рабочая программа по экономике
рабочая программа по экономике на тему
Дисциплины «Экономика» для специальности
080108 «Банковское дело» и 080110 Экономика и бухгалтерский учет
базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike.docx | 49.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (ФИЛИАЛ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Экономика» для специальности
080108 «Банковское дело» и 080110 Экономика и бухгалтерский учет
базовый уровень
Сургут
2014
Принята на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин «_____» __________ 20____ Протокол № _____ Председатель ПЦК_________________ | Составлено в соответствии с ФГОС СПО по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения базовый уровень Зам. директора по учебной работе _____________/Г.В. Патракова/ «_____» ____________ 20___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Экономика» для специальности
080108 «Банковское дело» и 080110 Экономика и бухгалтерский учет
базовый уровень
Автор: Ревенко Г.М.., преподаватель Сургутского института экономики, управления и права (филиал ТюмГУ) отделение СПО
Рецензент:
Методист: Алексеева С.В.
Рабочая программа переутверждена на ________/__________ учебный год
Без изменений/ с изменениями _______________
Председатель ПЦК ___________ протокол № ____ от "___" ______ 20__г.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа предназначена для изучения учебного предмета «Экономика» в учреждениях (НПО) и (СПО). Рабочая программа составлена согласно рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.
Рабочая программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Экономика» относится к общеобразовательному циклу. Изучение дисциплины базируется на раннее изученных учащимися предметах, прежде всего «Основы экономики», «Основы гражданского права». В объеме, предусмотренном программами начального и среднего профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью дисциплины «Экономика» является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических явлений функционирования рыночной экономики.
Дисциплина «Экономика» включает следующие основные вопросы:
- Экономические и правовые аспекты функционирования семьи, а также домашнего хозяйства, организации (фирмы);
- Особенности взаимоотношений рынка и государства;
- Характеристика рыночной экономики и особенности действия ее законов;
- Принципы международных экономических отношений и факторы производства;
- Цели и задачи создания в деятельности организации (фирмы) в условиях рынка;
- Характеристика налоговой системы и основные виды налогов;
- Банковская система и денежно-кредитная политика;
- Рынок труда;
- Экономические циклы, а также глобальные экономические проблемы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, из них 28 часов практические работы.
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 140 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
Лекционные занятия | 72 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
Итоговая аттестация в форме Зачета |
2.2. Тематический план и содержание
дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука | 23 | ||
Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов. | Содержание | 2 | |
Понятие экономики. Экономические потребности общества. | 1,2 | ||
Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. | 1,2 | ||
Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. | 1,2 | ||
Практические занятия: Построение кривой производственных возможностей | 1 | ||
Самостоятельная работа: Реферат «Свободные экономические блага». Решение задач. | 2 | ||
Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность. | Содержание | 2 | |
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда | 2,3 | ||
Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. | 2,3 | ||
Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. | |||
Практические занятия: решение задач | 2 | ||
Самостоятельная работа: Решение задач | 2 | ||
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость | Содержание | 2 | |
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. | 2,3 | ||
Тема 1.4. Типы экономических систем | Содержание | 2 | |
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. | 2,3 | ||
Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. | |||
Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности | |||
Самостоятельная работа: Решение тестов | 2 | ||
Тема 1.5. Собственность и конкуренция | Содержание | 2 | |
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. | |||
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. | |||
Практические занятия: Решение тестов и анализ ситуаций | 1 | ||
Самостоятельная работа: Анализ ситуаций | 1 | ||
Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. | Содержание | 2 | |
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. | |||
Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. | |||
Раздел 2. Семейный бюджет | 10 | ||
Тема 2.1. Семейный бюджет | Содержание | 4 | |
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. | 2,3 | ||
Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. | 2,3 | ||
Практические занятия: решение задач, деловая игра | 2 | ||
Самостоятельная работа: Изучение семейного бюджета | 4 | ||
Раздел 3. Товар и его стоимость | 9 | ||
Тема 3.1. Товар и его стоимость | Содержание | 4 | |
Стоимость товара | 2,3 | ||
Потребительские предпочтения | |||
Определение плановой суммы амортизационных отчислений при равномерном способе начисления амортизации | |||
Практические занятия: решение задач | 2 | ||
Самостоятельная работа: Написание эссе «Если бы я был предпринимателем…» | 3 | ||
Раздел 4. Рыночная экономика | 24 | ||
Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. | Содержание | 4 | |
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. | 2,3 | ||
Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. | |||
Практические занятия: решение задач | 2 | ||
Самостоятельная работа. Решение задач | 2 | ||
Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, задачи | Содержание | 2 | |
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. | 2,3 | ||
Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 2 | ||
Самостоятельная работа, сравнительная характеристика организационно-правовых форм | |||
Тема 4.3 Организация производства. | Содержание | 2 | |
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. | 2,3 | ||
Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. | |||
Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. | |||
Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. | |||
Практические занятия: решение задач | 2 | ||
Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат | Содержание | 4 | |
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. | |||
Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. | |||
Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. | |||
Практические занятия: решение задач | 2 | ||
Самостоятельная работа. Решение задач | 2 | ||
Раздел 5. Труд и заработная плата. | 12 | ||
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата т мотивация труда. | Содержание | 2 | |
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. | |||
Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | |||
Практические занятия: семинар | 2 | ||
Самостоятельная работа. Свободное эссе по проблемам рынка труда. | 2 | ||
Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости. | Содержание | 2 | |
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. | |||
Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. | |||
Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. | |||
Практические занятия: решение задач | 2 | ||
Самостоятельная работа. Презентация «Политика России в области занятости» | 2 | ||
Раздел 6. Деньги и банки. | 20 | ||
6.1. Деньги и их роль в экономике. | Содержание | 2 | |
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. | |||
Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. | |||
6.2. Банковская система. | Содержание | 4 | |
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. | |||
Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. | |||
Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. | |||
Банковские операции и сделки. | |||
Практические занятия: Решение тестов, анализ ситуаций | 2 | ||
Самостоятельная работа. Презентация «Инструменты кредитно-денежной политики» | 2 | ||
6.3. Ценные бумаги-акции, облигации. Фондовые биржи. | Содержание | 2 | |
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг | |||
Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. | |||
Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. | |||
6.4. Инфляция и ее социальные последствия. | Содержание | 4 | |
Сущность инфляции. | |||
Взаимосвязь инфляции спроса и издержек. | |||
Измерение силы инфляционных процессов. | |||
Виды инфляции. Прогнозируемость инфляции. | |||
Социально-экономические последствия инфляции. | |||
Практические занятия: Решение тестов | 2 | ||
Самостоятельная работа. Подготовка эссе | 2 | ||
Раздел 7. Государство и экономика. | 22 | ||
7.1. Роль государства в развитии экономики | Содержание | 2 | |
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. | |||
Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | |||
Практические занятия: семинар «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике» | 2 | ||
Самостоятельная работа. Доклады по темам | 2 | ||
7.2. Налоги и налогообложенире | Содержание | 2 | |
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. | |||
Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | |||
Самостоятельная работа. Доклады | 2 | ||
7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета | Содержание | 2 | |
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. | |||
Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. | |||
7.4. Экономический рост и экономические циклы | Содержание | 3 | |
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. | |||
Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. | |||
Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. | |||
Практические занятия: тестовые задания | 2 | ||
Самостоятельная работа. Презентация по теме | 2 | ||
7.5. Основы денежно-кредитной политики государства | Содержание | 3 | |
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. | |||
Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. | |||
Раздел 8. Международная экономика. | 20 4 | ||
8.1. Международная торговля – индикатор интеграции национальных эономик | Содержание | ||
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. | |||
Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | |||
Самостоятельная работа: Инструменты государственной политики в международной торговле - презентация | 2 | ||
8.2. Валюта. Обменные курсы валют. | Содержание | 4 | |
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. | |||
Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы. | |||
Самостоятельная работа. Презентация – виды валютных рынков. | 2 | ||
8.3. Особенности современной экономики России | Содержание | 4 2 | |
Экономические реформы в России. Экономический рост. | |||
Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. | |||
Зачет | |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
140 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции под руководством);
- Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: мультимедийное оборудование.
Технические средства обучения: калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
• Гомола А.И. Экономика : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. В. Жанин. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
Дополнительная литература:
• Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) : учебник / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова ; под ред. И. В. Сергеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби : Проспект, 2007.
• Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень : учебник / Ю. Н. Черемных. — М. : Инфра-М, 2008.
• Экономика организации (предприятия) : учебник / под ред. Н. А. Сафронова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2007.
• Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола. — 5-е изд., испр. И доп. — М. : ИЦ «Академия», 2007.
• Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособие. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.
• Гомола А.И. Бухгалтерский учет : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, С. В. Кириллов. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
• Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. — М. : Норма-Инфра, 2010.
• Камаев В.Д. Экономическая теория : краткий курс : учебник / В. Д. Камаев. — 2-е изд., стер. — М. : КноРус, 2007.
• Микроэкономика : практический подход / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — М. : КноРус, 2007. — (Managerial Economics).
• Нуреев Р.М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев. — М. : Норма, 2008.
Адреса Интернет-ресурсов:
1. www.Konsultant.ru – справочнао-правовая система «Консультант-Плюс»;
2. www.RBK.ru- официальный сайт агенства Росбизнесконсалтинг;
3. www.prime-tass.ru- сайт Агенства экономической информации;
4. www.nalog.ru- сайт Федеральной налоговой службы;
5. www.gks.ru- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Потребности человека и ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, устные опросы; |
Факторы производства. Прибыль и рентабельность. Сущность рынка; механизмы и условия формирования рынка; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, устные опросы; |
Семейный бюджет. Реальная и номинальная заработная плата | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, аудиторные проверочные работы, устные опросы; |
Основные признаки предприятия. Предпринимательство. | внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы, устные опросы; |
спрос и предложение; цена; эластичность; потребительское поведение; | внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы, тестирование; |
экономический рост; инфляция. | внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы; |
мировой рынок; международная торговля; валютный механизм | внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы. |
Умения: | |
Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; | внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия, устные опросы; |
Описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи государственного бюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; | внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы; |
Объяснять: взаимовыгодность, добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли; | внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы; |
определять уровни инфляции в стране; определять механизм формирования доходов государства. | внеаудиторная самостоятельная работа, устные опросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике
Рабочая программ по экономике для 2-4 класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...