Использование элементов технологии сотрудничества на примере урока «Введение в науку экономику»
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Тюрина Лидия Олеговна

     Групповые методы обучения наиболее соответствуют возрастным особенностям старшеклассников, так как ведущая деятельность в этом возрасте – коммуникативная.   Создание на уроке условий для коллективной работы позволяет развивать аналитические и исследовательские умения школьников, формировать умения совместно работать над определенной проблемой. На первом уроке необходимо познакомить учащихся со структурой  учебника, основными формами учебных занятий. Кроме того, я рассказываю о проектной деятельности в области экономики, о межпредметных окружных и городских  конкурсах.  Если удастся заинтересовать ребят, то они сами захотят изучить самостоятельно  многие вопросы и высказать по ним собственное суждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_sayta.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии сотрудничества на примере урока «Введение в науку экономику»

Цели урока:

образовательная:

познакомить с программой курса, формами учебных занятий, основными видами учебной деятельности;

обеспечить формирование базисных знаний об экономике, о роли экономики в жизни общества;

развивающая:

создать условия для развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

воспитательная:

создать условия, формирующие умения, необходимые для организации коллективной деятельности;

побуждающие учащихся к выражению собственного отношения к изучаемым событиям, явлениям, фактам.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая, парная работа).

Оборудование и материальное обеспечение урока:

Интерактивная доска

Учительский компьютер

Компьютеры для учащихся

Выставка учебников и учебной литературы по экономике

Презентация

Таблички с обозначением номера группы

Набор карточек с заданиями для групп

Колокольчик

Чистые листы форматаА4

Набор магнитов

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Поздравления с началом учебного года, пожелание успешной учебы.

  1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА, МОТИВАЦИЯ

Знакомясь с каким-то новым учебным курсом, всегда интересно узнать, что же в нем  изучается. Вот мы сегодня вместе с вами и попытаемся разобраться в том, чему, как, с  какой целью и по каким учебникам вы будете учиться. Поэтому тема нашего урока так и называется: «Введение в науку экономику» (Презентация, слайд 1).

Что бы вам хотелось узнать на первом уроке?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

Тогда мы построим наш урок так, чтобы решить следующие задачи (Презентация, слайд 2):

  1. Узнать значение слова «экономика»
  2. Получить представление о роли экономики в жизни и общества
  3. Познакомить с программой курса, формами учебных  занятий, связи курса экономики с экзаменом в форме ЕГЭ по обществознанию.

Надеюсь, что таким образом вы получите ответы на многие вопросы, интересующие вас. 

  1. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

3.1 Значение слова «экономика» (работа в малых группах)

Вначале давайте разберемся, в том, что такое экономика и чем она занимается.  Для этого Вы сейчас разделитесь на группы. Так как мы еще не работали с вами таким способом, то для того, чтобы распределиться на группы, надо выйти к доске, встать в одну шеренгу и «На первый-третий рассчитайсь!». Ребята, получившие первые номера, садятся за столы, на которых стоит табличка с номером 1;  ребята, получившие вторые номера, садятся за столы с табличкой номер 2; и третьи номера, сядут за столы, на которых стоит табличка с номером 3.  У на получилось три группы по 4 человека в каждой.

Все группы получают одинаковое задание, с результатами которого познакомят всех нас.  Для выполнения задания у вас на столах лежат карточки с заданием и листы бумаги для его выполнения.

Вашу деятельность я буду оценивать по критериям, которые вы можете видеть  на экране (Презентация, слайд 3).

Критерии оценивания работы групп

Номер

группы

Сотрудничество

в группе

(распределение

и выполнение

обязанностей)

Поведение (не

мешать работе

других групп, не

отвлекаться от

выполнения задания,

не кричать)

Раскрытие

материала,

задания,

темы

Умение слушать

выступления

других групп, задавать

вопросы,

делать дополнения

Общий

балл

1

2

3

 К таким критериям надо отнести:

 распределение обязанностей и степень выполнения их каждым участником группы,

умение корректно вести себя в процессе выполнения задания;

степень раскрытия материала, правильность выполнения задания;

поведение участников группы во время выступления других групп и степень активности (дополнения к выступлениям других групп, умение задавать вопросы выступающим).

Таким образом, успех выполнения задания и оценка, полученная в конце урока,  будет зависеть от слаженности работы всех участников группы.

А для этого вы должны выполнять следующие правила (Презентация, слайд 4):

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ

  1. Уважай и цени взгляды каждого участника группы.
  2. Не согласен, спокойно объясни почему.
  3. Каждый участник имеет возможность высказаться, если захочет.
    Не перебивай и не разговаривай, когда говорит другой. Слушай внимательно и
    уважай собеседника.
  4. Защищай свою точку зрения, будь открытым для восприятия чужих идей, мнений,
    и интересов.
  5. Поддерживай дружелюбный и открытый диалог между членами группы.
    Старайся, чтобы твои замечания были кратки и по существу.
  6. Обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их высказали

Эти правила будут высвечиваться на доске на протяжении всего времени групповой работы.

Если никто из членов группы не понимает, как надо работать, то вы можете позвать на помощь учителя.  Когда закончится время, отведенное на выполнение задания, я подам звуковой сигнал с помощью колокольчика.

О том, кто из вас будет защищать работу группы, я скажу  позже, после выполнения всех заданий.

Задание 1. Напишите три слова, которые ассоциируются у вас с понятием «экономика». Время для выполнения задания -  1 мин.

Задание 2. Попытайтесь своими словами дать ответ на вопрос «Что изучает экономика?». Время для выполнения задания -  2 мин.

Задание 3. На листе А4 изобразите рисунок, который ассоциируется со словом «экономика». Время для выполнения задания -  3 мин.

Итоги работы по первому и второму заданию выписываются на доске, разделенной на две части. Это позволяет двум учащимся одновременно работать с доской. В первой части выписываются итоги работы по первому заданию, во второй части доски – итоги по второму заданию.

Затем наступает этап анализа полученных результатов.

Для этого один из учащихся подчеркивает на доске те слова, которые повторялись в ответах всех команд во время работы над заданием 1. Затем пишет на доске вывод: «Экономика – это…» (перечисляет три слова, которые повторялись чаще всех).

Затем зачитываются ответы на вопрос второго задания «Что изучает экономика?». Ребята определяют, что общего в их определениях.

Рисунки  (результаты работы по третьему заданию) крепятся к доске с помощью магнитов.

Далее команды должны прокомментировать свой рисунок: совпадает ли рисунок с ответом на любой из предыдущих вопросов. Если нет, то объяснить, какими критериями они руководствовались, создавая рисунок.

Учитель: А теперь давайте сравним ваши представления об экономике с общепринятыми. Оказывается, у слова «экономика» есть несколько значений (три): (Презентация, слайд 5)

Хозяйство,

Наука,

Система общественных отношений по поводу производства, распределения обмена и потребления экономического продукта. К экономическому продукту относятся продукция, товары, услуги и работы (Презентация, слайд 6).

Какая же команда наиболее приблизилась к определению экономики? Учащиеся сами оценивают работу команд.

  1.  Роль экономики в жизни и развитии человека и общества (работа в парах)

А сейчас давайте посмотрим, какие экономические события происходят сейчас. Для этого мы немного поработаем с компьютерами.  (Учащиеся садятся за компьютеры. Так как при данном виде работы трудно  согласовать деятельность четверых участников группы, то вместо групповой работы проводится парная работа).

На доске указан адрес сайта ИТАР-ТАСС: http://www.itar-tass.com. В поисковой строке можно ввести: ИТАР-ТАСС новости.

Ребятам выделяются 2 мин для знакомства со страницей, после чего учитель просит учащихся перечислить несколько ключевых новостей, происшедшие в нашей стране за последние сутки.

- Только ли российские новости перечислены на сайте? (Нет. И о зарубежных странах тоже.)

- Назовите любую новость, связанную с зарубежной странной.  

Познакомившись с экономическим сайтом ИТАР-ТАСС, можно все экономические новости разделить на несколько групп. Кто попытается это сделать?

Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель им помогает. В результате на доске должна появиться примерно такая классификация новостей (Презентация, слайд 7):

Деловые – новости, связанные с бизнесом;

Финансовые – новости о ценах, деньгах и курсах валют;

Фондовые – новости о развитии ситуаций на биржах, курс акций;

Новости рынка недвижимости –  новости о ценах на квартиру и землю;

Чисто экономические новости – новости об инфляции, государственном бюджете, реформах.

А теперь задание такое:

1-я группа ищет новости деловые, вторая – финансовые, третья – чисто экономические. Несмотря на то, что вы работаете в парах, ответы ваши будут влиять на результат всей группы.  Время – 1 мин.

        

Итак, вы привели примеры новостей, связанных с разными областями экономической деятельности – хозяйственной. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Экономика связана с деятельностью человека. Каждый человек, так или иначе, соприкасается с экономикой.

  1.  Для чего надо изучать экономику

Сейчас я предлагаю вам вновь сесть за обычные столы, чтобы продолжить работу в группах. (Ребята пересаживаются).

Вашему вниманию предлагаются несколько ситуаций. В них описывается некоторое экономическое событие, повлиявшее  на жизнь некоторого человека или некоторой семьи. Ваша задача: проанализировать выводы, сделанные участниками экономических ситуаций: то есть согласиться или не согласиться с ними. Свою точку зрения надо обязательно объяснить. Каждая группа участвует в обсуждении одной ситуации. Если группа придет к общему мнению раньше, чем закончится отведенное на это время, то можно обсудить ситуации из задания другой группы. Для этого в ваших карточках приводятся ситуации всех групп.

Время работы над заданием – 3 мин. Когда время работы подойдет к концу, прозвучит звуковой сигнал (колокольчика).

Ситуация 1. Многие люди считают, что увеличение их денежных доходов, например, рост заработной платы, ведет к росту благосостояния семьи. Так ли это?

Ситуация 2. От очень многих граждан можно нередко услышать жалобы на  существующие ставки налогов. Представим себе ситуации, что ставки основных государственных налогов на прибыль, доходы и имущество сократились. Будет ли это благом для граждан?

Ситуация 3. В программе телевизионных новостей вы услышали, что в стране происходит спад производства потребительских товаров и услуг, но  правительство примет все меры к тому, чтобы не допустить снижения уровня жизни населения. Возможно ли это?

Ответы:

  1. Если рост денежных доходов сопровождается одновременным увеличением цен, инфляцией, то благосостояние семей и каждого человека будет уменьшаться.
  2. Налоги — главный источник бюджетных поступлений, а их уменьшение нанесет прямой удар бюджетному финансированию социальных программ, образования, здравоохранения, культуры. Что же касается благоприятного воздействия снижения налогов на рост, производства, то такой эффект хотя и возможен, но далеко не очевиден и может потребовать значительного времени, в течение которого источник расходов на социальные нужды будет подорван.
  3. Ни одна страна, ни один народ не могут потреблять больше, чем они создают, получают, производят. Значит, если нет всеобъемлющих товарных запасов и поступления потребительских товаров извне, в виде импорта, то потребление, а с ним и уровень жизни в условиях спада производства предметов потребления будут снижаться адекватным образом. При этом перераспределение денежных доходов, благ не решает проблему, а способно лишь улучшить жизнь одних в сравнении с другими; при этом общая картина потребления не изменится.

О чем говорят эти ситуации? Они говорят о том, что для оценки происходящих экономический событий надо иметь определенный запас экономических знаний. Тогда человек будет видеть ситуацию в целом и избежит заведомо ложных, ошибочных, искаженных представлений, явных заблуждений.  Он не будет принимать за истину то, что ему только кажется.  Экономические заблуждения значительной массы населения чаще всего возникают непреднамеренно просто потому, что кажущиеся простейшими гипотезы представляются безусловной истиной.  А это приводит к ошибкам.

Так почему ж надо изучать экономику?

Первой причиной изучения экономики является то, что она имеет дело с проблемами, которые непосредственно касаются каждого из нас. В процессе жизни приходится отвечать на большое количество вопросов и решать много проблем. Сколько у меня останется зарплаты после уплаты всех налогов и взносов? Под какой кредит лучше взять автомобиль и квартиру и вообще стоит ли его брать? Как инфляция в стране повлияла на мою покупательскую способность? Какие виды ремонтных работ нужно провести в доме? Как эти работы оплачиваются? Сколько я должен зарабатывать, чтобы купить квартиру?

Вторая причина связана с тем, что каждый из нас живет не на обитаемом острове, а  конкретной  стране, которая характеризуется своей политической, а вместе с тем и экономической деятельностью, последствия которой влияют на всех независимо от социального статуса и занимаемой должности.  И почти на каждом из нас будет отражаться решение следующих вопросов: За счет чего государство будет погашать внешний долг: путем повышения налога или путем развития промышленности? Повышать ли пенсионный возраст женщинам и мужчинам вместе с увеличением необходимого трудового стажа или эффективнее внедрять политику выведения зарплат из тени вместе с созданием большего количества рабочих мест? Насколько рентабельно на данный момент проводить в стране внедрение передовых технологии в производстве, если это уменьшит количество рабочих мест, уровень зарплат, но повысит количество и качество отечественной продукции идущей на экспорт? За какую партию голосовать и что это может дать мне в будущем?

Экономика помогает ответить и на вопросы глобального или общенационального характера. Для какой страны сильный рост населения является угрозой ее благополучию, а для кого это главная задача? Хватит ли нам натуральной продукции, чтобы одеть и накормить почти 7 млрд. человек? Каким образом может повлиять стремительное развитие передовых технологий на дальнейший рост населения планеты, и к каким последствиям это может привести? Какая экономическая модель развития является оптимальной для той или иной страны? Как ускорить темп экономического развития нашей страны?

Как видите, спектр вопросов, который охватывает современная экономика, весьма широк. Экономическая наука помогает людям ориентироваться в мире рыночных отношений, чтобы избежать негативных последствий при принятии экономических решений.

  1.  Знакомство с учебником

Вашим основным источником экономических знаний будет служить учебник «Экономика», автор которого  Липсиц И.В.  Давайте откроем учебник и познакомимся с его структурой.

С помощью оглавления вы можете познакомиться с основными темами курса, обозначенными как главы.

- Сколько глав имеется в учебнике?

16. Значит, основных тем тоже 16. Давайте зачитаем их. (Кто-то из учащихся зачитывает названия глав). Каждая глава состоит из нескольких параграфов. Чаще всего тема урока будет совпадать с названием параграфа. Но будут и такие уроки, темы которых  не будут совпадать с названием параграфа, как например, сегодня.

А сейчас откройте учебник на с. 12. С этой страницы автор излагает материал главы 1 «Главные вопросы экономики».

С чего начинается глава?

С перечисления тех проблем, которые будут рассматриваться в данной теме. Назовите эти проблемы. (Ученики называют)

Работая с учебником, вы увидите в нем некоторые предложения, выделенные  одновременно и жирным шрифтом и курсивом. Это основные понятия экономики. Их надо обязательно записать в тетрадь и выучить. Не зная значения специфических экономических терминов, вы не сможете понять изучаемый материал.  

А теперь откройте учебник на с. 30. На этой странице подводятся основные итоги главы и  имеются вопросы для обсуждения. Ответы на вопросы требуют выражения собственной позиции и аргументации.

Для того, чтобы вам легче было понять суть экономических законов и закономерностей, в тексте используются рисунки, таблицы, графики, схемы.

Далее учитель  рассказывает о связи изучаемого материала с заданиями по ЕГЭ,  знакомит с требованиями к ведению рабочей тетради по экономике.

Для уроков экономики вам необходимы учебник «Экономика» автора Липсица И.В. и тетрадь в клетку формата А4 на 48 листов.

  1. ОБОБЩЕНИЕ и ОБСУЖДЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ)

Сегодня вы работали не в совсем традиционной форме, в составе малых групп. Мне бы хотелось услышать ваше мнение о таком способе работы на уроке.

Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы?

С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их

преодолеть?

В ходе ответов на первый вопрос учитель совместно с учащимися отмечает достоинства в

работе каждой группы и может представить общие результаты оценочной работы.

Второй вопрос позволяет обратить внимание учащихся на возникшие проблемы и совместно определить пути их преодоления.

Учитель обращает внимание на то обстоятельство, что сегодня на уроке оценивалась общая работа группы. На всех последующих подобных уроках итоговая оценка будет включать и индивидуальную работу учащихся.

Итак, что же вы узнали за урок? Используя слайд 2, на котором перечислены задачи урока, учитель пытается соотнести  ответы учащихся с поставленными задачами урока и целью:

  1. Мы узнали, что слово  «экономика» может использоваться в трех значениях
  2. Мы познакомились с некоторыми информационными ресурсами, с помощью которых можно получить официальную информацию об  экономических событиях, происходящих как в России,  так и за ее пределами.
  3. Мы попробовали разобраться в том, для чего современному человеку нужны знания экономики

  1. Д.З. (Презентация, слайд 8):

Сегодня мы использовали очень много экономических понятий.

  1.  Их надо выписать в тетрадь в ваш экономический словарь:

Экономика

Потребности,

Блага,

товар,

услуга.

Для этого надо воспользоваться текстом параграфа 1, с.с. 13-20.

5.2. Найти ответы на вопросы:

  1. Каково происхождение слова «экономика»
  2.  Какое слово в русском языке соответствует понятию экономика в его первоначальном значении?
  1. Что означает слово «экономика» сейчас?
  2. Что понимается под экономическими отношениями?
  3. Как можно отличить товар от продукции?
  4. Какое отношение к экономике имеют Гесиод,  Ксенофонт, Аристотель,  Иван Грозный?

  1.   Прочитать параграф 1 (работа с текстом  способом "инсёрт") с карандашом в руках и сделать на полях учебника пометки (Презентация, слайд 9)

 «галочкой V» пометить абзац или более крупную часть текста, содержание которого вам  известно;                                                                                                                                          

знаком «минус» — то, что противоречит  вашим представлениям, с чем вы не согласны;

 знаком «плюс» — то, что является для вас интересным и неожиданным;

«вопросительный знак» поставить, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языкаГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет). «Использование элементов технологии проблемно...

Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"

Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....

Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем....

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...