Методическая разработка по теме "Формирование культуры эффективного общения"
методическая разработка
Многие люди в повседневной жизни, на работе либо не имеют, либо растеряли навыки эффективного общения. Способность адекватно воспринимать себя и других людей, умение вести деловую беседу, установить эмоциональный контакт, выслушать и понять собеседника, контролировать свое собственное поведение, аргументировать свою точку зрения – все это требуется специалисту по работе с людьми, тем более педагогу. Такие навыки помогают достигать успехов в профессии, на работе, справляться с ситуациями и в повседневной жизни. Разработка занятия в форме тренинга обоснована тем, что в процессе тренинга приобретение и развитие навыков общения происходит успешнее, чем на обычном занятии, кроме прочего формируются установки на успешное общение, развивается способность адекватно воспринимать себя и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_treningovogo_zanyatiya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование культуры эффективного общения Кураева В.С., методист ГБУ ДППО ЦПКС «ИМЦ» В.О.
Тип занятия: практическое тренинговое
Цель: приобретение и развитие навыков успешного общения, умение установить эмоциональный контакт, обучение технологиям формирования коммуникативной компетентности у обучающихся.
Задачи: - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; - развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений; - отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; - овладение навыками эффективного слушания; - овладение первичными технологиями формирования коммуникативной компетентности.
Часть I. Обоснование программы тренинга.
Социально-психологический тренинг – это тренинг, направленный на приобретение участниками социально-психологического опыта и повышение социально-психологической компетентности в процессе группового взаимодействия.
В наше время спрос на проведение СПТ очень высок, так как многие люди в повседневной жизни, на работе либо не имеют, либо растеряли навыки эффективного общения. Способность адекватно воспринимать себя и других людей, умение вести деловую беседу, установить эмоциональный контакт, выслушать и понять клиента, контролировать свое собственное поведение, аргументировать свою точку зрения – все это требуется профессиональному коммуникатору, специалисту по работе с людьми. Такие навыки помогают достигать успехов в профессии, на работе, справляться с ситуациями и в повседневной жизни.
Основные методы групповой работы СПТ – это групповая дискуссия, ролевые игры, невербальные методики и упражнения. Видеозапись может существенно повысить эффективность СПТ.
Общая цель СПТ – повышение компетентности в сфере общения. Приобретение и развитие навыков делового общения, разрешения межличностных конфликтов, коррекция, формирование и развитие установок на успешное общение, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей.
Задачи СПТ – выявление малоэффективных и неадекватных поведенческих стереотипов общения, выявлении и анализ ошибок, допускаемых в общении, коррекция эмоционального состояния, приобретение опыта правильного ведения беседы, закрепление навыков успешного общения.
Основные принципы проведения СПТ. Принцип активности, который предполагает не пассивное усвоение готовых знаний и приемов, а активную проработку более эффективных навыков общения. На принципе обратной связи строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта. В практике СПТ обратная связь конструктивна: описательный характер ОС, а не оценочный, релевантность потребностям и получающего и отправляющего ОС в контексте групповой ситуации.
Групповые правила, принимаемые в СПТ, обеспечивают психологическую безопасность участников тренинга. Эти правила объясняются участникам перед началом тренинга. А контроль за соблюдением осуществляет тренер.
Стандартный набор правил включает в себя следующие пункты:
Правило равноценности. Для создания климата доверия в группе. Обращаться на «ты» и по имени, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. Правило «здесь и теперь». На группе можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую человек предоставляет о себе сам за время групповой работы. Правило конфиденциальности или правило психологической безопасности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть. Правило искренности: говорить следует только о своих реальных чувствах, а не о тех, которые могут кого-то утешить или польстить, или просто быть уместными общепринятыми этикету. Правило одного микрофона. Когда кто-то говорит, его внимательно слушают, и не перебивают. Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге. Правило «не давать советов, не выставлять диагнозов и оценок».
Комплектование группы зависит от разных факторов. Оптимально группа должна быть разнополой, одновозрастной или с небольшой разницей в возрасте (хотя возраст – не существенный фактор). Если есть возможность произвести отбор, то надо учесть наличие открытых конфликтов в коллективе и также отсеять психически больных людей. Оптимальное количество участников тренинга – это 12 человек. Для успешного приобретения навыков и умений максимальное количество человек составляет – 15.
Объект: педагоги образовательных учреждений
Целевая направленность тренинга: приобретение и развитие навыков успешного общения, умение установить эмоциональный контакт, обучение технологиям формирования коммуникативной компетентности у обучающихся.
Время проведения: один день 6 часов.
Часть II. Программа тренинга
Вступительная речь тренера: Имя, должность, компетенции
Всю нашу жизнь мы приобретаем знания, вырабатываем умения и навыки. Бывает, что не очень удачно или недостаточно. Тренинг – это вырабатывание навыков и умений для использования таковых в жизненных ситуациях. Сегодня мы собрались на базовый коммуникативный тренинг, на котором будем приобретать и развивать навыки успешного общения.
Дни | Содержание | Названия упражнений | Ресурсы (необходимый материал, например мяч) | Время |
1 день | Вступительная речь. | 5 мин | ||
Регламент |
| 5 мин | ||
Правила группы |
| 5 мин | ||
Знакомство | Повтор имен по типу снежного кома | 20 мин | ||
Групповая дискуссия: Припомните трудные ситуации, связанные с общением. На сколько вы владеете такими навыками? | Выстроиться в линейку, справа от тренера – 100% , в левую сторону – понижение %. | 25 мин | ||
Знакомство. Обратная связь. | «Активный Александр, бодрый Борис» | 20 мин | ||
перерыв | 10 мин | |||
Выявление малоэффективных способов контакта. Обратная связь | «Свежая, не свежая каша.» | 25 мин | ||
Информационный материал: 4 стадии общения. | 15 мин | |||
Стадия контакта – контакт глазами. | «Стражники» | 20 мин | ||
Обратная связь. | 10 мин | |||
Контакт глазами. Отработка навыков. | В кругу на 1,2,3 ищем глазами партнера, опускаем голову, на второй счет 1,2,3 меняемся местами с тем, с кем установлен контакт. | 20 мин | ||
Обратная связь | 10 мин | |||
Обед | 45 мин | |||
Контакт – дистанция. | Изменение дистанции – разделившись на две группы участники встают друг перед другом в линейку на большом расстоянии и пробуют сократить дистанцию мелкими шажками. Останавливаются при возникновении дискомфорта, таким образом определив личное пространство. | 15 мин | ||
Обратная связь. | 5 мин | |||
Разбивка на пары. Каждая пара садится спиной друг к другу и пытается общаться, потом один встает, потом меняются(встает второй), потом оба стоя. | 25 мин | |||
Обратная связь: как удобнее было общаться. | 10 мин | |||
Разминка | Дефиле чудаков. Поодиночке, в парах или тройках участники передвигаются необычным, оригинальным способом, чтобы привлечь к себе внимание. | 20 мин | ||
Перерыв | 10 мин | |||
Информационный материал. Ориентация. | 10-15 мин | |||
Ролевая игра. | Группа делится наблюдателей, активных участников и пассивных. «Вселение в гостиницу» | 30 мин | ||
Обратная связь. Активные участники, потом пассивные, и наблюдатели. Выявление трудностей. | 15 мин | |||
Разминка. | «Шарики», или Американские пятнашки | 15 мин | ||
Ориентация. Темп речи. Отработка навыков. | Три участника говорят разными темпами (быстро, медленно,нормально), три других пытаются с ними договориться о встрече. | 20 мин | ||
Обратная связь. Окончание дня. | 20 мин |
Описание информационного материала
Общение разбивается на четыре стадии: контакт, ориентация, поиск совместного решения (аргументация), принятие решения.
Вопросы для групповой дискуссии: Какие критерии эффективности общения вы знаете?, Какое общение можно назвать эффективным?
Контакт. В этот момент устанавливается доверительный контакт, который и помогает прийти к пониманию ситуации и принятию решения. Эта стадия бывает короткой, когда сразу переходят к делу. Бывает и длинной, когда долго говорят на отвлеченные темы. Стадия контакта важна, поскольку длится на протяжении всего общения.
Правила вступления в контакт: приветствие (обращение к человеку по имени или имени-отчеству, улыбка в момент приветствия, рукопожатие или просто наклон головы), контакт глаз, сокращение социальной дистанции, сказать человеку о его значимости, комфортное место для переговоров.
Вопросы для групповой дискуссии: Каким образом поддерживать доверительный контакт с партнером? и Что нужно делать для установления хорошего, доверительного контакта?
Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своем понимании его проблемы. Для этой стадии важны умения говорить, слушать и обращать внимание на невербальные проявления, как при монологе, так и при слушании.
Техники ведения беседы. Техники, не способствующие пониманию партнера: 1.Негативная оценка (в беседе делаются высказывания, принижающие личность партнера «ты говоришь глупости», « ты в этом вопросе ничего не понимаешь»); 2.Игнорирование (собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями); 3.Эгоцентризм (собеседник пытается найти у партнера понимания только тех проблем, которые волнуют его самого).
Промежуточные техники: 4.Выспрашивание (задавание вопрос за вопросом, не объясняя своих целей); 5.Замечания о ходе беседы (вставление высказываний «Пора приступить к предмету разговора»,
« Мы несколько отвлеклись от темы», Давайте вернемся к цели нашего разговора»); 6. Поддакивание.
Техники, способствующие пониманию партнера. Техники активного слушания: 7. Вербализация – проговаривание (собеседник дословно повторяет высказывания партнера, употребляя вводные фразы – как я вас понял, по вашему мнению, другими словами ты считаешь; 8. Вербализация – перефразирование (собеседник воспроизводит высказывания партнера в сокращенном и обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное – вашими основными идеями являются.., Итак…; 9. Вербализация – развитие идеи (Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказываний партнера – если исходить из того, что вы сказали, то…, вы так считаете видимо потому, что….)
Невербальные формы общения. Люди доверяют словам только на 10%, а остальное доверие складывается благодаря невербальной информации. Параметры невербальных форм общения: характеристика речи(ритм, темп, интонации, паузы); проксемика - взаимное расположение, дистанция, позы (расположение под определенным комфортным углом к собеседнику, соблюдение личной дистанции); движения и жесты (рисующие и усиливающие); мимика; контакт глаз.
Поиск совместного решения. Стадия аргументации. На этой стадии необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнера. Рекомендации по проведению аргументации: Оперировать простыми, ясными, точными понятиями. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику (открыто признавать правоту собеседнику, потом приводить собственные аргументы; продолжать опрерировать только теми аргументами, которые приняты собеседником; сначала отвечать на аргументы, потом приводить собственные; сохранять вежливость). Учитывать личностные особенности собеседника (нацелить аргументацию на цели о мотивы собеседника, избегать простого изложения фактов, излагать преимущества события, употреблять понятную собеседнику терминологию, соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника). Пытаться как можно нагляднее излагать свои доказательства, идеи, соображения (ручка, бумага, сравнения без преувеличений). Не забывать, что излишняя убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1-2 ярких довода достигнут большего эффекта. Использовать специальные приемы аргументации (перелицовку, метод «салями», м. расчленение, м. положительных ответов, м. классической риторики, м. замедления темпа, м. двух сторонней аргументации. Своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов.
Принятие решения. Подчеркивает значимость принятого решения. Чтобы было понятно что за решение и кто ответственный. Четкое проговаривание принятого решения и одинаковое понимание решения. Важен выход из контакта, ритуал прощания: благодарность, высказывание важности партнера для нас.
Список литературы
1.Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга – СПб, 2008 г.
2. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга – СПб, Речь, 2007 г.
3.Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг – СПб, Речь, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Язык как средство общения в современном мире"
Методическая разработка -конспект урока по русскому языку "Язык как средство общения в современном мире" с обоснованием целей и задач. Предусматривает разные виды работы обучающихся: групповые, индиви...
Разработка урока по культуре речевого общения. «Учимся благодарить»
Цель урока: Формирование новых знаний, умений и навыков по культуре речевого общения.Тип урока: Комбинированный.На уроке решаются следующие задачи:1.Знакомство с речевыми формулами.2.Знакомство со стр...
Методическая разработка. "Коммуникабельность педагога. Умение управления общением"
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широки...
Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов
Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем э...
Разработка родительского собрания "Культура человеческого общения"
В помощь классному руководителю...
010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация
Методический материал к проведению открытых уроков...