РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА»
рабочая программа по истории
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
БРЕДИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
457340, Россия,Челябинская область, п. Маяк, переулок Школьный, 1а тел. (8-35 141) 75 2 47, mayak-4@ mail.ru ОКПО 51459220, ОГРН 1027401512159, ИНН 7427005853, КПП 740701001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА»
Разработала:СтансковаЕ.А.
учитель истории и обществознания
п.Маяк
Пояснительная записка
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества.
Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.
Программа элективного курса «Экономика: теория и практика » предназначена для 9- 11-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую экономическую, правовую направленность.
В результате изучения курса «Экономика: теория и практика» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми. В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе.
Данный элективного курс рассчитан на 34 часа в 9- 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года
Цели и задачи:
- Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области экономики.
- Сформировать экономическую и правовую компетентность обучающихся.
- Обеспечить усвоение обучающимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;
- Сформировать у обучающихся основы экономического мышления;
- Выработать у обучающихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;
- Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;
- Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
- Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
- Усвоить знания об основных отраслях права.
Общая характеристика курса:
Элективный курс «Экономика: теория и практика» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание экономики и юриспруденции , но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы экономической и правовой компетенции и позволит ориентироваться в социуме.
Содержание курса:
Экономика как система хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике. Основы хозяйственной деятельности человечества. Даровые и экономические блага. Специализация и её типы. Производительность труда. Причины возникновения торговли и её экономическое значение. Потребности людей и их виды. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества. Проблемы, возникающие при поиске ответов на основные экономические вопросы.
Понятия об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: особенности и дефекты. Частная собственность как основа рыночного механизма. Роль механизма цен. Причины эффективности рыночного механизма и его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и её значение для продавцов. Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Понятие о равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Причины нарушения рыночного равновесия. Достижение рынком равновесия при изменении соотношений спроса и предложения.Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Функции денег в экономике. Роль денег как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его возникновения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Понятие об активах и ликвидности. Сокровища: плюсы и минусы.
Факторы формирования величины денежной массы. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны. Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции. Экономические последствия гиперинфляции.Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Понятие о трудовом контракте. Причины заключения коллективных договоров и генеральных соглашений об условиях труда и оплаты. Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.
Понятие о безработице. Критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины возникновения. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.
Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Виды фирм. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Виды издержек и их экономическое значение. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Экономические функции государства. Понятие об общественных благах. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- Поиска информации по заданному вопросу
- Выделять противоречия, лежащие в юридической и экономической областях
- Самостоятельной работы с документами
- Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
- Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
- Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни
Приемы организации деятельности:
- Лекция
- Научно-практическая конференция
- Диспут
- Дискуссия
- Мини-сочинение
- Семинар
- Практическая работа
- Ролевая игра
- Деловая игра
- Дебаты
- «Мозговой штурм»
- Работа с источниками
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
- Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
- Итоговый (написание эссе, подготовка презентации)
Календарно тематическое планирование
(34 часа – 1 час в неделю)
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
Тема 1. Труд и занятость | 4 часа | ||
Законодательство о труде | 1 час | ||
Занятость и трудоустройство в Рф | 1 час | ||
Трудовой договор | 1 час | ||
Практическое занятие | 1 час | ||
Тема 2. Конфликты и социальная защита | 4 часа | ||
Трудовые споры и их виды | 1 час | ||
Безработица | 1 час | ||
Профсоюзы: понятие и их роль в государстве | 1 час | ||
Страхование и пенсионное дело | 1 час | ||
Тема 3. Вмешательство государства в экономику | 4 часа | ||
Российская Федерация, субъекты Рф | 1 час | ||
Правовые формы воздействия государства на экономическую деятельность | 1 час | ||
Государственно-правовой контроль за экономикой | 1 час | ||
12. | Виды контроля | 1 час | |
Тема 4.Государственные финансы | 2 часа | ||
13. | Налоговая система РФ | 1 час | |
14. | Бюджетная система РФ | 1 час | |
Тема 5. Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности | 2 часа | ||
15. | Конкуренция. Антимонопольное законодательство | 1 час | |
16. | Реклама | 1 час | |
Тема 6. Экономическое партнёрство с другими странами | 2 часа | ||
17. | Законодательство о внешнеэкономической деятельности | 1 час | |
18. | Таможенное законодательство | 1 час | |
Тема 7. Споры и порядок их рассмотрения | 7 часов | ||
19. | Экономические споры | 1 час | |
20. | Гражданские правовые споры | 1 час | |
21. | Досудебный порядок рассмотрения споров | 1 1 час | |
22. | Судебный порядок рассмотрения споров | 1 час | |
23. | Подсудность имущественных споров | 1 час | |
24. | Исковая давность | 1 час | |
25. | Практическое занятие | 1 час | |
Тема 8. Защита гражданских и трудовых прав | 8 часов | ||
26. | Защита прав собственности | 1 час | |
27. | Защита чести, достоинства и деловой репутации | 1 час | |
28. | Защита прав потребителей | 1 час | |
29. | Защита прав акционеров | 1 час | |
30. | Защита прав вкладчиков | 1 час | |
31. | Защита трудовых прав граждан | 1 час | |
32. | Защита трудовых прав несовершеннолетних | 1 час | |
33. | Практическое занятие | 1 час | |
34. | Итоговое повторение | 1 час |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЭКОНОМИКА: теория и практика»
1. Теоретические и методические основы преподавания экономики в школе. Москва. 2021г
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ.
4. Кодекс об административных правонарушениях.
5. Семейный кодекс РФ.
6. Уголовный кодекс РФ.
7. Трудовой кодекс РФ.
8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
9. Конституция РФ. Москва.
10. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Обществознание. Экономика. Право. Челябинск. 2016г.
11. Электронное учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2021г.
12. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2019г.
13. Всеобщая декларация прав человека.
14. Конвенция о правах ребенка.
15. Международный пакт о гражданских и политических правах.
16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Литература для учащихся.
- Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2020.
- Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2019.
- Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2018
Литература для учителя.
- Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 2020.
- Равичев С и др. Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 2019
- Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2021
- Экономика (базовый курс): И.В. Липсиц. –М., «Вита пресс»,2020
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. В 2-х кн.: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2020
- Интернет-ресурсы:
1. Экономика для школьников http://iloveeconomics.ru/
- Решение типовых задач по экономике http://bankzadach.ru/mikroekonomika.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.
Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....
Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"
Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...
Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"
Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...
Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса
Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...
Программа элективного курса «Общество- теория и практика» для 10-11 классов
Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения тра...