Элективный курс "Экономика в задачах и играх".
элективный курс по алгебре (7 класс) на тему

Основная цель курса -  устранение пробелов в знаниях учащихся 7 класса, а также их углубление и расширение, знакомство с новыми подходами к решению задач на проценты, совершенствование вычислительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_ekonomika_v_zadachakh_i_igrakh.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Курс «Экономика в  задачах и играх» (для учащихся 7 класса).

Пояснительная записка.

Актуальность курса.

                                  Мы все живём в мире экономики. Именно экономика, то есть хозяйственная деятельность людей, обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, еда и одежда, даже обучение и развлечения – это и многое другое стало возможным в результате этой деятельности. Будущая жизнь будет во многом определяться тем, насколько хорошо работает экономика России.

Для обеспечения достойного проживания в новых для России рыночных условиях каждый человек стремится больше узнать о существующих экономических закономерностях. Очевидно то, что чем раньше подрастающее поколение поймёт суть и начнёт ориентироваться в сложных экономических вопросах, затрагивающих нас в повседневной жизни, тем увереннее оно будет чувствовать себя во взрослой жизни.

Материал курса направлен на то, чтобы учащиеся  смогли разобраться в непростых финансовых механизмах, выбрать для себя оптимальную  стратегию управления собственными денежными средствами.

В школьной программе по математике существует некоторое количество тем, которые традиционно считаются очень сложными. Таковой является тема «Проценты», которая есть в программе лишь 5 – 6 классов. В старших классах она упоминается редко и не во всех учебниках. Считается, что процент – это прерогатива физики или химии. И как результат -  учащиеся получают представление о процентах, но решать задачи, как правило, не умеют.

Предлагаемый интегрированный курс предназначен для реализации в 7 классе пропедевтического социально – экономического профиля. Он имеет прикладное и общеобразовательное значение.

 Необходимым звеном при изучении программы курса является изучение понятий «проценты», «процентное содержание», решение задач с применением правила вычисления «сложных процентов», исследование фактов реальной жизни на предмет использования процентов вычислений. Математическое описание экономических явлений естественным образом  приводит к идее составления школьных экономико – математических задач.

Использование задач превращает обучение в творческий процесс, способствует более  глубокому осмыслению и усвоению материала, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, формированию умений решать практические задачи. Кроме того, предлагаемые задачи позволяют проверить знания учащихся  по изученному школьному материалу.

Для усвоения курса достаточно знаний по математике на базовом уровне по следующим темам:

  • процент, основные задачи на проценты;
  • нахождение целого по его части и части от целого;
  • арифметические действия с рациональными числами;
  • линейные уравнения и их решение;
  • алгебраические выражения и формулы;
  • построение графиков.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса – развивать способность к самоопределению в выборе профиля обучения на старшей ступени.

В ходе изучения названного курса преследуются следующие цели:

Образовательные  цели – устранение проделов в знаниях учащихся по теме «Проценты», знакомство с новыми подходами к решению задач на проценты, углубление и расширение знаний учащихся по теме «Проценты» на основе демонстрации возможности интегрирования математики с экономикой, совершенствование вычислительных навыков учащихся.

Воспитательные цели – развитие социального интеллекта, формирование умения оперировать экономическими терминами, развитие мотивации дальнейшего математического образования.

Развивающие  цели – приобретение навыков самостоятельной работы с печатными изданиями, умения видеть проблему и наметить пути её решения, прививать навыки исследовательской работы.

В процессе изучения материала интегрированного курса реализуются следующие задачи:

-  формирование представлений о математике как практическом инструменте, помогающем в различных областях знаний;

- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой;

-  формирование основ экономических знаний и умения применять их для решения задач по экономике;

-  развитие коммуникативных навыков в процессе деловых игр.

Структура курса.

                Содержание программы разработано на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ: среднего (полного) общего образования, углублённого изучения математики, а также программы профильного обучения.

                В программе приводится примерное распределение учебного времени по разделам и темам.

                Программа курса предполагает переход от элементарных  экономических и математических базовых понятий к их углублению и расширению, практическому применению в реальной жизни.

Курс по содержанию можно разделить на три части:

- систематизация и углубление известных знаний;

- изучение нового материала;

- решение задач.

        Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математический подготовки, на развитие умения решать  экономико – математические  задачи, имеющие практическое значение.

Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, умение самовыражаться каждому ученику, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Учебно – тематическое  планирование и содержание практической части по решению задач согласовано с содержанием экономического материала, доступного для семиклассников.

        Для успешного решения прикладных задач курса широко используются технические средства обучения: калькулятор, компьютер.

Для данного курса является необходимым применение деятельностного подхода в обучении. Широко используются:

  • индивидуальные консультации с учителем;
  • работа с литературой, подобранной учителем;
  • интегрированные занятия (математика + экономика + информатика);
  • конструирование учащимися под руководством учителя ситуационных, деловых и ролевых игр, непосредственно связанных с реальными жизненными проблемами;
  • занятия – обсуждения, беседы, практические занятия по решению задач,  самостоятельные и контрольные работы, презентации.

Особенности методики.

  1. Подача материала блоками.
  2. Опорные конспекты.
  3. Индивидуальная работа учащихся по усвоению теории.
  4. Нормы оценок  за письменные работы: отметка «5» выставляется, если ученик выполнил безошибочно все задания письменной работы, «4» за правильное выполнения 3 / 4 всех заданий, «3» за правильное выполнение половины всех заданий. За меньшее количество верных заданий оценка не выставляется.

Используемые педагогические технологии.

Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).

Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).

Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).

Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).

Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса, учащиеся должны

знать:

  • основные экономические понятия (деньги, долг, изменение тарифа, прибыль, себестоимость продукции, цена, ценообразование, дивиденты, инфляция, продажа товара, заработанная плата, производительность труда, трудоёмкость, экономическая выгода, биржа, брокер, брифинг, вклады, рынок, импорт, инвестиционный фонд, капитал, маркетинг, премия, экспорт, счета за электроэнергию, газовые счета, почтовая плата, телефонные счета, страхование жилья и автомобиля, валюта);
  • что такое банковские операции, семейная экономика, страхование, математика финансов;
  • алгоритм решения задач на проценты составлением уравнения;
  • формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста.

уметь:

  • решать типовые задачи на проценты с применением основ экономических знаний;
  • применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
  • использовать   формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач;
  • решать задачи на определение простого и сложного процента в задачах с экономическим содержанием;
  • решать нестандартные задачи из практической жизни.

иметь представление:

  • об основных экономических понятиях и определениях, о способах нахождения простых и сложных процентов в задачах с экономическим содержанием.

владеть:

  • навыком применения алгоритма  решения задач составлением уравнения, использованием формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач экономического содержания;
  • мотивацией учебной деятельности, навыками анализа, обобщения и конкретизации;
  •  навыком проблемно – поисковой деятельности.

понимать:

  • прикладной характер математических идей, законов.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • проверочные, практические, самостоятельные и контрольные  письменные работы;
  • наблюдение за деятельностью учащихся в процессе освоения содержания курса;
  • презентация проектов;
  • выступления учащихся.

Программа составлена для учащихся седьмого класса.

Данный курс рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю).

         Домашние задания являются обязательными для всех. Поэтому задания должны быть интересными, учитывающими уровень подготовки учеников, творческими.

        В курс можно добавлять новые элементы, расширять тематику или заменять разделы другими.

У каждого учащегося есть  «Лист контроля выполнения домашних заданий и работы на занятии», в который выставляются оценки за определённый вид деятельности. В результате прохождения курса выставляются отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Оценка «неудовлетворительно» не выставляется.

Возможные критерии оценок:

«отлично» выставляется, если ученик демонстрирует ответственное отношение к учению, освоил теоретический материал, получил навыки практического применения, в работе над индивидуальными заданиями показал умение творчески и самостоятельно работать, умеет чётко и грамотно обосновывать ход решения задач;

«хорошо» выставляется  ученику, который освоил теоретический материал и овладел методами для решения стандартных задач, выполняет все задания прилежно, имеет положительную динамику;

«удовлетворительно» выставляется  ученику, который знает основные экономические понятия и определения, выполняет простые задачи, шаблонного типа.   

Форма итогового контроля -  защита и презентация проекта по темам (примерные)

  1. Составить сборник задач с использованием различных источников информации.
  2. «Проценты в окружающем мире».
  3. «Экономика и мы».

Учебно – тематический план.

Тема

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Зачем нужна экономика?

1

Кроссворд « Процессы развития экономики».

2.

Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

1

Практическая работа «Устройство хозяйственной деятельности человека».

3.

Процент. Устные приёмы решения задач на проценты.

1

тест

4.

Государство и экономика.

Налоги и налогообложение.

Банковские операции: начисление простых и сложных процентов.

Сумма вклада. Дивиденты. Первоначальный и краткосрочный вклады. Доход.

Инфляция.

3

1

2

1

1

1

1

Самостоятельная работа.

Контрольная работа № 1.

5.

Денежно – кредитная система.

Деньги и денежное обращение.

Деньги и обмен валюты.

Простой и сложный процент в задачах с экономическим содержанием.

Страхование и его виды.

2

1

1

1

1

1

Проверочная  работа.

6.

Бюджет семьи.

Проценты и семейная математика.

Как сэкономить бюджет семьи?

2

1

1

тест

Деловая игра.

7.

Организация производства. Менеджмент.

Процентные вычисления при купле – продаже товаров.

Элементы финансовой экономики.

Тарифы и штрафы. Производительность труда и повышение зарплаты.

 Как человеку жить по средствам своим…

3

1

1

1

1

1

Викторина «Как организуется производство благ»

Самостоятельная работа

Деловая игра.

Контрольная работа № 2.

8.

Обобщающий урок «Экономический калейдоскоп».

1

Деловая игра «Математик – бизнесмен».

9.

Итоговое занятие.

1

Защита и презентация проектов.

Практическая работа «Что мы узнали об экономике?»

Содержание курса.

  1. Зачем нужна экономика? (1 ч) Что такое экономика? Экономика как вид хозяйственной деятельности. Экономические процессы. Что такое богатство? Факторы, определяющие размеры богатства. Зачем люди создали экономику? Когда появилась экономика.
  2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества .(1ч)  Что помогает людям жить лучше? От чего зависит продолжительность жизни людей. Что такое уровень жизни и факторы его роста. Экономический круговорот. Что главное в устройстве экономики.
  3. Процент. Устные приёмы решения задач на проценты. (1 ч.) Процент от числа (долг, остаток от первоначальной суммы, нереализованный товар, прибыль). Процентное отношение. Обратная задача на проценты (изменение тарифа, колебание цен, деньги).
  4. Государство и экономика. (10 ч.) Государственное регулирование. Государственная экономическая политика. Налоговая система. Налоги и налогообложение. Что такое богатое государство? Богатство и благосостояние. Банковские операции. Инфляция.
  5. Денежно – кредитная система (6 ч.) Деньги на рынке. Денежная масса. Деньги и денежное обращение. Деньги и обмен валюты. Как банки делают деньги? Оплата платежа. Кредитно – денежные операции. Страхование и его виды.
  6. Бюджет семьи.(4 ч.) Заработанная плата и различные её виды. Домашние затраты и расходы населения.
  7. Организация производства. Менеджмент (8 ч.) Предпринимательство, цели, задачи. Купля и продажа. Что такое маркетинг? Предприниматели и менеджеры.
  8. Обобщение изученного материала. Итоговое занятие. (2ч.)

        Курс полезен учащимся для совершения осознанного выбора профиля в старшей школе, так как расширяет область применения уже изученных ранее математических знаний и фактов, позволяет интегрировать знания по математике в другие предметные области, знакомит со спецификой экономической деятельности.

Список литературы

1.Лукичёва Е.Ю. «Математика в профильной школе. Элективные курсы» Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2007.

2.Г.И. Просветов «Экономика для школьников», задачи и решения.– М. Альфа – Пресс, 2008.

    3.В. Абчук «Занимательная экономика и бизнес, нескучный учебник». - Спб., Тригон, 1998.

    4.Дорофеев Г.В., Седова Е.А. «Процентные вычисления: учебно – методическое пособие». - М., Дрофа, 2003.

5.Учебно – методическая газета «Математика, 1 сентября». - 2007 – 2009.

6.Симонов А.С. «Экономика на уроках математики». - М., Школа – Пресс, 1999.

     7.Заиченко Н.А. «Опорный конспект школьника по экономике». -   М., Вита – Пресс, 2006.

8.Рубе В.А., Шабельник Е.С. «Зачем нужны налоги». – М. Вита – Пресс, 2000.

     9.Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране Экономика. 5 -  7 классы» - М. Вита – Пресс, 2001.

    10.Задачи Российского открытого заочного конкурса – олимпиады Национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России» проект «Познание и творчество» номинация «Экономика» - 2008 / 2009 учебный год, задания первого тура.

     11.Экономика. Популярный словарик. Составитель Е. Л. Елховский – «Академия», 1997.

     12. Internet

Кроссворд «Процессы развития экономики».( к занятию № 1)

Цель: рассмотреть, из чего складывается хозяйственная деятельность человека. В чём суть экономических процессов.

По  горизонтали.

1.   Кто мы с точки зрения экономики? (Потребители)

2. Любая собственность, которая может быть обменена на деньги. (Богатство)

3. Уровень развития человеческого общества. (Цивилизация)

4. Великий шотландский экономист – классик. (Адам Смит)

5. Улучшение способов организации хозяйственной деятельности. (Разделение труда)

По вертикали.

1. Деятельность людей, направленная на создание предметов и услуг, удовлетворяющих человеческие нужды. (экономика)

2.Древнегречекий мыслитель, первый подвергший анализу экономические явления. (Аристотель)

3. Уровень профессиональной компетенции (Квалификация)

4. Выполнение однородной функции. (Специлизация)

5. Новый способ производства продукции. (Технология)

Занятие № 2. Практическая работа «Устройство хозяйственной деятельности человека».

Цель: показать  основу устройства, роль технического процесса в развитии экономики.

Ход работы.

I Выполнение работы.

1. Ответить на вопросы:

  • Что такое экономика?
  • Когда люди стали заниматься экономической деятельностью?
  • Что можно назвать богатством?

2.Знакомство с формами хозяйственных субъектов:

* Что такое современная экономическая система?

* Субъекты экономики.

3. Семья – как субъект хозяйственной организации:

* Что может семья продавать постоянно?

* Что является ценой данного экономического ресурса?

* Кем является каждый член семьи с точки зрения экономики?

* Каждый член семьи имеет собственность, которая может быть обменена на деньги. Как называется этот вид богатства?

4. Составление схемы семья.

5. Прочитав отрывок из книги Дефо Д. «Приключения Робинзона Крузо» (стр. 10) ответьте на вопрос «Почему жизнь Робинзона Крузо на острове была так тяжела?»

6. Сделайте вывод.

II Обсуждение результатов практической работы, подведение итогов работы, обобщение и вывод.

Вывод: каждый гражданин является как потребителем, так и покупателем, значит, единицей, ячейкой хозяйственной организации.

Домашнее задание: повторить определение процента, какие задачи решаются с помощью процентов, подготовить сообщение по теме «Когда появилась экономика».

Занятие № 3. «Процент. Устные приёмы решения задач на проценты».

Цели: 

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания о проценте, повторить нахождение процента от числа, числа по его проценту, составление процентного отношения, решение типовых задач на проценты;

Воспитательные:

  • формирование умения оперировать экономическими терминами;
  • умения анализировать, делать выводы.

Развивающие;

  • привитие навыков работы с печатными изданиями.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, слайды.

1.Организационный момент.

2.Повторение. Фронтальный опрос.

  • Что такое процент?
  • 1% -……., 2% - ……, 100% - ……
  • 25% - ……, 75 % - ……, 50 % - ……
  • Какие задачи мы рассматриваем с применением этого понятия?
  • Как найти процент от числа?
  • Что такое процентное отношение?
  • Как найти число по его проценту?

3.Сообщение «Когда появилась экономика».

  1. Работа в тетрадях.

Слайд № 1.

Математические понятия.

Используемые экономические понятия

Проценты. Процент от числа.

Долг. Остаток от первоначальной суммы.

Нереализованный товар.

Процентное отношение. Обратная задача на проценты.

Изменение тарифа.

Деньги.

Колебание цен.

Процент от числа.

Прибыль.

  1. Работа с экономическим словариком.
  • Долг – денежная сумма, взятая взаймы на определённый срок на некоторых условиях и подлежащая возврату. Лицо, имеющее долг, называется должником. Долговые обязательства, подлежащие погашению в первую очередь, именуют первоочередными долгами.
  • Изменение тарифа – изменение ранее намеченных или начисленных сумм платежей, выплат в связи с изменением условий, обстоятельств (изменение цен, налоговых ставок, заработанной платы, процентов).
  • Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
  • Себестоимость продукции – текущие издержки производства и обращения, реализации продукции, исчисленные в денежном выражении. Включают материальные затраты, амортизацию основных средств, заработанную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные (накладные) расходы, непосредственно связанные, обусловленные производством м реализацией данного вида и объёма продукции.
  • Тариф – система ставок, определяющих размер оплаты различных услуг или за совершение определённых действий. Величина отдельных тарифов на услуги, оказываемые населению, регулируется органами исполнительной власти. Различают международные и внутренние тарифы.
  • Цена – сумма, которую следует уплатить при приобретении товара или услуги. Обычно цена имеет денежное выражение.
  • Цена товара – денежное выражение стоимости товара.
  • Ценообразование -  установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
  1. Решение задач (на слайдах).
  1. Букинистический магазин приобрёл книгу стоимостью 100 р. со скидкой 10 % стоимости, а продал её по номинальной стоимости. Сколько процентов прибыли он получил? (11,11 %)
  2. Купили книгу со скидкой 20 %, а продали по номинальной цене. Какой процент прибыли получили? (25 %)
  3. Некий человек взял в долг у ростовщика 100 р. Между ними было заключено соглашение о том, что должник обязан вернуть деньги ровно через год, доплатив ещё 80 % от суммы долга, но через 6 месяцев должник решил вернуть долг. Сколько рублей он вернёт ростовщику? (180 р.)
  4. Магазином продано в первый день 50 % поступившего товара, а во второй день – 25 % остатка. Сколько процентов поступившего товара осталось непроданным?  (25 %)
  5. В первом квартале цены выросли на 5 %, во втором – на 10 %, в третьем – на 15 %, в четвёртом – на 20 %. На сколько процентов выросли цены за год? (на 59,39 %)
  6. В первом случае тариф сначала был увеличен на 10 %. а затем снижен на 10 %, во втором – сначала увеличен на 20 %, а затем снижен на 20 %. В каком случае изменение тарифа было более существенным? (в первом)
  7. Сколько было денег:
  • если после увеличения на 10 % стало 100 рублей; (91 р.)
  • после уменьшения на 10 % стало 500 рублей. (556 р.)
  1. Подведение итогов занятия.
  2. Домашнее задание: составить три задачи, используя экономические понятия - деньги, прибыль, долг.

Занятие № 4. «Налоги и налогообложение».

Цели: 

Образовательные:

  • решение задач на определение процента от числа с использованием экономических понятий -  налог, налогообложение; повторить термины, изученные на прошлом занятии.

Воспитательные:

  • формирование умения оперировать экономическими терминами;
  • умения анализировать, делать выводы.

Развивающие;

  • привитие навыков работы с печатными изданиями.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, слайды.

  1. Организационный момент.

2. Проверка домашних задач.

3. Аукцион экономических знаний:

* Кто ввёл впервые термин «экономика»? (Аристотель)

* Уникальная форма рынка.(Базар, ярмарка)

* Назвать хотя три вида банков. (Государственный, инвестиционный, ипотечный, сберегательный, международный)

* Назвать хотя три вида собственности? (Государственная, коллективная, личная, частная, общественных организаций)

* Как называется ввоз товаров из – за границы? (Импорт)

*Как называется открытое оповещение населения о товарах, услугах, которое проводится с использованием различных средств? (Реклама)

  1. Игра «Экономическое казино» (баллы получают учащиеся за каждый верный ответ, за знание литературных произведений, в которых встречаются экономические понятия).  (Слайд).
  •  Плати, негодяй, или проткну тебя как жука! Один золотой из пяти пришлось заплатить. ( «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой)
  • Вообще – то мне нужно больше, пятьсот тысяч – это мой минимум, 500 тысяч полновесных ориентировочных рублей. Я хочу уехать, товарищ  Шура, уехать очень далеко, в Рио – де Жанейро. ( «Золотой телёнок» И. Ильф, Е. Петров)
  • А за акции и на самом деле очень охотно платили деньги. Их покупали теперь уже не только жители Давилона, но и приезжие из других городов. Не проявляли никакого  интереса к акциям лишь одни крупные богачи. («Незнайка на Луне» Н.Носов)
  • Как за что? Вы не платите оброка, не помните положенного срока….. («Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкин)
  1. Работа с экономическим словариком.
  • Налог – 1) часть доходов  граждан и фирм, которую государство забирает у них для покрытия своих расходов, 2) установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.
  • Налогоплательщик – плательщик налога.
  1. Решение задач. (Слайды).
  • Найдите подоходный налог (13 %)  на граждан при их годовом доходе до 3 млн. рублей. (390 000 р.)
  • Подоходный налог в городе N установлен в размере 13 %. До вычета подоходного налога 1 % от заработанной платы отчисляется в пенсионный фонд. Работнику начислено 50 тысяч рублей. Сколько он получит после указанных вычетов? (43 065 р.)
  1. Подведение итогов занятия.
  2. Домашнее задание: составить экономический бюллетень по следующим разделам: «Великие экономисты», «Наш комментарий», «Новости экономики», «Как заработать деньги» (Прочти! Это интересно), «Секреты деловых людей», «Мир профессий».

 

Занятия № 5, 6. «Банковские операции. Начисление простых и сложных процентов».

Цели занятий: усвоение формул простого и сложного процентного роста; формирование умений решать задачи практического содержания; развитие логического мышления, интереса к предметам математика и экономика; развитие информационной культуры учащихся.

Оборудование: компьютер, калькуляторы, мультимедийный проектор, экран, слайды.

  1. Организационный момент.
  • Минутка «В мире профессий».Рассматриваются примеры биографий знаменитых людей для выделения деловых качеств.

2. Фронтально:

  • Что значит увеличить величину на 10%, на 50 %?
  • Что значит найти 10%, 20 % от величины?

3.Составить пословицы из отдельных слов и объяснить их содержание: (Слайд).

  • Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
  • У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.
  • Хороший товар сам себя хвалит.
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  • Нечем платить долгу, дай пойду на Волгу.
  • На бедного Макара все шишки валятся.
  • Не спеши языком, спеши делом.

4.Изучение нового материала.

Начисление простых процентов используется при предоставлении краткосрочных кредитов, срок которых не превышает одного года, и при периодической выплате процентов, не присоединяющихся к сумме долга.

Вычисление по формуле  простого процентного роста: к = P(1 +ni), где п – число промежутков       времени.

Сложные проценты при банковских операциях применяются для  определении дохода  процентной ставки по кредиту.

Задача. На счёт в банке положили 10 000 рублей. Банк начисляет по этому счёту 4 % годовых. Найдите  сумму, которая будет на счету через один год хранения?

Первоначальный капитал, руб.

P

10 000

Процентная ставка

i

0,04

Прибыль, руб.

P х i

10 000 х 0,04

Конечный капитал

K = P (1 + i)

10 000 (1 + 0,04)

Эта формула конечного капитала даёт возможность решать три типа задач на денежные расчёты (нахождение P, I, k).

Через n лет: k  = P(1+ i)(1+i)…….(1+ i ); (1 +i) берётся n - раз

В чём состоит отличие формулы простого процентного роста от формулы сложного процентного роста?

5. Решение задач.(Слайды).

1. За хранение денег банк начисляет вкладчику 8 % годовых. Вкладчик положил на счёт в банке 10 000 рублей и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счёта и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счёте вкладчика через год, через два года, через пять лет? (10 800 р., 11 664 р., 14 693,28 р.)

2. Вкладчик открыл счёт в банке, внеся 10 000 рублей на вклад, годовой доход по которому составляет 12 %. Какая сумма будет лежать на его счёте через год, через 10 лет?  (11 200 р., 31 058, 48 р.)

3. По таблице составьте диаграмму и по диаграмме изображающей рост вклада в сбербанке определите величину первоначального вклада и процентную ставку. Найдите какую сумму получит вкладчик через 12 лет? (20 %, 89 161 р.)

Сроки, годы

Сумма, рублей

1

12 000

2

14 400

3

17 280

4

20 736

5

24 883

6

29 860

7

35 832

4.  Клиент положил на счёт в банке 1 000 рублей. За оказание определённой услуги сумма на счёте ежемесячно снижается на 5 %. Через сколько месяцев эта сумма сократится до 800 рублей, до 700 рублей, до 400 рублей? (через 4, 7, 18)

5. Какая сумма будет лежать на счету в банке через 5 лет, если на счёт в банке внесено 5 000 рублей под 20 % годовых?(12 441,6 р.)

6. Самостоятельная работа (15 минут).

За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 9 % годовых. Вкладчик положил на счёт 10 000 рублей и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счёта и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счёте вкладчика через год? Через 2 года? Через 5 лет? Решите задачу математическим и экономическим способами.

                                                        Ответы: 10 900 рублей, 11 881 рублей, 15 386,24 рублей.

7.Подведение итогов занятий.

- Что мы узнали на уроке?

- Что позволяет узнать формулы простого и сложного процентного роста?

- В чём состоит отличие формулы простого процентного роста от формулы сложного процентного роста?

Домашнее задание: Что выгоднее: заплатить за учёбу в вузе 10000 у.е.в начале обучения или 15000  у.е. по окончанию учебы через пять лет при процентной ставке 10 % годовых?

Занятие № 10. Контрольная работа  №1.

Цели: проверка знаний,  умений и навыков решения заданий на проценты, на определение простых и сложных процентов, на построение диаграмм  любого вида.

  1. Организация на выполнение контрольной работы.
  1. Выполнение контрольной работы.

1. Вкладчик открыл счёт в банке на сумму 15 000 рублей с годовой процентной ставкой, равной 8 %. Какую сумму он будет иметь на счёте через три года, через пять лет?

2. Составить диаграмму по основным расходам, представленным в таблице.

Статья расхода

Сумма, рублей

Питание

3 000

Жильё

600

Одежда

1 200

Хозяйственные нужды

300

Развлечения

1 000

Транспорт

500

3. Какой будет заработанная плата после повышения её на 65 %, если до повышения она составляла 10 000 рублей?

4. Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15 %, а в декабре -  ещё на 10 %.Какой стала стоимость зонта в декабре? На сколько процентов по отношению к первоначальной цене подешевел зонт?

5.На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на 24 %, а потом ещё на 10 %. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 600  рубелей?

Решение контрольной работы.

Задача № 1.

  1. Через три года:

К = 15 000 (1 + 0,08) (1 + 0,08)(1+ 0,08) =  18 895,5 рублей

  1. Через пять лет:

К = 15 000(1+0,08)(1+0.08)(1+0,08)(1+0,08)(1+0,08) = 22 039,5 рублей

Ответ: 18 895,5 рублей, 22 039,5 рублей.

Задача №3 .

10 000х 1,65 = 16 500 рублей.

Ответ: 16 500 рублей.

 Задача № 4.

1. 360 х 0,85 = 306 рублей – стоимость зонта в ноябре

2.306 х 0,9 = 275,4 рубля -  стоимость в декабре

3. 275,4 : 360 х 100% = 76,5%

4. 100 % – 76,5 % = 23,5 %

Ответ: 275 рублей 40 копеек, на 23,5 %.

Задача № 5.

  1. 600 х 0,24 = 144 рублей  -  первая уценка
  2. 456 х0,10 = 45,6 рублей – вторая уценка
  3. 144 + 45,6 =  189,6 рублей – на столько можно было сэкономить на покупке  кроссовок

Ответ: на 189,6 рублей.

  1. Подведение итога -  сдача работ.
  2. Домашнее задание: найти сведения о денежных знаках, подготовить сообщения о долларе, евро, рубле. Сообщения должны заинтересовать присутствующих, убедить их в её надёжности и выгодности приобретения.

Занятие № 12. «Деньги и денежное обращение».

Цели:

  • рассмотреть происхождение, функции банкнот: доллар, евро, рубль;
  • закрепить умение решать задачи;
  • повторить изученные термины;
  • развивать интерес к предмету экономика.

Задачи:

  • научить учащихся самостоятельно получать знания из различных источников, хорошо ориентироваться в потоке информации, творчески осмысливать изученный материал;
  • применять полученные знания на практике;
  • активизировать индивидуальность учащихся к самостоятельной поисковой деятельности.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, слайды, физическая карта мира.

  1. Анализ ошибок контрольной работы.
  2. Загадки:
  • Чтобы врач купил пирог, заплати скорей….(налог).
  • Та сумма, что заплатит покупатель,

                         Та сумма, что устроит продавца,

                         Как мера для обмена товаров,

                         На рынке называется ……….(цена)

  • Мишка коммерсантом стал,

                         У лисы кредит он взял.

                        Через год он разорился

                         И в ………..прекратился. (банкрота)

  • Он в Америке родился,

                         Путешествовать пустился.

                         С тех пор по миру гуляет,

                         Везде цену  себе знает,

                         С ним торгуют, управляют,

                        Как его все называют? (доллар)

  • Ты сразу все орехи – в рот,

                         А мудрый папуас,

                        Чтоб лакомиться целый год,

                         Отложит про…..(запас)

  1. Вступительное слово учителя:

Стихотворение Ш. Гамова «Три копейки на покупки»

 Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт:

- Вот! Купи мне самолёт!

А ещё ружьё, лопатку, шоколадку,

Самосвал, тетрадки, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можно даже

И свистульку мне купить!

Ребята! Как вы думаете можно ли купить всё то, о чём просит мальчик на 3 копейки? Почему? Правильно, потребности большие, а денег мало. Для удовлетворения потребностей денег обычно недостаточно, поэтому нужно думать о разумности и целесообразности решения, на что и как их потратить в первую очередь. А что  же такое деньги? Откуда они появились? Зачем они? На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.

  • зачем людям понадобились деньги;
  • когда были изобретены деньги;
  • какое уравнение решают деньги;
  • зачем люди придумали банки;
  • что такое частные деньги;
  • какие бывают деньги.
  1. Работа с экономическим словарём
  • Цена – то, что надо отдать за право получения в собственность желаемого блага.
  • Цена товара – денежное выражение стоимости товара.
  • Ценообразование -  установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
  • Деньги – всё, что может быть использовано для оплаты покупок, измерения ценности обмениваемых товаров и возврата долгов.
  • Экономическая выгода – доход в денежной или натуральной форме, учитываемый в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

5.Деловая игра «Значение звонкой монеты».

Каждый участник получает карточки для обмена. Нужно за 5 минут найти того, кто захочет с тобой поменяться.

Поменяй учебник биологии на рабочую тетрадь по географии.

Поменяй яблоко на карандаш.

Поменяй ручку на фломастер.

Поменяй точилку на портфель.

Время обмена окончено. Все ли смогли обменяться?  Легко ли было найти нужный товар для обмена? Почему не у всех совершились сделки?

6. Сообщения учащихся о валютах: рубле, долларе, евро.

7. Задания для докладчиков: «Деньги надо знать в «лицо»! Вам предстоит ответить на следующие вопросы:

* Что изображено на современных российских рублях?

* Что изображено на долларах?

* Что изображено на евро?

8. Конкурсная программа.

1). О деньгах говорится на страницах многих литературных произведений. Нужно вспомнить и написать, какие деньги в них упомянуты:

* «Три мушкетёра» - ………………………….

* «Малыш и Карлсон» - …………………………..

* «Приключения Пиноккио» -………………………….

* «Остров сокровищ» - ………………………………..

* «Али – баба и 40 разбойников» - ……………………………

* «Незнайка на Луне» - …………………………………

2). По названию валюты укажите название государства и покажите их на карте:  

рубль- …..

евро - …….

крона - ………….

марка - ………..

доллар - …………………

3). Решаем задачу. Фирме «Снежинка» необходим кредит в 1 000 000 рублей. Банк «Мороз» выделил кредит на 10 месяцев при ежемесячной ставке 30 %. Банк «Холод» выделил кредит на 12 месяцев при ежемесячной ставке 25 %. Какой кредит выгоднеее предприятию и почему?

Решение. Банк «Мороз» -  плата  за кредит: 1 000 000 х 0,3 х 10 = 30 000 000 (рублей).

Банк «Холод» - плата за кредит: 1 000 000 Х 0, 25Х 12 = 30 000 000 (рублей) 

Ответ кредит нужно брать в том банке, где вы за пользование деньгами платите более низкий процент. Прирост денег обеспечивается изъятием меньшего количества денег из текущего потребления.

  1. Нужно разгадать кроссворд «Копилка».

По горизонтали: 1. Финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и дающие их в долг. 2. Металлический денежный знак. 3. Всеобщее средство расчёта, платежа и накопления. 4.Долговое обязательство. 5. Процесс повышения общего уровня цен в стране. 6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемыми банком. 7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата.

По вертикали: 1. Бумажный денежный знак.

10. Подведение итогов.

* Почему была введена единая валюта ЕВРО?

* Почему доллар стал «сдавать» свои позиции?

* Почему богатые россияне предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте?

11. Домашнее задание: составить кроссворд на листе А – 4, используя изученные экономические понятия.

Занятие № 15. «Проценты и семейная математика».

Цели:

образовательные:

  • повторить и систематизировать знания по теме «Проценты», решения задач на нахождение процента от числа и числа по его проценту, составления процентного соотношения;

воспитательные:

  • продолжить формирование умения оперировать с экономическими терминами;
  • умения анализировать и делать выводы;

развивающие:

  • показать важность и необходимость применения математики в семье.

Оборудование: калькуляторы, ПК, мультимедийный проектор, слайды.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение:
  • Отгадывание кроссворда «Удивительный мир экономики».

По горизонтали.

1. То, ради чего работают бизнесмены. (прибыль)

2. Деньги, машины, здания, оборудование, инструменты. (капитал)

3. Способы превращения веществ в готовую продукцию. (технология)

4. Специалист, профессионально занимающийся управлением. (менеджер)

5. Первооткрыватели международной торговли. (финикийцы)

По вертикали.

1. Французский экономист, считающий, что сельское хозяйство будет всегда главной отраслью. (Кенэ)

2. Царь, который получил необычный дар и чуть из – за него не погиб. (Мизас)

3. Обмен продукцией или услугами. (товар)

4. Отрасль экономики, способствующая развитию торговли. (транспорт)

5. Во времена каких походов возобновлялась торговля. (крестовые)

  • Выполнение теста.

1. Запишите 29% в виде обыкновенной дроби.

А. 29/100          Б. 71/100           В. 290/100

2. Запишите 27 % в виде десятичной дроби.

А. 0,27              Б. 0,73               В. 0, 027

3. Найдите 25 % от 48.

А. 12                  Б. 1,2                  В. 120  

4. В школьном саду 40 фруктовых деревьев, 30 % этих деревьев яблои. Сколько яблонь в саду?

А. 120              Б. 12                   В. 28

5.  В кассе кинотеатра было 500 билетов. 70 % всех билетов продали. Сколько билетов осталось не продано?

А. 35               Б. 350                В. 150

6. В первый день на ярмарке продали 30 % привезённых для продажи саженцев, а во второй день ещё 45 %. Сколько процентов саженцев осталось продать?

А.   40%              Б. 25 %              В. 15 %

7. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20 % годовых. Вкладчик положил на счёт 800 рублей. Сколько денег будет на этом счёте через год?

А. 960 руб.              Б. 820 руб.                  В. 160 руб.    

8. Школьники посадили 50 деревьев: дубы, акации и липы. Дубы составляли 35 % всех деревьев, акации 25 %. Сколько лип посадили  школьники?

А. 2                    Б.20                      В. 200

9. Из 24 тысяч избирателей в референдуме  участвовали 75 %. На вопрос референдума ответили «да» 70 % от числа всех избирателей, участвующих в голосовании. Сколько человек ответили «да»?

А. 18 000             Б. 12 600             В. 16 200

10.  Что больше: треть запаса муки или 40% запаса муки?

А. 40% больше       Б. 40% меньше           В. равны

11. Осенью расход электроэнергии составил 300 кВт*ч. Зимой расход увеличился на 30%, а весной уменьшился на 50 %. Каким стал расход электрической энергии ?

А. 240 кВт*ч              Б.195 кВт * ч               В. 390 кВт *ч                    

(правильные ответы: А; А; А; Б; В; Б; А; Б; Б; А; Б)

Критерии оценок:

Оценка «5» - 10 - 11 баллов

Оценка «4» - 8-9 баллов

Оценка «3» - 6-7 баллов

  1. Работа с экономическим словариком.
  • Заработная плата – денежное вознаграждение за труд, фиксированная ежемесячная сумма, которая выплачивается работнику за определённое количество часов в неделю. Устанавливается либо в виде должностного оклада, либо по тарифной сетке (ставке), либо в соответствии с контрактом, но не может быть ниже уровня установленной законом минимальной заработной платы.
  • Сдельная заработанная плата – одна из форм оплаты труда, при которой заработок зависит от количества выработанной продукции в течение рабочего времени и величины расценки за единицу произведённой продукции.
  • Премиальный фонд –часть фонда оплаты труда (денежного фонда предприятия), именуемая фондом материального поощрения, отчисляемая из прибыли.
  1. Решение задач.
  • Папа купил телевизор в кредит, уплатив первый взнос 1500 рублей, остальные 75 % стоимости телевизора он должен выплатить в следующие 6 месяцев равными долями. Сколько стоит телевизор? Какую сумму папа будет выплачивать каждый месяц? (6 000 рублей, 750 рублей)
  • Зарплата мамы в этом месяце увеличилась на 10% и составила 9900 рублей. Какова была зарплата мамы в прошлом месяце? (9 000 рублей)
  • Дружная семья – мама, папа и двое детей отправились в магазин за покупками. У них было 5000 рублей. 50 % от этой суммы они истратили на продукты, 40 % остатка – на подарки к праздникам. Сколько денег осталось? (1500 рублей)
  • Определите какая сумма лежала на вкладе «Семейный» в банке, если доход в размере 6 % начисленный на неё, составил 720 рублей? (12 000 рублей)
  • На семейном совете решили купить новый компьютер. Семье повезло: в магазине была воскресная скидка 5 % и предпраздничная 10 %. Определите цену компьютера после двух снижений, если первоначально он стоил 20 000 рублей. (17 100 рублей).
  1. Практическая работа.  Постройте с помощью компьютерной программы круговую диаграмму «Расходы семьи за месяц».

Известно, что семья состоит из 4 человек и её расходы следующие:

  • Квартплата и коммунальные платежи – 5 000 рублей;
  • На питание тратится – 10 000 рублей;
  • На проезд в общественном транспорте расходуется – 2 000 рублей;
  • На одежду, обувь примерно около 4 000 рублей;
  • На прочие покупки – 3 000 рублей.

Каков бюджет семьи? (24 000 рублей)

  1. Рефлексия:

Продолжите фразу:

- сегодня на занятии мы ………..

- теперь я знаю………………….

- теперь я умею………………

- мне на занятии …………………

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Домашнее задание: используя таблицу «Потребление электроэнергии бытовыми приборами» (слайд № 28) составьте и решите три задачи.

Занятие № 16 (интегрированный урок по математике и экономике). «Как сэкономить бюджет семьи?»

Цели:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщать знания о процентах, продемонстрировать возможность интегрирования математики с экономикой на примере решения текстовых задач, совершенствовать вычислительные навыки учащихся по арифметическим действиям с рациональными числами;

Воспитательные:

  •  формирование умения оперировать экономическими терминами, анализировать, делать выводы;

Развивающие:

  • приобретение навыков самостоятельной работы с печатными изданиями, умение видеть проблему и наметить пути её решения, развитие интереса к предмету.

Оборудование: слайды по домашнему заданию, мультимедийный проектор, ПК.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания: составить таблицу доходов и расходов семьи и построить диаграмму доходов и диаграмму расходов семьи на месяц.
  3. Фронтальный опрос.
  • Что такое доходы?
  • Дать определение расходов.
  • Из чего складывается доход семьи?
  • Из чего складывается расход семьи?
  • Дать определение заработанной платы.
  • Что такое бюджет семьи?
  1. Блиц – опрос по экономическим определениям: (слайды)
  • Заработанная плата – …………….
  • Комиссионные - ……………..
  • Деньги - …………….
  • Доход - ……..
  • Расход - ……..
  • Кредит - ………..
  • Скидка - ……….
  • Налог -………...
  • Банк - ……..
  • Счёт  - ……….
  • Инфляция - ………
  • Долг - ……………

5. Деловая игра -  решение проблем - текстовых задач в группах – семьях.

Эти задачи помогут понять, как можно сэкономить бюджет семьи и чем вы можете помочь своим родителям. Класс заранее разделён на группы -  семьи: семья №1, семья №2, семья №3.

Сегодня мы рассмотрим  расходы на коммунальные услуги. Что мы включаем в коммунальные услуги?

Нам предстоит решить задачи и сделать экономический вывод.

(Данные задачи были составлены заранее дома.)  

Семья №1.

Задачи:

*   С 1 января 2008 года плата за электроэнергию по  Самарской области  повысилась с  1,69   рублей до  2,11 рублей. На сколько процентов повысилась плата за электроэнергию? (на 24,9 %)

*  Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Ватт / час, а энергосберегающая лампа – 20 Ватт / час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в месяц составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? (24,94 р. составит экономия)

* Как вы можете помочь сэкономить бюджет семьи? (выключать свет и ТV, если не находитесь в комнате и не смотрите телевизор)

Семья №2.

Задачи:

  • Плата за водоснабжение по Самарской области составляет  84,64 рубля  в месяц с 1 человека. Сколько рублей в месяц заплатит за воду семья из четырёх человек? (338, 56 р.)
  • Семья из четырёх человек, в квартире которой установлены приборы учёта воды, в месяц платит за воду 894, 54 рубля. Сколько процентов составит экономия семьи, если без приборов учёта за это же количество воды придётся заплатить 1418, 96 рубля? Результат округлить до целых.(58,6 %)
  • Как семья может сэкономить  свой бюджет на водоснабжении? (поставить приборы учёта воды, следить, чтобы из кранов не капала вода, экономить воду, не лить без дела)

Вода, которую вы потребляете, является благом даровым  или экономическим? Приведите пример даровой воды. (экономическим, дождь)

Семья № 3.

 Задачи:

  • Предприятие разместило в банке 5 млн. рублей под 8 % годовых. Какая сумма будет на счету предприятия через год? (5,4 млн.р.)
  • Банковский вклад семьи в мае увеличился на 10 %, а в июне уменьшился на 10 %, после чего на счету оказалось 10 890 рублей. Найдите сумму вклада на конец апреля.(11 000 р.)
  • Как семье сохранить и увеличить свой банковский вклад?(выбирать надёжные банки, вкладывать средства в разные банки и в разных валютах)

6. Работа с экономическим словариком.

Плата – это денежное средство, которое надлежит уплачивать за приобретённые товары, используемые ресурсы, предоставленный кредит, в виде установленных законом взносов в форме расчёта по обязательствам.

Процент – в экономике – плата за кредит, цена за использование заёмных средств.

Услуга – это деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей или общества в целом.

К услугам относятся: обучение, лечение, уход за детьми, бытовое, коммунальное обслуживание, транспортное обслуживание и т.д.

Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, преследующий коммерческие цели при производстве продукции, выполнении работ и оказание услуг.

Банк – финансово – кредитное учреждение, функциями которого является накопление денежных средств, осуществление денежных расчётов, эмиссия (выпуск) ценных бумаг и кредитование путём предоставления различного рода ссуд.

7. Итог занятия.

Сегодня мы беседовали об экономии бюджета семьи. Наша небольшая школа тоже является одной большой семьёй и мы с вами можем помочь своей семье сэкономить бюджет. Задумайтесь, как это сделать?

  • выключать свет в коридорах;
  • закрывать краны с водою;
  • не портить школьную мебель, тогда она дольше прослужит;
  • не портить стены и т.д.

8. Домашнее задание: выполнить творческое задание: составить  приходную часть бюджета семьи со средним и высоким уровнями дохода по схеме.

Доход

Сумма, рублей

Основные источники:

Заработанная плата папы

Заработанная плата мамы

Пенсии бабушки, дедушки

Пособие на детей

Стипендия старших детей

Дополнительные источники:

Приусадебный участок

Ценные бумаги

Выигрыш в лотерею

Премия

Предпринимательская деятельность

Итого:

   

Занятия № 20, 21 (деловая игра) «Как человеку жить  по средствам своим….».

Цели:

Образовательные:

  • изучить структуру семейного бюджета;
  • определить возможные ресурсы семьи.  

Развивающие:

  • продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
  • развивать коммуникативные  навыки.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнениям других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

Цели игры:

  • закрепить основы домашней экономики с помощью игровых ситуаций;
  • обучить принятию решения в процессе обсуждения проблемы;
  • разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;
  • разработать стратегию сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (в  конкретных ситуациях).

Оборудование: презентация, ПК, мультимедийный проектор, слайды.

Подготовительный этап.

  1. Составление расходной и приходной части бюджета семьи со средним и высоким доходом.
  2. Подготовка коллективного анализа.  

Туры:

  1. Продовольственная корзина.
  2. Коммунальные услуги.
  3. Здоровье.
  4. Образование.
  5. Бизнес – проект.
  6. Предпринимательская деятельность.

В процессе игры заполнить лист расходов и сравнив с уровнями доходов сделать вывод о бюджете  «своей» семьи (приложение № 1, 2). 

Задания.

Тур I «Продовольственная корзина»

Выберите 15 (10) основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 25 предлагаемых.

Семья со средним уровнем дохода

Семья с высоким уровнем дохода

1. Хлеб

2. Сахар

3. Минеральная вода

4. Масло растительное

5. Мясо

6. Сливочное масло

7. Кукурузные хлопья

8. Рыба

9. Кальмар сушёный

10. Газированные напитки

11. Молоко

12. Яйцо

13. Майонез

14. Картофель

15. Овощи

16. Сухофрукты

17. Креветки

18. Кондитерские изделия

19. Сельдь иваси

20. Финики сушёные

21. Маринады

22. Сало копчёное

23. Орешки солёные

24. Конфеты

25. Чипсы

Если вы выберете правильно, то на приобретение продовольственной корзины потратите 3 000 рублей.

Если вы выберете правильно, то на приобретение продовольственной корзины потратите 5 000 рублей.

Правильный ответ: во всех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов: хлеб, сахар, масло, мясо, рыба, молоко, яйцо, картофель, овощи, фрукты.

Подведение итогов первого тура.

Тур II «Коммунальные услуги»

 Составьте расходную часть ваших расходов.

Ваша семья переехала в другой город, и у вас возникла проблема с оплатой аренды жилья и коммунальных услуг. Каков будет ваш выбор?

Учитывая стоимость коммунальных услуг и проживания, выберите жильё для своей семьи из ряда предлагаемых вариантов. Каков будет ваш выбор?

1.Аренда однокомнатной квартиры (без удобств) – 2000 рублей в месяц  + коммунальные услуги – 1 000 рублей в месяц.

1. Оплата коммунальных услуг в коттедже в центре города составляет 12 000 рублей в месяц (при этом имеется бассейн, тренажёрный зал, сауна, двухэтажный гараж, спутниковое телевидение, теле -  и видеосъёмка).

2. Аренда двухкомнатной квартиры (на окраине города) – 3 000 рублей + коммунальные услуги -  1 500 рублей в месяц.

2. Стоимость коммунальных услуг в трёхкомнатной квартире в панельном  доме составляет 3 000 рублей в месяц (но дом расположен в опасном районе, где часто совершаются квартирные кражи, подъезды не имеют домофонов, стоянка для автомашин находится далеко).

3. Аренда двухкомнатной квартиры (в центре города) – 4 000 рублей

3. Стоимость коммунальных услуг в загородном доме со всеми условиями составляет 1 500 рублей в месяц (но он расположен в неблагоприятном районе).  

Подведение итогов второго тура.

Тур III «Здоровье»

Вашей маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?

Вашему ребёнку требуется срочная операция. Каким будет ваше решение?

1. Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится).

1. Согласитесь на операцию за границей и заплатите 125 000 рублей (гарантия выздоровления – 100 %, но вы сможете сделать эту операцию только через 3 месяца).

2. Положите в обычную больницу, где стоимость лечение составит 2 000 рублей (вероятность выздоровления – 70 %).

2. Сделаете операцию в России за 60 000 рублей (гарантия выздоровления – 90 %, операцию вы сможете сделать через два дня).

3. Выберете домашнее лечение недорогими препаратами с общей стоимостью 1 500 рублей (вероятность выздоровления – 50 %)

3. Обратитесь к местной знахарке и потратите на лечение 3 000 рублей (гарантия выздоровления – 10 %).

4. Отправите в санаторий, потратив на путёвку 25 000 рублей (выздоровление гарантированно).

Подведение итогов третьего тура.

Тур IV «Образование»

Что окажется важным перед новым учебным годом?

Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребёнком.

1. Приобретение формы, учебников на 3 000 рублей и отправление ребёнка в обычную школу.

1. В обычном российском колледже за 20 000 рублей.

2. Определение ребёнка в лицей и индивидуальным обучением (в стоимость обучения входит стоимость формы и обучения) за 6 000 рублей.

2.При Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 100 000 рублей.

3. Определение ребёнка в колледж при университете с возможным бесплатным зачислением в этот ВУЗ за 11 200 рублей.

3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 160 000 рублей.

Подведение итогов четвёртого тура.

Тур V «Бизнес – проект»

 Семьи должны выбрать какой бизнес – проект является перспективным в современных условиях: открытие продуктового магазина, парикмахерской, зала игровых автоматов, мебельного магазина, боулинга, кинотеатра, туристический бизнес, цветочный бизнес. Обоснуйте свой выбор.

Тур VI « Предпринимательская деятельность»

Разработать  проект по увеличению доходной части бюджета семьи. Семья со средним уровнем дохода – « Ателье по ремонту одежды». Семья с высоким уровнем дохода – «Туристический бизнес».

 Сделайте запись о доходах.

Подведение итогов. Учащиеся суммируют все данные и определяют тип семейного бюджета.

Приложение № 1.

Название тура

Семья со средним уровнем дохода

Семья с высоким уровнем дохода

1

Продовольственная корзина

2

Коммунальные услуги

3

Здоровье

4

Образование

5

Бизнес – проект

6

Предпринимательская деятельность

Итого:

Приложение № 2.

Типы семейного бюджета:

1. Доходы равны расходам -  сбалансированный бюджет.

2. Доходы больше расходов -  положительный бюджет.

3. Доходы меньше расходов -  отрицательный бюджет.

Домашнее задание: решить задачи.

1. В одном банке вклад в 125 тыс. рублей за год принёс 8 750 рублей чистого дохода, а в другом вклад в 108 тысяч рублей – 8 640 рублей. В каком банке процентная ставка выше? (7% и 8%)

2. На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350 рублей уценили на 40 %, а через неделю -  ещё на 5 %. В другом магазине шарф такой же стоимости уценили сразу на 45 %. В каком магазине выгоднее купить шарф? (во втором)

3. В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 коп. за 1 кВт  за час. В середине года он увеличился на 50 %, а в конце года -  ещё на 50 %. Как вы считаете, увеличился тариф на 100 %? Менее чем на 100 %? Более чем на 100 %?  (более, чем на 100 %) 

Занятие № 33. Игра «Математик – бизнесмен».

Цели игры:

  • показать широту применения в жизни процентных вычислений (реальные задачи из разных сфер жизнедеятельности человека: тарифы, банковские операции, голосование, ценообразование, распродажа);
  • показать учащимся применение процентных вычислений в некоторых профессиях;
  • произвести диагностику знаний учащихся по данной теме.

Учебно – воспитательные задачи:

  • создать условия, в которых каждый учащихся сможет испытать себя как будущего профессионала, проявить деловые качества;
  • способствовать развитию умения применять знания в нестандартных ситуациях, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.

Ход игры.

Вы –  управляющие финансово – кредитным учреждением (даём им названия), которые осуществляют денежные расчёты и наращивают «капитал». Ваша задача -  решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал.

Правила игры.

1. Стартовый капитал каждого управляющего – 1000 рублей.

2. Каждому управляющему предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 рублей.

3. Если управляющий правильно отвечает на вопросы, то его капитал увеличивается на стоимость задания.

4. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

* 50 % стоимости задания, если другой управляющий также не может ответить верно;

* на 100 % стоимости задания, если другой управляющий даёт правильный ответ, а управляющий ответивший правильно получает 100% стоимости задания.

5. Управляющий может продать своё задание другому управляющему по взаимному согласию, при решении задания его капитал увеличивается на стоимость задания.

6. Время на обдумывание задания предоставляется  в зависимости от его сложности.

Стоимость задания, руб.

50

100

150

200

Время

30 сек.

1 мин.

1 мин. 30 сек.

2 мин.

 

7. Победителем считается тот управляющий, у которого больше «денег».

Тема

Стоимость вопроса

Банковские операции

50

100

150

200

Задачи на обменный курс

50

100

150

200

Ценообразование

50

100

150

200

Распродажа

50

100

150

200

 

Вопросы стоимостью 50 рублей.

1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику  8 % годовых. Вкладчик положил на счёт в банке 10 000 рублей. Какую сумму денег получит вкладчик через год? (10 800 р.)

2.Предприниматель меняет 350 рублей на доллары США. Сколько долларов он получит, если курс 1 долл. = 33, 35 р.? (10 д.)

3.Антикварный магазин приобрёл старинный предмет за 30 тыс. рублей и выставил его на продажу, выставив цену на 60 % больше первоначальной. Сколько стал стоить старинный предмет? (48 000 р.)

4.С 1 октября магазин проведёт распродажу садового инвентаря: цены будут ежедневно снижаться на 10 %. В витрине выставлена газонокосилка, которая продавалась по цене 1 200 рублей. Сколько будет стоить на второй день распродажи? (972 р.)

Вопросы стоимостью 100 рублей.

1.За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8 % годовых. Вкладчик положил на счёт в банке 10 000 рублей и решил в течении двух лет не снимать деньги со счёта и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счету вкладчика через два года?(11 664 р.)

2.Чтобы взять на прокат автомобиль, клиент должен заплатить 340 фр. в неделю и 8 фр. за каждую пройденную милю. Найдите стоимость проката автомобиля, если он проехал 372 мили.(3316 фр.)

3.Мальчик купил две книги, причём первая на 50 % дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой? (67 %)

4. С 1 октября магазин проведёт распродажу садового инвентаря: цены будут ежедневно снижаться на 10 %. В витрине выставлена газонокосилка, которая продавалась по цене 1 200 рублей. Сколько будет стоить на седьмой день распродажи? (600 р.)

Вопросы стоимость 150 рублей.

1.Сумма в 1 000 рублей уменьшается ежемесячно на 5 %. Через сколько месяцев эта сумма сократиться до 750 рублей?(5 мес.)

2.Турист обменял 2 500 рублей на доллары США для поездки в отпуск, но он не истратил их вовремя этой поездки. По возвращению он обменял оставшиеся 50  долларов на рубли. Вычислите, сколько долларов он истратил во время поездки? 1 долл. = 33,35 руб.(25 д.)

3.Некто  купил  100 кг мёда за 1000 рублей, а на рынке стал продавать его по 12 рублей за 1 кг. Какой доход он получил, продав весь мёд?(200 р.)

4. С 1 октября магазин проведёт распродажу садового инвентаря: цены будут ежедневно снижаться на 10 %. В витрине выставлена газонокосилка, которая продавалась по цене 1 200 рублей. Андрей хочет купить газонокосилку за 700 рублей. В какой день распродажи он может рассчитывать на покупку?(на пятый день)

Вопросы стоимостью 200 рублей.

1.Вкладчик положил на счёт 8 000 рублей. За один год  банк начисляет 14 % годовых, а за второй -   18 % годовых. Какова будет сумма вклада через два года?(10751,6 р.)

2. Турист меняет 8000 рублей на канадские доллары (1 кан.д. = 28, 89 руб.) Банк запросил комиссионные за обслуживание. Какую наибольшую сумму комиссионных заплатит турист, если на руки он получил 215, 19 канадских долларов?(61, 7 д.)

3.Некто печёт пирожки и продаёт их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 рубль за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 % и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? ( в первый день)

4. С 1 октября магазин проведёт распродажу садового инвентаря: цены будут ежедневно снижаться на 10 %. В витрине выставлена газонокосилка, которая продавалась по цене 1 200 рублей. В начале или в конце распродажи цена товара падает быстрее? ( в начале распродажи цена падает быстрее)

Подведение итогов игры.

Домашнее задание: подготовка к итоговому занятию – защите и презентации проектов, практической работе «Что мы узнали об экономике?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс: Решение задач по физике.

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать э...

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

прорамма элективного курса "Решение задач по физике"

Программа необходима для использования при подготовке учеников к экзаменам...

Элективный курс: Решение задач по физике

Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник авторов  Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой ...

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс

Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень....

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...