Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных занятий в общеобразовательной школе, а так же материалы курса могут быть использованы во внеклассной работе. Данная программа охватывает основные события, явления, процессы экономической жизни Лыскова в XV – XIX вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_ekonomike_-_8_chasov.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики Лысковского района

МОУ Берендеевская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:                                                                                        Утверждено:

Зам. директора по УВР                                                                        ШМО учителей

                                                                                                                гуманитарного цикла

__________________                                                                            __________________

Программа элективного курса

Экономика Лыскова в XV – XX вв.

                                                                                        Автор:

                                                                                           Нечаева

                                                                                          Марина          

                                                                                                  Леонидовна,

                                                                                                        учитель истории

с. Берендеевка

2010 г.

Экономика Лыскова в XV – XX вв.

Программа элективного курса (8 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Патриотизм в формировании личности всегда занимал, и будет занимать особое место.

         Патриотизм – социально-психологическая категория. Она выражает особые этические отношения и психологические особенности свойств личности. Чувство патриотизма прочно и устойчиво зависит от деятельности человека.

         Патриотизм – любовь к Отечеству, языку, традициям, обычаям, стремление своими действиями служить интересам Родины, защищать её от врагов. Патриотом не рождаются, им становятся. Сначала это приходит неосознанно: маленький ребёнок нуждается в родителях и тянется к матери, отцу. Подросток привязан к друзьям. Многое значит для него улица, на которой он живёт. Родной город. С опытом, знаниями человек понимает, осознаёт свою принадлежность к Родине и ответственность за неё, работает на благо Отчизны.

         К сожалению, за последние годы само понятие «патриотизм» и его роль в нашем обществе подверглось сомнению и изменению. Критика страниц истории нашей Родины привела к тому, что некоторые политические деятели и даже деятели культуры, не говоря о журналистах, пришли к перечёркиванию, искажению истории Российского государства. Кризисные явления в обществе заставляют деятелей образования обратить внимание на воспитание личности, способной воспринимать духовный опыт человечества, на воспитание гражданина своей страны. Нельзя допустить, чтобы подрастающее поколение росло чуждое идеям патриотизма и гражданского долга.

         Сегодня как никогда тема патриотизма актуальна. Каждый должен внести свой вклад в воспитание любви к родному краю и Отечеству. Историческое краеведение в школе не должно оставаться в стороне, ведь краеведческий материал – благодатная почва для воспитания патриотизма.

         Данная программа разработана с учётом современных веяний и на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Сама обстановка в стране требует подготовки подрастающего поколения на приоритетах человеческой морали и культуры, на главных национальных ценностях. Задача не только сформировать у учащихся научное мировоззрение, расширить кругозор, но и воспитать любовь к своему краю, стране, чувство ответственности за её будущее.

         Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных занятий в общеобразовательной школе, а так же материалы курса могут быть использованы во внеклассной работе. Данная программа охватывает основные события, явления, процессы экономической жизни Лыскова в XV – XIX вв.

         Целью программы является более глубокое изучение истории и проблем развития экономики Лыскова, воспитание гражданственности, любви к родному краю, привитие интереса к истории и народным традициям, чувства ответственности за сохранение национальной культуры.

         История  развития ремёсел, промыслов и торговли Лыскова имеет свою особенность и специфику, что объясняется близостью крупнейшей в России XVII века ярмарки, действующей под стенами Макарьев – Желтоводского монастыря. Осмысление и понимание частных (лысковских) аспектов содержания данной программы поможет усвоить общие проблемы экономической и социальной истории нижегородского края и России в целом.

         Основные задачи курса:

  1. дать знания по экономике «малой Родины», отразить своеобразие местной экономики на фоне отечественной;
  2. научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события экономики Лыскова, углублять свои экономические знания;
  3. способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за земляков-лысковчан, за их вклад в культурное наследие Нижегородского края, за любовь к Отечеству.

Программа и прилагаемое поурочное тематическое планирование предусматривают

разнообразные формы и методы занятий: школьные лекции, семинары, практикумы, работу в краеведческом музее, уроки-экскурсии.

         Данная программа в сочетании с программами по экономике даёт возможность подойти к изучению экономических вопросов с позиций историзма, причинно-следственных связей на конкретном историческом материале.

         Подобный элективный курс и поурочное тематическое планирование могут быть составлены с учётом специфики экономической истории различных территорий Нижегородского края.

         Составитель данной программы допускает возможность доработки, коррекции как отдельных разделов программы, так и поурочного планирования с учетом более глубокого рассмотрения конкретных вопросов, отдельных тем по истории Лыскова. Литература вполне достаточна для реализации поставленных задач и это даёт уверенность в успехе данного спецкурса.

         Раздел I.   Экономика Лыскова в XV – XVII вв.      

         Лысково в начале XV – середине XVII вв.

         Первое упоминание о Лыскове по материалам Патриаршей летописи. Русско-мордовское поселение XII – XIII вв. – Сундовит.

         Крепость на Оленьей горе. Материалы археологических раскопок. Боевая служба Лысковской крепости. Происхождение названия посёлка.

         Выгодное географическое положение Лыскова на пересечении многих водных и сухопутных путей. Статус села и социальный состав жителей по Писцовым книгам 1624-1626 гг. Социальное расслоение села. Лысково – волостной центр государственных земель Курмышского уезда.

         Вотчина боярина Б.И. Морозова.

         Передача боярину Лыскова и Мурашкино с окрестными присёлками и деревнями царём Алексеем Михайловичем в 1646 г.

         Окольничий Петр Траханиотов – управляющий Лыскова. Увеличение старых податей.

         Захват Б.И. Морозовым государственных статей дохода. Поташное производство в Лыскове. Будные заводы и работный люд. Организация экспортной торговли поташа.

         Железоделательные заводы в Лыскове. Иностранные мастера у рудного дела.

         Жестокая эксплуатация населения села в сочетании с поддержкой зажиточных крестьян. Недовольство народа. Московское восстание 1648 г. Массовое неповиновение лысковчан. «Опала» на Б.И. Морозова. Восстановление деятельности гарнизона крепости для подавления недовольства работных людей.

         Дальнейшее социальное расслоение населения Лыскова в середине XVII века. Массовое бегство бедняков лысковчан – форма протеста против безжалостной эксплуатации.

         Возвращение села в государственное ведомство в 1665 г.

         Лысково – крепостное владение князей Грузинских.

         1700 г. – новый этап истории Лыскова. Экономически развитое и доходное село во власти Грузинских.

         Лысково – главный хлебный рынок и ремесленный центр  Нижегородского Поволжья.

         Самостоятельное управление наследниками нижегородскими вотчинами. Своевольство и «самодурство» Грузинских.

         Строительство в селе училища, больницы и библиотеки Георгием Грузинским.

         Экономическое положение, социальный и численный  состав Лыскова при князьях Грузинских. Вступление села в «капиталистический» период своей истории.

         Раздел II. Промыслы и торговля Лыскова.

         Ремёсла и промыслы в XVII веке. Торг и таможня.

         Писцовая книга 1624-1626 гг. – основной источник оценки социально-экономической жизни  Лыскова в начале XVII века. Ремесленные специальности. Влияние крестьянской войны под предводительством С. Разина на численный состав ремесленников.

         Металлообработка – ведущая отрасль в промышленности Лыскова в XVII веке. Рудознатец Федор Бобёр. Исследования промышленных залежей болотных железных руд в Заволжье от Керженца до Ветлуги.

         Мукомольное дело. Откупщики.

         Развитие винокурения. Кабаки. Кружечные дворы.

         Кирпичное производство. Строительство в Лыскове и Макарьев – Желтоводском монастыре.

         Ремесло в XVII в. Экономическое положение ремесленников. Лысково – центр торговли фальшивыми паспортами.

         Торг и таможня. Специализация Лысковского торга.

         Кустарные промыслы XVIII – XIX вв.

         Специализация в ремесленном производстве Лыскова. Игольный товар. Балагурские замки. «Персидские» шкатулки.

         Медное производство. Кузницы. Зависимость ремесленников от скупщиков и лавочников.

         Солодовенные заводы. Винокурение и пивоварение.

         Причины сокращения численности ремесленников  во второй половине XIX века.

         Хлебная торговля.

         Ссыпка «ясашного» хлеба в Лыскове. Гужевой подвоз хлеба. Житницы в Стефаньевском монастыре. Деятельность лысковской хлебной пристани. Ветряные и водяные мельницы. «Праховый» промысел.

         Промышленный переворот. Упадок значения Лысковской хлебной пристани.

         Раздел III. Макарьевская ярмарка – всероссийское торжище.

                  Рост товарно-денежных отношений в XVII веке.

         Возникновение Макарьевской ярмарки. Монастырь и ярмарка. Таможенная политика русского правительства на ярмарке.

         Ярмарка – стимул развития нижегородской промышленности. Большая таможня Макарьевской ярмарки. Специализация в привозе товаров. Обороты ярмарки. Лысковчане на ярмарке.

         Раздел IV. Экономика Лыскова в XX в.

        Экономика Лыскова в начале XX в. Промышленность города в годы Великой Отечественной войны. Восстановление хозяйства.

         Градообразующие предприятия Лыскова. Экономика «на переходе». Современная промышленность.

         

Сроки реализации программы.

         Программа рассчитана не на один год. Она может дополняться и совершенствоваться.    

Основные задачи на ближайшее время:

- реализация учебно-методического комплекса элективного курса;

- создание своей странички в Интернете.

Механизмы реализации программы.

         Реализация программы осуществляется при поддержке администрации школы, всего педагогического коллектива, сотрудничество с учащимися и их родителями.

         Заказчиком программы является администрация школы, разработчиком и координатором исполнения – учитель истории.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование экономичесского знания:

      - знакомство с экономическим прошлым Лыскова;

      - знакомство с ремёслами и промыслами Лыскова;

      - знакомство с экономикой города в XX в.;

      - знакомство с современным состоянием экономики Лыскова.

      2. Овладение навыком бережного отношения к памятникам истории и культуры.

      3. Сохранение и пропаганда памятников Лыскова.

      4. Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала

          учащихся.

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Экономика Лыскова в XV – XX вв.»

урока

Содержание курса

Методические

рекомендации

1

Лысково в начале XV – середине XVII в.

Урок-лекция

2

Вотчина Б.И. Морозова.

Урок-лекция

3

Лысково – крепостное владение князей Грузинских.

Урок-лекция

4

Ремёсла и промыслы в XVII веке. Торг и таможня.

Урок-лекция

5

Рост товарно-денежных отношений в XVII веке.

Урок-лекция

6

Макарьевская ярмарка – всероссийское торжище.

Урок-лекция

7

Кустарные промыслы XVIII – XIX вв. Хлебная торговля.

Урок-лекция

8

Экономика Лыскова в XX в.

Урок-лекция

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акты хозяйства боярина Б.И. Морозова. – ч. 1-2; М.-Л., 1940,1945.
  2. Андроникашвили Б. Страницы прошлого читая. – Тбилиси, 1987.
  3. Архангельский С.И. Очерки истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVII-XIX вв. - Горький, 1950.
  4. Богородицкая Н.Л. Нижегородская ярмарка – крупнейший центр внутренней и международной торговли в первой половине XIX в. – Горький,1989.
  5. Гейман В.Г. Хозяйство крупного феодала-крепостника XVII в. – Л., 1936.
  6. Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. – М., 1958.
  7. Кирьянов И.А. Старинная крепость Нижегородского Поволжья. – Горький, 1961.
  8. Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817 – 1917). – Н. Новгород, 1993.
  9. Мельников П.И. Очерк Нижегородской ярмарки. – Н.Новгород, 1858.
  10. Плотников М.А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. – Н.Новгород, 1894.
  11. ПСРЛ. – т.т. 11,12,13,15. М., 1965.
  12. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII – XVIII вв. – Горький, 1971.
  13. Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII в. – Горький, 1989.
  14. Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера. – Н.Новгород, 1988.
  15.  Ярымов Ю.С. Лысково. – Н.Новгород, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...

Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.

Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...

Программа элективного курса "Литература Алтая 20 века"

Рабочая программа элективного курса составлена для учащихся 11 класса и знакомит с богатейшей литературой Алтая 20 века...

ИСКУССТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ XVII-XX ВЕКОВ. Программа элективного курса по английскому языку

Данный курс представляет собой пособие по страноведению для учащихся 10 классов общеобразовательных  школ. Элективный курс составлен по материалам справочных и энциклопедических изданий.Эл...

Рабочая программа по элективному курсу "Глобальный мир в XXI веке"

Цель элективного курса - более углублённое изучение обществознания в старших классах...

Адаптированная программа элективного курса «Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11-х классов

Элективный курс посвящен современному миру - глобальному миру XXI века. Первый век третьего тысячилетия прошел короткий путь - менее 20 лет, но за это время уже случилось многое и очень важное, п...