Открытый урок по Экономике на тему "Деньги"
план-конспект урока по экономике (8 класс) по теме

Карпова Татьяна Николаевна

На данном уроке экономики ребята узнают об истории и происхожеднии денег, их значение в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi.docx61.15 КБ
Файл dokument1.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Деньги

– плохой хозяин или хороший слуга?

Открытый урок «Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?» проводится в рамках программы воспитательной работы «Путь к успеху, или азбука делового человека». Необходимым условием социального становления человека в современных условиях является формирование инициативности, предприимчивости, организованности, трудолюбия и других качеств делового человека. Поэтому целью проведения открытого урока является формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения; с деньгами как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Задачи открытого урока:

  • ознакомить учащихся с историей денег и объяснить их необходимость;
  • путем постановки проблемного вопроса «деньги - это добро или зло?» раскрыть сущность денег как нравственной категории;
  • применяя методику тестирования, выявить наличие качеств, определяющих возможность учащихся самостоятельно решать денежные

вопросы;

  • ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Оформление открытого урока

  1. Эпиграф:

И в стертых исчисляется монетах цена великих дел,

поэтами воспетых.

Э. Верхарн

  1. Газеты по теме открытого урока, выполненные учащимися (например, «Мир денег», «Родословная денег» и т.д.).

По ходу открытого урока используется музыкальное сопровождение: записи группы АВВА, фрагменты оперы Ш. Гуно «Фауст», песни Ю. Визбора и А. Дольского, а также фонограмма голоса К.И. Чуковского.

К открытому уроку готовится раздаточный материал:

  • листы с вопросами теста «Можете ли вы решать денежные вопросы?»;
  • карточки для проведения опроса «Все ли можно купить за деньги?».

Звучит запись группы ABBA«Money,money...».


Ведущий. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги - это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить замечательную красивую игрушку, модную одежду или большой вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? _ И самое главное - почему? Как к ним относиться? Чего больше - добра или зла - приносят они людям? Вопросов много. И больше - добра или сегодняшний наш разговор станет полезным для тех, кто не знает, когда и почему появились деньги, кто хочет понять, какое значение имеют деньги в жизни людей, кто знает и кто не знает, отчего существует в мире жадность к деньгам и преклонение пред ними, кому . интересно узнать, как изготавливаются деньги, и, наконец, для тех, кто хочет разгадать секрет превращения денег в своих надежных и верных помощников

1-й участник. Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел - тоже неизвестно. Произошло это примерно 71 тысячу лет назад. Пока первобытные леди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут-то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Или еще ситуация: надо выменять яйца на звериные шкуры, взяли десять яиц - донесли восемь, остальные разбили, шкуру не дали. Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

2-й        участник. В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по- разному. Например, самые первые русские деньги ходили на четырех ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло потом понятие «капитал», что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство —скот, главный подвиг - угон его от соседей». Но это далеко не единственная денежная единица прежних времен. Вот лишь некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и так далее.

1-й        участник. А феи? Нет, речь идет не о сказочном персонаже в воздушных одеждах, с прелестным обликом и умением творить добрые волшебства. Фея - это самая крупная и странная форма каменных денег с острова Ял, расположенного в западной части Тихого океана.

Феи - это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты-феи лежали перед домом владельца, символизируя его достаток.

2-й        участник. Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой и, как правило, его нельзя делить на части Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, в своем дневнике рассказывает о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.

1-й        участник. Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря -Лидии - на рубеже 8-7 веков до нашей эры. Их чеканили из природного сплава золота и серебра. Монеты получались неказистыми, но зато удобными для использования, полновесными, надежными и запоминающимися. Но главное - появился новый вид платежного средства - монеты, которые вскоре по достоинству оценили в соседних, а потом и в дальних странах. И последовали примеру Лидии.

2-й        участник. В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название - рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам - получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней. Название же копейки появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий на коне и с копьем в руке, от которого и пошло название монеты. На другой стороне монеты изображался княжеский вензель («решето»). С тех пор копейка стала основной разменной монетой на Руси ее приравняли к рублю в соотношении 100:1. Такое деление оказалось очень удобным. Само же название «деньги» произошло от слова «денга». Это название серебряной монеты, которую начали чеканить в годы правления Дмитрия Донского. Со временем денга была вытеснена из обращения копейкой.

1-й участник. Но с появлением металлических денег проблемы все-таки не исчезли. Использовать их не всегда было удобно. Достаточно привести один пример. Когда М.В. Ломоносов написал оду в честь императрицы Елизаветы Петровны, та за понравившуюся ей оду пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами. Она потянула на три с лишним тонны. На перевозку денег потребовалось несколько подвод.

Бумажные деньги были изобретены в Китае, в VIII веке. Когда в конце ХШ века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал о том, что там видел, его поднимали на смех. В частности, не верили, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью» (так Поло называл бумажные деньги). Прошло несколько столетий, прежде чем европейцы убедились, что Марко Поло говорил правду. В большинстве европейских стран бумажные деньги появились в XVII веке. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трехсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.

2-й участник. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова «ассигна-цио» «назначение» (в смысле «назначать»,«вводить в обращение»). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, ласково называемую «катенькой».

1-й        участник. Для денег не существует границ и для их названий тоже.

Название американского доллара, например, произошло от слова «талер». Это название серебряной монеты, которая чеканилась сначала в Германии, а затем и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую внешность. Рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен более полувека назад русским художником Сергеем Макроновским.

2-й        участник. Кроме американцев, собственными деньгами, называющимися словом «доллар», пользуются жители одиннадцати других стран. Называют свою валюту словом «франк» не только французы, но и граждане еще семи государств. Кстати, денежная система Франции долгое время была довольно запутанной. Вот пример из литературы. ДАртаньян должен уплатить в трактире 11 ливров. Он дает трактирщику 2 луидора, а тот говорит: «С 1 дублона вам 3 экю сдачи». Названия денег настолько запутали переводчиков, что в русских изданиях «Виконта де Бражелона» можно прочитать жалобу министра финансов Франции на то, что в казне нет ни копейки. Интересно, зачем королю Франции были нужны русские копейки?

1-й        участник. А вот Россия обладает рекордом по количеству денежных единиц внутри одной страны. Во время гражданской войны по стране «гуляло» свыше двух тысяч самых разных и невероятных денежных знаков. Дошло до того, что выпустило свои деньги ... ростовское скаковое общество. Все это, конечно, создавало неразбериху и не поддавалось регулированию. Лишь начавшаяся в 1922 году денежная реформа позволила сделать наш рубль полновесным и уважаемым.

2-й        участник. Сегодня же многие экономисты считают, что бумажные деньги устарели: быстро изнашиваются, сдерживают процесс товарооборота. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег. Для этого он должен открыть в банке лицевой счет на определенную сумму, получив взамен пластмассовую кредитную карточку, на которой закодированы данные банка и владельца карточки. Используя кредитную карточку, можно оплачивать практически все услуги. Для этого достаточно вставить кредитную карточку в отверстие специального аппарата, расположенного возле кассира. Электронные приборы мгновенно расшифруют коды клиента, передадут их в банк, проверят сумму вклада, вычтут из нее стоимость покупки и перечислят на счет кредитора.

Ведущий. Согласитесь, что между используемыми в качестве денег домашними животными и современными электронными деньгами огромное расстояние. И рассказывать о них можно очень и очень долго. Вообще, деньги - вещь таинственная. Начнешь тратить - не остановишься, начнешь про них рассказывать - не остановишься тем более. Пока путешествие в историю денег мы заканчиваем. Но разговор о них продолжается. Как-то еще в начале нашего века подсчитали, что специально о деньгах написано свыше 6000 научных книг. С тех пор это количество во много раз возросло. Только по истории денег написано столько литературы, что если перечислять одни только названия книг для нумизматов (коллекционеров монет), то потребуется отдельная книжка. Деньгами занимаются такие науки, как археология, этнография, история, философия, социология, юриспруденция и, конечно же, экономика. Деньги - это тема множества произведений художественной литературы. Самым первым из них для вас было, наверное, «Муха- Цокотуха» Корнея Чуковского. Вы росли, читали другие, уже взрослые, книги, и героев многих из них волновали те же самые проблемы, связанные с деньгами. Мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие в мир литературы и попытаться ответить на следующие вопросы. Кто сможет это сделать?

  1. Герой какого произведения наивно последовал следующему совету: «...на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дереву, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»?

Ответ. «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.

Кстати, вы можете удивиться, по Буратино не был настолько не прав, как может показаться на первый взгляд. С помощью па мой обычной земли в j любой самой обычной стране можно увеличить количество своих денег.  Просто надо знать больше, чем Буратино о том, как это лучше сделать.

  1. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:

-Клад... - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

-А зачем?

-А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас.

Ответ. Между котом Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского.

  1. Герой какого произведения продал свой смех незнакомцу в клетчатом костюме, рассуждая следующим образом: «Если бы у меня было очень много денег, я снял бы большую квартиру, у меня была бы там отдельная комната, и каждый день я давал бы Эрвину на карманът расходы, сколько он ни попросит. А мать могла бы покупать себе все, что захочет»?

Ответ: «Тим Талер и проданный смех» Джеймса Крюса. -        

  1. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя»?

Ответ: Робинзон Крузо, герой книги Даниэла Дефо.

  1. Кто и в каком произведении восклицал: «Пиастры! Пиастры!»?

Ответ: Попугай Флинт из «Острова сокровищ» JI. Стивенсона.

  1. Герои какого романа, решая вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты:

- А во сколько вы оцениваете эту экипировку?

- О, дело плохо! Мы только что сделали подсчет, причем были невзыскательны, как спартанцы, и все же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров.

- Полторы тысячи, помноженные на четыре, - это шесть тысяч ливров.

- Правда, у нас уже есть седла...

- И сверх того... и сверх того прекрасный алмаз, сверкающий на пальце нашего друга.

 Ответ: «Три мушкетера» А. Дюма.

  1. Герой какого романа «... несмотря на свою легкомысленную с виду светскую жизнь... раз пять в году уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это посчитаться...»?

Ответ: Алексей Вронский, герой романа Л.H. Толстого «Анна Каренина».

  1. О ком были сказаны эти слова: Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.

Ответ:. О Евгении Онегине, герое романа А. С. Пушкина

  1. Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:

Слушай-ка... если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?

Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы проэюитъ весело! -Неуж-то ты ничего не отложишь про запас?

Откладывать? Это к чему же?          '-/'-" —А к тому, чтобы хватило и на будущий год.

Ответ: Между Томом Сойером и Геком Финном из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Кстати., рассказывают., что однажды, еще обучаясь в школе, Марк Твен вырезал на парте свои, имя и фамилию,. Учитель сказал:, «Или плати штраф 5 долларов, или я тебя побью ремнем». Узнав об этом, отец Твена заметил: «Не могу позволить, чтобы нашу фамилию опозорили. Вот тебе, сынок,. 5 долларов, а выпорю тебя я». Мосле домашней порки мальчик смекнул, что учитель вряд ли будет би ть сильнее, нежели отец, и оставил деньги себе. Спустя годы он хвастался: «Те 5 долларов были первым моим заработком, и я понял, как много стоит моя подпись».

  1. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон? Ответ: Золотые.

(«Вее скорлупки золотые.... Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)

  1. «Там царь Кащей над златом чахнет». А где это - там?

Ответ: В Лукоморье, сказки А. С. Пушкина.

  1. Из какого произведения эти строки:

Деньги

Всегда, во всякий возраст нам пригодны;

Но юноша в них ищет слуг проворных

И, не жалея, шлет туда-сюда.

Старик а/се видит в них друзей надежных

И бережет их как синицу ока.

Ответ: «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина.

  1. Кто и в каком произведении так рассуждает о деньгах:

- Вы довольно пошлый человек, Вы любите деньги больше, чем надо.

– А Вы не любите денег?

– Не люблю.

– Зачем же Вам шестьдесят тысяч?

 – Из принципа!

Ответ. Это диалог между Остапом Бендером и Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.

3-й участник. Согласитесь - странным на первый взгляд кажется тот факт, что деньгам, такому не романтическому понятию, посвящают свои произведения многие писатели, поэты, художники, композиторы. Что делать - с давних времен манил людей блеск желтого металла, таящего в себе непонятную магическую силу. И надо сказать, что жизнь денег очень интересна. Скольких людей заставляет удивляться самая-самая необычная информация о предмете разговора!

4-й участник. Например, самой легкой металлической монетой была непальская серебряная монета, выпущенная около 1740 года. Ее размеры были просто смешными - 2 миллиметра на 2 миллиметра. Самое удивительное то, что, делая мелкие покупки, хозяин мог разрезать эту монету пополам, а то и на четыре части! Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тысяч долларов - уплачена 30 июня 1974 года на аукционе в Цюрихе за серебряную де- кадрахму из древних Афин.

Достаточно высоко ценятся и другие монеты из прошлого. Например, за 2 копейки 1927 года можно купить аудиоплеер, за 20 копеек 1934 года - видеомагнитофон, а за редкую разновидность медного рубля - автомобиль. Впрочем, легче заработать деньги другим способом, чем найти эти монеты.

3-й участник. А самая дорогая из современных монет достоинством в 10 ООО долларов отчеканена из платины в 1993 году в Австралии. Она весит 1 килограмм и имеет диаметр 57 миллиметров.

Ведущий. Почти во всех случаях, когда общаются люди, деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег.

Вот как выразил этот факт А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре»: 

Барон смотрит на свое золото. Кажется, не много,

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп - я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

Неустанно проклинали бесовскую власть денег великие гуманисты, видя в них зло, причину вражды между людьми.

А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софоклу «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».

В старину поговаривали, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах как порождении сатаны - пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

Вот такой парадокс - с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, ас другой стороны, это - зло, от которого нужно избавиться.

Возьмем, к примеру, мнение народа, выраженное в пословицах и поговорках. Вспомните известные вам пословицы, которые имеют отношение к деньгам.


Проводится конкурс-аукцион народной мудрости. Победителем становится участник, закончивший аукцион. Аукцион заканчивается, когда будет названа последняя пословица.

Примеры: Деньги любят счет. За свой грош везде хорош. Без копейки рубля не бывает. Копейка рубль бережет. Богатство разум рождает. Долг платежом красен. Долго спать, с долгом встать. Денег куры не клюют. И слова не скажи, только грош покажи. Денежка дорожку прокладывает. Захочешь добра - посыпь серебра. Тот мудрен, у кого карман ядрен. С деньгами мил, без денег постыл. Есть грош, так будет и рожь. Копейка обоз гонит. Денежка не бог, а бережет. Денег наживешь - без нужды проживешь. Наличные денежки - колдунчики. Деньга и камень долбит. Лишние деньги - лишняя забота. Через золото слезы льются. И то бывает, что и деньгам не рад. Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся. Будешь богат, будешь и скуп. Что милей ста рублей? -Двести. Не хвались серебром, хвались добром. Без денег сон крепче. Меньше денег - меньше хлопот. Без нужды живет, кто деньги бережет.

Ведущий. И снова противоречие: «денежка дорожку прокладывает» и в то же время «лишние деньги - лишние заботы». А ведь в этих пословицах выражена человеческая мудрость, мысль и опыт, накапливаемые веками. Получается, что мы деньги слишком любим и в то же время слишком ненавидим, мы денег слишком боимся, в чем же причина такого, порой суеверного, страха перед деньгами? Причина одна. Основа всякого суеверия – непонимание. А природа денег оказывается достаточно сложной, в чем сегодня вы могли убедиться. «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег», - заметил по этому поводу Уильям Ю. Глад-стон, премьер-министр Великобритании. Мы относимся к деньгам, как неразумное дитя к строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он добивается лишь понимания.

Есть еще один парадокс, в котором кроется причина упрямого непонимания феномена денег: деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас, как природная стихия, причем опасная. Предпринимателям известно - когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение - это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно чувствовать.

Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа -миллионер, а сын стоит у конвейера и заворачивает гамбургеры, или автомобили ремонтирует, или даже газетами торгует, зарабатывая себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни. На Западе деньги - воспитательное средство. Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что всего она должна добиваться самостоятельно. Герой популярного у нас романа С. Моэма «Бремя страстей человеческих» считает свои деньгиедва ли не на каждой странице. Плохо это или хорошо? Но, наверняка, трудно и грамотно. От несчастного случая не спасет, но от грубых ошибок гарантирует

Проводится

За рубежом общество всеми силами старается создать условия, чтобы подростки, не спекулируя и не воруя, зарабатывали столько, сколько им требуется. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.


3-й участник. В 90-е годы прошлого века электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в старом сарайчике и до полуночи работал над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда, незадолго до своего тридцатилетия этот странный парень выехал из кирпичного сарая в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. А в своей книге, рассказывая о себе, написал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути».

Ведущий. В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги -зло. Сегодня же распространено мнение, что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. А самое печальное - то, что люди, считающие деньги способными сделать все, сами готовы все сделать за деньги.

Звучит песня А. Дольского «Деньги, деньги, вещи, вещи».

Пейзажи, ландшафты и виды в придачу, 
поля и леса - благодать! - 
Согретые солнцем курорты и дачи - 
полжизни за это отдать. 
И восходы - загляденье! - 
и закаты я люблю, 
но природа стоит денег: 
каждый листик по рублю. 
Запах сена, дух озона, 
на веранде летний день 
стоит денежного звона. 
Деньги, деньги, деньги, деньги. 

На березе все сережки, 
корабли в морской дали 
это "трешки", это "трешки" 
и рубли, рубли, рубли. 

Мы честно справляем наш долг, нашу службу, 
но часто работа нам - казнь. 
и нету прекраснее долга, чем дружба: 
взаимная это приязнь. 

Удовольствие простое 
бретешь не без труда: 
друг - он тоже денег стоит, 
и не малых иногда. 

За столом ночные бденья, 
благомыслие земли, 
потребленье, потребленье. 
Все рубли, рубли, рубли. 

Возвышенье, продвиженье, 
если что-то есть в кармане, - 
это дружбы продолженье. 
Money, money,money, money. 

Идеи и вещи на всем белом свете, 
и грешная плоть, и святая душа 
подвластны монете, монете, монете, 
ни шагу не ступишь нигде без гроша. 

И расчеты нас тревожат, 
кто купил, а кто продал, 
подешевле, подороже. 
Люди гибнут за металл. 

И за фирменную тряпку, 
и за джинсы и дубленку 
продаем родного папку, 
дедку с бабкой и сестренку. 

Голос страшный, голос вещий 
нас зовет в свои владенья. 
Вещи, вещи, вещи, вещи... 
Деньги, деньги, деньги, деньги.


Ведущий. О чем сегодня наши сограждане говорят так же активно, как англичане о погоде? Любимый предмет разговора - денежные дела, трудности семейного быта, возможности заработка. И, наверняка, все согласились бы с мнением поэта: «Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным». Мы действительно переживаем непростое время, так что постоянные жалобы на бедность можно понять. Но, к сожалению, идея недостатка денег захватывает человеканастолько, что становится едва ли не главным содержанием жизни. Она постоянно находится в его сознании, не давая сосредоточиться на плодотворной деятельности. Человек так привыкает быть бедным, что даже если ему удается разбогатеть, то он либо быстренько избавляется от богатства, либо просто продолжает считать себя бедным (жемчуг, мол, мелок). Но нужно всегда помнить о том, что, фиксируясь на неудачах, мы закрываем себе дорогу наверх.

Кто-то однажды сказал, что если сегодня с утра раздать всем людям по 100 рублей, то уже в обед окажется, что у одних денег больше 100 рублей, а у других - меньше. Видимо, так и есть. Если бы еще знать заранее, в число кого ты попадешь... Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы.

  1. В работе меня привлекает результат, а не прогресс (1 балл).
  2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам (1 балл).
  3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое (1 балл).
  4. Деньги — самое главное в жизни (7 баллов).
  5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1 балл).
  6. Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна (1 балл).
  7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7 баллов).
  8. Любая компания признает меня лидером (5 баллов).
  9. Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство (4 балла).
  10. Я хочу получить в будущем высшее образование (2 балла).
  11. Почти всегда бедность — следствие недостатка способностей (5 баллов).
  12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1 балл).
  13. .Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5 баллов).
  14. Я хороший организатор (5 баллов).
  1. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой (1 балл).
  2. Я        никогда не забываю о делах, за которые взялся (1 балл).
  3. Я        бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще (5 баллов).
  4. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5 баллов).
  5. Яне        могу сидеть без дела (1 балл).
  6. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна (1 балл).
  7. Три поражении я тут же начинаю работать на реванш (1 балл).
  8. Деньги        необходимы для решения любой проблемы (4 балла).
  9. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4 балла).
  10. Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7 баллов).
  11. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3 балла).
  12. У меня очень много знакомых (3 балла).
  13. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5 баллов).
  14. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1 балл).
  15. Я с интересом изучаю иностранный язык (1 балл).
  16. Я почти никогда не опаздываю (1 балл).

Высказывания, которые вам не соответствуют, не оцениваются.

Результаты:

Меньше 6 баллов. В каменных джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Скорее всего вам подойдет карьера святого. Советуем вам все же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут, - сначала научитесь лучше плавать.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую жилу», или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса, либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток - вас ждет успех.

Больше 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег. Действительно, если всерьез задуматься над этим вопросом, то можно сделать вывод - купить за деньги можно далеко не все. Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие - нет:

познание окружающего мира,

спокойная и безопасная жизнь,

постоянное саморазвитие,

пища,

влияние на других людей,

модные вещи,

одежда,

любовь,

самоуважение,

хорошее здоровье,

уважение близких,

хорошо устроенный быт,

дружба,

образование,

 развлечения,

общение с природой,

общение с людьми.

И еще один вопрос: на что вы потратили бы свою первую зарплату?

(Этот опрос можно провести при подготовке открытого урока, а на самом открытом уроке сделать выводы по результатам исследования.)

Ведущий. Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважениеблизких. близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради нее покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого». А как часто и порой неожиданно раскрывается характер человека в ситуациях, когда дело касается денег!

В народный суд явились два Поэта.
«О чём вы спорите?» — спросил у них судья.
«Мы спорим о правах на авторство сюжета! —
Сказал один Поэт. — А означает это,
Что рифмы здесь — его, а в рифмах мысль — моя!»
«Да! — заявил другой. — Он подсказал мне тему.
Но пусть народный суд сейчас подскажет нам,
Как славу нам делить и деньги за поэму?
Я предлагаю треть. Он хочет — пополам!»
 
Дал Пушкин Гоголю сюжет
Бессмертного произведенья,
Но он не ждал вознагражденья,
Не намекал на свой бюджет…
Как широко щедры таланты
И как ничтожны коммерсанты!
  

Прозвучала басня С.В. Михалкова «Таланты и коммерсанты».

Звучит песня Ю. Визбора «Деньги».

 Теперь толкуют о деньгах 
   В любых заброшенных снегах, 
   В портах, постелях, поездах, 
   Под всяким мелким зодиаком. 
   Tот век рассыпался, как мел, 
   Который словом жить умел, 
   Что начиналось с буквы "Л", 
   Заканчиваясь мягким знаком. 
    
   О, жгучий взгляд из-под бровей! 
   Листанье сборника кровей! 
   Что было содержаньем дней, 
   То стало приложеньем вроде, 
   Вот новоявленный Моцарт, 
   Сродни менялам и купцам, 
   Забыв про двор, где ждут сердца, 
   К двору монетному подходит. 
    
   Все на продажу понеслось, 
   И что продать, увы, нашлось: 
   В цене все то, что удалось, 
   И спрос не сходит на интриги. 
   Явились всюду чудеса, 
   Рубли раздув, как паруса, 
   И рыцарские голоса 
   Смехоподобны, как вериги. 
    
   Моя надежда на того, 
   Кто, не присвоив ничего, 
   Свое святое естество 
   Сберег в дворцах или в бараках, 
   Кто посреди обычных дел 
   За словом следовать посмел, 
   Что начиналось с буквы "Л", 
   Заканчиваясь мягким знаком.

И спрос не сходит на интриги.

Явились всюду чудеса,

Рубли раздув, как паруса,

И рыцарские голоса

Смехоподобны, как вериги.

Моя надежда на того,

Кто, не присвоив ничего,

Свое святое естество

Сберег в дворцах или бараках.

Кто посреди обычных дел

За словом следовать посмел,

Что начиналось с буквы «Л»,

Заканчиваясь мягким знаком.

Теперь толкуют о деньгах

В любых заброшенных снегах.

Все на продажу понеслось.

Тот век рассыпался, как мел...

Ведущий. Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят несчастья, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные хотя        ивесьма соблазнительньеа методы. Культурао бщения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги. Именно такая мысль заложена в заповедях русских купцов, которые не утратили своей актуальности и в наши дни и о которых неплохо было бы знать современным предпринимателям:

  • Денежку наживай, да честь не продавай.
  • Почтенный покупатель дороже денег.
  • Не надо барыша, была бы слава хороша.
  • Лишнего не бери, души не губи.
  • Неправая нажива - купцу не разжива.
  • Неправедно придет, быстро и уйдет.
  • Нажитое грехом не устроит дом.
  • В ком правды нет, тому и добра нет.
  • Хоть не корыстно, да людям не обидно.
  • Торгуй правдой, больше барыша будет.
  • Не возьмешь товаром, не возьмешь и обманом.
  • Обманом барыша не наторгуешь.
  • Барыш наживай, да совесть не потеряй.
  • Копейку пожалеешь, рубль потеряешь.
  • Без ума торговать - только деньги терять.
  • И дорого продают, да проливаются, и дешево продают, да наживаются.
  • Нам лишь бы сбыть да на покупателя угодить.
  • Превыше всего прибыль, а честь - выше прибыли.

Заповеди русских купцов перечисляет группа участников открытого урока.

Ведущий. А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попасть в полную от них зависимость, неплохо последовать некоторым советам.

  1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Французский писатель Стендаль, к примеру, до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько - на путешествия и даже сколько - на любимую женщину. И такой не считающий денег аристократ, как герой «Анны Карениной» Алексей Вронский, время от времени приводил в ясность все свои денежные дела.
  2. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой. А от этой «славы» - ох, как трудно отмыться!
  3. Планируя расходы, будьте сдержаны: пока что вы не столь богаты, чтобы удовлетворить все свои желания. Любая хорошо организованная жизнь требует от человека самоограничения, финансовая сторона жизни не исключение. Будьте строги к себе: отказывайте в малом во имя большого!
  4. Но только не экономьте на заботе о своих близких! Одеколон отцу, смешная заколка сестре, галстук старшему брату - вы не представляете, как эти мелочи обрадуют их! А кроме того, обрадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
  5. Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением. В конце концов, никакая сумма не велика, чтобы ради нее поступаться независимостью и гордостью. Но отказывайте, если кто-то просто паразитирует на вас.
  6. Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, говорит один из главных героев булгаковского «Мастера и Маргариты». Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас. Пусть этот девиз станет и вашим девизом.
  7. Если у вас возникнут трудности, ищите выход из сложной ситуации. Прилагайте усилия в поисках решенияне спешите раздражаться или начинать жаловаться. Вернитесь к исходному момрш\ и скажите себе: «Постой-ка, постой! Как можно еще решить эту проблему?» Такое возвращение называют методом разворота. Случается, что такой метод позволяет повернуть ход событий неожиданно в хорошую сторону.

Вполне естественно, что почти кяждый человек хочет иметь , что почти каждый человек хочет иметь как можно больше денег, так как потребности наши неограничены. И, наверное, каждому понятно состояние героя некогда известной песни, который к деньгам обращался со словами: «И ваше нежное шуршание приводит сердце в трепетанье» Но чтобы иметь деньги, их нужно заработать. И делают это по-разному. Например, герой рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль» вполне всерьез хотел разбогатеть, следуя народному поверью о неразменном рубле. Вот что об это он рассказывал: «Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную, без одной отметины кошку и нести ее продавать рождественской ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.

Здесь надо стать, пожать кошку посильнее, так, чтобы она замяукала, и зажмурить глаза. Все это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придет кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль - ни больше, ни меньше, как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться, этот рубль и есть неразменный, или безрасходный, - то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь

  • он все-таки опять является в кармане. Чтобы заплатить, например, сто рублей, надо только сто раз опустить руку в карман и оттуда всякий раз вынуть рубль.

Конечно, это поверье пустое и недостаточное; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил».

Рассказ И. С. Лескова зачитывает один из участников.

Ведущий. О древнем поверье знают и наши современники. Вспомните Владимира Высоцкого:

Много тыщ имеет кто - тратьте тыщи те; Даже то - не знаю что - здесь отыщете! Коль на ярмарку пришли -так гуляйте, - Неразменные рубли разменяйте!

Ведущий. А есть счастливчики, которым деньги в буквальном смысле падают с неба на голову.

Зачитывается отрывок из книги М.М. Ильина «Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина»

«Давно это было, - рассказывает радист. - В ту пору в нашем городке Горьковской области одна бабка жила. Не такая уж старая или немощная была, а работать ни за что не хотела, от любого дела отлынивала, даже самого легкого. За птицей смотреть отказывалась, сторожихой быть не желала. Целыми часами на церковной паперти сидела, милостыню просила. Кто не знал бабку, подавал монету-другую. А от тех, кто с нашей или соседней улицы, поживы у нее было мало.

Помню, сидит она у церкви, разные жалостные слова произносит, а ей, как положено, вежливо отвечают:

- Бог подаст, бабка.

Бабка злющая, огрызается на такой ответ: «Захочет и подаст, вам назло подаст!» И вот ведь какое необыкновенное происшествие с этой бабкой приключилось. Выходит она ранним утром из хаты, где жила, а по всему ее дворику деньги рассыпаны. И все серебряные. Земля словно после дождя мокрая, монетки тоже мокрые, так повсюду и поблескивают. Обрадовалась бабка, собрала деньги в мешок, к соседям кинулась, серебро показывает. Соседи ахают, удивляются, а она им одно твердит: «Вот мне и подал Бог. Вам назло вместе с дождем с неба прислал!»

Обежала бабка соседей, от них прямгасом в магазин направилась.

Продавец посмотрел на деньги, обратно возвращает: «Не могу монеты принять, у меня их кассир в банке не возьмет: хоть и русские, да не нашей чеканки».

Те, кто в магазине был, обступили продавца, интересуются деньгами, некоторые на зуб пробуют, не фальшивые ли. Серебро как серебро, но верно, чеканка не наша, царские гербы на них выдавлены. Прав продавец, не примут монету в банке.

В городке полный переполох, умов смятение: деньги хотя и не наши, но все же серебряные, притом действительно на бабкин двор с неба упали. Много хлопот было, пока разобрались, в чем дело, А небесные деньги бабка потом в музей сдала, там ей уплатили за них нашими рублями».

Ведущий. Сможет кто-нибудь из вас объяснить причину такого удивительного явления? Виновники происшествий подобного рода - ураганные ветры и смерчи. Такой случай действительно произошел в Нижегородской области. Вместе с дождем там выпали мелкие серебряные монеты; поднятые смерчем из размытого старинного клада. Так что факт этот верен, хотя и кажется малоп что в кармане появится неразменный падают. Вот как, например, решил свои финансовые проблемы один десятилетний мальчик. Родители наняли ему репетитора по английскому языку. Плату за уроки передавали учителю с мальчиком. Через несколько месяцев заметили, что сынок сильно не высыпается, но в английском, делает грандиозные успехи, оказалось, что мальчишка к репетитору давно не ходит, учит язык самостоятельно по ночам, забираясь с фонариком под одеяло. А деньги, предназначенные на учебу, отдает в рост своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель.

Конечно, мы не призываем вас в следующую же рождественскую ночь отправиться с кошкой на перекресток к кладбищу, и не призываем экономить, например, на обедах, чтобы отдавать деньги под проценты друзьям. Но уже сейчас вам нужно всерьез задуматься, откуда берутся деньги. Вели у родителей денег хватает и беспокоиться не о чем - попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми, и брать деньги у мамы с папой будет просто стыдно. А значйтТнадо самим научиться чему-то, что поможет вам зарабатывать. Образование, кстати, получить, тоже имеет смысл. Не для родителей, а для вас. И кто-то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то мечтать о погибели самого «металла». Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому из вас. В любом случае нужно помнить, что «деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Высказал эту мысль английский философ Фрэнсис Бэкон около четырехсот лет назад. В наши дни она не потеряла своей актуальности.

И если вы начнете зарабатывать деньги, создавая что-либо своими руками, у вас появится чувство, которое может принести огромную радость: чувство уважения к себе, гордость собой. Самое главное богатство, которое, кстати, никуда не денется. Надеемся, что сегодняшний наш разговор станет для вас полезным чтобы уже сейчас вы могли оценить свои возможности, предлагаем выполнить домашнее задание. Представьте, что у вас появилась возможность получить работу, которая вам нравится. Но есть и другие - претенденты на место. Попробуйте составить краткое резюме, в котором нужно указать основные свои достоинства, что вы умеете и какими возможностями располагаете, сколько

хотели бы получать за эту работу. Резюме должно быть четким, лаконичным. И пусть это успешно выполненное вами задание станет одной из первых ступенек на пути вашей самостоятельной жизни.

Успехов вам!

        



Предварительный просмотр:

ДЕНЕЖНАЯ МАССА

НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ                          БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ

                 БУМАЖНЫЕ                                  РАЗМЕННЫЕ                                                   - ЧЕКИ                                                                «ПОЧТИ ДЕНЬГИ»

                                                                                                                                                    -  АККРЕДИТИВЫ          

                                                                                                                                                     -  ПЛАТЕЖНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ                                - АКЦИИ

                                                                                                                                                                                                                                        - ВЕКСЕЛЯ

                                                                                                                                                       - ОБЛИГАЦИИ

                                                                                                                                                      - ДОРОЖНЫЕ ЧЕКИ

                                                                                                                                                       - ЦЕННЫЕ БУМАГИ

ВАЛЮТА

СВОБОДНО                                         ЧАСТИЧНО                       НЕКОНВЕРТИРУЕМАЯ

КОНВЕРТУРУЕМАЯ                     КОНВЕРТИРУЕМАЯ

             

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока по английскому языку тема:"Деньги" для специальности "экономика и бухгалтерский учёт" по отраслям

Вид урока:Комбинированный    Методы обучения:Словесный, наглядный, практический, исследовательский. Форма проведения урока:классно-урочная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Пре...

конспект открытого урока по экономике в 6 классе

Открытый урок по экономике в 6 классе по теме "Организационные формы торговли"...

открытый урок по экономики.

Значение экономики в жизни общества....

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

Открытый урок по экономике отрасли

Данная разработка по экологии дает возможность обучающимся осмыслить понятие радиация,радиоактивные нуклиды; уметь отличать внешнее облучение от внутреннего облучения; формирует у обучающихся представ...

Конспект открытого урока по теме «Экономика. Роль экономики в жизни общества» 10 класс

Цели урока:- обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на обществ...

Открытый урок по экономике в 11 классе по теме "Понятия и факторы экономического рынка"

Цель данного урока познакомить обучающихся с понятиями экономического роста, способами его измерения, факторами, влияющими на темп экономического роста. Способствовать формированию основ эконом...