Открытый урок по экономике отрасли
план-конспект урока по экологии по теме
Данная разработка по экологии дает возможность обучающимся осмыслить понятие радиация,
радиоактивные нуклиды; уметь отличать внешнее облучение от внутреннего облучения; формирует у обучающихся представления об опасности, которую представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Воспитывает любовь к природе, гордость за свою Родину
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 63 КБ |
urok_ekologii.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Радиоактивность в биосфере. Экологические
проблемы.
Тип урока: комбинированный
Задача: подвести учащихся к осмыслению понятий радиация,
радиоактивные нуклиды; уметь отличать внешнее облучение от внутреннего облучения; формирование у учащихся представления об опасности, которую представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Воспитывать любовь к природе, гордость за свою Родину.
Оборудование:
Учебники «Экология 10-11 кл.» Е.А. Криксунова, В.В.
Пасечника, таблицы «Внутреннее облучение радиоактивными элементами», «Степени радиоактивного облучения человека», компьютер, фильм «О Чернобыле»
Ход:
l. Изучение нового материала.
Запись темы на доске и в тетрадях учащимися.
Сообщение цели урока:
«Мы должны выяснить, что собою представляет радиоактивность, радиация, радиоактивные нуклиды, какие бывают виды излучения, какую опасность они несут в себе для людей»
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова:
Берегите эти земли,
Эти воды, даже малую
былиночку любя.
Берегите всех зверей
природы,
Убивайте лишь зверей
внутри себя.
План:
- История изучения радиоактивных элементов.
- Понятие об радиоактивных нуклидах.
- Пути проникновения радиации в организм. Виды облучения.
- Источники радиоактивного загрязнения.
Слово учителя биологии:
Радиоактивность, радиация, ионизирующие излучение- эти понятия стали известны человечеству около 100 лет назад. С их страшной разрушительной силой и великими созидательными возможностями человечество знакомо примерно 50 лет (от Хиросимы в Японии к АЭС, радиотерапии и т.д.)
Радиоактивные загрязнения имеют существенное отличие от других.
Слово юному химику:
В 1896 году Беккерель, занимаясь изучением веществ, способных светиться в темноте после предварительного их освещения ярким светом, обнаружил, что уран сам по себе непрерывно дает какое-то излучение-день за днём, месяц за месяцем. Это излучение по своим свойствам напоминало рентгеновское, открытое несколько месяцев назад: оно проникло через непрозрачные предметы, засвечивало фотопластинки, ионизировало воздух.
Продолжая и развивая исследование Беккереля, Пьер и Мария Кюри через 3 года открыли, что такими же свойствами обладают и другие вещества: первое из открытых ими веществ было названо полонием, второе радием.
В чем же кроился секрет этих элементов?
Вскоре Резерфорд доказал, что это излучение неоднородно и состоит из потока тяжелых положительно заряженных частиц, потока отрицательных частиц и электромагнитного излучения. Эти виды радиоактивного излучения получили название альфа-излучение ,бета-излучение и гамма-излучение.
Огромные энергии, которыми обладали эти излучения, свидетельствовали, что их источниками не могут быть никакие из цветных химических или физических процессов. Стало ясно, что эти излучения исходят из ядер атомов этих элементов. Почему и как это происходит?
Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. У легких химических элементов число протонов и нейтронов в ядре примерно одинаково и кулоновские силы отталкивания уравновешиваются ядерными силами притяжения. Такие ядра стабильны.
У некоторых тяжелых элементов число протонов и нейтронов может сильно отличаться. (Например, у урана-92 протона и 146 нейтронов – уран -238) и равновесие ядерных и кулоновских сил из-за очень плотной упаковки протонов и нейтронов уже неустойчиво. Ядро стремится перейти в более устойчивое состояние, поэтому и происходит выброс из ядра альфа- частиц и гамма - квантов.
Рассказ с использованием на экране рисунка « Ряд распада
урана-238.
Учитель биологии:
Из выше сказанного вытекает что:
Радиоактивные нуклиды- это ядра нестабильных химических элементов, испускающие частицы и коротковолновые электромагнитные излучения.
Чтение и запись определения из учебника в тетрадь.
-Именно эти частицы, и излучение, попадая в организм человека, разрушают клетки, вследствие чего могут возникнуть различные болезни, в том числе и лучевая.
Каковы же пути проникновения радиации в организм человека.(показ на экране)
1)радиоактивные изотопы могут проникать в организм вместе с пищей или водой. Через органы пищеварения они распространяются по всему организму.
2)Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в легкие. Но они облучают не только легкие, а также распространяются по организму.
3)Изотопы. находящиеся в земле или на её поверхности, испуская гамма-излучение, способны облучить организм снаружи.
Слово преподавателю биологии:
-исходя из выше сказанного, различают два вида облучения: внешнее и внутреннее.
1)Внешнее облучение-это облучение, которое происходит за счёт излучения космического происхождения и радиоактивных нуклидов, находящихся в окружающей среде.
2)Внутреннее излучение-это облучение, которое создаётся радиоактивными элементами, попадающими в организм человека с воздухом, водой, пищей.
Анализ рисунка на экране» Внутреннее облучение
радиоактивными элементами»
Сообщение учащегося:
Лишь недавно учёные определили, что радон является наиболее весовым из всех естественных источников радиации: он даёт, примерно половину годовой эффективной эквивалентной дозы облучения от естественных источников. Радон выделяется всеми земными породами и вдыхается человеком. Радон накапливается в помещении, просачиваясь из грунта через фундамент и пол, выделяясь из стены здания, при использовании в больших количествах воды - стирка, душ.
Для количественной характеристики воздействия излучения на человека используют единицы: биологический эквивалент рентгена
(бэр) или Зиверт (Зв)
1 Зв= 1оо бэр
В течение года в среднем человека получает дозу 0,1 бэр, за всю жизнь около 7 бэр.
Но если суммарная доза внешнего и внутреннего облучения превышает определенный предел, то это вызывает различные изменения в организме, что может привести к болезням и даже смерти человека.
Вот почему каждый человек должен знать допустимые дозы радиоактивного облучения (показ на экране.)
Сообщение учащегося:
На земном шаре есть такие местности, где ежегодная доза радиоактивности выше средней. Так, например, люди , живущие в высокогорных районах, за счёт космического излучения могут получить дозу в несколько раз большую. Большие дозы излучения могут быть в местностях, где содержание естественных радиоактивных источников велико. В Бразилии, в 20 км от Сан- Паула, есть небольшая возвышенность, где годовая доза составляет 25 бэр. Эта местность необитаема. Чуть меньше уровни радиации были зарегистрированы на морском курорте, расположенном в 6оо км к востоку от этой возвышенности.
Территории в Бразилии, Индии являются наиболее хорошо изученными «горячими точками» нашей планеты. Но в Иране, например, в районе городка Рамсер, где бьют ключи, богатые радием, были зарегистрированы уровни радиации до 400 миллизивертов в год. Известны и другие места на земном шаре с высоким уровнем радиации, например, во Франции, на Мадагаскаре.
Слово учителя биологии:
Наибольшую опасность представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Основными источниками радиоактивного загрязнения являются:
1)хранение (халатное) и применение, транспортировка радиоактивных элементов
2)АЭС, ледоколы, подводные лодки с ядерными установками при нормальной эксплуатации объектов атомной энергии и промышленности загрязнение радионуклидами составляет ничтожно малую долю от естественного фона.
Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах.
Н-р. Авария на ЧАЭС.
Просмотр эпизодов из фильма об аварии на ЧАЭС.
Вывод: при взрыве на Чернобыльской атомной станции в окружающую среду было выброшено лишь около 5% ядерного топлива. Но это привело к облучению многих людей, большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья. К ним относятся и территории Брянской области, особенно её юго-западные районы (10 тыс. км. КВ. из 35).
Показ на экране загрязнённых территорий на карте Брянской области.
Сообщение учащегося:
Попавшие в организм радионуклиды выводят естественным путём, но этот процесс можно сделать боле эффективным с помощью правильно организованного питание; следует насытить организм калием, натрием, кальцием, рекомендуют травы: душистую, чабрец, пектиновые вещ-ва, которые много в крыжовник, красной смородине, яблоках.
Закрепление изученного:
-Что мы понимаем под радиоактивными нуклидами?
-Какие частицы принимают участие в излучении? (бета, альфа, и гамма-частицы)
-Какие 2 вида облучения различают? (внешнее и внутреннее)
-Каковы источники загрязнения антропогенного характера?
Итог урока:
С каждым годом источники радиационного загрязнения, созданные человеком, представляют всё большую опасность для окружающей среды. Таким образом использование ядерной энергии поставило перед человечеством новые серьёзные проблемы.
Слушание отрывка из стихотворения
Михаила Дудина
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам жировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Дом.зад. стр.192-196.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Подвести учащихся к осмыслению понятий«радиация», «радиоактивные нуклиды»; уметь отличать внешнее облучение от внутреннего облучения; сформировать у учащихся представление об опасности, которую представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. Воспитывать любовь к природе, гордость за свою Родину.
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
План: 1. История изучения радиоактивных элементов. 2.Понятие о радиоактивных нуклидах. 3.Пути проникновения радиации в организм. Виды излучений. 4.Источники радиоактивного загрязнения.
Радиоактивность, радиация, ионизирующие излучения – эти понятия стали известны человечеству около 100 лет. С их страшной разрушительной силой и великими созидательными возможностями человечество знакомо примерно 50 лет (от Хиросимы в Японии к АЭС, радиотерапии и т.д.). Радиоактивные загрязнения имеют существенное отличие от других.
Радиоактивные нуклиды – это ядра нестабильных химических элементов, испускающие заряженные частицы и коротковолновые электромагнитные излучения.
Пути проникновения радиации в организм человека 1) Радиоактивные изотопы могут проникать в организм вместе с пищей или водой. 2) Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в легкие. Но они облучают не только легкие, а также распространяются по организму. 3) Изотопы, находящиеся в земле или на ее поверхности, испуская гамма – излучение, способны облучить организм снаружи. Эти изотопы также переносятся атмосферными осадками.
Различают 2 вида облучения: внешнее и внутреннее. 1) Внешнее облучение – это облучение, которое происходит за счет излучения космического происхождения и радиоактивных нуклидов, находящихся в окружающей среде. 2) Внутреннее облучение –это облучение, которое создается радиоактивными элементами, попадающими в организм человека с воздухом, водой, пищей.
Внутреннее облучение радиоактивными элементами
Для количественной характеристики воздействия излучения на человека используют единицы: биологический эквивалент рентгена (бэр) или Зиверт (Зв) 1 Зв = 100 бэр В течение года в среднем человек получает дозу 0,1 бэр, за всю жизнь около 7 бэр.
Приборы измерения радиации
Степени радиоактивного облучения человека
Основными источниками радиоактивного загрязнения являются: Хранение (халатное) и применение, транспортировка радиоактивных элементов , испытания ядерного оружия. 2) АЭС, ледоколы, подводные лодки с ядерными установками.
Ледокол
Испытание ядерного оружия
АЭС
При нормальной эксплуатации объектов атомной энергии и промышленности загрязнения радионуклидами составляют ничтожно малую долю от естественного фона. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах. Н - р авария на ЧАЭС.
Чернобыль
Вид на ЧАЭС
Вывод: при взрыве на Чернобыльской атомной станции в окружающую среду было выброшено лишь около 5% ядерного топлива. Но это привело к облучению многих людей, большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья. К ним относится и территория Брянской области, особенно ее юго-западные районы, (= 10 тыс.км 2 из 35)
Загрязненные территории Брянской области
Попавшие в организм радионуклиды выводятся естественным путем, но этот процесс можно сделать более эффективным с помощью правильно организованного питания: следует насытить организм калием, натрием, кальцием, рекомендуют травы: душицу, чабрец, пектиновые вещества, которых много в крыжовнике, красной смородине, яблоках.
Вешенки
Красная смородина
Яблоки
Чабрец
Закрепление изученного: - Что мы понимаем под радиоактивными нуклидами? - Какие частицы принимают участие в излучении? - Какие 2 вида облучения различают? - Каковы источники радиационного загрязнения антропогенного характера?
Основные понятия урока: Радиоактивные нуклиды Пути проникновения радиации в организм Внешнее облучение Внутреннее облучение Биологический эквивалент рентгена 13в=100бэр Источники радиационного загрязнения антропогенного характера
Итог урока: С каждым годом источники радиационного загрязнения, созданные человеком, представляют все большую опасность для окружающей среды. Таким образом, использование ядерной энергии поставило перед человечеством новые серьезные экологические проблемы.
Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня. Нам жировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ. Не то Земли не будет У каждого из нас. (Михаил Дудин)
Домашнее задание: Учебник Е.А. Криксунова «Экология»стр.192-196 Составить кроссворд по теме урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка открытого урока по английскому языку тема:"Деньги" для специальности "экономика и бухгалтерский учёт" по отраслям
Вид урока:Комбинированный Методы обучения:Словесный, наглядный, практический, исследовательский. Форма проведения урока:классно-урочная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Пре...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Экономика отрасли"
В современных условиях в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Значение малого бизнеса заключается в том, что его развитие несет в себе ряд преимущес...
конспект открытого урока по экономике в 6 классе
Открытый урок по экономике в 6 классе по теме "Организационные формы торговли"...
Открытый урок по Экономике на тему "Деньги"
На данном уроке экономики ребята узнают об истории и происхожеднии денег, их значение в жизни людей....
открытый урок по экономики.
Значение экономики в жизни общества....
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.
Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные в...
Открытый урок по экономике в 11 классе по теме "Понятия и факторы экономического рынка"
Цель данного урока познакомить обучающихся с понятиями экономического роста, способами его измерения, факторами, влияющими на темп экономического роста. Способствовать формированию основ эконом...