Методическая разработка «Коммуникации в организации. Этика делового общения».
методическая разработка по экономике по теме
Данное занятие уникально тем, что проводится практически все с помощью деловых игр.
Оно посвящено проблемам эффективного делового общения. Студенты. Изучающие данную дисциплину находятся на пороге самостоятельной взрослой жизни. Практически все проблемы в учреждении или организации где им придется строить свою профессиональную карьеру тем или иным образом связаны с общением –процессом передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми.
От того, насколько грамотно построено общение, зависят результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, руководством, удовлетворенность сотрудниками своим трудом, морально – психологический климат в организации. Данное занятие даст возможность студентам научиться правильно общаться в кругу своих коллег, понять свои проблемы в этом плане, научиться преодолевать их.
В профессиональной деятельности эффективное и грамотное общение позволяет решать не только вопросы организации, но и проблемы ее сотрудников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка «Коммуникации в организации. Этика делового общения». | 39.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
«Коммуникации в организации.
Этика делового общения».
Продолжительность занятия……………………90 минут.
Место проведения занятия………………………учебная аудитория
Форма проведения занятия………………..…….бинарное практическое
Метод проведения занятия………………………деловая игра.
Цели занятия:
образовательная: научить владеть техникой телефонных разговоров, служенных приемов, деловых совещаний.
развивающая: оценивать, анализировать, делать выводы;
воспитательная: показать значимость для будущей практической деятельно-сти.
Материальное обеспечение занятия.
1. Мультимедийный видеопроектор.
2. Диалоги телефонного разговора.
3. Диалоги служебного приема.
4. Правила ведения телефонного разговора.
5. Рекомендации беседы пи устройстве на работу
6. Правила поведения женщины на работе.
7. Карточки для самостоятельной работы.
8. Задание для упражнения.
9. Видеоролики.
Хронологическая карта занятия
1. Организационный момент……………………………………...…….... 2 минуты
2. Вступительное слово преподавателя……………………………..…….2 мин.
3. Тест на проверку знаний студентов по теме …………………….…….7 мин.
4. Фронтальный опрос…………………………………..………………….4 мин.
5. Деловая игра (правила ведения телефонных разговоров)……..…….10 мин
6. Вопросы для самопроверки……………………………………………..5 мин.
7. Просмотр видеоролика………………………………………….……….2 мин
8. Фронтальный опрос………………………………………………………5 мин
9. Вопросы для самопроверки………………………………..…………….5 мин
10. Составление образа деловой женщины…………………………..……..5мин
11. Понятие служебный прием (фронтальный опрос)……………………..5 мин.
12. Деловая игра (служебный прием)…………………………….…………15 мин.
13. Деловое совещание (фронтальный опрос)………………………….…..5 мин
14. Неформальные методы коммуникации (фронтальный опрос)….…….4 мин.
15. Деловая игра (пресс – конференция)……………………………..……..6 мин
16. Упражнение «Как распространяются слухи и сплетни»………………6 мин
17. Просмотр видеоролика…………………………………………..………2мин.
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Оно лежит в основе всего, что мы делаем. Менеджмент – та сфера человеческой деятельности, где общение играет определенную роль. От того насколько грамотно оно построено завися результаты работы, степень взаимодействия с сотрудниками, морально-психологический климат в коллективе.
Коммуникации в организации делятся на формальные и неформальные. Формальные коммуникации определяются политикой правилами, должностными инструкциями данной организации, и осуществляются по формальным каналам. В этом разделе большую роль играет этика делового общения. Впервые понятие «Этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху, поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Сегодня мы понимаем этику как учение о морали и нравственности.
Неформальные коммуникации не следуют общим правилам и осуществляются по неформальным каналам, которые существуют в силу личных отношений между членами организации.
И первое что мы сегодня с вами сделаем – это определим ваши коммуника-тивные способности.
Задание № 1
Тест для контроля знаний студентов по теме. (приложение к заданию 1 )
Задание №2
1. Что такое общение?
- Общение – это передача мыслей, эмоций или отношений одного или не-скольких человек другому или другим лицам.
2. Назовите частные проявления делового общения?
- Служебный прием, переговоры, беседа, дискуссия, спор - это частное проявление делового общения, которое занимает 60-80% рабочего времени менеджера.
3. Какова роль телефона в современной жизни?
- Невозможно представить современную деловую жизнь без телефона.
Благодаря телефону повышается оперативность решения огромного количества вопросов, отпадает необходимость посылать письма или ехать в другое учреждение для выяснения обстоятельств дела. По телефону проводятся переговоры, отдаются распоряжения, излагаются просьбы, даются консультации, наводятся справки, заключаются договора.
4. В чем заключается искусство ведения телефонных разговоров?
- Человечество разговаривает по телефону уже более века.
Искусство ведения телефонных разговоров заключается в том, чтобы в минимально короткий отрезок времени сообщить все, что следует и получить ответ.
Давайте попробуем выяснить: правильно ли мы говорим по телефону?
У вас на парте есть рекомендации к ведению телефонных разговоров, еще раз посмотрите их -5 минут.
Предлагаю Вам привести примеры телефонных разговоров:
Студенты приводят примеры.
Телефонный разговор № 1.
Доброе утро!
Кто говорит?
Вам звонит Иванова!
Как дела?
У Вас есть пара минут?
Я звоню вам, Сергей Иванович, чтобы обсудить вопрос: насколько мы можем быть Вам полезны в доставке перевязочных материалов.
Гм, так сказать.
Я загляну к Вам как-нибудь, и мы продолжим наш разговор.
Добро! Пока, Сергей Иванович.
Итак, мы прослушали телефонный разговор и давайте оценим их с точки зрения:
а) правильности построения разговора
б) этикета делового общения по телефону
в) речевых правил и особенностей телефонных разговоров.
Подведем итог общения: вы убедились, что телефонный разговор был по-строен неправильно.
Телефонный разговор № 2.
Если звоните Вы.
Добрый день, Петрова Ирина Васильевна, главная медицинская сестра.
Ольга Дмитриевна?
Вам сейчас удобно говорить?
Я звоню, чтобы обсудить с вами вопросы по подготовке к научно-практической конференции.
Насколько я знаю, Вы принимаете решение по поводу возможности получения информации.
Можно ли Вам задать несколько кратких вопросов?
Когда вы будете свободны?
Вам удобно встретится в четверг в 15-00?
Благодарю Вас за то, что вы уделили мне сое время.
Оцените этикет делового общения по телефону. Оценку дайте в следующем порядке:
- речевые правила и особенности телефонных разговоров;
- некоторые правила этикета при ведении телефонных разговоров;
- прочие советы.
Студенты называют положительные моменты.
Вопросы для самопроверки.
1. Подняв телефонную трубку, вы скажете:
А) «Говорите…»
Б) «Да,,,»;
В) «Слушаю вас…»;
Г) назвав свою фирму «Добрый день»!;
Д) название своей фирмы и свою фамилию или должность;
Е) название фирмы, отдела, свою фамилию.
Ответ.
Наилучший ответ – е. Вы теряете меньше времени. Во – первых, сразу нередкие ошибочные звонки, Во – вторых, позвонивший сразу приступит к делу, так как знает, кто его слушает (секретарь, директор, специалист или охранник).
Ответ гнеплохой, но первым здоровается тот, кто звонит. Когда здороваются первыми те, кому звонили, это иногда воспринимается как некое заискивание.
2. Вас просят передать информацию отсутствующему коллеге.
Ваши действия:
а) увидев, расскажете ему;
б) напишете записку и положите на его стол;
в) попросите того, кто его наверняка увидит передать содержание разговора;
г) предложите перезвонить,
Ответ.
Лучший ответ – б (напишете записку и положите на его стол). Вариант а (увидев, расскажете ему) имеет тот минус, что вы можете с коллегой не встретиться. Вариант в (попросите того, кто его наверняка увидит передать содержание разговора) наихудший: ни в коем случае нельзя передавать информацию через третьих лиц! Информация при этом искажается. Таковы особенности нашего восприятия и нашей памяти. Предложение перезвонить может привести к потере потенциального партнера или делового контакта: не застав нужное лицо один- два раза, как правило больше не звонят.
3.Какой ответ предпочтительнее:
А) «Могу ли я вам помочь?»
Б) «Чем я могу вам помочь?»
Ответ.
Предпочтительнее более конкретный ответ б «Чем я могу вам помочь?».
4.Вы обещали перезвонить, решив проблему к определенному сроку. Однако решить ее не удается. Ваши действия:
А) позвоните, когда решите;
Б) позвоните и договоритесь о новом сроке.
Ответ.
Вы должны перезвонить в обещанное время, даже если решить к этому сроку ничего не удается. Проявление внимания всегда действует благотворно.
5. Вам задали вопрос, ответа на который вы не знаете. Вы говорите:
А) «Я не в курсе»;
Б) «Я не знаю»;
В) « Хороший вопрос… Разрешите, я кое- что уточню для вас»;
Г) «Позвоните… ( такому – то)»
Ответ.
Наиболее уважительный ответ – в . « Хороший вопрос… Разрешите, я кое- что уточню для вас».
6. Позвонив в приемную начальника вы
а) изложите свой вопрос полностью;
Б) узнаете лишь, кто решает подобные вопросы?
Ответ.
Вам следует лишь узнать, кто способен решить интересующий вас вопрос.
Приложение к заданию №2.
Правила ведения телефонного разговора
Составьте план разговора:
- какова цель разговора (получить согласие или договориться о встрече)?
- что Вы знаете о человеке, которому звоните?
После установления соединения, начните с «живых» слов: «доброе утро или добрый день», назовите свое полное имя и полное имя человека, которому звоните.
Избегайте ничего не значащих фраз типа «Как дела?» или «Вы меня не знаете».
Спросите «вам сейчас удобно говорить?» Если в ответ услышите: «Нет, у меня совещание», - спросите, когда будет удобно позвонить снова. Не говорите: «У Вас есть пара минут?» «Вы очень заняты?» - это избитая фраза, лучше «Я звоню, чтобы обсудить с Вами вопрос».
Узнайте, кто принимает решения. «Насколько я знаю, Вы принимаете решения о…, не так ли?» Узнайте, с кем надо еще поговорить.
Спросите разрешения, прежде чем задавать вопросы. «Чтобы определить, насколько мы можем быть Вам полезны, и хотя бы сначала, если можно, задать Вам несколько кратких вопросов». Задавайте вопросы вежливо. Внимательно вслушивайтесь в тон собеседника. Если он начинает раздражаться, значит вопросов уже слишком много, необходимо остановиться.
Ни в коем случае не произносите монологов по телефону. В идеале Ваше участие в беседе должно составлять 25%, а вашего собеседника – 75%.
Если краткий разговор удался, уместно подвести итог беседы и договориться о встрече для обсуждения конкретных вопросов. Если Вы не можете быть полезным собеседнику, необходимо прямо и честно об этом сказать.
Никогда не говорите «Я загляну к Вам как-нибудь», это означает, что встреча не имеет для Вас большого значения.
Договоритесь о точном времени встречи. Не спрашивайте: «Когда Вы будете свободны на следующей неделе?», а «Когда Вам было бы удобней встретиться, во вторник или в четверг? Утром или днем? В два или три часа?»
Будьте вежливы и учтивы. «Если Вы не против…», «Благодарю Вас за то, что Вы уделили мне свое время», «Я ценю Ваш интерес» и т.д.
Обязательно перезванивайте людям, звонившим в Ваше отсутствие.
Если не застали нужного человека, всегда просите ему передать, что Вы звонили.
Кроме этого примите во внимание следующее:
Старайтесь говорить более низким голосом, но не тихим.
Говорите деловито, но не чопорно и не сухо.
В Вашем голосе должны звучать бодрость и воодушевление.
Окрасьте голос улыбкой.
Изредка называйте собеседника по имени.
Периодически подтверждайте, что Вы внимательного его слушаете.
Не употребляйте слова-паразиты типа «гм», «ну», «вы знаете», «так сказать» и т.п.
Не читайте текст по бумажке.
После окончания разговора следует потратить 2-3 минуты на анализ содержания и стиля разговора.
Речевые правила и особенности телефонных разговоров:
- неправильно говорить: «Вам звонит Иванов», правильно «звонит»;
- формулируйте свои мысли четко, лаконично, грамотно, однозначно.
Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вычурности и манерности;
- особенно отчетливо произносите имена (собственные), числа, названия фирм, организаций. Если они сложны для восприятия на слух, произносите их по буквам;
- избегайте жаргонных выражений типа «добро», «идет», «привет», «лады», «ладушки», «пока», «о’кей».
Некоторые правила этикета при ведении телефонных разговоров:
1) инициатор разговора должен сразу представиться;
2) заключительные слова произноси инициатор разговора (у него может быть несколько вопросов);
3) мужчина опускает трубку после женщины, молодой – после старшего.
Прочие советы:
1) прикладывайте трубку клеевому уху, если хотите определить настроение собеседника, и к правому, если вас больше интересует логика разговора (левое ухо – право полушарие контролирует поведение, правое ухо – левое полушарие решает логические задачи);
2) разговаривая стоя, вы на 40% быстрее схватываете самое главное из того, что говорит собеседник;
3) телефон сокращает жизнь на 3-4 года.
Задание № 3.
А теперь мы переходим к следующему типу коммуникаций.
Внимание на экран!
Посмотрим фрагменты из фильма "Служебный роман" и видеоролика "Прогноз погоды" и озадачим себя для ответа на вопросы:
1. Как изменился образ деловой женщины?
2. С какой деловой женщиной приятнее общаться?
3. Какой тип коммуникаций присутствует?
Вопросы для самоконтроля.
1. Что можно класть в наружные карманы пиджака: ручку, карандаш, расческу?
Ответ.
В наружные карманы можно класть только платок. Дл всего остального служат внутренние карманы.
2. Какие кроссовки можно надеть с пиджаком или галстуком?
Ответ.
С пиджаком и галстуком – никаких кроссовок! Деловой и спортивный стили в одежде смешивать нельзя.
3. Как влияет перстень на руке делового человека на его имидж?
Ответ.
Если перстень дорогостоящий – это может быть расценено как желание пре-взойти окружающих. Если не очень дорогой – признак ограниченности финансовых возможностей его обладателя. И то и другое не способствует благоприятному имиджу.
4. Какие качества ценят мужчины в деловых женщинах
Ответ.
Мужчины ценят в женщине кроме деловых качеств внешнюю привлекатель-ность и женственность, поэтому производить впечатление «синего чулка» не стоит.
5. Обязательно ли носить колготки, чулки в жаркую погоду?
Ответ.
В любую погоду женщина должна быть на работе в колготках или чулках?
6. Правда ли, что в солидных фирмах женщина в обеденный перерыв должна переодеться?
Ответ.
Действительно, в солидных фирмах требования к одежде сотрудников весьма строгие. В частности, женщинам в обеденный перерыв рекомендуют менять блузку и колготки.
Так как коллективы в ЛПУ в основном женские, поэтому нам необходимо уделить внимание правилам поведения на работе женщин, т.к. именно от них зачастую зависит атмосфера общения.
Наша задача - составить словесный портрет деловой женщины, используя правила поведения женщин на работе.
Студенты зачитывают свои портреты.
Приложение к заданию №3
Правила поведения женщин на работе.
1. Идеальная деловая женщина, будь она руководителем крупного подразделения или просто секретарем, всегда аккуратна, дисциплинирована, энергична, в общении не переходит на личности, не показывает своего превосходства, но и не соглашается на роль специалиста «второго сорта», имеет свою точку зрения и умеет ее отстоять.
2. Одежда деловой женщины не должна быть вызывающей, очень открытой или очень короткой. Она должна быть достаточно дорогой, что свидетельствует о финансовом благополучии и перспективе роста.
3. Одежда должна быть по возможности модной и такой, чтобы ее не нужно было часто поправлять:
- самыми дорогими должны быть туфли;
- даже в летнее время правила хорошего тона предписывают носить колготки;
- если у вас есть возможность менять наряды, делайте это не каждый день, а хотя бы через 2-3 дня. Блузку, разумеется, меняют ежедневно;
- распространенный наряд деловой женщины – костюм с юбкой и пиджаком свободного покроя, а также достаточно простая блуза. Это практично, женственно и элегантно.
4. Особо следует обратить внимание на формирование личных отношений на работе:
- женщины, которые надеются на роман со своим начальником, как на самый короткий путь в карьере, ошибаются;
- настоящий руководитель, как правило, ценит не внешние данные, а профессиональные качества. Чем больше пользы женщина приносит делу, тем больший оклад может предложить руководитель;
- секс и бизнес, любовь и бизнес – совершенно разные вещи. Иногда они соединяются, это не всегда помеха для бизнеса. Но это скорее исключение, чем правило;
- Настоящему руководителю нравятся женщины, которые чуть холодноваты в общении, официальны, всегда в хорошей физической форме, опрятны и обладают высокой профессиональной подготовкой.
5. Правила, касающиеся внешнего облика, рекомендуют следующее:
- Возьмите для подражания знакомого вам преуспевающего человека, стоящего выше вас на иерархической лестнице. Одевайтесь, как принято одеваться в коллективе.
- Держитесь подальше от модных направлений. Приобретайте сегодня, чтобы носить завтра.
- Выбирайте одежду, имеющую хорошую ткань.
- Выбирайте скромные и неброские ювелирные изделия, аксессуары, но дорогие.
- Смотрите на себя в зеркало, по крайней мере, три раза в день.
- Грамотно сочетайте цвета одежды и обуви. Лучше спросить совета у про-фессионала.
- Внимательно присмотритесь, как одеты другие.
- Регулярно чистите свою одежду и обувь.
- Приобретите руководство по тому, как одеваться. Можно обратиться к стилисту.
- Соблюдайте личную гигиену.
- Будьте внимательны к тому, что другие говорят о вашей внешности.
6. И конечно, крайне важно соблюдать высокую культуру одежды.
- Основная одежда для работы – это костюм. Платье можно позволить себе только однотонное. Менять туалеты желательно часто, одна и та же вещь, надеваемая каждый день, надоедает, что отражается на вашем настроении.
- В ансамбле вашей одежды лучше иметь не боле трех цветов, причем они подбираются так, чтобы подчеркнуть основной, доминирующий цвет или контрастировать с ним.
- Цветами делового платья, считаются: рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый и синий разных тонов и оттенков.
- Нежелательно первой появляться на работе в супермодной одежде. Лучше всего надевайте костюм или блузку с юбкой. Причем носить чрезмерно короткую юбку нельзя.
- Нельзя носить вещи, подчеркивающие вашу привлекательность. Туфли должны быть на среднем каблуке.
- для работы подходит платье с жакетом в тон. Блузка и блейзер должны контрастировать с платьем.
7. Волосы и выбор прически:
- посещая салон и делая прическу, прислушайтесь к своему парикмахеру или стилисту.
8. Макияж и косметика:
- Ногти должны быть ухожены и аккуратны.
- Все необходимо применять в меру, использование чрезмерно ярких цветов и резких запахов совершенно недопустимо.
9. Аксессуары:
- Вашу индивидуальность могут подчеркивать: брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка, цветной платочек и т.п.
- Никогда не пишите дешевыми ручками или огрызками карандаша. Конечно, это мелкая деталь, но она может испортить вашу репутацию.
Дамской сумочке желательно быть кожаной без ярких металлических украшений. Внутри сумочки должен быть идеальный порядок! Это Ваша деловая характеристика!
Постарайтесь навсегда запомнить врагов Вашего безупречного вида:
- слепое повиновение капризам моды;
- преувеличенная оценка и подчеркивание своих женских достоинств;
- злоупотребление атрибутами женской моды;
- недостаточное внимание к аксессуарам;
- неухоженный внешний вид;
- постоянно недовольное лицо.
Задание №4
Следующий метод делового общения – это служебный прием.
1. Что такое служебный прием?
- Служебный прием - это индивидуальная беседа руководителя с подчинен-ными.
2. Какова главная цель беседы?
- Главная цель беседы - дать возможность высказаться подчиненному, выяс-нить, что его волнует, передать необходимую информацию, получить новую.
Информация, полученная во время беседы, служит руководителю основой для принятия решения.
3.Почему актуален вопрос приема на работу?
- В условиях рынка человек меняет работу, как правило, часто. При устрой-стве на новое место ему обязательно приходиться проходить собеседование, в т.ч. и менеджеру.
4. Что главное при прохождении собеседования?
- Здесь главное: как можно лучше себя представить - вот в чем Ваша будущая задача. Собеседование со вновь принимаемым работником до сих пор имеет решающее значение при приеме на работу. И может длиться 30-40 минут. Важно к нему серьезно подготовиться.
Предлагаю Вам практические ролевые ситуации при устройстве на рабо-ту.Какой диалог полезен будет Вам в будущей практической деятельности, дайте оценку правильности представления наемного работника в ситуациях. При работе можете пользоваться практическими рекомендациями для беседы при устройстве на работу.
Диалог № 1.
Вас принимают на работу
Кандидат: Петрова Надежда Ивановна.
Руководитель: Почему Вы выбрали именно нашу больницу?
Кандидат: Сообщения знакомых, друзей, рекламные проспекты.
Руководитель: Какая должность специалиста Вам подходит для работы?
Кандидат: фельдшер, медицинская сестра.
Руководитель: Какое отношение Ваше образование и опты в профессиональной деятельности имеют к данной работе?
Кандидат: Я окончила Муромский медицинский колледж по специальности «Лечебное дело»
Руководитель: Почему Вы бы хотели работать именно по этой профессии?
Кандидат: Иметь возможность продвижения по служебной лестнице, повы-шать свое образование, инициативный, регламентированный труд в интересах фирмы и собственных интересах, творческая деятельность.
Руководитель: Какой общественной работой Вы занимались в колледже?
Кандидат: Являлась членом молодежной организации, членом студсовета, отвечала за социальные вопросы деятельности.
Руководитель: Дайте оценку Ваших профессиональных знаний, умений, навыков.
Кандидат: Могу провести анализ баланса, ведение делопроизводства, заключение договоров, работа на компьютере, разработка бизнес-планов, составление отчетов и т.д.
Руководитель: Дайте оценку Ваших деловых качеств?
Кандидат: Деловитость, грамотность. Быстрое принятие решений, информированность, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, предприимчивость, трудолюбие, умение видеть перспективу.
Руководитель: Как Вы оцениваете свое здоровье?
Кандидат: Здорова. Самочувствие отличное, никогда не болею, занимаюсь спортом, работоспособность высокая, медицинские обследования подтверждают отличное здоровье.
Руководитель: Ваше увлечение (хобби).
Кандидат: Романы о любви, специальная литература, газеты, журналы. Кошки. Музыкальные концерты.
Руководитель: Ваше отношение к подаркам?
Кандидат: Подарки очень люблю, но могу принять их только от знакомых и проверенных людей.
Руководитель: Какие социальные гарантии Вы хотели бы иметь, работа на фирме?
Кандидат: Оплата больничных листов. Страхование жизни.
Руководитель: Дайте оценку ваших моральных качеств.
Кандидат: Воспитанность, выдержанность, доброжелательность, принципиальность, справедливость, честность.
Руководитель: Дайте критическую оценку Ваших недостатков.
Кандидат: Обидчивость, упрямство.
Кандидат: Могу ли я задать вопрос о потенциальной работе?
Руководитель: Да, можете.
Кандидат: Как примерно будет протекать мой рабочий день?
Руководитель: с 8-00 до 17-00.
Кандидат: Кто будет моим непосредственным начальником и можно ли с ним встретиться.
Руководитель: Сергеев Анатолий Юрьевич. И встретиться с ним желательно.
Кандидат: Какие программы обучения и подготовки предоставляются работодателем?
Руководитель: Возможность продолжения обучения, курсы повышения квалификации менеджера по управлению по президентской программе обучения.
Руководитель: Вы устраиваете меня по результатам беседы и уверен, что Вы вполне подходите для этой работы. Дальнейшее оформление осуществляется в отделе кадров.
Кандидат: На какое жалование я могу рассчитывать?
Руководитель: В течение испытательного срока – 3 месяца 5 тысяч рублей, затем на фирме существует гибкая система гарантий и пособий по рейтингу работ.
Диалог № 2.
Вас принимают на работу
Кандидат: Шерстнева Любовь Петровна, образование среднее - профессио-нальное, не замужем.
Руководитель: Повод для трудоустройства
Кандидат: Прежняя работа неинтересна и малооплачиваемая.
Руководитель: Ваше кредо.
Кандидат: Лишь бы зарабатывать побольше.
Руководитель: Почему Вы выбрали наше учреждение?
Кандидат: Проживаю в этом районе.
Руководитель: Почему Вы выбрали эту профессию, должность?
Кандидат: Что подвернулось, родители настояли.
Руководитель: Расскажите о Ваших сильных и слабых сторонах.
Кандидат: Неконфликтна, коммуникабельна. Люблю компании, увлекаюсь компьютером.
Руководитель: Какую работу Вы больше всего любите делать?
Кандидат: Не требующую больших затрат сил, я творческая личность.
Руководитель: Ваши личные интересы.
Кандидат: Музыка, танцы, компьютер.
Руководитель: Какие дисциплины особенно нравились в техникуме?
Кандидат: Бухгалтерский учет, финансы.
Руководитель: Почему Вы ушли с прежнего места работы?
Кандидат: Не люблю трудную работу, слишком высокий официоз.
Руководитель: Ваши главные цели в жизни.
Кандидат: Работать, чтобы жить и жить, чтобы работать.
Руководитель: Какой размер зарплаты Вас бы устроил?
Кандидат: 8-10 тысяч рублей.
Кандидат: Хочу задать некоторые вопросы.
В чем будут заключаться мои обязанности?
Как будет организован мой рабочий день?
Кому я буду подчиняться непосредственно?
Руководитель: На все заданные и другие возникшие вопросы Вам лучше получить ответ в другой организации. До свидания.
Итак, дайте характеристику этих двух бесед. Сделайте выводы.
Приложение к заданию № 4
Рекомендации беседы при устройстве на работу
будь подготовлен. Неплохо иметь информацию о компании, с которой ведутся переговоры, о том, что происходит сегодня в этом секторе рынка, что делают основные конкуренты. Постараться что-либо узнать о человеке, который будет вести диалог, определить свою готовность ответить на типичные в таких случаях вопросы: «Расскажите немного о себе» или «Что вы считаете своим самым важным профессиональным достижением»?
правило двух минут. Согласно многочисленным исследованиям при собеседовании 80% впечатлений о кандидате получаются в первые две минуты. В данной ситуации немалую роль играют такие мелочи как приветствие и рукопожатие, короткий, а не длинный диалог, рекомендации психологов смотреть собеседнику в глаза;
главное – контакт. Чем раньше вы переведете разговор о вас на разговор о компании, о вашей будущей работе или о профессиональной деятельности собе-седника, тем больше у вас шансов «разбить лед» на ранней стадии беседы и найти «точки соприкосновения» с человеком, от которого в этот момент зависят ваш успех или неудача. Важно понять, с каким человеком вы разговариваете, и в зависимости от этого скорректировать свое поведение;
слушайте внимательно. Старайтесь внимательно слушать беседующего с вами. Люди любят, когда их слушают, и вам обеспечены дополнительные «баллы», если вы покажете, что умеете это делать;
сделайте паузы в словах. Отвечая на вопрос, рекомендуется делать паузы (приблизительно каждые 2 минуты), чтобы понять, насколько собеседника устраивает и интересует то, о чем вы говорите;
умейте правильно задать свои вопросы. О ваших способностях будут судить не только по вашим ответам, но и по вашим вопросам. По ним должно быть понятно, что вы немало знаете о кампании, о рынке и о характере работы, которую вы хотите выполнять;
особенно важно последнее слово. Можно подвести краткий итог беседы и отметить, что вы теперь еще больше уверены в том, что вполне подходите для этой работы;
последнее – не забудьте спросить, когда вам сообщат о результатах собеседования, и постарайтесь получить конкретный ответ.
Задание №5
Следующий тип делового общения, о котором мы сегодня с вами поговорим – это деловое совещание.
1 Деловые совещания - что это?
- Деловые совещания - одна из важнейших форм управленческой деятельно-сти. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения.
2. Дать краткую характеристику подготовки совещания.
- Подготовка совещания:
1. Определение его необходимости и целесообразности. Совещание имеет смысл, если есть необходимость в обмене информацией.
2. Состав участников - составить список должностных лиц, компетентных по обсуждаемой проблеме.
3. Назначить день и время проведения совещания. С 11 до 12 или с 16 до 18; среда или четверг.
4. Место проведения - лучше кабинет руководителя организации. Удобная - трапециевидная форма стола или круглая, но обычная - прямоугольная.
2. Когда совещание лучше не созывать.
- когда вопрос можно обсудить по телефону, либо с помощью письменного сообщения;
- вопрос конфиденциальный и касается заинтересованных сторон;
- нет информации для принятия продуманных решений;
- нет достаточно веской причины.
Задание № 6.
И последнее о чем мы сегодня с вами поговорим – это о неформальных коммуникационных процессах – проблема слухов и сплетен. Но сделаем мы это необычно. Мы используем для этого разговора также один из методов делового общении – пресс-конференцию.
Проводим пресс – конференцию.
(Студентам заранее дается задание приготовить информацию по теме «Слухи и сплетни в организации»)
О том, как распространяются слухи и сплетни в организации можно убедиться с помощью упражнения. Упражнение проводит преподаватель психологии.
Упражнение может быть использовано в тренингах по эффективной коммуникации, перед подачей блока «Потеря информации при общении».
Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать как при вышеописанных условиях искажается информация.
Описание: тренер просит выйти 5 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении.
Объясняет правила: 4 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст:
«Главный врач клиники «Врачебной косметики» Ираида Генриховна Оюшминальд просила сообщить всем сотрудникам, что собрание посвященное работе клиники по совершенствованию медицинской помощи населению, внедрению инновационных методов лечения и диагностики различных заболеваний – переносится со вторника 21 декабря в 17-00 на четверг 26 декабря в 16-00. Место проведения собрания изменилось с актового зала клиники на Зал заседаний дома культуры»
Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста. Что запоминает клиент из нашего сообщения? Что ему необходимо запомнить из нашего сообщения.
Тест Ряховского на коммуникацию. Коммуникабельны ли ВЫ?
Для определения своего коэффициента общительности предлагается ответить на 16 вопросов теста В.Ф.Ряховского.
Отвечать нужно однозначно: «да», «нет», «иногда». ДА – 2 , НЕТ – 0, ИНОГДА – 1.
1. Вам предстоит важная встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли ВЫ визит к врачу до тез пор, пока станет уже совсем невмоготу?
3. Вызывает ли у вас волнение и неудовольствие выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-нибудь совещании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в город, в котором ВЫ никогда не бывали. Приложите ли ВЫ максимум усилий, чтобы ее избежать?
5. Любите ли ВЫ делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли ВЫ, если на улице к вам обратится с просьбой чужой человек?
7. Верите ли ВЫ, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли ВЫ напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам долг?
9. В столовой вам подали явно не качественное блюдо, промолчите ли ВЫ, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ВЫ не вступите с ним в беседу и будите тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли ВЫ отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли ВЫ участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У ВАС есть сугубо индивидуальные критерии оценки производственной культуры, искусства, литературы и никаких мнений на чужой счет ВЫ не приемлите. Это так?
14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному ВАМ вопросу, предпочитаете промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у ВАС досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе?
16. Охотнее ли ВЫ излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устной форме?
Результат
30-31 – ВЫ не коммуникабельны.
25-29 – ВЫ не разговорчивы, у вас мало друзей, предпочитаете одиночество, новые контакты выбивают из колеи.
19-24 – В незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно, новые знакомства не пугают, но в спорах участвуете неохотно.
14-18 – У вас нормальная коммуникабельность. ВЫ охотно слушаете собеседника, терпеливы в общении с другими людьми, отстаиваете в спорах свою позицию без вспыльчивости, но не любите шумные компании, пустое многословие вас раздражает, равно как и экстравагантные выходки.
9-13 – ВЫ общительны, любопытны и разговорчивы, охотно слушаете собеседника, любите высказаться по разным поводам, охотно знакомитесь с людьми, любите быть в центре внимания. Вы вспыльчивы, но отходчивы.
4 – 8 – ВЫ «рубаха парень». Ваша общительность бьет ключом, ВЫ всегда в центре событий, любите спорить. Уверенно чувствуете себя в любой ситуации.
3 и менее – ВЫ говорливы и многословны, чрезмерно общительны, коммуникабельны, вмешиваетесь во все дела, вспыльчивы, обидчивы.
Мы сегодня научились владеть техникой некоторых приемов делового общения. Я думаю, что работа была плодотворной, успешной. И наше сегодняшнее общение было не только полезным, но и приятным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Секреты общения».
Известно, что ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере общения со ...
Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов
Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...
Методическая разработка открытого урока по предмету "Деловая культура"
план-конспект урока, тестовое задание...
методическая разработка по теме Диалог как средство общения.
Урок по теме"Диалог, как средство общения". позволяет дать учащимся общее представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности....
Методическая разработка по английскому языку «ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ»
Методическая разработка урока по английскому языку «ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУ» Для 9 класса ОБУЧЕНИЕ ДЕЛОВОМУ ПИСЬМУЦели:- воспитывать толерантное отношение к чужой культуре...
Методическая разработка по английскому языку "Структура делового письма"
Методическая разработка "Структура делового письма"...
Методическая разработка по теме "Формирование культуры эффективного общения"
Многие люди в повседневной жизни, на работе либо не имеют, либо растеряли навыки эффективного общения. Способность адекватно воспринимать себя и других людей, умение вести деловую беседу, установить э...