РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА»
рабочая программа по истории

Станскова Екатерина Алексеевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_ekonomike.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

БРЕДИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 457340, Россия,Челябинская область, п. Маяк, переулок Школьный, 1а   тел. (8-35 141) 75 2 47, mayak-4@ mail.ru ОКПО 51459220, ОГРН 1027401512159, ИНН 7427005853, КПП 740701001

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА»

Разработала:СтансковаЕ.А.

учитель истории и обществознания

п.Маяк

Пояснительная записка

         Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества.

        Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.

Программа элективного курса  «Экономика: теория и практика » предназначена для 9- 11-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую экономическую, правовую направленность.

   В результате изучения курса «Экономика: теория и практика» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми. В условиях становления правового государства важное  значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе.

   Данный элективного курс  рассчитан на 34 часа в 9- 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года

        

Цели и задачи:

  • Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области экономики.
  • Сформировать  экономическую и правовую компетентность обучающихся.
  • Обеспечить усвоение обучающимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;
  •  Сформировать у обучающихся основы экономического мышления;
  • Выработать у обучающихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;
  • Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;
  • Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
  • Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
  • Усвоить знания об основных отраслях права.

Общая характеристика курса:

Элективный курс  «Экономика: теория и практика» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный  курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание экономики  и юриспруденции , но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы экономической и правовой компетенции и позволит ориентироваться в социуме.

Содержание курса:

      Экономика как система хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике. Основы хозяйственной деятельности человечества. Даровые и экономические блага. Специализация и её типы. Производительность труда. Причины возникновения торговли и её экономическое значение. Потребности людей и их виды. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества. Проблемы, возникающие при поиске ответов на основные экономические вопросы.

           Понятия об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: особенности и дефекты. Частная собственность как основа рыночного механизма. Роль механизма цен. Причины эффективности рыночного механизма и его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

          Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и её значение для продавцов. Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
         Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Понятие о равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Причины нарушения рыночного равновесия. Достижение рынком равновесия при изменении соотношений спроса и предложения.Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Функции денег в экономике. Роль денег как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его возникновения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Понятие об активах и ликвидности. Сокровища: плюсы и минусы.

   Факторы формирования величины денежной массы. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны. Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции. Экономические последствия гиперинфляции.Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Понятие о трудовом контракте. Причины заключения коллективных договоров и генеральных соглашений об условиях труда и оплаты. Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

      Понятие о безработице. Критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины возникновения. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

      Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Виды фирм. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими  затратами фирмы. Виды издержек и их экономическое значение. Влияние конкуренции на деятельность фирм.

      Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Экономические функции государства. Понятие об общественных благах. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения.

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Поиска информации по заданному вопросу
  • Выделять противоречия, лежащие в юридической и экономической  областях
  • Самостоятельной работы с документами
  • Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
  • Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
  •    Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни

Приемы организации деятельности:

  • Лекция
  • Научно-практическая конференция
  • Диспут
  • Дискуссия
  • Мини-сочинение
  • Семинар
  • Практическая работа
  • Ролевая игра
  • Деловая игра
  • Дебаты
  • «Мозговой штурм»
  • Работа с источниками

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
  • Итоговый (написание эссе, подготовка презентации)

Календарно тематическое планирование

(34 часа – 1 час в неделю)

№ п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Труд и занятость

 4 часа

Законодательство о труде

1 час

Занятость и трудоустройство в Рф

1 час

Трудовой договор

1 час

Практическое занятие

1 час

Тема 2. Конфликты и социальная защита

4 часа

Трудовые споры и их виды

1 час

Безработица

1 час

Профсоюзы: понятие и их роль в государстве

1 час

Страхование и пенсионное дело

1 час

Тема 3. Вмешательство государства в экономику

4 часа

Российская Федерация, субъекты Рф

1 час

Правовые формы воздействия государства на экономическую деятельность

1 час

Государственно-правовой контроль за экономикой

1 час

 12.

Виды контроля

1 час

Тема 4.Государственные финансы

2 часа

13.

Налоговая система РФ

1 час

14.

Бюджетная система РФ

1 час

Тема 5. Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности

2 часа

15.

Конкуренция. Антимонопольное законодательство

1 час

16.

Реклама

1 час

Тема 6. Экономическое партнёрство с другими странами

2 часа

17.

Законодательство о внешнеэкономической деятельности

1 час

18.

Таможенное законодательство

1 час

Тема 7. Споры и порядок их рассмотрения

7 часов

19.

Экономические споры

1 час

20.

Гражданские правовые споры

1 час

21.

Досудебный порядок рассмотрения споров

         1    1  час

22.

Судебный порядок рассмотрения споров

1 час

23.

Подсудность имущественных споров

1 час

24.

Исковая давность

1 час

25.

Практическое занятие

1 час

Тема 8. Защита гражданских и трудовых прав

8 часов

26.

Защита прав собственности

1 час

27.

Защита чести, достоинства и деловой репутации

1 час

28.

Защита прав потребителей

1 час

29.

Защита прав акционеров

1 час

30.

Защита прав вкладчиков

1 час

31.

Защита трудовых прав граждан

1 час

32.

Защита трудовых прав несовершеннолетних

1 час

33.

Практическое занятие

1 час

34.

Итоговое повторение

1 час

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЭКОНОМИКА:  теория и практика»

1. Теоретические и методические основы преподавания экономики в школе. Москва. 2021г

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

4. Кодекс об административных правонарушениях.

5. Семейный кодекс РФ.

6. Уголовный кодекс РФ.

7. Трудовой кодекс РФ.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.  

9. Конституция РФ. Москва.

10. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Обществознание. Экономика. Право. Челябинск. 2016г.

11. Электронное  учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2021г.

12. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2019г.

13. Всеобщая декларация прав человека.

14. Конвенция о правах ребенка.

15. Международный пакт о гражданских и политических правах.

16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Литература для учащихся.

  • Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2020.
  •   Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2019.
  • Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2018

Литература для учителя.

  1. Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 2020.
  2. Равичев С и др. Сборник  тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 2019
  3. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2021
  4. Экономика (базовый курс): И.В. Липсиц. –М.,  «Вита пресс»,2020
  5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. В 2-х кн.: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2020
  6. Интернет-ресурсы:

          1. Экономика для школьников http://iloveeconomics.ru/

  1. Решение типовых задач по экономике  http://bankzadach.ru/mikroekonomika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"

Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...

Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"

Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...

Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса

Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Программа элективного курса «Общество- теория и практика» для 10-11 классов

Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения тра...