресурсы (2 часа).
Термины: ресурсы, исчерпаемые ресурсы, неисчерпаемые ресурсы.
Страна и ресурсы. Определенное количество (запас). Ограниченность. Виды ресурсов. Возобновимые и невозобновимые. Исчерпаемые и неисчерпаемые. Природные ресурсы. Земная кора. Полезные ископаемые (органические и неорганические). Почва. Воздух, вода и солнце. "Твердое место" для жизнедеятельности. Флора и фауна. Способность к труду. Количество труда одного человека. Все население. Рабочая сила. Ограниченность ресурсов и численность населения.
Игра «Распредели ресурсы» (3 часа).
Тема 3. Производство (2 часа).
Термины: производство, производительность, потребитель, производитель, факторы производства, ресурсы.
Понятие «производства». Производитель. Потребитель. Факторы производства. Средства производства. Результат производства. Разделение труда.
Игра «Доходное производство» (2 часа).
Тема 4. Фирмы (3 часа).
Термины: фирма, менеджмент, прибыль, предельный доход, затраты, выручка,
Как создаются фирмы? Капитал фирмы. Неопределенность и риск. Неизвестность величины затрат и выручки, действий конкурентов. Предприниматель. Желание получить прибыль. "Оплата" создания фирмы. Право принятия любых решений. Право распоряжаться прибылью. Затраты, выручка и прибыль. Стоимость сырья и орудий производства. Зарплата наемных рабочих. Денежные затраты. Выручка. Денежная прибыль. Неявные затраты (процент на капитал, рента за природные ресурсы, зарплата управляющего). Экономическая прибыль.
Игра «Как заработать на жизнь» (2 часа).
Тема 5. Деньги и капитал (2 часа).
Термины: деньги, капитал
История возникновения денег. Предметы, которые служили средством обмена. История появления и названия денег в России. Появление бумажных денег. Функции денег. Капитал.
Игра «Денежные единицы стран» (3 часа).
Тема 6. Рынок (2 часа).
Термины: рынок, продавец, покупатель, спрос, предложение, цена.
Что такое рынок? Совокупность продавцов и покупателей. Покупатели и спрос. Продавцы и предложение. Институты (правила поведения). Место и время встречи. Обмен информацией. Выбор партнера. Заключение соглашения. Равновесие на рынке. Объем продаж и цена. Совершенство рынка. Однородное благо. Большое число покупателей и продавцов. Легкость получения информации и заключения сделки. Отсутствие личных связей. Несовершенный рынок.
Игра «Овощной рынок» (2 часа).
Тема 7. Рынок труда (2 часа).
Термины: рынок труда, ставка заработной платы, условия труда, занятость, фрикционная безработица, сезонная безработица, структурная безработица, циклическая безработица.
Свободный человек. Рынок труда. Работа по найму. Величина предложения на рынке труда. Трудоспособность. Факторы труда. Заработная плата. От чего зависит заработная плата. Условия труда. Виды заработной платы. Безработица. Виды безработицы. Последствия безработицы.
Игра «Подбор профессионала» (2 часа).
Тема 8. Налоги (2 часа).
Термины: бюджет, налоги, виды налогов, НДС, доход, прибыль, налоговое регулирование.
Наполнение бюджета. Налоги. Плата государству без конкретной встречной услуги. Прямые налоги. Подушный, подоходный, налог на имущество, на наследство, на прибыль. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Влияние налогов на хозяйство. Структура налогов. Другие источники дохода. Прибыль государственных предприятий. Монополия на продажу отдельных благ. Рента за природные ресурсы. Доход от продажи государственного имущества.
Игра «Налоговый инспектор» (1 часа).
- Тематическое планирование курса
№ | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Дата |
1 | Что изучает экономика? | лекция | 2 | |
2 | «Где нам встречается экономика». | игра | 2 | |
3 | Ресурсы. | лекция | 2 | |
4 | «Распредели ресурсы» | Решение проблемных задач | 3 | |
5 | Производство. | лекция | 2 | |
6 | «Доходное производство». | игра | 2 | |
7 | Фирмы. | лекция | 3 | |
8 | «Как заработать на жизнь» | игра | 2 | |
9 | Деньги и капитал. | лекция | 2 | |
10 | «Денежные единицы страны». | игра | 3 | |
11 | Рынок. | лекция | 2 | |
12 | «Овощной рынок». | игра | 2 | |
13 | Рынок труда. | лекция | 2 | |
14 | «Подбор профессионала». | игра | 2 | |
15 | Налоги. | лекция | 2 | |
16 | «Налоговый инспектор». | игра | 1 | |
ИТОГО | 34 часов |
4. Список литературы
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В., Макарова О.Ю. Преподавание экономики в школе. Основные экономические понятия: Пособие для учителей. М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 1998.
3. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Прогресс, 1995.
4. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование // Педагогика. 1994. № 4.
5. Райзберг В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 1992. № 9-10.
6. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа и производство. 1993. № 5.
12. Симоненко В.Д. Домашняя экономика. Изд-во «Вентана-Граф», 1999.
Интернет:
- http://be.economicus.ru/ (введение в экономику)
- http://bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm (экономика для школьников)
- http://bibliotekar.ru/biznes-15/index.htm (экономический словарь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.
Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....
Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...
Элективный курс "Экономика в задачах и играх".
Основная цель курса - устранение пробелов в знаниях учащихся 7 класса, а также их углубление и расширение, знакомство с новыми подходами к решению задач на проценты, совершенствование вычислител...
Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"
Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...
Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"
Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...
Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса
Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...