Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме
Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных занятий в общеобразовательной школе, а так же материалы курса могут быть использованы во внеклассной работе. Данная программа охватывает основные события, явления, процессы экономической жизни Лыскова в XV – XIX вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_ekonomike_-_8_chasov.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики Лысковского района
МОУ Берендеевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по УВР ШМО учителей
гуманитарного цикла
__________________ __________________
Программа элективного курса
Экономика Лыскова в XV – XX вв.
Автор:
Нечаева
Марина
Леонидовна,
учитель истории
с. Берендеевка
2010 г.
Экономика Лыскова в XV – XX вв.
Программа элективного курса (8 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотизм в формировании личности всегда занимал, и будет занимать особое место.
Патриотизм – социально-психологическая категория. Она выражает особые этические отношения и психологические особенности свойств личности. Чувство патриотизма прочно и устойчиво зависит от деятельности человека.
Патриотизм – любовь к Отечеству, языку, традициям, обычаям, стремление своими действиями служить интересам Родины, защищать её от врагов. Патриотом не рождаются, им становятся. Сначала это приходит неосознанно: маленький ребёнок нуждается в родителях и тянется к матери, отцу. Подросток привязан к друзьям. Многое значит для него улица, на которой он живёт. Родной город. С опытом, знаниями человек понимает, осознаёт свою принадлежность к Родине и ответственность за неё, работает на благо Отчизны.
К сожалению, за последние годы само понятие «патриотизм» и его роль в нашем обществе подверглось сомнению и изменению. Критика страниц истории нашей Родины привела к тому, что некоторые политические деятели и даже деятели культуры, не говоря о журналистах, пришли к перечёркиванию, искажению истории Российского государства. Кризисные явления в обществе заставляют деятелей образования обратить внимание на воспитание личности, способной воспринимать духовный опыт человечества, на воспитание гражданина своей страны. Нельзя допустить, чтобы подрастающее поколение росло чуждое идеям патриотизма и гражданского долга.
Сегодня как никогда тема патриотизма актуальна. Каждый должен внести свой вклад в воспитание любви к родному краю и Отечеству. Историческое краеведение в школе не должно оставаться в стороне, ведь краеведческий материал – благодатная почва для воспитания патриотизма.
Данная программа разработана с учётом современных веяний и на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Сама обстановка в стране требует подготовки подрастающего поколения на приоритетах человеческой морали и культуры, на главных национальных ценностях. Задача не только сформировать у учащихся научное мировоззрение, расширить кругозор, но и воспитать любовь к своему краю, стране, чувство ответственности за её будущее.
Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных занятий в общеобразовательной школе, а так же материалы курса могут быть использованы во внеклассной работе. Данная программа охватывает основные события, явления, процессы экономической жизни Лыскова в XV – XIX вв.
Целью программы является более глубокое изучение истории и проблем развития экономики Лыскова, воспитание гражданственности, любви к родному краю, привитие интереса к истории и народным традициям, чувства ответственности за сохранение национальной культуры.
История развития ремёсел, промыслов и торговли Лыскова имеет свою особенность и специфику, что объясняется близостью крупнейшей в России XVII века ярмарки, действующей под стенами Макарьев – Желтоводского монастыря. Осмысление и понимание частных (лысковских) аспектов содержания данной программы поможет усвоить общие проблемы экономической и социальной истории нижегородского края и России в целом.
Основные задачи курса:
- дать знания по экономике «малой Родины», отразить своеобразие местной экономики на фоне отечественной;
- научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события экономики Лыскова, углублять свои экономические знания;
- способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за земляков-лысковчан, за их вклад в культурное наследие Нижегородского края, за любовь к Отечеству.
Программа и прилагаемое поурочное тематическое планирование предусматривают
разнообразные формы и методы занятий: школьные лекции, семинары, практикумы, работу в краеведческом музее, уроки-экскурсии.
Данная программа в сочетании с программами по экономике даёт возможность подойти к изучению экономических вопросов с позиций историзма, причинно-следственных связей на конкретном историческом материале.
Подобный элективный курс и поурочное тематическое планирование могут быть составлены с учётом специфики экономической истории различных территорий Нижегородского края.
Составитель данной программы допускает возможность доработки, коррекции как отдельных разделов программы, так и поурочного планирования с учетом более глубокого рассмотрения конкретных вопросов, отдельных тем по истории Лыскова. Литература вполне достаточна для реализации поставленных задач и это даёт уверенность в успехе данного спецкурса.
Раздел I. Экономика Лыскова в XV – XVII вв.
Лысково в начале XV – середине XVII вв.
Первое упоминание о Лыскове по материалам Патриаршей летописи. Русско-мордовское поселение XII – XIII вв. – Сундовит.
Крепость на Оленьей горе. Материалы археологических раскопок. Боевая служба Лысковской крепости. Происхождение названия посёлка.
Выгодное географическое положение Лыскова на пересечении многих водных и сухопутных путей. Статус села и социальный состав жителей по Писцовым книгам 1624-1626 гг. Социальное расслоение села. Лысково – волостной центр государственных земель Курмышского уезда.
Вотчина боярина Б.И. Морозова.
Передача боярину Лыскова и Мурашкино с окрестными присёлками и деревнями царём Алексеем Михайловичем в 1646 г.
Окольничий Петр Траханиотов – управляющий Лыскова. Увеличение старых податей.
Захват Б.И. Морозовым государственных статей дохода. Поташное производство в Лыскове. Будные заводы и работный люд. Организация экспортной торговли поташа.
Железоделательные заводы в Лыскове. Иностранные мастера у рудного дела.
Жестокая эксплуатация населения села в сочетании с поддержкой зажиточных крестьян. Недовольство народа. Московское восстание 1648 г. Массовое неповиновение лысковчан. «Опала» на Б.И. Морозова. Восстановление деятельности гарнизона крепости для подавления недовольства работных людей.
Дальнейшее социальное расслоение населения Лыскова в середине XVII века. Массовое бегство бедняков лысковчан – форма протеста против безжалостной эксплуатации.
Возвращение села в государственное ведомство в 1665 г.
Лысково – крепостное владение князей Грузинских.
1700 г. – новый этап истории Лыскова. Экономически развитое и доходное село во власти Грузинских.
Лысково – главный хлебный рынок и ремесленный центр Нижегородского Поволжья.
Самостоятельное управление наследниками нижегородскими вотчинами. Своевольство и «самодурство» Грузинских.
Строительство в селе училища, больницы и библиотеки Георгием Грузинским.
Экономическое положение, социальный и численный состав Лыскова при князьях Грузинских. Вступление села в «капиталистический» период своей истории.
Раздел II. Промыслы и торговля Лыскова.
Ремёсла и промыслы в XVII веке. Торг и таможня.
Писцовая книга 1624-1626 гг. – основной источник оценки социально-экономической жизни Лыскова в начале XVII века. Ремесленные специальности. Влияние крестьянской войны под предводительством С. Разина на численный состав ремесленников.
Металлообработка – ведущая отрасль в промышленности Лыскова в XVII веке. Рудознатец Федор Бобёр. Исследования промышленных залежей болотных железных руд в Заволжье от Керженца до Ветлуги.
Мукомольное дело. Откупщики.
Развитие винокурения. Кабаки. Кружечные дворы.
Кирпичное производство. Строительство в Лыскове и Макарьев – Желтоводском монастыре.
Ремесло в XVII в. Экономическое положение ремесленников. Лысково – центр торговли фальшивыми паспортами.
Торг и таможня. Специализация Лысковского торга.
Кустарные промыслы XVIII – XIX вв.
Специализация в ремесленном производстве Лыскова. Игольный товар. Балагурские замки. «Персидские» шкатулки.
Медное производство. Кузницы. Зависимость ремесленников от скупщиков и лавочников.
Солодовенные заводы. Винокурение и пивоварение.
Причины сокращения численности ремесленников во второй половине XIX века.
Хлебная торговля.
Ссыпка «ясашного» хлеба в Лыскове. Гужевой подвоз хлеба. Житницы в Стефаньевском монастыре. Деятельность лысковской хлебной пристани. Ветряные и водяные мельницы. «Праховый» промысел.
Промышленный переворот. Упадок значения Лысковской хлебной пристани.
Раздел III. Макарьевская ярмарка – всероссийское торжище.
Рост товарно-денежных отношений в XVII веке.
Возникновение Макарьевской ярмарки. Монастырь и ярмарка. Таможенная политика русского правительства на ярмарке.
Ярмарка – стимул развития нижегородской промышленности. Большая таможня Макарьевской ярмарки. Специализация в привозе товаров. Обороты ярмарки. Лысковчане на ярмарке.
Раздел IV. Экономика Лыскова в XX в.
Экономика Лыскова в начале XX в. Промышленность города в годы Великой Отечественной войны. Восстановление хозяйства.
Градообразующие предприятия Лыскова. Экономика «на переходе». Современная промышленность.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана не на один год. Она может дополняться и совершенствоваться.
Основные задачи на ближайшее время:
- реализация учебно-методического комплекса элективного курса;
- создание своей странички в Интернете.
Механизмы реализации программы.
Реализация программы осуществляется при поддержке администрации школы, всего педагогического коллектива, сотрудничество с учащимися и их родителями.
Заказчиком программы является администрация школы, разработчиком и координатором исполнения – учитель истории.
Ожидаемые результаты:
- Формирование экономичесского знания:
- знакомство с экономическим прошлым Лыскова;
- знакомство с ремёслами и промыслами Лыскова;
- знакомство с экономикой города в XX в.;
- знакомство с современным состоянием экономики Лыскова.
2. Овладение навыком бережного отношения к памятникам истории и культуры.
3. Сохранение и пропаганда памятников Лыскова.
4. Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала
учащихся.
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Экономика Лыскова в XV – XX вв.»
№ урока | Содержание курса | Методические рекомендации |
1 | Лысково в начале XV – середине XVII в. | Урок-лекция |
2 | Вотчина Б.И. Морозова. | Урок-лекция |
3 | Лысково – крепостное владение князей Грузинских. | Урок-лекция |
4 | Ремёсла и промыслы в XVII веке. Торг и таможня. | Урок-лекция |
5 | Рост товарно-денежных отношений в XVII веке. | Урок-лекция |
6 | Макарьевская ярмарка – всероссийское торжище. | Урок-лекция |
7 | Кустарные промыслы XVIII – XIX вв. Хлебная торговля. | Урок-лекция |
8 | Экономика Лыскова в XX в. | Урок-лекция |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Акты хозяйства боярина Б.И. Морозова. – ч. 1-2; М.-Л., 1940,1945.
- Андроникашвили Б. Страницы прошлого читая. – Тбилиси, 1987.
- Архангельский С.И. Очерки истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVII-XIX вв. - Горький, 1950.
- Богородицкая Н.Л. Нижегородская ярмарка – крупнейший центр внутренней и международной торговли в первой половине XIX в. – Горький,1989.
- Гейман В.Г. Хозяйство крупного феодала-крепостника XVII в. – Л., 1936.
- Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. – М., 1958.
- Кирьянов И.А. Старинная крепость Нижегородского Поволжья. – Горький, 1961.
- Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817 – 1917). – Н. Новгород, 1993.
- Мельников П.И. Очерк Нижегородской ярмарки. – Н.Новгород, 1858.
- Плотников М.А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. – Н.Новгород, 1894.
- ПСРЛ. – т.т. 11,12,13,15. М., 1965.
- Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев XVII – XVIII вв. – Горький, 1971.
- Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII в. – Горький, 1989.
- Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера. – Н.Новгород, 1988.
- Ярымов Ю.С. Лысково. – Н.Новгород, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...
Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.
Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...
Программа элективного курса "Литература Алтая 20 века"
Рабочая программа элективного курса составлена для учащихся 11 класса и знакомит с богатейшей литературой Алтая 20 века...
ИСКУССТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ XVII-XX ВЕКОВ. Программа элективного курса по английскому языку
Данный курс представляет собой пособие по страноведению для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. Элективный курс составлен по материалам справочных и энциклопедических изданий.Эл...
Рабочая программа по элективному курсу "Глобальный мир в XXI веке"
Цель элективного курса - более углублённое изучение обществознания в старших классах...
Адаптированная программа элективного курса «Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11-х классов
Элективный курс посвящен современному миру - глобальному миру XXI века. Первый век третьего тысячилетия прошел короткий путь - менее 20 лет, но за это время уже случилось многое и очень важное, п...