Викторина по финансовой граммоте "Семейный бюджет"
материал по обществознанию (7 класс) на тему
Материал расчитан для учащихся 6 - 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_prezentatsiya.ppt | 2.35 МБ |
igra.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АВТОРЫ: Крылова О.Е. 3 Шах Э.Н. 1 Ногач Т.А. 2 Иванова А.Л. 4 город Воскресенск, Воскресенский муниципальный район
Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным. Бенджамин Франклин
Используя таблицу «Алфавит», расшифруй название игры 19 6 14 6 11 15 29 11 2 32 5 8 6 20 С Е М Е Й Н Ы Й Б Ю Д Ж Е Т
«Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только не пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в Департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
• Дайте определение, что такое семья? •Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ. •Назовите правила поведения в семье. •Что необходимо для содержания семьи?
А что такое БЮДЖЕТ? А что такое доходы? Из чего складываются доходы, откуда в семье берутся деньги?
Решение проблемных ситуаций
Ситуация №1 В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать этой семье. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам
Ситуация №2 3 варианта семейного бюджета. Вы должны выбрать один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор
« Блиц опрос» А. Проблема. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон Б. Проблема. Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания? В. Проблема. В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться
СОВЕТЫ ЭКОНОМИСТА ** Экономить электроэнергию ** Утеплить окна, экономить тепловую энергию ** Экономить воду ** Отказаться от поездок на машине на работу и такси, а пользоваться общественным транспортом ** Консервировать и заготавливать продукты ** Отказаться от вредных привычек ** Производить мелкий ремонт в квартире ** Не покупать ненужные вещи. ** Экономить на покупке сладостей
Предварительный просмотр:
Экономическая игра
«Семейный бюджет»
Авторы: Шах Э.Н.
Ногач Т.А.
Крылова О.Е.
Иванова А.Л.
Москва 2018
Вид занятия: деловая игра для 7 – 8 классов (класс делится на команды).
Тип занятия: применения знаний.
Цель: Сформировать представление воспитанников о бюджете семьи как основной категории домашней экономики.
Задачи:
Образовательные: ·Изучить структуру семейного бюджета; ·Определить возможные ресурсы на основе моделирования проектной деятельности воспитанников.
Развивающие: ·Продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях; ·Развивать навыки коммуникативных явлений.
Воспитательные: ·Продолжить воспитание у воспитанников доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
Словарь: бюджет, доход, расход, финансы, финансовый план.
Оборудование: компьютер, презентация, сюжет фильма , карточки-задания на каждую команду воспитанников; наглядный материал на доске – определения терминов.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2. Здравствуйте ребята. Сегодня мы все вместе собрались для игры. А во что мы поиграем давайте, узнаем!
3. Ребятам разданы карточки с заданием.
Используя таблицу «Алфавит», расшифруй название игры.
19 6 14 6 11 15 29 11 2 32 5 8 6 20
С Е М Е Й Н Ы Й Б Ю Д Ж Е Т
Правильно игра называется - «Семейный бюджет»
Предлагаю вам прослушать притчу и подумать, как она связана с темой нашего занятия.
«Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только не пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в Департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Вопросы к ребятам:
·Какое отношение имеет эта притча к нашему занятию?
·В чем её смысл?
(ответы детей)
Вопросы детям –
- Дайте определение, что такое семья?
(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)
- Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
- Назовите правила поведения в семье.
(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)
- Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)
Обобщение – вывод делают учащиеся.
- Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город или небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ -
1. А что такое БЮДЖЕТ? ( Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует)
Учитель характеризует - Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.
2. А что такое доходы? Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем
3. Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги?
(Ответы учащихся).
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)
- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает что? (Стипендию)
- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).
Учитель (записи в р/т) Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
Решение проблемных ситуаций.
1. Ребята, вы разделены на 2 группы. В каждой команде по 8 – 10 человек. Я предлагаю вам, придумать название вашей команде, а также определить состав вашей семьи, выбрать главу семьи. (Участники называют название команд и представляют друг друга).
2. Внимание! Сейчас мы вам будем предлагать решить несколько жизненных задач, касающихся темы семейного бюджета.
Ситуация №1. Каждая группа получит задание, в котором будет приведена одна из жизненных ситуаций (Приложение 1). В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать этой семье. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам.
Ситуация №2 «Варианты семейного бюджета». Обеим командам раздаются 3 варианта семейного бюджета (Приложение 2). Задача команд, выбрать один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор.
Молодцы ребята! Мы видим, что у вас отлично получается составлять семейный бюджет.
3. « Блиц опрос».
Обеим командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучить ее. Мы даем вам 1 минуту на обсуждение каждой проблемы. Для своего ответа, поднимайте руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1000 руб.
А. Проблема. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.
Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку
Б. Проблема. Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания?
Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд.
Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
В. Проблема. В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
4. Итоги игры.
Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Сейчас, наши эксперты будут подводить итоги нашей игры. Ну а пока, я задам вам вопрос. Как вы думаете, семья может сократить свои расходы? Участники поднимают руки и делают предположения (да, да, да)
Ответы:
** Экономить электроэнергию
** Утеплить окна, экономить тепловую энергию
** Экономить воду
** Отказаться от поездок на машине на работу и такси, а пользоваться общественным транспортом
** Консервировать и заготавливать продукты
** Отказаться от вредных привычек
** Производить мелкий ремонт в квартире
** Не покупать ненужные вещи.
** Экономить на покупке сладостей (торты, пирожное, шоколад, конфеты)
Итак, давайте подведём итог нашей игры. Вспомним, что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы)
Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Спасибо всем участникам за игру! До новых встреч!
Приложение №1
Карточки с проблемными ситуациями для команд
Задание первой группе.
Состав семьи | Доход за месяц |
Отец - сторож на фабрике мороженного | 12000 |
Мать - помощник воспитателя в детском саду. | 10500 |
Бабушка - пенсионер | 7800 |
Сын - дошкольник | Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Сын - ученик 7 класса | Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Дочь - ученица - 11 класса | Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки: (итого рублей )
* школьный костюм для старшего сына
* ранец для старшего сына
* школьные принадлежности
* туфли для дочери
* куртка для младшего сына
* подарок ко дню рождения для отца
* лекарство для бабушки
* продукты
* поход в кино на 5 человек
* игрушка для сына
* поход в парикмахерскую для мамы
* коммунальные платежи
* питание в школе на 2 детей
* платежи за телевидение и интернет
Временной промежуток: летний период
Задание второй группы.
Состав семьи | Доход за месяц |
Отец – врач хирург | 40900 |
Мать – журналист в газете «Звезда» | 35000 |
Сын - дошкольник | Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Дочь - ученица - 4 класса | Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки: (итого рублей)
* пуховик для дочери
* сапоги для дочери
* куртка для сына
* шапка для матери
* костюм для отца
* продукты
* коммунальные платежи
* Поход в зоопарк всей семьей
* Покупка новых штор
* Покупка лекарства для сына
* Платеж за телевидение и интернет
* Вызов мастера для ремонта стиральной машины
Временной промежуток: осенний период.
Приложение №2
Варианты семейного бюджета
Вариант 1.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 20500 тысяч.
Оплата коммунальных услуг – 5 000 рублей.
Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение санаторной путевки для дедушки – 20000 рублей.
Приобретение одежды - 10000 рублей.
Непредвиденные расходы – 9000 рублей.
Вариант 2.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 21500 рублей.
Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.
Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение одежды – 10000 рублей.
Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.
Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей – 3000 рублей.
Покупка нового холодильника – 20000 рублей .
Вариант 3.
Доходы семьи:
Заработная плата папы-40 тысяч.
Заработная плата мамы – 15 тысяч.
Пенсия дедушки – 20 тысяч.
Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.
Расходы семьи:
Расходы на питание – 30000 рублей.
Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.
Питание детей в школе 1000 рублей на двоих (чай с булочкой).
Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 3500 в месяц.
Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.
Приобретение одежды – 15000 рублей.
Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.
Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей – 3000 рублей.
Карманные деньги детям – 1000 рублей в месяц на двоих.
Совместный досуг семьи (поход в кино, в пиццерию или детское кафе) – 4000 в месяц.
Накопления на отпуск – 29500 рублей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час -викторина "Знатоки финансовой грамотности"
Викторина с элементами игры, отчет о проведенном мероприятии...
Викторина "Знатоки финансовой грамотности"
Викторина "Знатоки финансовой грамотности" выполнена в форме презентации. Викторину можно использовать на занятиях междисциплинарного курса по финансовой грамотности, на внеурочных занятиях ...
Викторина по Финансовой грамотности
Коллеги, материал нашла в интернете. Ни в коем случае не присваиваю авторство. Спасибо разработчику! Пользуюсь и рекомендую!...
Конспект открытого урока-викторины по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"
Интегрированный урок-викторина по математике и финансовой грамотности "Ведение семейного бюджета в новых экономических условиях"....
Интегрированный урок по финансовой грамоте «Бюджет для коробочки с завтраком» (математика и английский язык)
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Ф...
игра – викторина по финансовой грамотности
формирование основ финансовой грамотности у школьников....
игра – викторина по финансовой грамотности
формирование основ финансовой грамотности у школьников....