Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса
рабочая программа по обществознанию на тему
Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva_ekonomika_i_pravo.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Николо – Погореловская средняя общеобразовательная школа
Сафоновского района Смоленской области.
«Рассмотрено» ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель: __Орехова Т.Н Протокол № ____ от «___»___________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР
/_С.Н.Скакунова_/ «___»____________2015г. | «Утверждаю» Председатель педагогического совета директор школы /__Ю.Н.Скакунов Протокол № от «___»______2015г. |
Рабочая программа
Элективного курса «Экономика и право»
для 11класса
Составила: учитель первой категории Л.Д.Байкова
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Цели
Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
1. развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
2. воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
3. освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
6.развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
7.воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
8.освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
9.овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задачасв социально-правовой сфере, а также учебных задачасв образовательном процессе;
10.формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего полного ( общего) образования по экономике и праву ( базовый уровень).
Причина составления рабочей программы
1.Количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе.
2. Примерная программа среднего полного ( общего) образования по экономике и праву рассчитана на 70 часов ( экономика- 35 ч., право- 35 ч.) из расчета 1 час в неделю на изучение экономики и 1 час в неделю на изучение права.
.
Рабочая программа по экономике и праву рассчитана на 34 часа из расчета 0,5 часа на изучение экономики и 0,5 часа на изучение права.
Изучение курса « экономика и право» предполагает последовательно- блочное изучение материала.
2.Таблица тематического распределения количества часов.
№ | Разделы, темы | Количество часов примерная программа | Количество часов рабочая программа 11 класс |
Экономика | 35 ч. | 18+1ч. | |
1. | Экономика и экономическая наука |
2 | 2 |
2 | Экономические системы | 2 | 1 |
3 | Семейная экономика | 3 | 2 |
4 | Рынок | 3 | 2 |
5 | Фирма | 4 | 2 |
6 | Роль государства в экономике | 3 | 2 |
7 | ВВП, его структура и динамика | 2 | 1 |
8 | Рынок труда и безработица | 2 | 1 |
9 | Деньги, банки, инфляция | 4 | 2 |
10 | Элементы международной экономики | 2 | 1 |
11 | Основные проблемы экономики России | 3 | 2 |
Право | 35ч | 14+1 | |
12 13 | Система российского права Гражданство в Российской Федерации | 5 1 | 2 1 |
14 | Основные конституционные права и обязанности граждан в России | 5 | 2 |
15 | Гражданские правоотношения | 6 | 3 |
16 | Семейные правоотношения | 2 | 1 |
17 | Трудовые правоотношения | 4 | 2 |
18 | Процессуальные правоотношения | 6 | 3 |
3.Содержание обучения
Экономика | 18 |
Экономика и экономическая наука |
2 |
Экономические системы | 1 |
Семейная экономика | 2 |
Рынок | 2 |
Фирма | 2 |
Роль государства в экономике | 2 |
ВВП, его структура и динамика | 1 |
Рынок труда и безработица | 1 |
Деньги, банки, инфляция | 2 |
Элементы международной экономики | 1 |
Основные проблемы экономики России | 2 |
Повторительно- обобщающий урок | 1 |
Право | 14 |
Система российского права Гражданство в Российской Федерации | 2 1 |
Основные конституционные права и обязанности граждан в России | 2 |
Гражданские правоотношения | 3 |
Семейные правоотношения | 1 |
Трудовые правоотношения | 2 |
Процессуальные правоотношения | 3 |
Итоговое повторение |
1 |
Итого | 34ч |
4.Требования к подготовке учащихся по предмету
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
5.Список литературы
Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни) 10 кл.
Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни) 11 кл.
Автономов В.С. Экономика (базовый уровень) 10 – 11 кл.
Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 кл.
Линьков А.Я., Иванов СИ., Скляр М.А. под ред. Линькова А.Я. Экономика (базовый уровень) 10-11 кл.
Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика (базовый уровень) 10-11кл.
Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В. и др. Экономика (базовый уровень 10-11кл.
6.Календарно- тематическое планирование
Курс « экономика и право»
№ | Тема | Количество часов | Дата План факт | оборудование |
I | Экономика и экономическая наука | 2 | ||
1 | Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. | 1 | ||
2 | Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы. | 1 | ||
II | Экономические системы | 1 | ||
3 | Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. | 1 | ||
III | Семейная экономика | 2 | ||
4 | Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. | 1 | ||
5 | Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. | 1 | ||
IV | Рынок | 2 | ||
6 | Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. | 1 | ||
7 | Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие | 1 | ||
V | Фирма | 2 | ||
8 | Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. | 1 | ||
9 | Основные организационные формы бизнеса в России. | 1 | ||
VI | Роль государства в экономике | 2 | ||
10 | Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. | 1 | ||
11 | Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. | 1 | ||
VII | ВВП, его структура и динамика | 1 | ||
12 | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. | 1 | ||
VIII | Рынок труда и безработица | 1 | ||
13 | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | 1 | ||
IX | Деньги, банки, инфляция | 2 | ||
14 | Деньги и их функции. Банковская система. | 1 | ||
15 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. | 1 | ||
X | Элементы международной экономики | 1 | ||
16 | Экономические причины международной торговли. . Глобальные экономические проблемы. | 1 | ||
XI | Основные проблемы экономики России | 2 | ||
17 | Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. | 1 | ||
18 | Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. | 1 | ||
19 | Повторительно- обобщающий урок | 1 | ||
XII | Система российского права | 2 | ||
20 | Право в системе социальных норм. Система права. | 1 | ||
21 | Порядок принятия и вступления в силу законов. Участие граждан в законотворческой деятельности. | 1 | ||
XIII | Гражданство в Российской Федерации | 1 | ||
22 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
| 1 | ||
XIV | Основные конституционные права и обязанности граждан в России | 2 | ||
23 | Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса. | 1 | ||
24 | Право на образование. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества | 1 | ||
XV | Гражданские правоотношения | 3 | ||
25 | Понятие гражданских правоотношений. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. | 1 | ||
26 | Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. | 1 | ||
27 | Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения. | 1 | ||
XVI | Семейные правоотношения | 1 | ||
28 | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. | 1 | ||
XVII | Трудовые правоотношения | 2 | ||
29 | Понятие трудовых правоотношений. Органы трудоустройства. | 1 | ||
30 | Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | 1 | ||
XVIII | Процессуальные правоотношения | 3 | ||
31 | Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. | 1 | ||
32 | Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Особенности уголовного процесса. | 1 | ||
33 | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 1 | ||
34 | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Экономика и право" 10, 11класс
Рабочая программа по элективному курсу "Экономи и право". Курс может использоваться как в 10 , так и в 11 класса. Рассчитан на 34 часа....
Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.
Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...
рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...
Рабочая программа элективного курса "Основы уголовного права"
Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа...
Рабочая программа элективного курса "Основы избирательного права и избирательный процесс"
Данный курс предназначен для учащихся X – ХI классов основной школы и представляет собой комплекс знаний, необходимых каждому гражданину РФ. Он формирует у учащихся представление о Ро...
Рабочая программа элективного курса "Отрасли права" 11класс
Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитар...