ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В БЮДЖЕТЕ
учебно-методическое пособие по экономике по теме

Смолъянинова Александра Николаевна

В современной российской экономике имеет место финансовые ресурсы рассматривать в области муниципального менеджмента как совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении муниципального образования в целях осуществления деятельности за счёт различного вида поступлений или доходов и накоплений капитала. Важнейшими и актуальными задачами муниципальных образований являются определение путей и резервов увеличения собственных финансовых ресурсов, наиболее эффективное их использование и создание условий для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Определение дополнительных потребностей в финансировании социально-экономических проектов проводится на основе оценки возможных финансовых последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности, т.е. путем прогнозирования целевого результата. Чтобы привлечь необходимые дополнительные ресурсы в муниципальные образования, государство использует различные методы и инструменты регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности, моделирует пути привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Городской округ Тольятти – второй по величине в Самарской области субъект Российской Федерации, в котором сосредоточен мощнейший промышленный, инфраструктурный и кадровый потенциал. Состояние экономики и социальной сферы городского округа во многом определяет экономический, инвестиционный и социальный климат Самарской области  и Российской Федерации. В современных условиях развития экономики городского округа Тольятти необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому актуально исследовать опыт формирования условий инвестиционной сферы и анализ динамики показателей при использовании различных методов и инструментов привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет и бизнес. Достоверная оценка проблем и реальных возможностей городского округа Тольятти необходима для создания модели организации инвестиционного процесса и определения рекомендаций по выбору путей привлечения дополнительных ресурсов в местный муниципалитет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_privlecheniya_dopfin.pptx421.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В БЮДЖЕТЕ Методические рекомендации преподавателя общеобразовательной дисциплины «Обществознание» Смолъяниновой Александры Николаевны

Слайд 2

Федеральным законом об инвестиционной деятельности предусматриваются такие формы государственного регулирования, как создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямое участие. Эффективность организации инвестиционного процесса в муниципальных образованиях определяется и системными условиями их функционирования, методами организации и управления. Оптимальным является гибкое и сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов управления инвестиционной деятельностью, применение регулирующих методов (административные, институциональные, информационные) [60]. Административные методы – это совокупность приемов и способов прямого воздействия на функционирование муниципального образования с целью реализации приоритетов инвестиционной стратегии (обязательное предписание, согласительные, рекомендации). В целях создания благоприятной административной среды для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в данной выпускной квалификационной работе предложены методы разработки социально-экономических моделей: структурно-функционального моделирования и организационного проектирования. В проекте, который предложен как модель организации инвестиционного процесса в пространстве муниципального образования, рассматриваются инструменты и логические процедуры, разработаны структурно-логические карты методик, даны ссылки на примеры моделирования путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет муниципальных образований Управления физической культуры и спорта мэрии городского округа Тольятти.

Слайд 3

Государство законодательно стимулирует финансово-хозяйственную и инвестиционную деятельности муниципальных образований АКТУЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА «ИЖДИВЕНЧЕСТВО» ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ (государственных и коммерческих инфраструктур) ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЦЕВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ РЕСУРСАМИ (САМОФИНАНСИРОВАНИЕ) И СОЗДАНИЯ ПЛОЩАДОК МЕСТНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО ИЛИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ (СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ) ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МЕТОДИЧЕСКИМИ РАЗРАБОТКАМИ, АДАПТИРОВАННЫМИ К КОНКРЕТНЫМ МЕСТНЫМ УСЛОВИЯМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ И РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ ЗОНЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ

Слайд 4

пути привлечения дополнительных финансовых ресурсов в г.о.тольтти : Деловая активность и создание эффективной конкурентной среды. Развитие корпоративного управления через государственные гарантии с целью улучшения инвестиционного климата, обеспечения эффективной деятельности акционерных обществ, совершенствования городской политики по обеспечению эффективного менеджмента. Стимулирование долгосрочного банковского кредитования. Активизация инвестиционных процессов для развития территорий бюджетного и частного сегментов городского округа Тольятти . Внедрение кластерного подхода: социальный кластер, коммерческий кластер, научно- техничекий кластер. Государственно-частное партнёрство. Инвестиционный маркетинг. Региональный залоговый фонд как инструмент активизации инвестиционной деятельности. Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона . Создание свободных или особых экономических зон . Создание инновационных инфраструктур для формирования инвестиционной сферы. Сертификация.

Слайд 5

предложение по привлечению дополнительных финансовых ресурсов на муниципальном уровне» Проблемы и перспективы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в муниципальное образование 1 . 2 . Модель организации инвестиционного процесса в муниципальном образовании на местном уровне Реализация модели организации инвестиционного процесса в муниципальном образовании предполагает формирование инвестиционной сферы (правового и экономического пространства), инвестиционного центра как административной единицы, организацию оперативного управления проектами, финансового обеспечения их реализации, кадрового обеспечения, управления по отклонениям. РАССМАТРИВАЕМЫЕ АСПЕКТЫ:

Слайд 6

ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА Методическое пособие «Модель организации инвестиционного процесса в муниципальном образовании (на местном уровне )» Цель разработки: Дать рекомендации по моделированию инвестиционного процесса в муниципальном образовании (на местном уровне). Задачи: Рассмотреть инвестиционный процесс как систему . Предложить методики организации инвестиционного процесса в муниципальном образовании. Привести примеры моделирования путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов в муниципальное образование (на примере г.о.Тольятти ).

Слайд 7

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДОКУМЕНТА ОЦЕНКА РЕСУРСОВ ОБЪЕКТА И ВЫБОР ПУТЕЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ АУДИТ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕСУРАСМ ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОРТФЕЛЯ РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ Реализации модели организации инвестиционного процесса в муниципальном образовании (уровни) Выбор путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов Формирование инвестиционной сферы муниципального образования (местный уровень) Поддержание благоприятного инвестиционного климата СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Слайд 8

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕСУРСЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Бюджетный сегмент г.о.Тольятти Органы власти г.о.Тольятти Консультационный центр по инвестиционной деятельности Благотворительные фонды БИЗНЕС Г Законодательство РФ и регионального уровня Региональные, федеральные и международные инвестиционные проекты 1.Мониторинг 2.Инвестиционный анализ 3.Описание жизненных циклов 4.Ситуационное прогнозирование 5.Методы принятия управленческого решения 6.Разработк инвестиционной стратегии 7.Разработка учетной политики 8.Инвестиционный маркетинг 9.Формирование инвестиционного климата 10. Создание инвестиционной сферы 11.Формировани инвестиционного портфеля 12. Выбор альтернативного пути привлечения дополнительных финансовых ресурсов ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ: УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРИНЦИПЫ адаптации модели

Слайд 9

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Уточнение и формирование механизмов организации инвестиционной сферы: проводятся встречи с потенциальными инвесторами, проходят консультации и согласование документов по организации инвестиционного процесса в муниципальном образовании: налоговые службы, юридические центры, инвестиционные фонды, департаменты. ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА, УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ПОЛУЧЕНИЯ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УТОЧНЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ, СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ Моделирование состояния инвестиционной сферы как результата реализованного решения Подготовка и принятие нового управленческого решения Получение заказа Выбор альтернативы действий Выход на более высокие уровни развития: региональный, федеральный уровни

Слайд 10

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ социально-экономической системы : МЕТОД СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Изменение целей работы муниципального образования, содержания финансово-хозяйственной и социально-экономической деятельнос-ти, методов управленческого решения, кадровой политики, образование центров инвест. деятельности : анализ внешней и внутренней среды, определение показателей; моделирование инвестиционной сферы и инвестиционного процесса; разработка сценариев реализации инвестиционных проектов; инвестиционный маркетинг; реализация планов развития Создание системы инвестиционного процесса в пространстве муниципального образования путем формирования требований к технологии: разработка методических рекомендаций, определение функций, принципов, стержней, ожидаемых результатов: разработка методик и инструментов; мониторинг социально-правовой информации и разработка моделей финансовых отношений субъектов и объектов инвестиционной деятельности; методы выбора инвестиционных проектов, адаптация алгоритма реализации проектов

Слайд 11

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТОДИКИ «Формирование инвестиционного портфеля на уровне муниципального образования» УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОЦЕНКА РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Налоговый кодекс: Налог на добавленную стоимость «внутренний»: 2.Налог на прибыль 3.Налог на землю 4.Налог на имущество Формирование инвестиционного портфеля 1.Платные образовательные услуги 2.Фонд благотворительных средств 3.Сотрудничесто с благотворительными фондами 4.Аренда 5.Фандрайзинг 6.Платные услуги населению в принципиальном направлении с образовательными программами 7.Платные услуги по организации культурно-массовых и спортивных мероприятий 8.Маркетинг 9. И др. планирование выбор стратегии документационное обеспечение диагностика показателей коррекция механизмов управления мониторинг ДОХОДЫ Резервный фонд Амортизационная политика Кадровая политика методы управления Методы инвестиционной деятельности: самофинансирование; лизинг, бюджетное финансирование; проектное финансирование.

Слайд 12

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТОДИКИ «Разработка управленческого решения на основании выделенной компетенции социально-экономических стержней» МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ Проведение SWOT -анализа внутренней и внешней среды муниципального образования, финансово-хозяйственной и управленческого процесса за отчетный период (см. приложения 7,8) 1 Определение актуальных зон инвестиционной деятельности: экстенсивные и интенсивные факторы развития инвестиционного проекта и муниципального образования в целом 2 Оценка ресурсов и формирование инвестиционных ресурсов, разработка учетной политики и стратегического плана, программы развития персонала, подготовка проекта инвестиционного портфеля и инвестиционной сферы, описание модели реализации процедуры 3. 3 Описание стержневых компетенций: стратегические модули по факторам внешней и внутренней среды, выбор стержневых компетенций для разработки вариативно-гибких стратегий, описание сегментов услуг, описание рисков 4 Объективная характеристика инвестиционной сферы городского округа Тольятти и Самарской области на текущий период: Оценка стоимости инвестиционной ценности: методы анализа дисконтных потоков средств, сравнительного анализа компаний, сравнительного анализа операций Анализ заменяемой стоимости: метод оценки заменяемой стоимости инвестиционной ценности Оценка пакетов акций: метод расчетной капитализации и метод группировок Анализ репутации (имиджа): регрессионный анализ и факторный анализ Оценка неформальных показателей: экспертная оценка риска инвестиционной ценности Региональные инвестиционные риски: методы, позволяющие достаточно объективно оценить риск по инвестиционной программе (вероятностный анализ, расчет критических точек, анализ чувствительности проекта к изменениям ключевых параметров исходных данных Проведение анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципального образования (см.приложение 12) Разработка ситуативных способов принятия решения (методы измерений и экспертной оценки, методы анализа документов, методы логико-смыслового моделирования проблемы, целеполагания и предпланового стратегического анализа), проектов стратегического плана, плана перспективного развития , инвестиционного паспорта (см. приложения 10, 11) . Проведение выбора альтернативы.

Слайд 13

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТОДИКИ «Формирование инвестиционных ресурсов и оценка финансово-хозяйственной деятельности по фазам жизненного цикла инвестиционного проекта (портфеля)» ФОРМИРОВНАИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фаза разработки управленческого решения (см. приложение 6) Мониторинг рынка и спроса на проектируемые услуги (товары) Формирование показателей финансово-хозяйственной деятельности при разработке плана реализации проекта: - анализ показателей ликвидности; финансовой устойчивости; деловой активности; рентабельности ; бюджетная эффективность; рентабельность отдельного инвестиционного ресурса; показатель ресурсоотдачи Мониторинг нормативно-правовой базы для обоснования разработки стержневых компетенций Разработка модели социального и коммерческого партнерства Фаза начального роста (см. приложение 6) Разработка структуры инвестиционного центра, нормативной документации и планов работ административных единиц Разработка модели инвестиционной сферы Консультация и согласование нормативно-правовой документации инвестиционной деятельности Утверждение «нулевых показателей» социального и финансового характера Проведение конкурса среди субъектов инвестиционной деятельности Оценка социальных и экономических рисков Формирование фонда развития Разработка учетной политики Разработка вариативных рычагов для определения путей дополнительного привлечения финансовых ресурсов

Слайд 14

Фаза стремительного роста (см. приложение 6) Оценка динамики инвестиций в основной капитал Корректировка планов Формирование корпоративной культуры Формирование коллегиальных команд Контроллинг финансовых показателей Принятие оперативных решений по финансово-хозяйственной деятельности и коррекция целей с учетом требований инвесторов Продвижение инвестиционных проектов: выход на областной, федеральный и международный уровни Фаза зрелости(см. приложение 6) Оценка динамики инвестиций в основной капитал Контроллинг финансовых показателей Коррекция целей с учетом требований инвесторов Разработка дополнительных проектов для достижения ожидаемых результатов Анализ динамики финансовых показателей и социальной эффективности для разработки новых направлений (сегментов) с целью аккумуляции благоприятной рыночной ситуации для инвестиционного проекта (портфеля) Корректировка учетной политики Фаза старение (см. приложение 6) Проведение SWOT- анализа конкурентных позиций на рынке и по сегментам Контроллинг финансовых показателей Корректировка оперативны, численность трудовых ресурсов Корректировка учетной политики Фазы аккумуляция и окончание проекта (см. приложение 6) Проведение SWOT- анализа конкурентных позиций на рынке и по сегментам Корректировка динамики показателей, подведение итогов Контроллинг финансовых показателей Корректировка учетной политики Удержание ожиданий потребителя и сохранение имиджа

Слайд 15

Практическая значимость предложения проекта методического пособия «Модель организации инвестиционного процесса в муниципальном образовании (на местном уровне)»: Метод управления инвестиционной деятельностью – это совокупность приемов и способов воздействия местных органов власти на инвестиционный процесс на территории муниципального образования для достижения целей его комплексного социально-экономического развития. 1. Систематизация методов управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования: по характеру (прямые, косвенные), по виду используемых инструментов (административные, экономические, институциональные, информационные). 2. Выбор инструментов организации и управления инвестиционным процессов в пространстве муниципального образования (в данной ситуации форма проявления административного метода – рекомендация). 3. Определение модели социального и коммерческого сотрудничества в целях создания благоприятной административной среды для привлечения инвестиций в муниципальное образование: сертификация для снижения рыночных и административных барьеров, оперативное реагирование муниципальной власти на проблемы, возникающие у инвесторов, и практическая помощь в их решении. 4.Создание инфраструктуры в области инвестиций с целью консультирования и повышения квалификации, сотрудничества с различными организациями и административными уровнями, развития методологической базы организации инвестиционного процесса.

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы.

Статья рассказывает, как можно использовать художественную литературу при изучении биологии....

Викторина по финансовой граммоте "Семейный бюджет"

Материал расчитан для учащихся 6 - 8 классов...

Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его со...

Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет

ПредметОсновы финансовой грамотностиКласс8  классТип урокаУрок открытия новых знанийТемаСемейный бюджетЦель Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и ...

Игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Данная игра призвана закрепить у обучающихся полученные знания поосновам финансовой грамотности.Каждая команда – это семья.Игре предшествует подготовительный этап, в процессе которого обучающиес...

Квест "Финансовый детектив. Семейный бюджет"

 ЦЕЛЬ:  познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход; заложить основы планирования семейного бюджета, обеспечить усвоение детьми понятия «Бюджет» и его возможных составл...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

технологическая карта урока "Семейный бюджет"  для учащихся 5-6 классов...