Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Секреты общения».
план-конспект урока (8 класс) по теме

Матвеева Наталья Валентиновна

Известно, что ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере общения со сверстниками,  поэтому в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых, продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие своего «внутреннего мира». Это  занятие поможет воспитанникам найти эффективные формы общения, которые пригодятся  при общении в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sekrety_obshcheniya.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

Имени Ю.А. Спиридонова

Методическая разработка

конспекта занятия по теме:

«Секреты общения»

                                           

                 Работа выполнена Матвеевой Н.В.

                                                                                   

Сыктывкар

 2007 год

Пояснительная записка:

 «Единственная известная мне роскошь –

это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпер

 

Подростковый возраст считается наиболее сложным этапом в жизни ребёнка, кризисом личностного развития. В этом возрасте ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в сфере сверстников, часто игнорируя мнения родителей и педагогов. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Личностная нестабильность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростка собственной уникальности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.  Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга” и сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Воспитанники 7 класса – это  подростки 12-13лет.  Данному возрасту детей присущи следующие особенности:

- осознание себя в окружающем мире (идентичность);

- становление социальной позиции;

- индивидуализация;

- возникновение и формирование  «чувства взрослости»;

- освобождение от зависимости, приобретение автономии;

- умение становиться менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и обществе при изменяющихся взаимоотношениях;

- умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими;

- готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства;

- умение подчиняться правилам, установленным там, где живешь;

-совершенствуется способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы;

-потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;

-ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;

-появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

   

В ходе данного занятия  развиваются  личностные, познавательные регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

 Цель:  Пробудить у воспитанников интерес к проблемам общения, продолжать усвоению культуре общения в окружающем мире.

Задачи:

Развитие у воспитанников способностей формировать свои мысли;

Формировать практические умения эффективного взаимодействия в коллективе.

Формировать представление о роли человеческого общения в современной  жизни.

Формировать умения анализировать и оценивать степень эффективности общения в разных ситуациях;

Продолжать формировать у детей гуманного отношения друг другу, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству.

Оборудование:

Оформление выставки творческих работ детей на тему «Моё общение»;

На отдельных листах афоризмы на тему общение;

На листе ватмана нарисованное дерево и листья на количество участников;

Атрибуты для ролевой игры «Садовник» Н.Е. Щуркова.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте уважаемые гости, коллеги и ребята.

- Начнём мы наше занятие с необычного приветствия. Когда мы спешим, торопимся, то часто здороваемся быстро и мимолётно.

- Сейчас мы поприветствуем друг друга нетрадиционно.  Выберите себе напарника, с которым вам хотелось поздороваться.

Игра-приветствие

Варианты приветствий:

Раскрыть ладони на уровни груди и коснуться друг друга;

Поприветствовать, коснувшись правым плечом противоположного плеча друга;

Правой коленкой, коснуться противоположной коленки друга;

Приветствие индусов: ладони соединены и кланяемся друг другу;

Приветствие африканцев: потереться носами друг у друга.

- Какие эмоции вы испытывали, когда приветствовали друг друга таким необычным образом?  Назовите по 1-2 прилагательных, которые вызвала у вас игра-приветствие.

- Мы подняли себе настроение и зарядились весёлой и положительными эмоциями.

На этом этапе занятия

-  формируем исходную мотивацию на установление теплых и дружеских отношений между воспитанниками, создаем условия для  комфортного состояния воспитанников;

-   создаем условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельность.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- На прошлом занятие вы полнели творческую работу по теме «Моё общение», и, что из этого получилось, мы сейчас увидим.

Виртуальный музей  экспозиция картинной галереи «Моё общение»

( один из воспитанников, заранее просмотрев рисунки своих одноклассников, поговорив с авторами рисунков, проводит экскурсию по музею)

Экскурсовод:

- Приветствую вас любители прекрасного.  Сегодня у нас необычная экспозиция  в картиной галереи, она посвящена общению. Все представленные перед вами работы сделаны ребятами-музыкантами 7а класса.

-Картина «О спорт – ты мир общения», автор Роман, который неразрывно связывает  воедино спорт и музыку, а соединяет их общение.

-«Общение – свет, а не общение это тьма», говорят нам с картины две художницы Ульяна и Яна.

- А взгляните на это рисунок. Она называется  «Болтушка» и самой Лерочке очень трудно  молчать хоть минуточку.

- «Алло, телефон», так называется следующая картина нарисованная Юлией. Художница считает, что за ними будущее, и мы будем  больше общаться по сотовым и резе видеться.

- А маленькая Ульяна, считает, что улетев в космос можно найти, с кем поговорить, ведь человек не может не общаться.

- Михаил вывел формулу общения и вывел её на своей картине и призывает её придерживаться.

-Последняя картина в галереи представлена перед вами. Её нарисовала Маша, называется она «Река».  Её общение это речка, то быстрая, то нетороплива, то бурливая, как наша с вами речь  и  т. д.

Видя все эти картины, понимаешь, как общение безгранично и бесконечно, оно находиться в непрерывном движении, как река. И мы не можем не согласиться со словами Антуана де Сен-Экзюпери  «Самая главная роскошь на земле – это человеческое общение».

- Спасибо экскурсоводу, спасибо нашим художникам. Из ваших работ видно, что общение для вас имеет большое значение. Мы с вами постоянно общаемся в гимназии, на улице дома, с близкими людьми и совсем незнакомыми. Общение для нас является важной частью жизни, которой мы прожить не сможем. Именно от общения зависят наши успехи, настроение, огорчения.

- А когда общение доставляет нам удовольствие?

(ответы  воспитанников)

- Всегда ли мы понимаем друг друга, слышим, всегда ли мы убедительны в общении?!  И выходя из стен гимназии, что необходимо знать и уметь, чтобы контакт с незнакомыми людьми были успешными.

- Оказывается общение, имеет свои законы и секреты. Их необходимо учитывать. Именно от них и  будет завесить успех построения отношений. Здесь нет мелочей: взгляд, поза, мимика, построение фраз, интонация – всё это может быть очень важным. У каждого человека есть свой небольшой секрет общения. Один, не говоря ни слова,  умеет хорошо выслушать человека, другой – всегда с улыбкой на лице, третий вежливый и обходительный.

На этом этапе занятия происходит

- развитие способности к самовыражению;

- соотнесение  знаний об эффективном общении

-формирование коммуникативных УУД через диалог и инициативное сотрудничество в сборе информации;

3. «Открытие» детьми нового.

И сегодня мы откроем для себя секреты общении, которые нам будут помогать, лучше общаться и понимать друг друга, быть в жизни успешней.

Практическая лаборатория:

- Обратите своё  внимание на дерево. Оно стоит неживое. А наша задача возродить его к жизни. У нас на столах листочки и в каждом из них вы посоветовавшись друг с другом  напишите 1 секрет общения. Листочек раскроется и раскроется для нас секрет.  

-Что такое секрет общения? Секреты общения – это те способы, которые помогут людям успешнее общаться.  Как вы знаете,  секреты бывают словесные и бессловесные.  

- Сейчас  вы делитесь на 2 группы. Первая  группа на приготовленных листочках будут писать бессловесные секреты общения. Вторая группа на листочках  напишут словесные секреты общения. У вас на столах лежат высказывания «мудрых» людей, которые помогут вам помочь найти ваш  секрет.  Подумайте, кого из группы вы выберите представителем, который будет излагать результаты вашего исследования и доказывать необходимость этого секрета. На работу вам даётся 10мин. (Ребята работают в группах, выбирая афоризмы, которые подходят них заданию)

Рабочий материал для групп

Один язык у нас, а уха – два, чтоб слышать много, но беречь слова.  Джоми

Уметь слушать – всё равно, что быть хорошим собеседником.  П. Мариво

Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Д. Карнеги

Не верь речам, верь своим глазам. Сократ

Лучше слов порою взгляды говорят

Красивый наряд улучшает настроение, но он не должен портить характер. Народная мудрость

«Вежливость ничего не стоит, но приносит много». М Монтегю

Только слово делает нас людьми, только слово даёт возможность общаться межу собой. М. Монтень

«Чем проще человек выражается, тем легче его понимают» Ф. Куприн

«Мы все чувствительны к комплементам» А. Линкольн

«Счастье – это когда тебя понимают» фраза из к/ф «Доживём до понедельника»

По окончании творческой работы  представитель от команды объясняет, почему выбрали именно это высказывание и приклеивают на лист ватмана, где изображено  дереве.

- Посмотрите, какое огромное  количество секретов общения мы нашли. Вы со мной согласитесь, что ничего нового мы не изобрели и все эти секреты мы знаем. Весь вопрос в том, умеем ли мы ими пользоваться?

- Я тоже хочу поделиться, что мне в жизни помогает успешно общаться с людьми. (Педагог предлагать свои секреты общения)

Мои секреты общения:

Я стараюсь начинать с того, что интересует собеседника. Ведь всякое проявление интереса к собеседнику, является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен;

При разговоре произношу имя собеседника и улыбаюсь ему;

Смотрю на собеседника во время разговора;

Киваю головой: этим подтверждаю, что слышу собеседника;

Использую паузы: каждому надо время подумать, собраться с мыслями;

«Отзеркаливаю» чувства собеседника при разговоре;

Не когда не перебиваю собеседника;

На этом этапе занятия происходит

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме через формулировку данных понятий;

-взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах;

-коллективное обсуждение проблем;

-сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;

-формируется умение структурировать знания;

-формируется навык управлять поведением партнера через контроль, коррекцию и оценку действий.

4. Закрепление.

-Сейчас попробуем применить наши секреты на практике.

Ситуация-проба  «Дружеская поддержка»

- Сейчас мы с вами поиграем  (педагог выбирает на роли двух друзей, автор).

«Дружеская поддержка»

Ваш друг имеет хороший музыкальный слух и занимается в музыкальной школе игре на гитаре. Но дело движется с трудом. Он часто теряет терпение, ленится. Однажды вы оказываетесь рядом в минуту его отчаяния. Его состояние выражается словами: «Да ну этот инструмент, лучше пойдём на дискотеку, послушаю  других!»  

- Какие можно использовать секреты общения, чтобы помочь другу?  (происходит обыгрывание ситуации).

Ответ для педагога социально-приемлемые позиции:

Сочувствие, жест и мимика.  «Я тебя прекрасно понимаю, что ты чувствуешь».

Умение выслушать друга.

Умение понять и проникнуться в проблему друга.

Умение сказать хорошее о своём друге (комплимент).

Оптимистическая вера в силу его способностей – выступление на концерте.

Ситуация-проба  «Подарок»

Вам необходимо купить подарок преподавателю. Вы в растерянности. И решили спросить совета у продавца. Но по выражению лица вы видите, что продавец не в очень хорошем и настроении.  Ваши действия. (Педагог выбирает двух героев для ситуации).

Ответ социально-приемлемые позиции:

Вежливость, улыбка, комплимент.

Умение войти в положение другого человека «Я понимаю….»

- Посмотрите, как вы умело подобрали секрет и нашли слова и жесты, чтобы разрешить эти проблемы.

3. Сюжетно-ролевая игра «Садовник» (автор Щуркова Н.Е.)

-А теперь попробуем использовать наши секреты общения в игре.

Ход игры:

- Чтобы наше  чудо – дерево было краше садовник должен разместить около него цветы. Он приглашает разные цветы занять место на его клумбе. Цветы могут отказать в просьбе, но могут принять приглашение в зависимости от того, каким образом производиться приглашение. Садовник обращается избирательно к цветкам. Его цель поместить наибольшее количество цветов в саду около чуда-дерева. Но садовник не знает об этических причудах цветов их характере, цветы должны это изобразить, а садовник максимально использовать секреты общения (ребята вытягивают карточки цветов, читают характер цветов, которые должны изобразить). Кто отказал садовнику идти на клумбу, остается на месте, кто принял приглашение встаёт около дерева.

Садовник читает стихи:

Я садовником родился

Не на шутку, рассердился,

 Все цветы мне надоели,

 Кроме розы.

Рефлексия игры «Садовник»:

-Садовник, как ты себя чувствуешь, когда просил цветы перейти на свою клумбу.

- Как чувствуете вы ребята, играя чужой образ цветов?

На данном этапе происходит

- формируется умение структурировать знания;

- развитие УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характер;

-формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

-происходит оценивание усвоенного материала;

-происходит принятие того, что было сделано на занятии;

-формируется умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция и оценка его действий;

.

-формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- выбор социальных и личностных ценностей.

5. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия).

- Конечно, мы все хотим быть успешными в общении.

- Но от чего или от кого зависит общение? (ответы ребят: успех в общении зависит от нас самих и от секретов, которые мы применяем)  

Рефлексия: «Ладошка общения»

Возьмите на столе  ладошку из бумаги  и напишите своё состояние: «Что вы чувствуете сейчас?» Можно разукрасить свою «Ладошку» в тот цвет, который вам сейчас импонирует.  На эту работу даётся  10 минут.

-Теперь каждый из вас по очереди прочитает, что он написал на своей «ладошке» (ответы ребят).

- Возьмите свои «ладошки» и наклейте их вокруг нашего «чуда-дерева», образовав полукруг  (ребята приклеивают свои «ладошки» на лист).

- На этом наше занятие закончено, большое спасибо.

На этом этапе

- формируется умение осознанно строить речевое высказывание;

-  формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

-  происходит оценивание усвоенного материала;

-  происходит принятие того, что было сделано на занятии;

-  происходит личностный выбор ценностей коллективной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Беседа на тему: "Секреты общения"

Консультация как для детей, так и для родителей...

Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию

Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...

Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)

Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ...

Развивающее занятие для учащихся 5 класса по теме: "Секреты общения"

Развивающее занятие для учащихся 5 класса по теме:"Секреты общения"Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения.Задачи: Формирование представлений о ...

Методическая разработка занятия по теме «Тренировочное занятие по настройке и запуску зального метательного планера»

Тренировочное занятие предназначено для освоения и закрепления навыков настройки и запуска зального свободнолетающего метательного планера соответсвующей возрасту обучающихся соревновательной категори...