Рабочая программа по экономике
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Слиткова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по экономике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekonomika_lipsits_10_klass_2014.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на ШМО:                  Согласовано:                                 Утверждаю:

Руководитель ШМО                      Зам. директора по УВР                Директор школы

………                                               ……..Илларионова Г.Б.                     …..Соколов Д.С.              

«….» августа 2014 г.                      «…..» сентября 2014 г.               «…» сентября 2014 г.

Рабочая программа по экономике  

для 10  класса

учителя

Слитковой О.А.

2014 г.

ЭКОНОМИКА

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса экономика составлена на основании Федерального закона от 29.12.2012  № 273 –ФЗ. «Об образовании в РФ», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов и дисциплин», утвержденного на педагогическом совете (протокол № 3 от10.01.2014г.), программы И.В. Липсица  Экономика, М.: Вита – пресс, 2008.

        Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа по экономике   для  10-11 классов  предусматривает обучение экономики в объёме 34 часов в год (1 часа в  неделю).

          В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе  по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 

Цели и задачи программы

Цель программы:

  • подготовить социально адаптированную экономически образованную личность;
  • подготовить профессионально  ориентированную личность

Задачи:

Образовательные задачи:

Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:

  • роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;
  • место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
  • механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значение сбережений и инвестиций, налоговую систему;
  • причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
  • сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;
  • движущие силы и основные закономерности экономического роста;
  • основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей.

Развивающие задачи:

1. Развитие специальных умений: умение разбираться в экономических процессах, происходящих в стране.

2. Развитие организаторских способностей:  уметь работать в группе, управлять группой, планировать.

 4.Развитие творческих способностей, расширение кругозора по предмету.

5. Развитие стремления к анализу полученной информации.

6.Развитие  логического мышления,  умения оценивать ситуацию в стране, умения решать экономические проблемы.

Полученные экономические знания важны учащимся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.

В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание деловых качеств: быстроте и качеству выполняемой работы, пунктуальности, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности, уверенности в себе.

2. Воспитание гражданственности.

3. Воспитание позитивного отношения к учебной деятельности, понимания необходимости получения знаний для жизнеобеспечения себя и своей семьи в будущем.

4. Профориентация.

Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на 34 часа в год   (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;    -
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

 Учащиеся должны 

  Уметь

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.

описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получение и оценка экономической информации;

- составление семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Учащиеся должны:

1.Сформироваться как личность, способная понимать и оценивать  обширную социально-экономическую информацию и принимать адекватные решения в качестве производителя, потребителя и гражданина, имеющего право голоса при обсуждении важнейших политических, экономических и социальных проблем в демократическом государстве.

2.При выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативные варианты.

3.При открытии собственного дела понимать необходимость предварительного составления бизнес-плана с расчетами всех промежуточных и конечных результатов.

4.Анализировать затраты ресурсов на производство выбранного товара или услуги, существующие или прогнозируемые спрос и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.

5. Определять зоны безубыточности и прибыльности, оптимальный объем выпуска товаров или услуг.

6.Уметь определять оптимальный объем производства конкретной продукции, обеспечивающий минимизацию издержек производства и максимизацию прибыли.

7. При имеющемся или ожидаемом уровне инфляции четко представлять свои действия как потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, кредитора, вкладчика.

8. Уметь оценивать ситуацию в стране, регионе и прогнозировать собственные действия при изменении таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНП, НД, темпы роста и прироста, уровень государственного долга, ставка процента, депозитный процент.

9. Понимать, что от действий каждого человека зависит успешное развитие экономики города, региона и страны в целом. Делать все возможное для того, чтобы, чтобы собственный вклад был более весомым и существенным.

10. Осознать объективность циклического развития экономики и необходимость регулирования социально-экономических процессов.

11. Знать  о существовании разнообразных эффективных способов деятельности и при необходимости уметь их применять.

Календарно – тематический план по экономике 10 класс

(1ч. в неделю, в год 34 часа)

№п\п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.Главные вопросы экономики (3 часа)

3

план

факт

1

Что такое экономика.

1 час

01.09.14

2

Основы  хозяйственной жизни человечества.

1 час

08.09.14

3

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества

1 час

15.09.14

2. Типы экономических систем и различия между ними (4 часа)

4

4

Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система.

1 час

22.09.14

5.

Рыночная система.

1 час

29.09.14

6.

 Командная экономическая система

1 час

06.10.14

7

Смешанной экономической системы.

1час

3. Силы, которые управляют рынком  (3

часа)

3

8.

Что такое спрос.

1 час

20.10.14

9.

От чего зависит предложение товаров

1 час

27.11.14

10.

Эластичность спроса и предложения

1 час

10.11.14

4.Как работает рынок (2 часа)

11.

Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие

1 час

17.11.14

12.

Причины и следствия нарушения рыночного равновесия

1 час

24.11.14

4.Как работает рынок (2 часа)

13.

Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена

1 час

01.12.14

14.

Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения

1 час

08.12.14

6.Законы денежного обращения  (2 часа)

15.

Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции.

1 час

15.12.14

16.

Причины и виды инфляции

1 час

22.12.14

7. Банковская система  (3 часа)

17.

Причины появления и виды банков

1 час

12.01.14

18.

Принципы кредитования

1 час

19.01.14

19.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны

1 час

26.01.14

8.Человек на рынке труда (5 ч.)

20.

Экономическая природа рынка труда

1 час

02.02.15

21.

От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы

1 час

09.02.15

22.

Факторы формирования предложения на рынке труда

1 час

16.02.15

23.

Формирование заработной платы на рынке труда

1 час

23.02.15

24.

Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Подготовка к контрольной работе

1 час

02.03

9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.)

25.

Профсоюзы и трудовые конфликты

1 час

09.03.15

26.

За что борются профсоюзы

1 час

16.03.15

27.

Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата

1 час

06.04.15

28.

Договоры и контракты на рынке труда

1 час

13.04.15

29.

Как добиться, чтобы человек работал  хорошо

1 час

20.04.15

10.Экономические проблемы безработицы (4 ч.)

30.

Что такое безработица

1 час

27.04.15

31.

Виды безработицы

1 час

04.05.15

32.

Что такое полная занятость

1 час

11.05.15

33.

Как можно сократить безработицу

1 час

18.05.15

34

Экскурсия на АО «Митра»

1 час

25.05.15

Обязательный минимум содержания среднего (полного)  общего образования по экономике

Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.

Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.

Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Формы и средства текущего контроля знаний

Виды аттестации предусмотрены Положением «О проведении текущей аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости».

               Для аттестации используется текущая оценка в виде отметок «5», «4», «3», «2».

Основные методы, которые используемые при проведении уроков экономики:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (схемы, диаграммы, др.).

2. Частично – поисковый, основанный на использовании экономических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

•При составление графиков, диаграмм, схем и т.д.;

• При решении экономических задач;

• При работе с различными источниками экономического содержания.

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Формы учебных занятий:

• Мини – лекции;

• Диалоги и беседы;

• Семинары;

• Дискуссии;

• Практические работы.

Виды деятельности учащихся:
• устные сообщения;
• обсуждения;
• эссе;
• защита презентаций, проектов;
• рефлексия.
Виды и формы контроля:
• защита презентаций;
• зачет;
• контрольная работа;
• тестирование;
• устные сообщения;
• обсуждения;
• фронтальный опрос

В качестве текущего контроля знаний по экономике используются способы:

  • теоретические, практические, проблемные вопросы;
  • решение задач и выполнение упражнений;
  • домашние и творческие задания;
  • экономические тесты;
  • кроссворды;
  • деловые игры.

Итоговый контроль осуществляются по темам. Формами промежуточного и итогового контроля знаний учащихся являются:

  • тесты;
  • самостоятельные и контрольные работы;
  • собеседования;
  • олимпиады;
  • экзамены (по выбору учащихся).

Перечень учебно-методических средств обучения:

Основная литература

1.Программа Экономика И.В. Липсиц, 2011.

2.Липсиц И.В.Экономика.Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс, 2011, 2014 годы.

Дополнительная литература

3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.

4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе М.: Вита-пресс, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

http://www.niro.nnov.ru/

http://pedrazvitie.ru/

http://uchiteljam.ru/razmestit_svoyu_rabotu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...