методическая разработка по теме Диалог как средство общения.
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме
Урок по теме"Диалог, как средство общения". позволяет дать учащимся общее представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_dialog_kak_sredstvo_obshcheniya.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Диалог, как средство общения.
Цель: дать учащимся общее представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности.
Задачи:
1.Изучить новые понятия
2. Развить коммуникативные умения и навыки.
3.Формировать навыки культуры общения
План урока:
- Организационная часть
- Объяснение нового материала
- Выполнение практической работы
- Анализ урока. Сообщение оценок
Оснащение урока:
Для учащихся: тетрадь, ручка
Для учителя: методики «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) (« Комплексная методика»).
- Ход урока
Вступительное слово учителя
-Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями, как диалог, общение, межличностные отношения и как избежать конфликтных ситуаций в общении.
-Итак, что называют диалогом?
-Диало́г- разговор, беседа в обыденном смысле- литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; —в философском и научных смыслах- специфическая форма и организация общения, коммуникации.
-Ребята, а что называют общением?
Ответ: разговор между людьми
-Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Различают общение вербальное (с помощью речи - письменной и устной) и невербальное (с помощью жестов и мимики). Невербальная коммуникация образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации (слова).Специалисты считают, что более 50% информации несут жесты и мимика, они всегда особенны и определенны, отражают состояние и отношение людей, «выдают» истинное о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест, мимика в известной мере есть наглядное выявление мысли. Это проявление своеобразного языка чувств. Например, жесты закрытости ( позы: нога на ногу, скрещенные руки, посадка на стул, где спинка является как бы «щитом», и т.д.). Ребята, скажите пожалуйста, часто ли в общении вы используете мимику и жесты?
Ответ: да
- Какие жесты вы применяете?
(ребята демонстрируют)
-Человек общается всегда. Это общение может быть как в группе, так и индивидуальное. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определённого признака. Группы классифицируются: а) малые и большие; б) реальные и условные; в) формальные и неформальные; г) развитые и низкоразвитые. Межличностное общение осуществляется на трёх различных уровнях: низкая ступень- общение на уровне совместного пребывания. Здесь нет общего предмета деятельности, общающихся объединяет только одинаковые цели ( например, пассажиры в автобусе, зрители на стадионе);Групповое общение - когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие её достижению. Здесь формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушению. Здесь нет стремления группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы; высшая ступень - здесь учитываются, принимаются во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами. Ребята, как вы думаете, что значит культурно общаться?
-Ответ: дети рассуждают
- Итак, мы с вами пришли к выводу, что культура общения включает в себя три элемента: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение или состояние; и выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям. Ребята, в процессе общения между людьми могут возникнуть различные конфликтные ситуации. Чаще всего их вызывают предметно-деловые разногласия и расхождение личностно- прагматических интересов. Если преобладают предметно- деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности. Противоречия в сфере личностно- прагматических интересов легко переходят в неприязнь и вражду, может возникнуть ситуация конкуренции.
-Ребята, назовите пожалуйста ошибки общения, которые могут создать конфликтные ситуации
Ответ: недостаточно точная предварительная негативная информация, которая порождает определённое отношение к партнёру.
Ответ: несоответствие созданному идеалу, представлению о чём-то.
-А ещё существуют такие ошибки как старание скрыть неуверенность в своих достоинствах, сознательная демонстрация отрицательных качеств и установки, созданные в детстве. Скажите пожалуйста, как бы вы повели себя в конфликтной ситуации?
Ответ: дети рассуждают
- Давайте вместе с вами запишем несколько правил предупреждения конфликтов: уклоняйтесь от споров; никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это быстро и решительно; заставьте собеседника ответить вам «да»; пусть большую часть времени говорит ваш собеседник; пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему; начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника; сначала говорите о своих ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. А теперь ребята мы с вами с помощью игры попробуем раскрыть возможности различных тактик поведения в конфликтных ситуациях.
И первое наше упражнение называется «Диалог». Правила игры представлены вам наглядно. Они будут находиться у вас постоянно перед глазами.
(те ребята, которые не принимают участия в игре, должны будут проанализировать диалог).
- Ребята, учит это упражнение выходить из конфликтных ситуаций достойно?
Ответ: да
- А теперь, давайте вместе с вами, выполним упражнение, которое называется «Тройка». Условия игры перед вашими глазами
( те ребята, которые не участвуют, анализируют данное упражнение)
- Ребята, а что нам даёт это упражнение?
Ответ: учит правильно подбирать вопросы, для того, чтобы получить необходимую информацию.
- А теперь, давайте вместе прочитаем условия игры «Комплименты»
(ребята выполняют условия игры).
- Скажите, чему учит нас это упражнение?
Ответ: дети рассуждают.
-Ребята, а как вы считаете, важна ли роль общения в профессиональной деятельности?
Ответ: Да.
-а в каких сферах деятельности человек должен уметь общаться?
Ответ: При работе с людьми.
- какие профессии предъявляют повышенные требования к деловому общению?
Ответ: управляющие должности, работники юриспруденции и т.д.
- Назовите профессии, требующие от человека умения решать конфликтные ситуации
Ответ: психолог, адвокат…
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали, как избежать конфликтные ситуации и как правильно подобрать слова в общении с людьми. Я надеюсь, что в будущем это вам пригодиться и в профессиональной деятельности и в различных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Пятно как средство выражения"
Методическая разработка по теме " Пятно как средство выражения"...
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
методическая разработка на тему "Интегрированные уроки - средство повышения мотивации к учебной деятельности"
Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению.Современная система образования направлена на формирование высокообразованной , интеллектуально ...
Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"
С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к...
Статья на тему: "Диалог – основная форма общения в иностранном языке"
Статья на тему: "Диалог – основная форма общения в иностранном языке"...
Методическая разработка по теме "Формирование культуры эффективного общения"
Многие люди в повседневной жизни, на работе либо не имеют, либо растеряли навыки эффективного общения. Способность адекватно воспринимать себя и других людей, умение вести деловую беседу, установить э...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...