Рабочая программа по экономике. 10 класс
рабочая программа по экономике (10 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Экономика" для 10 класса (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass._rabochaya_programma_po_ekonomike.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Экономика»
педагога первой категории
Назаровой Оксаны Николаевны
для учащихся 10 класса
(модифицированная)
Рабочая программа составлена на основе
примерной государственной программы по экономике
для общеобразовательных школ (профильный уровень):
Липсиц И. В, Экономика,- М.: Вита-пресс, 2010 г.
Количество часов по учебному плану школы – 35 часов (1ч/нед)
2013-2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по экономике среднего (полного) общего образования (Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации Федерального компонента Государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях).
Программа рассчитана на 35 часов - в 10 классе, 35 часов - в 11 классе
В нынешних социально – экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и принять навыки рационального экономического поведения. Создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в Российском обществе, требуют от выпускников умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде.
Экономические представления, которых, как правило, ограничены личным житейским опытом, требуют иной организации учебного процесса. В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Рабочая программа по «Основам экономической теории» для 10 – 11 классов разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования. Программа рассчитана на 70 учебных часов в каждом классе, по 2 часа в неделю.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.
Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные дихотомии. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнает, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.
Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Знакомясь с институциональными элементами рынка, ученик узнает, что одним из таких элементов является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности рынка в целом. В рыночной системе соблюдение честного слова может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому. К этой же категории устранявшихся экономических понятий относится и знаменитый оптимум В.Парето: оптимально то решение, которое не ведет к ущербу для любой из сторон.
Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через 8 – 12 лет. Вместе с тем на новое поколение огромное, если не решающее, влияние оказывает информация о традиционно демократических странах с развитой рыночной экономикой. Эта информация мотивирует и родителей, и учеников на получение конвертируемого образования и навыков. Важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить. Наконец, надо помнить, что экономические знания не относятся к категории простых. Поэтому преподносить их нужно серьезно, ожидая существенных усилий от ученика. Вместе с тем в ходе преподавания экономических знаний нужно в максимальной степени использовать индуктивный метод, предваряя изложение концепций как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и факторов.
Цель программы:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
- Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельност освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
- Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
- Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Методы и формы обучения:
- Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
- Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
- Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
- Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
- Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
- Стимулирования и мотивации.
- Самостоятельной учебной деятельности.
- Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
- Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
- Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Содержание программы для 10 класса. (35 часов)
Тема №1. Предмет и методы экономической науки.
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
Тема №2. Системы хозяйствования.
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема №4. Эластичность спроса и предложения.
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема №5. Поведение потребителя.
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Тема №6. Фирма. Производство и издержки.
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..
Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры.
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции
Тема №8. Рынки факторов производства.
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Тема №9. Деньги и банковская система.
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Количество уроков | Наименование разделов и тем | Основное содержание раздела | Основные понятия | Формы контроля |
1 | Введение | Знакомство с курсом «Обществознание» | |||
15 | Силы, которые управляют рынком | Экономика – система, наука. Микро и макроэкономика, методы эконом. науки. Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость, свободные и экономические блага, производительность труда, разделение труда, специализация, обмен, типы собственности. Типы экономических систем. Экономические институты и стимулы. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Особенности командной системы, основные признаки смешанной. Величина спроса. Спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары и услуги. Индивидуальный и рыночный спрос. Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене. | Экономика, микроэкономика, макроэкономика. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость. Экономическая система. Спрос, предложение. Закон спроса, закон предложения. Эластичность спроса. Эластичность предложения по цене. Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество, избыток и дефицит. Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Собственный и заемный капитал. | ||
Что такое экономика | |||||
Основы хозяйственной жизни человечества | |||||
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы | |||||
Главные вопросы экономики | |||||
Понятие об экономических системах | |||||
Традиционная система | |||||
Рыночная система | |||||
Командная система | |||||
Смешанная экономическая система | |||||
Что такое спрос | |||||
Отчего зависит предложение товаров | |||||
Формирование рыночных цен | |||||
Как достигается рыночное равновесие | |||||
Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | |||||
Повторение по теме: «Силы, которые управляют рынком» | |||||
2 | 7 | Мир денег | Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем. Бартер, функции денег, активы, ликвидность. Количественная теория денег, уравнение обмена, скорость обращения денег. | Инфляция. Средство обращения, средство платежа, средство сбережения. Ликвидность. Эмиссия. Бартер. Эмиссия денег. | |
Причины возникновения, формы и функции денег | |||||
Роль денег как средства обмена | |||||
Роль денег как средства измерения | |||||
Роль денег как средства сбережения | |||||
Факторы формирования величины денежной массы | |||||
Причины и виды инфляции | |||||
Повторение по теме: «Мир денег» | |||||
3 | 4 | Банковская система | |||
Причины появления и виды банков | Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков. Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке. | Кредитование. Депозит. Вексель. Кредитоспособность. Учётная ставка. | |||
Принципы кредитования | |||||
Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | |||||
Повторение по теме: «Банковская система: | |||||
4 | 8 | Человек на рынке труда | Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда. Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд. Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда. Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы | Рынок труда. Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия. Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. | |
Экономическая природа рынка труда | |||||
От чего зависит спрос на рынке труда | |||||
Факторы формирования заработной платы | |||||
Факторы формирования предложения на рынке труда | |||||
Формирование заработной платы на рынке труда | |||||
Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда | |||||
Повторение по теме: «Человек на рынке труда» | |||||
Итоговое обобщение | |||||
Итого: 35 часов |
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема | Основное содержание урока | Самостоятельная работа (лабораторная, практическая и т.д.) | Примечание |
1. | 06.09 | Введение | Введение в курс «Экономика» | ||
2. | 13.09 | Что такое экономика | Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем | ||
3. | 20.09 | Основы хозяйственной жизни человечества | Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью | ||
4. | 27.09 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы | Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов | ||
5. | 04.10 | Главные вопросы экономики | Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы | ||
6. | 11.10 | Понятие об экономических системах | Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. | ||
7. | 18.10 | Традиционная система | Традиционная экономическая система. | ||
8. | 25.10 | Рыночная система | Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. | ||
9. | 01.11 | Командная система | Командная система: ее особенности и формы практической реализации | ||
10. | 15.11 | Смешанная экономическая система | Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки | ||
11. | 22.11 | Что такое спрос | Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения. Эластичность спроса и ее значение для продавцов. Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние цен других товаров на спрос | п/р | |
12. | 29.11 | Отчего зависит предложение товаров | Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. | п/р | |
13. | 06.12 | Формирование рыночных цен | Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов | п/р | |
14. | 13.12 | Как достигается рыночное равновесие | Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие | ||
15. | 20.12 | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов | ||
16. | 27.12 | Повторение по теме: «Силы, которые управляют рынком» | Повторение по теме: «Силы, которые управляют рынком» | Тест | |
17. | 17.01 | Причины возникновения, формы и функции денег | Причины изобретения денег. Функции денег. Роль денег как средства обмена и сбережения | ||
18. | 24.01 | Роль денег как средства обмена | Понятие о бартере и причины его распространения | ||
19. | 31.01 | Роль денег как средства измерения | Деньги как средство сбережения. Понятие о ликвидности. | ||
20. | 07.02 | Роль денег как средства сбережения | Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег | ||
21. | 14.02 | Факторы формирования величины денежной массы | Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения | ||
22. | 21.02 | Причины и виды инфляции | Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции | ||
23. | 28.02 | Повторение по теме: « Мир денег» | Повторение по теме: « Мир денег» | Тест | |
24. | 07.03 | Причины появления и виды банков | История возникновения банков. Причины экономической, рациональной деятельности банков. Структура современных национальных банковских систем | ||
25. | 14.03 | Принципы кредитования | Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Безналичные денежные расчёты и роль банков в их обеспечении | ||
26. | 21.03 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны | Функции Центрального банка страны (ЦБ). Регулирование Центральным банком РФ масштабов кредитной эмиссии. Управление банком | ||
27. | 04.04 | Повторение по теме: «Банковская система: | Повторение по теме: «Банковская система: | Тест | |
28. | 11.04 | Экономическая природа рынка труда | Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда | ||
29. | 18.04 | От чего зависит спрос на рынке труда | Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда | п/р | |
30. | 25.04 | Факторы формирования заработной платы | Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда | ||
31. | 02.05 | Факторы формирования предложения на рынке труда | Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда; закон предложения на рынке труда. Положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда | ||
32. | 08.05 | Формирование заработной платы на рынке труда | Как формируется заработная плата, что влияет на ее величину. | ||
33. | 16.05 | Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда | Причины возникновения устойчивых отраслевых различий в уровнях заработной платы | ||
34. | 23.05 | Повторение по теме: «Человек на рынке труда» | Повторение по теме: «Человек на рынке труда» | Тест | |
35. | 30.05 | Итоговое обобщение | Итоговое обобщение |
Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК:
1) Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1,2.- М.: Вита-пресс, 2004 г.;
2) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2006 г.;
3) Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;
4) Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;
5) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
6) Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Рабочая программа по экономике для 7 класса
Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...