I. Организационный момент. II. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
III. Актуализация и закрепление полученных на прошлых уроках знаний, формирование навыков для решения задач по теме. Цель: организовать более глубокое усвоение терминов и определений по теме, а также их понимание и умение применять при решении задач; - создать условия для формирования понимания применения данных знаний в реальной жизни; - связать термины и определения с нашей страной, регионом.
2
3
Задача
4
5
6
Рефлексия
Домашнее задание:
Оценки | Ƴ: Здравствуйте, садитесь
Ƴ: Притча. Оставил отец троим своим сыновьям наследство, чтобы разделили они его поровну и распорядились по своему усмотрению. Старший сын купил машину, о которой давно мечтал; второй отправился в кругосветное путешествие, а третий купил акции фирмы Майкрософт. Через несколько лет оказалось, что у старшего брата машину угнали, у среднего закончились деньги, а младший получил большие дивиденды и разбогател. ?- Как вы относитесь к выбору каждого брата? ?- В роли какого брата вы хотели бы оказаться? ?- Как вы думаете, младший брат разбирался в законах экономики?
Ƴ: Скорее всего, он хорошо знал экономическую теорию, термины, которые спрятаны здесь на доске.
Ƴ: Попробуйте сгруппировать слова так, чтобы получились термины. ?- Какие группы слов у вас получились?
Ƴ: Вспомнили мы их не случайно. Они помогут нам разобраться в теме сегодняшнего урока. А говорить мы будем о росте…
Ƴ: Ребята, вы обучаетесь в школе уже 11-ый год. ?- За это время вы изменились? ?- Как?
Ƴ: По-другому, количественный рост и качественный рост. ?- А в экономике, какой может быть рост?
Ƴ: Следовательно, сегодня мы с вами будем говорить о чем? Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1
Ƴ: Откройте тетради, запишите число, тему урока. В течение урока мы будем составлять с вами опорную схему, похожую на паучка. ( на доску вывешивается ватман с опорной схемой, которая будет пополняться в течении урока). Ƴ: Когда мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, то обычно задаем много вопросов. 1. Что это? 2. Как изобразить? 3. Как определить? 4. Что влияет? 5. Какой бывает? 6. Для чего? 7. Как ускорить? Вот такие вопросы возникли у нас по этой теме. Но мы не можем оставить эти вопросы без ответов ?- В чем состоит цель нашего урока?
Ƴ: Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы проведем исследование понятия «Экономический рост» и сможем увидеть его суть и значимость.
Ƴ: У каждого из вас на столах есть пронумерованные конверты с различными карточками. Отвечая на первый вопрос, вы используете конверт №1, на второй №2 и т. д. Итак! Вопрос 1: «Что это? Экономический рост?», сгруппируйте верные слова и сложите определение экономического роста.
?- Как вы понимаете эти слова? - Дайте полный ответ на первый вопрос: «Что такое экономический рост?»
Слайд 2 Все разобрались? Покажите это, используя смайлики.
Ƴ: 2. «Как можно изобразить экономический рост?» Слайд 3 (различные графики) Ƴ: В конвертах вы найдете различные графики, выберете тот который отражает экономический рост. Слайд 4 (график- тренд) Ƴ: Все разобрались? Покажите это, используя смайлики.
Сформулируйте третий вопрос.
Ƴ: Из предложенных вам карточек составьте формулы, которые могли бы выражать измерение экономического роста? Слайд 5 (карточки все) Слайд 6 (верные карточки) Ƴ: Запишите формулу по которой можно измерить экономический рост или обратное.
Слайд 7 (задача)
Имеются следующие статистические данные по Росси: Показатели экономики | 1996 г. | 1997 г. | ВВП в текущих ценах (трлн. руб.) | 2200 | 2586 | Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году |
| 116,6% |
Можно ли сказать, исходя из этих данных, что в рассматриваемый период в России был экономический рост?
?-Можно ли реальный ВВП использовать как показатель для оценки уровня жизни?
Слайд 8 (таблица) Ƴ: Рассмотрим таблицу. Что можно сказать о жизненном уровне россиян? Отразите через смайлики ваше отношение к ситуации, обоснуйте. ?-Как?
Ƴ: следующий вопрос: 4. «Что влияет на экономический рост?»
?- Какой из этих терминов ключевой? Слайд 9 (факторы экономического роста) Ƴ: Все разобрались? Отразите через смайлики.
Ƴ: Следующий вопрос: 5.«Каким бывает экономический рост?» Вернемся к началу урока, когда мы говорили о росте. Встаньте те, кто за последние 3 года поправился хотя бы на 100 грамм. ?- Встаньте те, кто вырос хотя бы на 2 см. ?- Встаньте те, кто закончил начальную школу на отлично. ?- А теперь те, кто закончил 9-й класс на отлично. ?- А теперь те, кто в 11-м классе учится только на «5». - Что мы наблюдаем? Количественные изменения произошли у всех. ?- А качественные?
Экономический рост тоже бывает двух типов: качественный (интенсивный) и количественный (экстенсивный) Слайд 10(типы экономического роста) Ƴ: разделите факторы на две предлагаемые группы.
Ƴ: Стрелками разделите факторы на две предлагаемые группы.
Ƴ: Оцените себя. Дайте полный ответ на 5 вопрос. Все поняли? Покажите это через смайлики.
Ƴ: Следующий вопрос: 6. «Для чего нужен экономический рост?»
На схему вешается карточка.
Ƴ: Мы провели с вами исследование. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Перед вами логическая опорная схема, проанализировав которую, вы сможете хорошо не только подготовить домашнее задание, но и качественно разобраться в теме сегодняшнего урока. Давайте охарактеризуем его ответив на несколько вопросов. ?- Какое главное понятие заложено целью нашего урока? ?- Каким бывает экономический рост? ?- Какую функцию выполняет экономический рост? Что он делает? Выразите эти действия 3 глаголами. ?- Так что же это такое, экономический рост? ?- Ну и последнее. В чем сущность экономического роста, для чего он нам нужен?
Давайте прочитаем синквейн который у нас получился. Слайд 11
Вы видите, что один луч остался без ответа. .«Как ускорить экономический рост?» Это ваше домашнее задание. Что вы можете сделать, чтобы жизненный уровень в России стал выше? Контрольные вопросы-стр. 134-135. Катрочка-задача.
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите это через смайлики. | Приветствуют учителя, садятся.
Слушают учителя.
🖐- ответы обучающихся.
🖐- читают слова расположенные на доске (ВВП, номинальный, реальный, факторы производства, труд, земля, капитал). 🖐- 1. ВВП, номинальный, реальный; 2. Труд, земля, капитал, факторы производства. (формулируют определения данных понятий)
🖐- Мы выросли, стали выше – это физический рост. Получили много знаний, стали умнее – это личностный рост.
🖐- экономический.
🖐- Экономический рост и факторы экономического роста.
Обучающиеся работают в тетради.
🖐- Цель нашего урока – найти ответы на все поставленные вопросы.
Обучающиеся работают с карточками. 🖐-Долговременная, тенденция, реального, ВВП
🖐- Экономический рост – это долговременная тенденция увеличения реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны (ученик, давший верный ответ выходит к доске и вывешивает определение на ветку №1)
Показывают смайлики.
Выбирают графики, демонстрируют их и объясняют свой выбор, крепят верный график на схему.
Показывают смайлики.
🖐- 3.«Как определить или измерить экономический рост?» 🖐- Темп измерения ВВП, ,
🖐- Записывают формулу на ватмане-схеме.
🖐- Решение: Прежде всего, приводим данные за 1997 г. к реальному значению, корректируя их с помощью индекса цен: Индекс-дефлятор = (ВВПном /ВВПреал) • 100%, отсюда ВВПреал = (ВВПном/индекс-дефлятор(в %)) • 100%, Темп измерения ВВП в 1997 г. составит: Таким образом, в 1997 г. в России наблюдался незначительный экономический рост – менее 1%.
🖐-Показателем уровня благосостояния, качества жизни выступает величина реального ВВП на душу населения. Например: Наш класс угостили пирогом. Каждому достался определенный кусок. Но вот к нам в гости зашли друзья из другого класса, и пирогом пришлось поделиться. Теперь каждому из нас достанется меньше. То есть, если говорить экономическим языком уровень нашего благосостояния снизился. 🖐- Для повышения жизненного уровня необходимо увеличить реальный ВВП.
🖐-увеличить темп экономического роста.
Ответы обучающихся. Все карточки предложенные обучающимся подходят.(труд, физический капитал, человеческий капитал, количество и качество природных ресурсов, технический прогресс, инвестиции.)
🖐-технический прогресс, инвестиции.
Показывают смайлики
Отвечают на вопросы вставая. (физминутка)
Работают в группах по 2 человека Заслушиваются 2-3 ответа обучающихся. 🖐- 1 у: на интерактивной доске стрелками распределяет факторы.
🖐- Ответы обучающихся.
🖐- Улучшить условия жизни населения. Реализовать на практике достижения НТП. Увеличить производственные возможности экономики. Сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему
Экономический рост.
Интенсивный и экстенсивный.
Улучшает, реализовывает, увеличивает.
Это увеличение реального ВВП.
От него зависит благосостояние каждого из нас. ( он нужен нам для повышения уровня жизни)
Записывают домашнее задание. |
ВВП- валовой внутренний продукт. ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны. Номинальный ВВП выражен в текущих ценах, реальный ВВП выражен в неизменных ценах, он отражает фактическое изменение ВВП. Уровень благосостояния граждан определяется величиной ВВП на душу населения.
Экономический рост – это долговременная тенденция увеличения реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.
График: В качестве показателя экономического роста может выступать только реальный ВВП или другой реальный показатель общего уровня производства. Поэтому из предложенных графиков экономический рост отражает график на осях которого отложено время и реальный ВВП. Такой график называется –тренд.
Темп экономического роста ( темп измерения ВВП) = (
Показателем уровня благосостояния, качества жизни выступает величина реального ВВП на душу населения.
Экстенсивный экономический рост –увеличение ВВп за счет расширения масштабов использования ресурсов. Интенсивный экономический рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности. Цели экономического роста: Улучшить условия жизни населения. Реализовать на практике достижения НТП. Увеличить производственные возможности экономики. Сгладить социальную дифференциацию доходов населения и стабилизировать экономическую систему |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и обобщения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое мнение, предположение
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое мнение, предположение.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке).
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать. Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке
Регулятивные: уметь оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке) Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке).
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и обобщения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать.
Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, изображения на слайде, свой жизненный опыт и информацию на уроке) Регулятивные: уметь оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |