Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы.
статья по биологии по теме
Статья рассказывает, как можно использовать художественную литературу при изучении биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме самообразования: «Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы»
К работе с дополнительной литературой на уроках биологии можно приучать детей с младших классов. Практически к каждому уроку можно подобрать дополнительный материал из художественной литературы, научной, занимательной. Для сильных учащихся можно подобрать более научную, научно-популярную литературу, а для детей с пониженным интересом к учебе и предмету желательно предлагать художественную, занимательную и энциклопедическую литературу.
Разумеется, использование литературных материалов, не заменяет традиционных приемов учебной рабаты, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение дополнительной литературы способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии, чтению. Важно, что в обучении вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально-окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его усвоению. Ребята охотно участвуют в работе с дополнительной литературой, сами подбирают занимательный материал к уроку и готовят сообщения, а на уроке выступают перед своими одноклассниками. Учащиеся уже знают, что важно не только найти дополнительный материал, но и выбрать из него самое важное и интересно, и донести это в доступной форме своим товарищам. От этого будет зависеть и оценка. Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки - неотъемлемая часть культуры любого народа и очень многие из них можно использовать на уроках. Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, так как они развивают наблюдательность ребенка, позволяют учителю без особых тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика. Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только хорошо знать материал курса, но много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу. Использование загадок- универсальный методический прием, так как загадывать их можно и при закреплении материала и при переходе к изучению нового материала, с целью создания проблемной ситуации, в качестве домашнего задания.
Например, на уроках биологии можно использовать такие загадки:
Промеж дол, промеж гор
Лежит Егор в зеленом халате ( огурец)
Я видел в моpe чудо-диво:
В воде животное-чернила (осьминог)
Они все живые, с хвостами, усами
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать, .
Они мохнатые, они и пернатые,
Они и стройны, но бывают горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные.
Кто же они, догадались? (животные)
На многих уроках биологии можно использовать стихи, например, при изучении темы « Бактерии» дополняю описание «черной смерти» из « Пира во время чумы» Пушкина.
Царица грозная чума
Теперь идет на нас сама.
и льстится жатвою богатой,
и к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой.
Что делать нам и чем помочь?
При изучении способов распространения семян можно использовать такие стихотворные строки:
Пока тихо он молчит
Но лишь ветер налетит,
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант.
Можно с помощью стихотворных строк поставить проблемную ситуацию на уроке, например, на уроке по изучению строения и функции сердца проблемная ситуация возникает после прослушивания отрывка из стихотворения « Сердце» Э. Межелайтиса.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе- все земное
Умещается в его пределы,
Потому-что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Проблемное изучение материала, поисковая беседа активизирует учащихся любого возраста, ставит их в положение первооткрывателя. Так, при изучении темы « Перекрестное опыление у цветковых растений» урок можно начать со строчек:
Природы мнимое творенье,
Цветок долины украшенье,
Не мог взлелеянный весной,
Безвестен ты в степи глухой!
Скажи: зачем же так алеешь,
Росой, заискрясь, пламенеешь,
и дышишь чем-то, как живым,
Благоуханным и святым?
Ты для кого в степи широкой,
Ты для кого от сел далеко? (А. Кольцов)
Ребята шестиклассники обычно сразу называют насекомых-пчел, бабочек, жуков-посетителей
цветков.
А затем в процессе беседы выявляем все признаки насекомоопыляемых растений .
Поиск смысловых «биологических» ошибок в стихах- путь к развитию логического мышления, наблюдательности учащихся. В стихотворении А. Фета «Бабочка», допущена ошибка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
и вот дышу.
Учащиеся сразу замечают ошибку, ведь у бабочек не 2, а4 крыла.
На уроках можно использовать не только стихи, так сказать, сбивающие с толку, но и, наоборот, стихи- подсказки. Они развивают познавательный интерес, способствуют концентрации внимания. Например, в б классе в беседе о видовом многообразии на уроке « Биология- наука о живой природе» я прошу назвать известные детям травы, деревья, кустарники. А каково происхождение названий этих растений? Почему береза так называется? Какие тайны скрываются за названиями растений?
Слушаем стихотворение подсказку.
Поэзия названий- цветов, деревьев, трав ..
я раньше по поляне шел голову задрав.
я с именами древними был шляпочно знаком .
Деревья звал деревьями, цветок я звал цветком.
Был прав великий гений, цветам названья дав
в отечестве растений нет безымянных трав.
я слышу звук застенчивый в названии таком:
Зовут цветок бубенчиком, а этот погремком.
Придумывает тонко названия народ.
На камне камнеломка упорная растет:
А мне все больше нравится, тот в крапинку цветок:
в росистых травах прячется венерин башмачок.
То снег, то дождик с неба куражится апрель.
Стрелою из- под снега стремительный прострел.
Нет ничего случайного в названии любом:
в нем музыки звучание и смысл глубокий в нем.
Вновь прячется тропинка в глубокую траву.
Здесь каждую травинку по имени зову.
Изучая материал об охране природы можно также использовать стихотворные строки:
Не дарите любимым черемухи стон,
Боль сирени и вопли жасмина,
Будьте щедры душой, не тревожа кустов
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу первозданную!
При изучении раздела « Экология» можно использовать пословицы и поговорки. Например, « Как аукнется, так и откликнется», « Без хозяина и дом сирота».
к некоторым урокам можно подобрать эпиграммы. Например, к уроку « Биосфера и человек» стих
Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Природа и поэзия неотделимы и возможность использовать поэзию и художественные
произведения на уроках биологии безгранична.
Таким образом, школьный предмет биологии обладает большими возможностями в плане
развития художественной культуры учащихся. Данные возможности необходимо использовать
для того, чтобы сформировать у ребят эстетическое отношение к миру, без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"
В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....
Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.
Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...
ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В БЮДЖЕТЕ
В современной российской экономике имеет место финансовые ресурсы рассматривать в области муниципального менеджмента как совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении муниципально...
Курсовая работа : «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»
Работа содержит теоритический материал , важное место в курсовой работе отводится практике - ( блоку из опыта работы)...
Применение современных технологий для повышения интереса к урокам русского языка и литературы
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы...
Пути повышения интереса к уроку физической культуры.
В статье определены причины снижения интереса учеников к уроку физической культуры и пути их преодоления....
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...