Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.
статья по физике (7 класс) по теме
В работе показаны возможные приёмы практического использования элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рысина Е.А.,
ГБОУ№233
с углублённым изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Использование технологии развития критического мышления на уроках физики.
Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет использовать данную технологию на различных этапах урока:
при изучении нового материала;
повторении и обобщении знаний.
В качестве примера можно рассмотреть следующие фрагменты уроков:
фрагмент урока по теме «Лампа накаливания, электрические нагревательные приборы» (8 класс).
Системы действий учителя и учащихся
фрагмент урока по теме «Трение в быту и технике» (7-й класс):
прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспомнить, что известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.
фрагмент урока «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» (7-й класс)
приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Существует ли диффузия в твердых телах? | Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду? |
Зависит ли скорость диффузии от температуры? | Где лучше хранить резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? |
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? | Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в чёрный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? |
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? | Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось? |
Кроме того, целесообразно использовать приём «концептуальная таблица» после изучения темы «Виды теплопередачи» (8-й класс).
Учащимся предлагается, ознакомившись с учебным материалом, самостоятельно выбрать линии и объекты для сравнения.
Линии сравнения | Теплопроводность | Конвекция | Излучение |
Приём «Сводная таблица» используется после работы с текстом на повторительно-обобщающем уроке «Кинематика материальной точки»
Линии сравнения | Прямолинейное равномерное движение | Прямолинейное неравномерное движение | Равномерное движение по окружности |
Уравнение движения | |||
Характер изменения основных кинематических величин | |||
Графики зависимости основных кинематических величин от времени |
Использование описанных выше приёмов данной технологии повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения учащихся работать с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Критического мышления» на уроках физики .
В данной презентации рассматривается технология "критического мышления" её основные цели, задачи ....
Мастер-класс на тему: использование технологии критического мышления на уроках истории.
Мастер-класс по технологии критического мышеления....
Доклад "Использование технологии развития критического мышления на уроках физики»
В публикуемом материале обозначены стратегии технологии развития критическго мышления через чтение и письмо с применением на уроках физики...
Мастер-класс «Формирование критического мышления на уроках физики для решения проблемной ситуации через эксперимент»
Важная задача, которая стоит перед учителем – не только передать знания, но и создать ситуацию при которой ученик сможет применить полученный багаж....
использование приемов технологии критического мышления на уроках физики
Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет мне ...
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Технология критического мышления на уроках физики в 9 классе
Карта может быть использована с любым УМК по данной теме...