Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"
элективный курс по экономике (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_v_litsah.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса _ «Экономика в лицах»_
__10___ класс
на 2013-2014 учебный год
Ф.И.О. учителя: Белова А.А.
квалификационная категория: высшая
Пояснительная записка
Обществознание представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей учебный план включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания учащихся.
Современная школа изучает основы многих важных наук востребованных обществом. Одна из них «Основы экономических наук». Экономическая наука, являясь очень сложной, тем не менее, вызывает устойчивый интерес старшеклассников. Это наука, которая способна помочь молодым людям определиться в жизни, понять механизмы бизнеса, определить свои интересы. Сегодня учитель имеет возможность преподавать школьный курс экономики, выбрав учебник, который является наиболее приемлемым.
Школе предложены учебники И. Липсица, С. И. Иванова, В.С. Автономова и т.д. Но на наш взгляд школьная экономическая наука была бы более интересной, если ее дополнить яркими биографиями личностей, которые имеют отношение к экономике. Такое решение мы видим в учебнике И. Липсица «Экономика без тайн». Но такого учебника в школе нет. Небольшой по объему, дополненный фильмом, курс может сделать преподавание предмета более ярким, содержательным и личностным.
Элективный курс «Экономика в лицах» актуален сейчас потому, что ориентирован на приобщение к гражданской и духовной культуре созданной личностью в истории общества. Очень важно формирование правильного понимания роли человека в процессе развития научной мысли. Данный курс дает возможность познакомить учащихся с экономическими воззрениями, возникшими еще в глубокой древности. Изучить, как человеческий разум постепенно осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины – от примитивных взглядов до подлинно научных теорий – таков трудный путь познания сути экономических процессов, явлений и тенденций. При этом одна теория сменялась другой, вступали в противоборство различные концепции, внося, как правило, рациональные зерна. Процесс познания экономики не завершен и сейчас, но он не безличен, за всеми взглядами, теориями, мыслями стоят люди. И это должны понимать учащиеся.
Курс знакомит учащихся с наиболее известными экономистами, представителями различных экономических школ, с российскими экономистами, экономистами учеными и практиками.
Призван углубить знания учащихся, вызвать интерес к экономической науке.
Исходя из этих задач, формируется система работы по данному курсу. Поэтапно и систематически ведется работа по формированию социальных умений и навыков с опорой на собственный опыт учащихся.
Цели курса: объединить знания из курсов истории и других теоретических дисциплин.
- углубить знания о роли человека в истории и науке
- содействовать становлению системы нравственных ценностей, духовно – нравственной культуры, свободной личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на существующие проблемы.
- формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции для решения познавательных и практических задач.
Задачи курса:
- формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству.
- развитие умений получать необходимую информацию из разнообразных источников.
- вызвать интерес к истории экономической науки.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: анализ и сопоставление фактов, оформление письменных сообщений, компьютерных презентаций, оценка идей, сравнение, классификации, использование собственного вывода и т.д.
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы:
- исследовательская работа
- лекции
- презентации
- беседы
- семинары
- практические занятия
- конференции
- творческие работы
- защита проектов
- работа в группах, парах, индивидуально.
Учебно–тематический план
Распределение учебного времени является примерным. ( Курс рассчитан на17 часов)
Тема | Количество часов | Форма работы | |
1 | Введение. У истоков экономической мысли. Физиократы. | 1 | Лекция учителя |
2 | Аристотель. Платон | 1 | Самостоятельная работа учащихся с источниками информации (словари, энциклопедии, Интернет) |
3 | Франсуа Кенэ | 1 | Сообщение учащегося |
4 | Меркантилисты | 1 | Лекция учителя |
5 | Томас Манн | 1 | Сообщение учащегося |
6 | Адам Смит и Давид Рикардо | 4 | Презентация учащихся, дискуссия: Законы А. Смита сегодня работают - или это в прошлом? В чем феномен Д. Рикардо. |
7 | Утописты – конструкторы счастливого общества (Томас Мор, Томазо Кампанелла, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон) | 1 | Лекция учителя |
8 | Томас Роберт Мальтус | 1 | Дебаты |
9 | Джон Кейнс и «новый курс Рузвельта». Фридрих Хайек | 1 | Самостоятельная работа учащихся с источниками информации (словари, энциклопедии, Интернет) |
10 | Антуан Курно. Математическая экономика | 1 | Лекция учителя |
11 | Карл Маркс | 1 | Практическая работа с источниками. «Капитал» |
12 | Альфред Маршал | 1 | Лекция + работа с источниками в интернет |
13 | Давид Юм. Милтон Фридман. Монетаристы. | 1 | Презентация учащихся |
14 | Иозеф Шумпетер. Джоан Робинсон. Монополизм | 1 | Лекция + работа с источниками в интернет |
15 | Российские экономисты. Петр Столыпин. Александр Чаянов. Сергей Витте. Николай Кондратьев. | 1 | Проект группы учащихся |
16 | Акио Морита | 1 | Сообщение учащихся |
17 | Создание общей сводной презентации «Экономика в лицах» Итоговое повторение | 1 |
Литература
- И. Липсиц «Экономика без тайн» М. 2002.
- Большой энциклопедический словарь М. 2005.
- Большая российская энциклопедия м. 2001.
- Библиотека «Жизнь замечательных людей»
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» М. 1992г.
- Акио Морита «Сделано в японии» М. 1990г.
- Учебники истории
- Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
рабочая программа элективного курса "История России в лицах"
Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
Рабочая программа "История России в лицах"
Элективный курс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лицом к лицу к экзаменам»
Предлагаемая программа внеурочной деятельности направлена на профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи ГИА. Может использоваться в рабо...