Рабочая программа по экономике 10-11 класс
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему
Планирование составлено на основе:
ü Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
ü Методических рекомендаций/ Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.
ü Регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области/ под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А.Спиричевой, Л.И.Уваровой – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2005. – 96с.
Учебный предмет входит в образовательную область: естественнонаучная
Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения.
Цели программы:
ü Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для социальной и профессиональной ориентации учащихся.
ü Формирование культуры экономического мышления.
ü Выработка практических навыков принятия экономических решений.
Задачи:
ü Вооружить учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономически.
ü Развить экономическую культуру учащихся;
ü Формировать мировоззрение.
За основу рабочей программы «Основы экономики» взята программа для учащихся 10-11-х классов (авторы – Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.): 32 часа – изучение курса в 10 и 11 классе. Данная программа модифицирована: на изучение курса отводится 68 часов за два года (10-11-й классы).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
ü работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
ü критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
ü решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
ü освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
ü применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
ü аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
ü написание творческих работ по экономическим вопросам.
На уроках используются следующие формы организации учебного процесса и формы контроля ЗУН:
1. устный контроль (ответ на вопрос, фронтальный опрос, анализ ситуации),
2. письменный контроль (тест, решение задач, эссе, ответ на вопрос).
УМК:
ü Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. – М: Вентана-Граф, 2013. – 192с.
ü Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: практикум для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekonomike_10-11_klass_2014_-_2015_god.docx | 71.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
- Методических рекомендаций/ Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.
- Регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области/ под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А.Спиричевой, Л.И.Уваровой – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2005. – 96с.
Учебный предмет входит в образовательную область: естественнонаучная
Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения.
Цели программы:
- Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для социальной и профессиональной ориентации учащихся.
- Формирование культуры экономического мышления.
- Выработка практических навыков принятия экономических решений.
Задачи:
- Вооружить учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономически.
- Развить экономическую культуру учащихся;
- Формировать мировоззрение.
За основу рабочей программы «Основы экономики» взята программа для учащихся 10-11-х классов (авторы – Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: проектирование учебного курса: методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 96с.): 32 часа – изучение курса в 10 и 11 классе. Данная программа модифицирована: на изучение курса отводится 68 часов за два года (10-11-й классы).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по экономическим вопросам.
На уроках используются следующие формы организации учебного процесса и формы контроля ЗУН:
- устный контроль (ответ на вопрос, фронтальный опрос, анализ ситуации),
- письменный контроль (тест, решение задач, эссе, ответ на вопрос).
УМК:
- Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова. – М: Вентана-Граф, 2013. – 192с.
- Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: практикум для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 64с.
Нормативные документы:
- - Обязательный минимум содержания образования федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- - Конституция РФ;
- - Закон РФ «ОБ образовании»;
- - Национальная доктрина развития образования;
- - Концепция модернизации российского образования на период до 2015года;
- - Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент;
- - Примерные программы основного общего образования.
Учебный план
Четверть/количество недель/количество часов в неделю/всего | Название темы | Количество часов | Практические работы | |
10 класс | ||||
1 четверть/9 недель/1 час/9 часов | Экономика и человек. Экономика фирмы. | 32 | ||
Главная проблема экономики | 5 | Производственные возможности | ||
Типы экономических систем | 2 | Экономическая система | ||
2 четверть/7 недель/1 час/7 часов | Рыночный механизм | 7 | Решение задач по теме «Рыночное равновесие» | |
Конкуренция и ее виды | 2 | |||
3 четверть/10 недель/1 час / 10 часов | Формы организации бизнеса | 2 | ||
Экономика фирмы | 3 | Расчет экономических показателей фирмы | ||
Источники финансирования фирмы | 2 | |||
Бизнес-план предприятия | 3 | Создаем фирму Презентация бизнес–планов | ||
4 четверть/9 недель/1 час/9 часов | Рынок труда | 2 | ||
Семейный бюджет | 4 | |||
11 класс | ||||
1 четверть/9 недель/1 час/9 часов | Государство и экономика | 32 | ||
Предмет макроэкономики | 2 | |||
ВВП | 3 | Решение задач на измерение ВВП | ||
Экономический рост. Экономический цикл | 3 | |||
2 четверть/7 недель/1 час/7 часов | Денежное обращение | 3 | ||
Инфляция | 3 | Решение задач на определение уровня инфляции | ||
Банковская система | 2 | |||
3 четверть/10 недель/1 час / 10 часов | Роль государства в экономике | 3 | Оценка бюджета государства | |
Налоги | 3 | |||
Занятость и безработица | 3 | Уровень безработицы | ||
4 четверть/9 недель/1 час/9 часов | Международная торговля | 3 | ||
Экономика современной России | 4 | |||
Резерв учебного времени | 4 | |||
ИТОГО | 68 |
Содержание учебного материала
Часть 1. Экономика и человек. Экономика фирмы
Тема 1. Главная проблема экономики. Потребности. Блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность . Экономика как наука. Выбор. Альтернативная стоимость. Производственные возможности общества.
Тема 2. Типы экономических систем. Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Случаи несостоятельности рынка. Смешанная экономическая система.
Тема 3. Рыночный механизм. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Неценовые факторы спроса. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Неценовые факторы предложения. Равновесная цена. Равновесное количество. Равновесная выручка. Нарушение рыночного равновесия.
Тема 4. Конкуренция и ее виды. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия.
Тема 5. Формы организации бизнеса. Индивидуальная деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Сравнительные
преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса.
Тема 6. Экономика фирмы. Выручка, издержки, прибыль фирмы. Виды издержек фирмы: постоянные, переменные, средние.
Тема 7. Источники финансирования фирмы. Внутренние внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Надежность и доходность ценных бумаг.
Тема 8. Бизнес-план предприятия. Элементы бизнес-плана: сфера деятельности предприятия, рынки сбыта продукции, конкуренция, план маркетинга, план производства, финансовый план.
Тема 9. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата. Человеческий капитал. Производительность труда. Факторы производительности труда.
Тема 10. Семейный бюджет. Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Закон Энгеля. Неравномерность распределения доходов. Кривая Лоренца. Индекс Джини.
Часть 2. Государство и экономика
Тема 11. Предмет макроэкономики. Вопросы макроэкономики. Макроэкономические агенты и их экономические цели. Макроэкономические рынки.
Экономический кругооборот.
Тема 12. Валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт. Структура ВВП. Уровень благосостояния. Номинальный и реальный ВВП.
Тема 13. Экономический рост. Экономический цикл. Содержание экономического роста. Факторы экономического роста. Фазы экономического цикла.
Причины и виды экономических циклов.
Тема 14. Денежное обращение. Деньги. Виды денег. Качества денег. Функции денег. Ликвидность.
Тема 15. Инфляция. Уравнение обмена. Типы и виды инфляции. Стагфляция, дефляция, дезинфляция. Социально-экономические последствия инфляции.
Тема 16. Банковская система. Банковская система. Функции коммерческого банка. Функции Банка России. Монетарная политика Банка России. Другие финансовые
организации.
Тема 17. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Общественные товары и услуги. Государственный бюджет. Источники финансирования дефицита бюджета. Бюджетно-налоговая политика государства.
Тема 18. Налоги. Функции налогов. Элементы налога. Налоги прямые и косвенные. Виды налогов. Кривая Лаффера. Системы налогообложения.
Тема 19. Занятость и безработица. Структура населения страны. Рабочая сила. Виды безработицы. Уровень безработицы.
Тема 20. Международная торговля. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Современные тенденции развития мирового хозяйства. Формы
экономической интеграции. Протекционизм.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Критерии оценки знаний
Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения. «ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации, развил экономическое мышление, потребность в получении экономических знаний, освоил основные знания об экономической деятельности людей, экономике России, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро). «ХОРОШО» - ставится в том случае, если обучаемый подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации, развил экономическое мышление, потребность в получении экономических знаний, освоил основные знания об экономической деятельности людей, экономике России;последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал по экономической теории, путается в знаниях об экономической деятельности людей, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает экономической теории, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. Требования к оценке: - оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого, - оценка должна выполнять стимулирующую функцию, - оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: - объем знаний по учебному предмету (вопросу), - понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, - степень систематизации и глубины знаний, - действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач. При оценке навыков и умений учитываются: - содержание навыков и умений, - точность, прочность, гибкость навыков и умений, - возможность применять навыки и умения на практике, - наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работ |
«Крым, город федерального значения Севастополь»
№ урока | Тема урока | Тема раздела | Дата проведения |
4 (10 класс) | Проблема выбора. | Экономика и человек. Экономика фирмы. | |
28 (11 класс) | Валютный рынок | Государство и экономика | |
30(11 класс) | Международная торговля | Государство и экономика |
«Коррупция»
№ урока | Тема урока | Тема раздела | Дата проведения |
19 (10 класс) | Что такое взятка | Формы организации бизнеса | |
30 (10 класс) | Когда все в твоих руках | Семейный бюджет | |
16 (11 класс) | Под законом справедливости | Банковская система | |
18 (11 класс) | Властные полномочия | Роль государства в экономике |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ п/п | Название темы урока | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | КОУ | Домашнее задание | Дата | ||||
1 | Введение | Знакомство с предметом | Задачи, структура и содержание курса. Источники знаний | Вводная беседа | Стр. 7-8 учебника | |||||||
Экономика и человек. Экономические фирмы. | ||||||||||||
2 | Что изучает экономика | Изучение нового материала | Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономическая наука (экономика) как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать определения понятий: «экономика как наука», «потребности», «блага». | Заполнение таблицы «Потребности», схему «Классификация благ» | §1, стр. 9-12 | ||||||
3 | Факторы производства. Ограниченность ресурсов. | Комбинированный | Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. | Знать определение «ограниченности ресурсов», «факторы производства». Показывать какие доходы могут принести различные факторы производства. | Заполнение схемы «Факторы производства и доходы собственников». | §1, стр. 13-16 | ||||||
4 | Проблема выбора | Изучение нового материала | Выбор. Альтернативная стоимость. | Уметь: оценивать сделанный выбор с учетом ценности благ, от которых отказались; объяснять выгоды обмена | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Крым, город федерального значения Севастополь | §2, стр. 17-18 | |||||
5 | Производственные возможности | Практикум | Кривая производственных возможностей. Взаимозаменяемость ресурсов. | Уметь: анализировать целенаправленность экономических решений. Уметь применять полученные знания по теме при решении задач, выполнении упражнений. | Работа по вопросам стр. 6,8-11 раб тетради. | §2, стр.18-23 Кроссворд «Основные экономические понятия» | ||||||
6 | Экономическая система | Изучение нового материала. Практикум. | Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Признаки традиционной системы. Признаки рыночной экономики. | Давать определение понятия «экономическая система». Характеризовать главные вопросы экономики. Называть признаки экономических систем. Объяснять роль прибыли в рыночной экономической системе. | Заполнение схемы «признаки традиционной экономики», «признаки централизованной экономики», «Признаки рыночной экономики» | §3стр. 23-27 | ||||||
7 | Смешанная экономическая система. | Комбинированный урок. | Смешанная экономическая система. Случаи несостоятельности рынка. | Показывать необходимость в смешанной экономической системе. Приводить примеры случаев несостоятельности рынка. | Заполнение схемы «Случаи несостоятельности рынка», «Формирование экономических систем», «Экономический кругооборот». Задания стр. 16-17 | §3стр.27-30, тест, стр18 | ||||||
8 | Спрос | Урок изучения нового материала | Спрос. Шкала спроса. Кривая спроса. Величина спроса. Закон спроса. | Дать определение понятий «спрос», «дефицитный спрос», «цена». Формулировать закон спроса. Строить кривую спроса. Называть факторы изменяющие спрос. | Работа с графиками спроса. | §4, стр. 30-33 | ||||||
9 | Неценовые факторы спроса. | Комбинированный | Неценовые факторы спроса. | Научится приводить примеры неценовых факторов спроса. | Заполнение схемы стр. 21 «Неценовые факторы спроса» | §4, стр. 33-37 | ||||||
10 | Предложение | Изучение нового материала | Предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Величина предложения . Закон предложения | Дать определение понятий «предложение», «избыточное предложение», «цена». Формулировать закон предложения. Строить кривую предложения. Называть факторы изменяющие предложение. | Работа с графиками предложения. | §5, стр. 37-40 | ||||||
11 | Неценовые факторы предложения | Комбинированный | Неценовые факторы предложения | Научится приводить примеры неценовых факторов спроса. | Заполнение схемы на стр. 24 «Неценовые факторы предложения» | §5, стр. 40-44 | ||||||
12 | Рыночное равновесие | Изучение нового материала. | Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Равновесная выручка продавца. | Объяснять роль равновесной цены как результата взаимодействия закона спроса и предложения. Характеризовать рыночное равновесие. Показывать, как изменения в спросе или предложении влияют на рыночную цену. | Работа с графиками стр. 26 в рабочей тетради. Фронтальный и индивидуальный опрос. | §6 стр. 44-46 | ||||||
13 | Нарушение рыночного равновесия | Комбинированный | Дефицитный спрос. Избыточное предложение. | Оценивать последствия контроля цен. Приводить примеры связанных рынков. | Работа с задачами в рабочей тетради стр.27-33 | §6, стр. 46-49 | ||||||
14 | Решение задач по теме «Рыночное равновесие» | Практикум. | Решение уравнений спроса и предложения. Изменение равновесной цены. | Научится решать задачи по теме «Рыночное равновесие» | Работа с задачами в рабочей тетради стр.27-33 | §6, кроссворд «Спрос и предложение» стр. 28 | ||||||
15 | Конкуренция и ее виды | Изучение нового материала. | Конкуренция. Совершенная конкуренция. Дифференциация продукции. Реклама. Монополистическая конкуренция. | Давать определение понятия «Конкуренция». Характеризовать виды конкурирующих рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция. Объяснять роль конкуренции для потребителей. Показывать роль правительства в антимонопольном регулировании. | Работа со схемой «Преимущества конкуренции», «Типы рынков товаров и услуг и их примеры», «Типы рыночных структур и их признаки» | Р.К. Конкурирующие предприятия в Архангельской области. | §7, стр. 49-52 | |||||
16 | Олигополия. Монополия | Комбинированный. | Олигополия. Монополия. Примеры рынков. Типы рыночных структур. | Характеризовать виды конкурирующих рынков: олигополия, монополия. Приводить примеры рынков с различной степенью концентрации производства. | Работа со схемой «Типы рынков товаров и услуг и их примеры», «Типы рыночных структур и их признаки» Задания в рабочей тетради стр.37-38 | §7, стр. 52-57, кроссворд, стр. 36 р.т., тест стр.38 р.т. | ||||||
17 | Формы организации бизнеса | Изучение нового материала. | Единоличное владение. Товарищество. Сравнительные преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса. Акционерное общество. | Объяснять различия между единоличными владениями, товариществами, акционерными обществами. Сравнивать преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса. Оценивать степень риска вложений в фирмы с ограниченной и неограниченной ответственностью. Приводить примеры целесообразности выбора форм бизнеса в конкретных ситуациях. | Работа с таблицами «Преимущества и недостатки единоличного владения», «Преимущества и недостатки ООО» в рабочей тетради стр. 39-40 | Р.К. Формы организации бизнеса в Архангельской области | § 8 стр. 57-61 | |||||
18 | Акционерное общество. | Комбинированный. | Работа с таблицей «Преимущества и недостатки АО» в рабочей тетради стр. 41, «Сопоставление особенностей основных форм организации бизнеса». Работа с заданиями в р.т. стр. 43 | § 8 стр. 61-65, кроссворд стр. 42, тест стр.44 | ||||||||
19 | Экономика фирмы | Изучение новой темы | Выручка фирмы. Постоянные издержки. Переменные издержки. Краткосрочный период. Долгосрочный период. Средние издержки. Прибыль фирмы. | Давать определения выручки, издержек, прибыли, фирмы, производительность труда. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Различать постоянные и переменные издержки. Объяснять роль себестоимости продукции в формировании прибыли. Показывать разницу между краткосрочным и долгоскрочным периодом. Приводить примеры постоянных и переменных издержек. | Построение графиков в рабочей тетради, стр. 45-48 | Коррупция «Что такое взятка» | §9, стр. 65-67 | |||||
20 | Виды издержек фирмы | Комбинированный | Кроссворд. | §9, стр. 67-73 | ||||||||
21 | Расчет экономических показателей фирмы | Практикум | Определение издержек, выручки, прибыли, выбор объема производства, установление цены товара. | Решение задач. Рабочая тетрадь, стр. 50-53. Тест (кроме 2 и 3 задания) | §9, повторить. | |||||||
22 | Рынок труда | Изучение новой темы | Спрос на труд. Предложение труда. Заработная плата. «Человеческий капитал». Номинальная и реальная заработная плата. | Характеризовать особенности рынка труда. Определять факторы влияющие на заработную плату. | Расчет производительности труда. Р.т. стр. 50, задания 2, 3 | Р.К. Рынок труда Архангельской области | §11, стр. 78-82 | |||||
23 | Производительность труда | Комбинированный | Производительность труда. | Определять уровень производительности труда. Характеризовать факторы повышения производительности труда. | Заполнение схемы «Факторы повышения производительности труда», р.т. стр.49 | §11, стр. 82-86 | ||||||
24 | Источники финансирования фирмы | Изучение нового материала | Источники финансирования. Внутренние и внешние источники. Амортизация. Виды ценных бумаг. Акция обыкновенная и привилегированная. Облигация. Права владельцев ценных бумаг. | Характеризовать различия между внутренними и внешними источниками финансирования. Оценивать источники для финансирования бизнеса. Определять разницу между акциями и облигациями. Объяснять, как формируются доходы владельцев акция и облигаций. Показывать, как взаимосвязаны надежность и доходность ценных бумаг. | Заполнение схемы «источники финансирования фирмы», «виды ценных бумаг», «Права владельцев ценных бумаг» | §10 | ||||||
25 | Надежность и доходность ценных бумаг | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опрос. Задания в рабочей тетради стр. 56-58. | §10 | ||||||||
26-27 | Создаем фирму | Практикум | Выбор сферы производства. Оценка конкуренции. Составление плана маркетинга. Составление плана производства. Составление финансового плана. | Обосновать выбор товаров и услуг. Определять факторы, влияющие на продвижение товаров и услуг на рынке. Определять предмет и уровень конкуренции в выбранной отрасли. Объяснять состав факторов производства в выбранной сфере. Характеризовать финансовые затраты. | Работа в группе или индивидуально над созданием бизнес – плана предприятия. | Р.К. Создание фирмы на территории Архангельской области | Создание бизнес - плана | |||||
28 | Презентация бизнес–планов | Практикум | Презентация | Р.К. Создание фирмы на территории Архангельской области | - | |||||||
29 | Семейный бюджет | Изучение новой темы | Бюджет семьи: сбалансированный, дефицитный, профицитный. Доход семьи. Человеческий капитал. Заработная плата. Трансферты. Расходы семьи. Закон Энгеля. | Давать определения «бюджет семьи», «Человеческий капитал». Описывать различные источники дохода, направления расходов бюджета. Объяснять сущность закона Энгеля. Показывать графически неравномерность распределения доходов населения. Оценивать степень расслоения населения в различных странах. Приводить пример трансфертов. Составлять индивидуальный бюджет. | Заполнение схем «Цели составления семейного бюджета», «Факторы, влияющие на заработную плату», «Доходы и расходы семейного бюджета» | Р.К. Место Архангельской области в определении прожиточного минимума | §12, стр. 86-89 | |||||
30 | Неравномерность распределения доходов | Комбинированный | Неравномерность распределения доходов. Кривая Лоренца. Индекс Джини. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с графиками. Работа с заданиями в р.т. стр. 61 | Р.К. Неравномерность распределения доходов в Архангельской области Коррупция «Когда все в твоих руках» | §12 стр. 89-94 | ||||||
31 | Повторительно-обобщающий урок | Обобщение | Микроэкономика | Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовка к итоговому уроку. | ||||||
32 | Итоговый урок по разделу «Экономика и человек. Экономические фирмы» | Проверка ЗУН | Тест | - | ||||||||
Резерв времени 2 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
Сафонов Н.А. Экономика предприятия. – М., 2002.
Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2002.
Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь к учебнику для НПО. – М., 2002.
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
Для преподавателей
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М., 2008.
Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.
Информационно - методическая и Интернет поддержка:
Черкасова В.А. Книга для чтения по экономике для преподавателей экономики (архивированный файл в формате MS Word — ZIP, 111 Kb)
адрес в Интернете — http://www.ilipsits-marketing.eom/state/AB:navID.45/ AC:1.1606873838/AA:navID.45/1606876332;
Липсиц В.И. Книга для чтения по экономике для учащихся 9 класса общеобразовательной школы (архивированный файл в формате MS Word — ZIP, 197 Kb)
адрес в Интернете — http://ilipsits-marketing.eom/state/AB:navID.45/ АC:1.1606873838/AA:naviD.45/1606876861;
Липсиц В.И. Хрестоматия по экономике для учащихся 10 класса общеобразовательной школы (архивированный файл в формате MS Word — ZIP, 119 Kb)
Адрес в Интернете—http://ilipsits-marketing.eom/state/AB:navID.45/ АС:1.1606873838/AA:navID.45/1606876229.
http://www.ecsocman.edu.ru — образовательный портал «Экономика, социология - менеджмент». Ведется преподавателями ГУ — Высшей школы экономики. Содержит огромный объем материалов (в том числе полнотекстовых) по всем основным аспектам экономической науки, социологии и менеджмента. Использование материалов бесплатное;
http://www.akdi.ru — агентство консультаций и деловой информации «Экономика"
http://www.eeg.ru — макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации;
http://www.vedi.ru/statbase.htm#l — макроэкономическая статистика России на дате аналитической лаборатории «Веди»;
http://www.nns.rn/analytdoc/anal2.html — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Национальной электронной библиотеки;
http://www.online.rn/sp/iet/trends/ — обзоры состояния экономики России на дате Института экономики переходного периода;
http://www.exin.ru/test/doc.html — аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института;
http://referats-tv.stars.ru/link/ — перечень информационных ресурсов Интернета (в том числе по экономике) в помощь учащимся;
Библиотека Либертариума http://www.libertarium.ru/libertarium/library — представлены книги и статьи Мизеса, Хайека, других авторов, несколько сборников, а также отдельные статьи;
Библиотека на сайте Europrimex Corp.
http://www.europrimex.com/education/center_line.htm — On-line—учебники, статьи и обзоры по различным аспектам бизнеса;
Е-Management http://e-management.newmail.ru/ — полнотекстовые публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии;
Институт экономики переходного периода
http://www.iet.ru/ — книги, статьи по проблемам экономики переходного периода:
Marketing
http://www.marketing.spb.ru/ — сайт, посвященный вопросам маркетинга: учебные пособия, монографии, статьи, программное обеспечение, конференции маркетологов;
Корпоративные финансы
http://www.cfm.ru/ — теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы. Антикризисное пособие. Архивы журнала «Аудит и финансовый анализ». Бизнес-планы реальных предприятий. Программы инвестиционного анализа и управления проектами:
Библиотека научных работ на сайте Бандурина А.В.
http://science.newmail.ru/ — в библиотеку включены дипломы, докторские и кандидатские диссертации, учебники, книги и статьи разных авторов;
Библиотека научных работ на сайте Бандурина А. В.
http://www.fiper.ru/ — на сайте находится справочник «Социально-экономические проблемы России» и серия брошюр «Просто о сложном», построенных в форме «вопрос—ответ».
Кризис мирового капитализма. Джордж Сорос
http://capitalizm.narod.ru/ — книга для всех, кого интересуют проблемы экономики, деятельность политиков и их советников — специалистов исследовательских институтов и аналитических ведомств, специалистов по финансам;
История экономической мысли (eng) http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3113/ — тексты книг классиков экономической теории на английском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Рабочая программа по экономике для 8 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....
Рабочие программы по экономике 10-11 классы
Рабочие программы по экономике для 10-11 кл....